БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ГРУППЫ

28

Глава 4. Социальная структура общества

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Основу всех общественных отношений и процессов составляет способ производства материальных благ. Он определяет не только политику, её характер и содержание, не только сущность и тип государства, но и социальную структуру общества, а так же исторические формы общ­ности людей.

Без знания социальной структуры общества нельзя сделать ни шагу в анализе тех или иных социальных процессов. Отсюда важность философско-социологического анализа понятия социальная структура общества.

4.1.Понятие социальной структуры общества.

БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ГРУППЫ.

Анализ исторического процесса, проблем социальной структуры общества требует ответа не только на вопрос, что такое социальная деятельность человека, но и что движет людьми, что побуждает их к этой деятельности. Уже Аристотель отмечал, что человечество побуждает к действию интерес.

Интерес — это реальная причина социального действия, людей, социальных групп и классов. Поскольку интересы осознаются, они выступают в качестве идеаль­ных побудительных сил целенаправленной теоретической и практической деятельности людей.

Деятельность людей осуществляется в рамках больших и малых групп людей, на основе которых и формируется социальная структура общест­ва. Авторы учебного пособия «Философия» (под ред. Н.И.Жукова) к числу больших социальных групп относят: исторические общности людей (род, племя, народность, нация), население городов и деревень, работников физического и умственного труда, классы и общественные прослойки, коллективы людей (производственные, профессиональные, спор­тивные и др.), семью.

Совокупность этих устойчивых социальных общностей людей, взаи­модействующих между собой и образуют социальную структуру общества, а отношения этих общностей — социальные отношения.

В современной отечественной и западной философии деление общества на определенные социальные группы осуществляется в рамках, так назы­ваемых страт. Отсюда и концепция стратификации (Нейл Смейзер — социолог США).

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет ... в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействия и взаимопонимания. Человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Поэтому изучение человека – дело нескольких ...

Основатели теории социальной стратификации (от лат. stratum – слой и facere — делать) Вебер, Парсонс и др. Стратификация — порядок, согласно которому неравенство, по-видимому, с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества.

Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на группы в иерархическом ранге в соответствии с их правами, привилегиями, влиянием среди членов того или иного сообщества.

Согласно теории социальной стратификации, общество делится на социальные слои (страты).

За основу деления принимаются различные признаки: экономические, политические, биологические, расовые, религиозные и др. Так, Парсонс (1902 – 1979 гг.) в качестве универсальных признаков социального слоя выделял: качества человека; исполнение им определенной роли в обществе; владение материальными и духовными ценностями и т.д. Позже в качестве признаков слоя выделяются: уровень дохода и жизни; профессия, жилье, образование. В соответствии с изменением этих признаков (осей) человек перемещается из одного социального слоя в другой (концепция социальной мобильности).

Грядовой Д.И. выделяет следующие формы стратификации:

Рабство – деление людей на свободных людей (в полном смысле слова) и на людей-вещей (рабов).

Сословия – социальные группы, статус которых закреплён обычаем, религией, правом или принадлежностью к тому или иному классу.

Касты – обособленные общественные группы, члены которых связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которым является наследственной.

Классы – группы людей, из которых одна может присваивать труд другой. Благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства.

Момджян К.Х. в учебнике «Введение в социальную философию» в качестве критерия для выделения больших групп в обществе — называет имущественный показатель, т.е. размеры той доли общественного богатства, которой располагают люди. На основании этого показателя, он подразделяет общество на страты, образованные богатыми и бедными людьми, людьми среднего достатка. Так, по его мнению, в состав высшей экономической страты, могут входить удачливые бизнесмены, высокооплачиваемые специалисты, работающие по найму (крупные менеджеры, звезды шоу-бизнеса), преступные авторитеты, сколотившие деньги на торговле наркотиками, коррумпированные чиновники, даже отдельные люди с улицы, выигравшие огромные состояния в лотерею. Такие группы людей могут организовать определенные объединения с общими интересами, целями. Но едва ли они способны объединиться в организацию с единой скоординированной деятельностью.

Иначе дело обстоит с различными экономическими группами, име­нуемыми социальными классами, и которые являются основой для фор­мирования социальной структуры общества.

В качестве исходных методологических посылок при определении

22 стр., 10933 слов

Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления

... основе биологической природы приобретать природу социальную. Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и ... Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит биологической и духовной ...

социальной структуры общества, философия выдвигает следующие положения:

— любая социальная градация общества определяется способом производства материальных благ;

— социальная структура общества — это не только состав социальных общностей людей, но, это — главным образом, связи между ними, характер отношений между людьми, который обусловлен внешним фактором (способом производства).

В научной литературе предлагаются различные подходы к определению социальной структуры общества.

В.И. Гидиринский дает следующее определение социальной структуры общества — это совокупность определенных социальных общностей людей (и социальных групп внутри них), функционирующая и раз­бивающаяся как система определенных общественных отношений между ними, определяемых конкретным способом производства.

В.А.Волошин, В.Г.Татаринцев, А.М.Филиппенко характеризуют социальную структуру общества, как целостную совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии: этническая структура, демографическая структура, поселенческая структура, классовая структура, профессионально-образовательная структура.

Социальная структура общества — это совокупность классов, общественных слоев и групп, система их взаимоотношений.

Важным элементом социальной структуры общества является народ. В общественной науке категорией «народ» может обозначаться и все население страны, и та или иная этническая группа. В учебном пособии речь идет о народе как социальной общности.

Следует подчеркнуть, что общественное производство выступает основополагающим фактором, интегрирующим социальную общность – народ. Совместная деятельность людей, которая носит общественный характер, вырабатывает общее отношение к жизни, к созиданию, общие ценности, традиции и т.д., и цементируют такую социальную общность, как народ.

Другим конституирующим фактором народа выступает роль в исторически прогрессивных преобразованиях. Исторический процесс имеет ярко выраженную прогрессивную направленность. Народ как социальная общность, которая объективно заинтересована в этих преобразованиях, реально вносит наибольший вклад в их проведение в жизнь, преодолевая сопротивление реакционных сил.

Можно поставить вопрос о том, принадлежит ли территория к числу объективных факторов сплачивания народа как общности. Действительно, территория является естественной предпосылкой в любой существующей и функционирующей социальной общности, так как общностей вне конкретных территорий вообще нет и не может быть. В полной мере сказанное относится и к народу. Но быть объективной, естественной предпосылкой, средой народа как общности еще не значит выступать фактором, характерной чертой этой общности. Территория, по мнению В.С.Барулина, не выступает в качестве именно специфической черты, она не позволяет отделить народ от «не-народа». Поэтому в число факторов, черт народа как социальной общности территория не входит.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения. Социальное - ... законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий. Согласно ...

Рассмотрев объективные факторы складывания народа как общности, следует остановиться на вопросе о том, имеют ли факторы субъективно-сознательного порядка какое-либо значение в складывании народа как общности, можно ли эти факторы (социально-психологические характеристики, духовная культура и т.д.) – считать одними из признаков народа.

Найти однозначный ответ на этот вопрос в специальной и учебной литературе трудно. В учебных пособиях при общем справедливом подчеркивании объективных, прежде всего материально-производственных, факторов народа относительно мало внимания обращается на духовные факторы складывания народа как общности. В то же время имеются исследования по общественному сознанию, где выделяются особенности сознания, присущие народу как общности. В частности, А.К.Уледов в книге «Духовная жизнь общества» выделяет следующие отличительные признаки сознания народа от сознания других социальных субъектов: во-первых, оно более полно и глубоко выражает сознание общества и, во-вторых, включает в свое содержание передовые идеи и взгляды своего времени, выдающиеся ценности духовной культуры.

По нашему мнению, поскольку народ представляет собой определенную социальную общность, т.е. связь, объединение, союз людей, то он не только может складываться на основе определенных субъективно-сознательных факторов, включать их в себя, но не может не складываться на их основе, не может не включать их в себя как свои существенные признаки.

Народ как социальная общность сплачивается, функционирует на основе определенных духовных факторов. К числу их относят гордость, достоинство человека, чувство солидарности со всеми людьми труда, ненависть к паразитизму, ко всему косному, отжившему, веру в исторический прогресс, лучшее будущее и т.д. К числу этих факторов можно отнести и определенные традиции, характерные для образа жизни масс, определенные нравственные ценности. Эти черты присущи народам всех стран.

На основе действия выделенных выше факторов складывается такая социальная общность, как народ.

Народ – это объединение, союз людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в социальный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика.

Наряду с той интерпретацией народа как общности, которая предложена выше, возрастает значение изучения народа и в несколько ином контексте. Речь идет о таком социальном явлении, как народ страны.

Под народом страны В.С.Барулин понимает такую общность людей, которую объединяют не просто и не только совместные труд, вклад в прогресс, духовно-психологический облик, но и общее проживание, общая жизнедеятельность в рамках определенной страны. Иначе говоря, народ страны – это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе определенного исторического отрезка времени.

Народ страны – это не внешнее обозначение всего населения общества, а вполне качественно определенная социальная реальность. Так, очевидно, что народ Франции, США, России, Италии, Китая и т.д. – это определенные и весьма сложные социальные организмы, с которыми необходимо считаться как с определенными реальностями.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных друг относительно друга социальных групп, которые, занимают разные места в системе социальных неравенств по основным социальным критериям: власти, собственности, доходу, престижу, связаны политическими, экономическими и культурными отношениями, являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества, и прежде всего, — его экономики.

В обществе выделяют следующие социальные структуры:

Социально – классовые: рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий и фирм.

Социально – этнические: нации, народности, национальные, этнические, этнографические группы.

Социально – профессиональные: работники конкретных профессий, умственного и физического труда.

Социально – демографические: мужчины, женщины, дети, молодёжь, престарелые граждане.

Социально – территориальные: граждане, жители штата, кантона, республики, региона, населённого пункта.

Социально – производственные: работники определённых отраслей производства, трудовые коллективы, арендаторы, фермеры, брокеры и др.

По характеру и уровню образования: не имеющие образования, имеющие образование начальное, среднее, высшее, гуманитарное, техническое и др.

По уровню доходов: живущие за чертой прожиточного минимума, имеющие средние, высокие доходы.

Критериями, характеризующими социальную структуру общества

являются:

— из каких классов, слоев, групп состоит данное общество;

— каковы основания дифференциации населения в данном обществе;

— каковы социальные расстояния (дистанции) отделяющие в данном обществе одни социальные группы от других;

— как упорядочены относительно друг друга группы, образующие общество;

— какими социальными взаимоотношениями связаны группы;

— какова социальная мобильность в данном обществе;

— как воспроизводится данная структура: какие группы держат в своих руках воспроизводство, кто и что воспроизводит;

— какова функция социальной структуры в обществе, на какие цели она ориентирована, чьи именно эти цели;

— какова динамика в этой структуре: в каком направлении она меняется, каково взаимоотношение числа групп, как изменяется качество отдельных групп, как меняются социальные связи групп, каково изменение ролей групп и самой социальной системы общества в целом.

8 стр., 3523 слов

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

... объективного идеализма 3) рационализма 4) теизма 9. Как определяла античная философия сущность человека? 1) человек – существо чувственно-эмоциональное 2) животное разумное 3) существо моральное 4) ... учение является объективным идеализмом? 1) учение, берущее за первооснову сознание конкретного человека 2) объективную реальность 3) сверхъестественный разум 7. Что является определяющим для ...

— каковы механизмы, управляющие динамикой социальной структуры: изменяется она естественноисторическим путем или под воздействием государства, управленческих акций, каковы эти управленческие акции, кто формирует управленческие кадры и т.д.

В социальной философии признано деление общества на макро- и микросоциальную структуры. В рамках конкретно-социологических исследований особенно интенсивно изучаются элементы микросоциальной структуры.

Малая социальная группа представляет собой малочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом, включающем в себя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Малые группы отличаются большим разнообразием конкретного содержания и своих форм. Это трудовые ячейки в области материального и духовного производства, семьи, учебные коллективы, воинские подразделения, объединения в общественной инфраструктуре управления общества.

При всем своеобразии, отличительных характеристиках малых социальных групп, им присущи общие черты.

Первая из них – детерминированность этих групп материально-производственными факторами.

Вторая важнейшая черта малых групп – исключительно большая роль субъективно-сознательных факторов в их складывании, развитии и функционировании.

Третья черта малых групп заключается в особой взаимосвязи объективных и субъективных, материальных и идеальных факторов этих групп. Если при рассмотрении больших групп эти факторы относительно четко разводятся, то в малых социальных группах разъять их по существу невозможно. Именно здесь нагляднее, чем в макросоциологической области, прослеживается живая комплексность, переплетенность всех факторов общности.

Поскольку в обществе существует огромное число малых социальных групп, поскольку каждая из них конституируется как отдельная качественная ячейка, постольку складывается и сложнейшая сеть отношений этих групп, переплетающихся, взаимопронизывающих друг друга. Совокупность этих микроотношений составляет важную черту общественных отношений в целом.

В структуре общества выделяют социальные общности людей, которые складываются:

а) стихийно (большие социальные группы: классы, нации и др.);

б) формируются сознательно (семья, коллектив).

Социальная структура общества предполагает не только вычленение общнос­тей людей и их взаимосвязь, но и вычленение внутреннего строения этих общностей. Между социальными общностями существуют взаимосвязи, взаимоот­ношения и взаимодействия: материальные, политические, идеологические и др.

В социальной структуре общества выделяют еще сословия и касты.

Сословие – группа людей, связанных общностью нравов, обычаев и претендующая на официальное признание определенным способом.

К сословиям относятся духовенство, дворянство, купечество, мещанство. Сословия и ныне существуют (правда, в весьма ослабленной форме) у некоторых групп людей, например, в мире ученых, офицеров, юристов, врачей, артистов и др.

Касты – (от лат. castus — чистый), представляют собой замкнутые группы людей, выполняющие специфические, передающиеся по наследству, функции (брахман, кшатрий, шудра – в Индии, самурай – в Японии).

6 стр., 2859 слов

Психологические особенности социальных классов

... Маркса использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера ... деятельности данного общества. Обычно представители этого класса ведут жестокую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуации в обществе. 3.Высший – средний класс включает в ...

Отдельные признаки кастового деления имелись также в общественном строе Египта, Ирана, Китая, но наиболее полное развитие система каст получила в Индии.

Древнеиндийская философия усматривала основание для кастового деления в том, что общество – это сложный организм с различными функциями, которые и должны выполнять различные касты. Кастовая система была построена так, чтобы смена поколений служила цели «выведения пород людей» разного общественного назначения.

В Индии и поныне существует до 350 каст и подкаст, которые оказали существенное влияние на формирование классов в индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии – выходцы из торгово-ростовщических касс; верхние слои крестьянства, чиновничества и интеллигенции – из военно-земледельческих и брахманских каст. «Неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования сельскохозяйственных рабочих.

4.2. Классы и нации

Появление классов является объективной закономерностью развития человеческого общества. Классы возникли как результат развития спо­соба производства, появления частной собственности.

Предпосылки возникновения классов:

1. Общественное разделение труда (основа);

2. Развитие производительных сил;

3. Появление прибавочного продукта;

4. Возникновение частной собственности на средства производства.

В результате совершенствования орудий труда, повышения производи­тельности труда, появляется избыток продуктов, который начинается скапливаться в руках отдельных лиц. Происходит расслоение общества: одни богатеют, другие идут к ним в услужение (рабство).

Это — объективные причины формирования классов.

Но в процессе формирования классов присутствуют и субъективнее причины. С появлением избытков продуктов появились и определенные группы людей общества, которых в начале избирали (жрецы, старейшины), но затем власть постепенно начала передаваться по наследству или браться этими людьми силой. Именно субъективными факторами объясняется появление дан­ной группы людей: их алчности, их желание и стремление к наживе.

Классы формировались и в дальнейшей истории человеческого общест­ва. В каждую эпоху формировались и свои классы. Этот процесс определяется в литературе как вторичный генезис формирования классов.

В чем же сущность классов?

В.Ленин в работе «Великий почин» дает определение классов, выделяет их признаки, носящие общесоциологический характер.

Классы — большие группы людей, различающиеся по их месту в истори­чески определенной системе общественного производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Данное понимание классов является общесоциологическим. Оно сохра­няет свое методологическое значение и указывает на прямую связь функционирования и развития классов с опреде­ленным способом производства, не позволяет искать причины возникновения классов в других сферах, кроме материального производства, указывает на необходимость анализа любых общественных явле­ний с позиций определенных слоев общества (т.е.: кому это выгодно).

20 стр., 9869 слов

Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы ...

... жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.[1] Этническая общность. Этнос. Народ. Нация Этническая общность — это группа людей, которые ... Такой подход несколько расходится с тем подходом к про­блеме развития исторических общностей людей, согласно кото­рому первобытно-общинные племена развивались в народно­сти, а ...

Здесь выделены 4 основные признаки классов. Классы различаются по:

  1. месту в общественном производстве;
  2. отношению к средствам производства (по форме собственности);
  3. их роли в общественной организации труда;
  4. размерам и способам получения доходов.

Следует говорить и о вторичных признаках классов: характер воспроизводства рабочей силы, их интересы, образование, различия по условиям производства, различия их психологии и идеологии, условия их жизни, культура.

Данные признаки важно учитывать, характеризуя сегодня различные слои Российского общества, выделяя между различными социальными слоями по их образу жизни, сумме и способу получения доходов, уровню и степени их духовной зрелости и т.д.

В социальной структуре общества различают основные, неосновные и переходные классы.

Основные классы, существование которых обусловлено господствую­щим способом производства. Своими взаимоотношениями (борьбой и сотрудничеством) они выражают основное противоречие, сущность данного способа производства. Такими классами являются: рабовладельцы и рабы; феодалы и крепостные крестьяне; буржуа и рабочие. В современных условиях в России формируется новый класс предпринимателей.

Неосновные классы, существование которых связано с наличием в данном способе производства остатков прошлого или зачатков нового способа производства. Например, крестьянство в условиях капитализма.

Переходные классы, которые зарождаются в предшествующем способе производства и продолжают существовать в настоящем.

Отношения между классами (противоречия между ними) представляют собой целостную систему, внутри которой можно выделить:

— отношения по поводу собственности на средства производства в процессе непосредственного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

— отношения по поводу государственной власти и государственного управления;

— отношения по поводу правопорядка;

— отношения в связи с реализацией нравственных норм;

— отношения по поводу создания и потребления духовных ценностей.

В обществе есть отдельные группы людей, которые не могут быть отнесены ни к одному существующему классу. Эта группа людей сос­тавляет общественную прослойку – интеллигенцию.

Интеллигенция – многослойная общность людей, профессионально занимающиеся главным образом умственным, по преимуществу сложным, творческим трудом в различных областях общественной жизни.

Интеллигенция является одновременно и профессиональной, и образовательной общностью. Она трудится в материальном производстве, науке, ис­кусстве, управлении, образовании, военном деле. В силу образовательного уровня именно в интеллигенции сосредоточен основной интеллектуальный потенциал общества.

25 стр., 12248 слов

Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы

... политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции). Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это ... внимание проблеме дисфункций. Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей. Недостатки теории Парсонс недооценивал роль конфликтов, он их исключал; ...

Социальная эволюция последних десятилетий отмечена развитием различного типа маргинальных групп.

Маргинальная группа — это объединения людей, находящихся на краю социальной структуры, в силу ряда причин не сумевших адаптироваться к доминирующим социальным общностям.

Бедность, безработица составляют благодатную среду маргинальных общностей. Для маргинальных личностей характерны одиночество, утрата социальных связей, склонность к девиантному поведению, проявление пассивности или, напротив, агрессивность, определенная аморальность, дискомфортность.

Классы как социальная общность

В социальной философии исходным для понимания сущности классов является определенное их выведение из материального производства, понимание материального производства в качестве важнейшего фактора конституирования классов.

Известный отечественный специалист в области социальной философии профессор В.С.Барулин в своих работах уделил серьезное внимание социально-философскому анализу марксистско-ленинской концепции классов и ее противоречий. Суть концепции:

1. Классы и классовые отношения являются социальной основой всей жизни общества.

2. Классы и классовые отношения выступают основой всех других социаль­ных общностей. В развитии классов усматривается ключ решения всех социальных проблем.

3. Отношения классов рассматриваются преимущественно в духе противос­тояния, антагонизма, борьбы. При этом в центр ставится борьба трудящихся и господствующих классов.

4. Из признания классового антагонизма как социальной основы общества, выводилась характеристика социального устройства, базируясь на идее господства определенного класса, или его диктатуры.

5. Анализ капитализма и социальных перспектив развития общества выдви­гал на первый план пролетариат, как ведущей социальной силы, включая установление его диктатуры в новом обществе.

Конечно, марксистская концепция классов содержит в себе много рационального. В то же время налицо явная абсолютизация роли классов, их отношений. Все это привело к крупные перекосам в социально-филосо­фской картине общественного развития.

Эти перекосы:

а) Далеко не всегда деление на классы есть «основной фактор общественного развития.

В классовом (в том числе и антагонистическом) обществе нередко определяющую роль играли другие социальные общности и отношения. История XX века убедительно показала, что имеется множество случаев, когда по глубоким политическим вопросам «группировка», объедине­ние идет прежде всего «по нациям», а не по классам.

б) Нельзя также согласиться и с абсолютизацией момента борьбы, антагонизма в отношениях классов.

в) Идея господства, диктатуры того или иного класса так же далеко не бесспорна. Цель общественной жизни — не господство одного класса, а консен­сус, союз классов, оптимальный баланс всех классовых сил.

XX век внес существенные изменения в классовые структуры и отношения. В.С.Барулин отмечает три основных изменения.

1. Начиная с ХIХ в. и особенно в XX в. происходил процесс ослабления действия основных классовых признаков: увеличивается заработная плата наемных работников, устанавливается ее минимум, развиваются социальные гарантии труда.

2. XX в. развил человека как лично независимого субъекта. Личность ориентируется на собственную экономическую и профессиональную основу, возросла значимость её индивидуальных качеств и способностей.

3. Важной особенностью социального развития прошлого века является рост средних слоев общества, усложняется и дифференцируется общественная жизнь, меняется положение человека, растет общее благосостояние людей, расширяется зона частной собственности.

В состав средних слоев входят мелкие частные собственники, интеллигенция, служащие сферы производства, торговли, образования, медицины, туризма.

Классовая борьба

В марксистско-ленинской концепции классов, классовой борьбе трудящихся масс принадлежит основная роль в развитии антагонистических общественно-экономических формаций. Она является движущей силой развития этих формаций. Она движет общество по пути социального прогресса. Это проявляется в следующих положениях:

1. Классовая борьба активно воздействует на развитие производи­тельных сил. Введение машин было обусловлено стремлением буржуазии сломить сопротивление рабочих, выступающих против удлинения рабочего дня. В Англии, начиная с 1825 г, изобретение и применение машин было результатом войны между предпринимателями и рабочим.

2. Классовая борьба — движущая сила социально-политического прогресса антагонистического общества. Противоречие между двумя сторонами способа производства раз­решаются не автоматически, уничтожение отживших производственных отношений осуществляется классами, борющимися против господствующего класса. Только в классовой борьбе, через социальную революцию совер­шается переход от старой общественно-экономической формации к новой.

3. Классовая борьба в конечном счете выступает двигателем и духовной жизни антагонистического общества. В ходе борьбы возникают передовые политические идеи, взгляды, философские теории, эта борьба эта обогащает науку, культуру, искусство.

Классовая борьба осуществляется в различных формах.

1. Экономическая борьба.

Значение экономической борьбы нельзя приуменьшать, но нельзя и абсолютизировать. Она способствует улучшению условий труда, сокращению рабочего дня, повышению заработной платы и жизненного уровня населения.

Осуществляется экономическая борьба путем стачек и забастовок. Но надо учитывать, что порой эти забастовки негативно сказыва­ются на экономическом состоянии общества.

2. Политическая борьба.

Это высшая форма классовой борьбы. Её основное содержание – борьба за установление и упрочнение политической власти. Политическая борьба включает вопросы: достижение коренных интересов определенных классов, общеклассовая борьба за демократию, борьба за политическую власть.

3. Идеологическая борьба.

Содержание данной формы борьбы предполагает развитие и распространение классовой идеологии, активное наступление на идеологию классового противника. Данная форма классовой борьбы является важнейшей, так как без неё невозможно поднять борьбу класса от стихийного уровня к сознательному, политическому выражению интересов класса.

4. Специфическая форма классовой борьбы.

Специфической формой классовой борьбы является война. Степень остроты классовой борьбы зависит от политических задач, внутренних условий, международной обстановки и может быть самой различной: от пассивного сопротивления враждебному классу, до вооруженных классовых столкновений, гражданской войны.

Гражданская война — это вооруженная борьба между различными слоями (классами) внутри одного государства за политическую власть (Афганистан, Таджикистан, Грузия).

Это наиболее острая форма политической борьбы классов. Поэтому важно увидеть, какие силы противоборствуют в этой войне, какие цели они преследуют, как соотносятся классовые интересы с общечеловеческими интересами. Данное соотношение в значительной мере затрагивает область ми­ровой политики.

Классовая борьба в истории — это реальный факт общественной жизни, и роль её весьма значительна. Поэтому заслуга К.Маркса и его последователей, внесших значительный вклад в понимание классов, их отношений в обществе, весьма велика.

Вместе с тем, рассматривая учение о классовой борьбе в социаль­ной философии марксизма, недостаточно просто констатировать науч­ную значимость этого учения. Необходимо обратить внимание и оценить абсолютизацию классовой борьбы К.Марксом и его последователями. Так, апологетика классовой непримиримости и классовой борьбы на практике развития советского общества в СССР привела к формированию феномена классового врага.

Основные черты феномена классового врага:

1. Признается существование социального слоя, класса, которому нет места в новом советском обществе. Признается, что имеется некий класс-пережиток, чуждый класс.

2. Признается агрессивность этого класса, его враждебность к новому

обществу.

3. Признается, что представители класса – врага не могут претендовать на то же место в обществе, что и представители других классов.

4. Противостояние по отношению к классу-врагу считается делом социально-справедливым, прогрессивным, желательным для строительства нового социалистического общества.

Феномен классового врага, классовой борьбы выступал средством сплочения определенных социальных сил, средством возбуждения общественного сознания, нагнетания атмосферы и запугивания общества.

Для политической элиты данный феномен служил основанием собственного всевластия, был политико-идеологической базой игнорирования демократических принципов, нарушения законности, был удобной формой описывания собственных ошибок и просчетов.

С точки зрения партийно-тоталитарного режима этот феномен представлял большую ценность как весьма эффективный инструмент управления обществом. Без него существующий режим просто не мог бы функционировать.

Апологетика классов и классовой борьбы в социальной философии марксизма имела негативные методологические последствия, которые проявились в области теории движущих сил общества. В частности, абсолютизация классовой борьбы затушёвывала единство общест­ва как социального организма на каждом этапе общественного разви­тия. Односторонний крен в сторону классовых антагонизмов оставил в тени другие грани отношений классов. В истории непрерывно складывались формы союзов классов, слож­ные контакты классов, хотя их экономические интересы были зачастую прямо противоположны. Абсолютизация классовой борьбы затушёвывала созидательный творческий вклад каждого класса в общественное развитие.

Абсолютизация классовой борьбы закономерно приводила к выводу о неизбежности диктатуры класса вообще и диктатуры пролетариата в частности. Диктатура класса есть война, откровенное подавление и уничтожение классов.

Абсолютизация классовой борьбы в марксизме как бы сместила нравственные акценты в её оценке. Эта борьба стала рассматриваться как некое абсолютное благо, великое достоинство общества.

Между тем классовая борьба помимо своих прогрессивных пос­ледствий, несет горе, несчастье обществу. Отвлечением сил от задач созидания, признанием неразвитости общественных отношений, неспособности общества цивилизованными средст­вами решать свои проблемы, классовая борьба нередко расчищала дорогу тирании и тоталитаризму.

Реально, учение о классовой борьбе лишь один из фрагментов теории сил социальной философии, фрагмент — отнюдь не главный. Апологетика классовой борьбы все больше приходит в противоречие с реальностями социального развития ХХ века. В современном цивилизованном обществе и классы уже другие, и тем более отношения между ними кардинально изменились.

В условиях нарастания и обострения глобальных проблем, в усло­виях перемен в мире, остро встал вопрос о соотношении классовых и общечеловеческих интересов.

На первый план выдвигаются интересы сохранения мира, выживания человеческой цивилизации. Выдвигаются в качестве приоритетных инте­ресы общечеловеческие над классовыми. Это накладывает отпечаток и на внешнюю политику государства. Определены принципы политики в отношениях между государствами мирового сообщества:

— ненападение, невмешательство в отношениях между государствами

(невмешательство государств в дела друг друга);

— уважение суверенитета, территориальной целостности;

— политика конструктивного сотрудничества, взаимодействия всех государств;

— программа демократизации межгосударственных отношений;

— демилитаризация государств;

— гуманизация всей системы международных отношений (обеспечение прав человека, обмен преподавателями и студентами, развитие туризма).

Таким образом: теория классов и классовой борьбы позволяет обобщить разнообразные явления и действия отдельных лиц, сведя их к действию классов и познать закономерности исторического процесса, развития человеческой цивилизации.

Расы, этносы

В обществе существует деление людей по природным категориям. Это деление на расы.

Расы – исторически сложившиеся группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах. Выделяются большие расы – негроидная, европеоидная, монголоидная, малые расы – их более двух десятков. Ставится вопрос и о такой природной дифференциации людей, как «популяции».

Следует отметить, что социальные и природные дифференциации людей не находятся во взаимной детерминационной связи. Разделение людей по природным критериям осуществляется в силу действия природных — биологических, физиологических и т.д. – механизмов. Эти механизмы не зависят от общественных законов. Никакие природные различия не объясняют, почему в одном обществе есть одни классы, а в другом – другие, почему одни классы исчезли, а другие появились и т.д. Поэтому любые попытки выводить социальные общности, социальные типы людей из природно-биологических характеристик не имеют научного значения, более того, они реакционны, ибо ведут к расистской идеологии. Природные деления людей – лишь естественный фон их общественной жизни, не более.

Подсистемой социальной структуры общества являются этнические группы. Этносы — исторически и биологически обусловленные общности людей.

Теория формирования этносов создана Л.Н. Гумилёвым («Этногенез и биосфера Земли», 1993).

Возникновение этносов Л.Н. Гумилёв свя­зывает с пассионарным взрывом — появлением особо одаренных людей, подпитываемых энергией из космоса (пассионарии).

По этой теории этносы существуют 1200 — 1400 лет и на стадии обскурации начинают затухать, гибнут или скрещиваются с новыми этносами. В целом понятие этнос — понятие достаточно неопределенное, порой оно отождествляется с нацией и даже расой.

Объективно, по внешним биологическим признакам человеческий род делится на три большие расы: европеидную (белую), монголоидную (желтую) — составляющую ныне основное население Земли (в мире проживает более 1,5 млрд. китай­цев) и негроидную расу (чернокожие).

Исторически белая раса европейцев вырвалась вперед в культурном и техническом отношении, но в XX веке пример Японии доказывает ода­ренность и возможности монголоидной расы — решающую роль в культур­ном развитии играет не кровь и гены, а наличие благоприятных усло­вий для развития народа.

Исторические общности людей.

В современных условиях, когда философско-социологическая наука осваивает огромный социологический материал, включающий в себя бесконечное богатство и разнообразие различных общностей, значимость философско-методологического анализа социальной общности как таковой возрастает. Поэтому не случайно в последние годы в самых различных научных публикациях появляются специальные разделы, посвященные рассмотрению исторических форм социальной общности людей.

Авторы «Философского энциклопедического словаря» характеризуют общность, как совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.

Ю.В.Бромлей выделяет временные и устойчивые общности, охватывающие многие поколения людей; общности, ограниченные малыми территориями и экстерриториальные; общности с синхронным и диахронным характером взаимодействия; общности, складывающиеся объективно, помимо воли и сознания включенных в них индивидов, и общности, возникшие на базе сознательного целеполагания; общности макро- и микроуровня и т.д. Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием людей.

Основа этой связи всегда объективна. Это могут быть и тип деятельности в системе общественного разделения труда, и включенность в определенные хозяйственные связи, и общность экономических интересов, и место в производительных отношениях, и определенная территория, и другие параметры объективной общественной реальности. Именно поэтому и сами социальные общности объективны по своей природе. Они возникают и функционируют в силу действия объективных законов. Социальная общность – это объективная реальность. Она является формой общественной жизни людей, в основе её лежит определенная, исторически возникшая связь между членами, которые её составляют.

Вместе с тем основой социальной общности, в том числе и её признаками, являются и факторы духовного порядка, факторы сознания. Природа этих сознательно-духовных факторов общности весьма разнообразна. Это могут быть общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т.д.

Складываясь на основе определенных объективных и субъективных причин, социальная общность воплощается, закрепляется во многих характерных особенностях жизнедеятельности данной группы людей. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения и т.п. составляющих её людей. Социальная общность выражается и в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

По оценке В.С.Барулина, социальная общность представляет собой объективно складывающиеся в обществе качественно целостные социальные образования, включающие устойчивые связи людей, выражающиеся в единстве их объективных и субъективных характеристик, в отношении к другим общностям, в определенном единстве образа жизни, тенденций и перспектив развития.

Следует подчеркнуть, что способ производства материальных благ выступает основополагающим фактором, определяющим не только сущность и тип государства, социальную структуру общества, но и исторические формы социальной общности людей.

Историческая форма общности — есть устойчивое объединение, основан­ное на существенных экономических, родственных, территориальных, язы­ковых, культурных и других связях между людьми в процессе их обществен­ной жизни.

Экономической основой возникновения той или иной формы общности людей выступает способ производства материальных благ. Чем выше уровень развития производительных сил и производственных отношений, тем совершеннее формы общности людей.

Этнические формы общностей людей: род, племя, народность, нация, этнос, народ.

В первобытнообщинной формации основными формами общности людей были род и племя.

Род — устойчивая группа людей, объединенная кровным родством, местом поселения, коллективным трудом, общностью языка, обычаев, верований и традиций.

Род – основная ячейка первой в истории общественно-экономической формации. Это не только этническая ячейка, но и производственная, и социальная. Экономическая основа рода – общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Род носил общее родовое имя: род медведя, род цапли, род кулика и др. Счет родства велся по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Во главе рода был совет старейшин. В рамках рода заключа­лись браки, возникали семьи. Род не имел постоянной территории для проживания. Рода объединялись во фратрии (братства), а те – в племена. Усиление хозяйственно-экономических связей между родами привело к появлению племен. Распался род с возникновением классового общества.

Племя — устойчивое объединение нескольких родов.

Племя порождает и новые формы организации жизни людей: прежде всего территориальное обитание племени. Управление племенем осуществлялось жрецами, вождями, советом племени.

Родоплеменная общность способствовала развитию хозяйственной деятельности, зарождению и развитию культуры, сплочению людей, совершенствованию языка. Производственной ячейкой оставался род. Вместе с тем, кровнородственные связи ограничивали рост численности племени, затрудняли общение и развитие экономических отношений. Вытеснение родовых отношений товарными привело к распаду племен и объединению их в народности. На смену роду и племени в условиях феодального общества пришла новая историческая форма общности людей — народность.

Народность – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

В основу этой общности легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Это не просто этническая общность, а социально-этническая. На процесс формирования народности оказало воздействие общественное разделение труда, образование классов, появление государства и возникновение отношений обмена.

Формирование народности способствовало развитию производства, обмену производственным опытом и достижениями культуры, совершенствованию языка и общению между людьми.

Однако данная форма общности людей на определенном этапе ограни­чивает рост производства. В результате длительного исторического развития на смену роду, племени и народности при капитализме, на основе формирования единого рынка возникают нации. В современном обществе многие государства не являются моноэтническими и включают в свой состав представителей многих народов и являются многонациональными (Россия, Индия, США).

Нация — (от лат. natio — племя, народ) — это историческая общность людей, которая складывается на основе общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей общественной психологии, закрепленной в специфических чер­тах культуры.

Нация — более устойчивая, чем народность, общность людей, так как имеет более глубокие экономические основания.

Отношения между нациями сегодня играют исключительно важную роль в складывающейся во многих странах социальной обстановке.

В современных национальных отношениях по-прежнему наблюдаются две тенденции:

Первая — пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против национального гнета и создание национальных государств.

Вторая — развитие и укрепление отношений между нациями, ломка национальных перегородок, интегрирование в экономической, духовной жизни, в сфере политики, науки, культуры.

Этнос (от греч. ethnos — народ) – особый, возникший исторический тип социальной общности людей, представленный племенем, народностью или другими образованиями.

Народ – данный термин, в этническом смысле, употребляется для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей: племён, народностей и наций (например, русский народ, украинский народ и т.п.).

Национализм — преувеличение национальных интересов, восхваление своих национальных политических институтов власти, обычаев, традиций.

Крайняя форма национализма — шовинизм.

Шовинизм – это пренебрежение к особенностям и интересам других народов, неприязнь к этим народам, стремление уничтожить их физически.

Национальный вопрос — вопрос отношений между нациями, является одним из самых острых в современном мире. Причины межнациональных конфликтов — не в расовых различиях, или драчливости людей, а в экономическом неравенстве, эксплуатации бывших ко­лониальных народов транснациональными монополиями. Имеются и политические причины — территориальные споры, старые обиды («некомплиментарность», по Л.Н. Гумилёву), Особо остро нацио­нальный вопрос стоит на территории бывшей Югославии, Канаде, ряде стран Африки, в Индии и Пакистане – где не ре­шены этнические конфликты, доставшиеся от колониального прошлого.

Путь решения национальных противоречий — на путях демократических реформ, выработке терпимости, развитии экономики и культуры, привлечения международного сообщества (ООН) для решения острых конфликтов.

Национальные проблемы в России

Их причины:

— административно-командная система игнорировала потребности национального развития;

— ограничивалась самостоятельность республик, набирала силу тенденция к унитаризму;

— одной из серьезных причин обострения национальных проблем яви­лись массовые репрессии, переселения целых народов из мест их тра­диционного местожительства в другие республики и регионы (судьба крымских татар, чечено-ингушей);

— не всегда учитывались национальные условия и традиции, эконо­мические последствия, интересы комплексного развития территорий;

— отсутствие борьбы с национальными пережитками, возрождение феодально-барских замашек (Таджикистан);

Всё это должно быть учтено в проводимой национальной политике страны на современном этапе.

Направления осуществления национальной политики в Российской Федерации:

1. Последовательное осуществление курса на дальнейший материа­льный и духовный прогресс каждой республики и вместе с тем макси­мальное использование их потенциала для выхода страны из кризиса;

2. Развитие социальной структуры республик Российской Федерации;

3. Укрепление и углубление демократии;

4. Конкретная и целенаправленная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию народов России.

Национальные отношения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Сложность национального вопроса, межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах — выдвигает и повышенные требования к командирам по организации патриотического и интерна­ционального воспитания личного состава.

Основные направления, формы и методы работы по патриотическому и интернациональному воспитанию изложены в Директиве Министра обороны Д-43 от 6 августа 1988г. «О политической и организаторской работе по улучшению интернационального воспитания личного состава армии и флота».

Эти направления:

— глубокое разъяснение национальной политики государства, значе­ние дружбы народов Российской Федерации для укрепления обороноспособности страны;

— пропаганда героического прошлого и традиций народов России, воинов различных национальностей;

— формирование у военнослужащих патриотических и интернациона­льных убеждений, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

— обеспечение наиболее рационального распределения воинов различных национальностей по подразделениям;

— недопущение оскорблений национальных достоинств военнослужа­щих;

— обеспечение принципа равного уставного подхода ко всему лич­ному составу;

— пресечение попыток националистических высказываний;

— изучение и учет национальных особенностей и традиций воинов различных национальностей;

— постоянное изучение социально-психологических явлений и про­цессов в воинских коллективах, взаимных оценок, симпатий и анти­патий.

Таким образом, национальные отношения являются важной и сложной сферой общественной жизни.

Утверждение правильных национальных отношений, укрепление единства и дружбы наций, способствуют общественному прогрессу, выступают важным фактором укрепления Вооруженных Сил России.