ВВЕДЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ . . РАЗДЕЛ I Требования к выполнению контрольной работы . РАЗДЕЛ II

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….…………….
РАЗДЕЛ I Требования к выполнению контрольной работы ……………………….  
РАЗДЕЛ II Содержание заданий контрольной работы ………………………………  
Варианты контрольных работ по нейрофизиологии …………………..
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ……………..
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ …………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный перечень научных изданий, которыми можно воспользоваться для написания аннотации ……………….…….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Требования к написанию аннотации ………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Семантический ряд вопросов-суждений …………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Титульный лист контрольной работы ………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Пример оформления библиографического списка к контрольной работе …………………………………………….………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Нейрофизиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин данного направления подготовки. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, при этом доля самостоятельной работы составляет 58 часов всей учебной нагрузки.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знания основ и принципиальных закономерностей деятельности высших отделов центральной нервной системы, позволяющих психологу материализовать проявления психофункций человека, раскрыть сущность проблемы индивидуально и определить оптимальный вариант коррекции измененной психофункции, предотвращения развития стрессовых ситуаций и развития патологических отражений в деятельности психических и соматических функций, умения оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, выделять основные проявления высшей нервной деятельности, объяснять закономерности формирования и регуляции поведения человека с точки зрения морфофункционального состояния и развития, выделять патогенетические механизмы формирования патологий высшей нервной деятельности, предвидеть возможные варианты проявления нарушения высшей нервной деятельности; навыки владения основными методиками определения типа высшей нервной деятельности и темперамента, методиками определения объема внимания, методикой определения функциональной асимметрии мозга, приемами выполнения ряда работ (опытов) и защиты протокола проведенного исследования.

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: основ и принципиальных закономерностей деятельности высших отделов центральной нервной системы, позволяющих психологу материализовать проявления психофункций человека, сущности проблемы и определения оптимального варианта коррекции измененной психофункции, предотвращения развития стрессовых ситуаций и развития патологических отражений в деятельности психических и соматических функций.

— умения теоретические: определять роль нейрофизиологии для своей будущей профессиональной деятельности, устанавливать закономерности материального строения, организации и функционирования мозга, закономерности восприятия, переработки, кодирования и анализа воспринимаемых сигналов внешнего мира, определять сущность методик обследования, их диагностическую значимость и прогностические возможности для консультативной практики психолога.

— умения практические: оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, объяснять информационную ценность изученных констант, выделять основные проявления высшей нервной деятельности, объяснять закономерности формирования и регуляции поведения человека с точки зрения морфофункционального состояния и развития, выделять патогенетические механизмы формирования патологий высшей нервной деятельности, предвидеть возможные варианты проявления нарушения высшей нервной деятельности.

— навыки: владеть основными методиками определения типа высшей нервной деятельности и темперамента, методиками определения объема внимания, методикой определения функциональной асимметрии мозга, приемами выполнения ряда работ (опытов) и защиты протокола проведенного исследования.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

общекультурных:

ОК-2 понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

ОК-3 владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-9 проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.

Основной формой представления и реализации своих компетенций в области психологии у студентов заочной формы обучения является контрольная работа.

Контрольная работа является базовой формой самостоятельной работы студентов.

Требования к выполнению контрольной работы и задания к ней представлены соответственно в разделах I и II.

Кроме того, студентам предложен примерный список вопросов для подготовки к зачету и список литературы, рекомендуемый для подготовки по нейрофизиологии.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа по нейрофизиологии составлена с учетом специфики дисциплины и особенностей ее изучения студентами заочной формы обучения.

Общие требования для выполнения контрольной работы:

1) контрольная работа должна быть своевременно выполнена и сдана на проверку за месяц до начала сессии. Наличие контрольной работы и правильное ее выполнение в соответствии с требованиями является необходимым условием допуска к зачету.

2) оформление контрольной работы в зависимости от особенностей предложенных заданий и содержания дисциплины должно быть единообразным;

3) текст контрольной работы оформляется на стандартном листе формата А4 с полями: верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм, левое –30 мм, правое — 20 мм. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть 15 мм.;

4) параметры оформления: шрифт – № 14 Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный, красная строка – 1,25 мм. Обязательно выравнивание текста по ширине;

5) нумерация страниц проставляется вверху в середине по центру, первой страницей является титульный лист (на титульном листе страница не отображается).

Стандартной является форма титульного листа, ее вариант приведен в приложении 4;

6) после титульного листа идет содержание, где указывается вся структура работы с названиями заданий (глав или пунктов и т.п.), а также с указанием страниц, на которых они начинаются;

7) в конце контрольной работы приводится библиографический список в алфавитном порядке по фамилии первого автора, с соблюдением всех библиографических правил. Приводится только та литература, на основе которой была сделана контрольная работа (приложение 5);

8) контрольная работа может быть выполнена как в печатном, так и в письменном виде на листах формата А4, но в любом случае требования к содержанию титульного листа, содержанию контрольной работы, полям, отступам, правильности оформления литературы, аккуратности, последовательности, точности ее выполнения сохраняются.

Таким образом, контрольная работа по нейрофизиологии должна содержать: титульный лист (приложение 4), содержание, основную часть, где изложена работа с заданиями, библиографический список источников (приложение 5).

В данной контрольной работе не пишется введение и заключение, так как контрольная работа состоит из нескольких самостоятельных блоков.

В самой работе начало каждого задания сопровождается только обозначением его нумерации. Не следует переписывать содержание заданий, обозначенное в варианте контрольной работы.

Контрольная работа по нейрофизиологии представлена в десяти вариантах, каждый из которых содержит три блока, которые необходимо выполнить каждому студенту.

В целом в контрольной работе по нейрофизиологии представлены следующие типы заданий: короткие ответы на основные вопросы в соответствии с тематикой разделов, составление аннотации по заданной тематике, определение заданных понятий по нейрофизиологии и составление к каждому из них вопросов-суждений.

Варианты контрольных работ представлены ниже. Номер варианта контрольной работы определяется исходя из последней цифры номера зачетной книжки студента. В особых случаях номер контрольной работы может быть изменен по согласованию с преподавателем.

 

Раздел II. Контрольная работа по нейрофизиологии состоит из трех блоков, каждый из которых оценивается самостоятельно

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа по нейрофизиологии состоит из трех блоков, каждый из которых оценивается самостоятельно.

Первый блок представлен короткими вопросами, включающими основные разделы дисциплины. Ответы должны включать короткое, но содержательное наполнение (не более 1½ напечатанного листа).

(44 БАЛЛА)

Второй блок контрольной работы представлен пятью аннотациями научных статей по современной научной проблематике в области нейрофизиологии человека. В приложении 1 Вам предложен примерный перечень научных изданий, которыми Вы можете воспользоваться при составлении аннотаций. Основные требования и рекомендации, на основании которых будет составлена аннотация, находятся в приложении 2. Обращаю Ваше внимание на то, что аннотация кардинально отличается от реферата! (25 БАЛЛОВ)

Третий блок контрольной работы содержит определение заданных понятий по нейрофизиологии и составление к каждому из них вопросов-суждений, семантический ряд которых представлен в приложении 3. (18 БАЛЛОВ)

Для того чтобы Ваша контрольная работа была зачтена необходимо набрать 62 балла, при этом выполнение всех компонентов контрольной работыявляется обязательным!Студенты, не набравшие нужного количества баллов по контрольной работе, дорабатывают учебный материал до зачетного количества баллов.

 

 

ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УСПЕХОВ В ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ!

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ

ВАРИАНТ 1

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Зачем психологу нужно знать физиологию головного мозга человека?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Какие отделы головного мозга образуются из заднего мозгового пузыря?

Физиология нервной клетки

Каковы фазовые изменения, характерные для возбудимых тканей

Возбуждение и торможение в центральной нервной системе

Опишите механизм возбуждения рецепторов

Физиология нервного волокна

Перечислите виды синапсов.

Соматические и вегетативные нервные системы

Каковы основные функции парасимпатической нервной системы

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

Роль отделов ЦНС в деятельности симпатической нервной системы.

Физиология дыхания

В чем суть внешнего дыхания?

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

Объясните механизм нервной и гуморальной регуляции функций.

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения

Какие элементы центральной нервной системы сигнализируют о пищевой потребности?

Контроль водного баланса в организме

К каким изменениям в организме приводит вынужденное ограничение воды?

 

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

1. Аксон

2. Гипоталамус

3. Мембрана постсинаптическая

 

ВАРИАНТ 2

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Каковы современные методы исследования физиологии головного мозга?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Как эволюционно развивалась нервная система?

Физиология нервной клетки

Какова функция глиальных клеток?

Возбуждение и торможение в центральной нервной системе

Классификация сенсорных рецепторов.

Физиология нервного волокна

Перечислите отличия тормозных синапсов от возбуждающих.

Соматические и вегетативные нервные системы

Какую роль играют ядра гипоталамуса по отношению к вегетативной нервной системе?

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

Какое участие в реализации механизма боли принимает спинной мозг?

Физиология дыхания

В чем проявляется синдром внезапной смерти вследствие остановки дыхания?

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

В чем заключается феномен гомеостаза?

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

Как осуществляется взаимодействие центров голода и насыщения?

Контроль водного баланса в организме

К чему приводит снижение осмолярности внутренней среды?

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

Микротрубочки аксонов

2. Мембрана плазматическая

Мотонейроны

 

ВАРИАНТ 3

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

В каких направлениях проводились эксперименты по изучению памяти?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Какие отделы головного мозга образуются из переднего мозгового пузыря?

Физиология нервной клетки

Охарактеризуйте свойство нервной ткани – раздражимость.

Возбуждение и торможение в центральной нервной системе

Перечислите свойства рецепторов.

Физиология нервного волокна

Опишите свойства нервных волокон

Соматические и вегетативные нервные системы

Роль отделов ЦНС в деятельности симпатической нервной системы

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

В чем суть деятельности нейронных опиатных структур?

Физиология дыхания

Каковы межнейронные взаимодействия в бульбарном отделе дыхательного центра?

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

Перечислите основные принципы регуляции физиологических функций

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

В чем заключается нейрогуморальный механизм ощущения голода?

Контроль водного баланса в организме

Перечислите биологически активные вещества, вызывающие питьевую мотивацию.

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

Насос натриевый

Нейроны контактные

3. Цепи нервные

 

 

ВАРИАНТ 4

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Чем оправданы исследования на нервной системе животных?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Как называются три мозговых пузыря на ранних этапах развития головного мозга и как они формируются?

Физиология нервной клетки

Назовите основные органеллы нервных клеток.

Возбуждение и торможение в центральной нервной системе

Что такое сенсорные рецепторы?

Физиология нервного волокна

По каким признакам классифицируются нервные волокна?

Соматические и вегетативные нервные системы

Каковы основные функции парасимпатической нервной системы?

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

При каких условиях возникает боль?

Физиология дыхания

Назовите отделы ЦНС, участвующие в регуляции деятельности бульбарного отдела дыхательного центра.

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

В чем заключается единство нервной и гуморальной регуляции?

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

Какие теории объясняют пищевую потребность?

Контроль водного баланса в организме

К каким изменениям в организме приводит вынужденное ограничение воды?

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

1. Эндоплазматический ретикулум

2. Синапс

3. Варолиев мост

ВАРИАНТ 5

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Опишите роль синтеза белков в формировании памяти.

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Перечислите виды нервной системы, сложившиеся эволюционно.

Физиология нервной клетки

Перечислите условия, необходимые для возникновения состояния возбуждения в нервных клетках.

Возбуждение и торможение в центральной нервной системе

Опишите механизм возбуждения рецепторов.

Физиология нервного волокна

Опишите свойства нервных волокон.

Соматические и вегетативные нервные системы

Каковы основные функции парасимпатической нервной системы?

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

Какие отделы нервной системы задействованы в развитии болевой реакции?

Физиология дыхания

Опишите функции дыхательного центра.

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

Объясните механизм нервной регуляции функций.

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

Как проявляются эмоциональные ощущения голода и насыщения?

Контроль водного баланса в организме

Какие рецепторы участвуют в регуляции осмотического давления жидкости в организме.

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

1. Белки мембранные

2. Гипоталамус

Задний рог

 

ВАРИАНТ 6

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Какие исследования И.П.Павлова стали теоретическим фундаментом для изучения основ психики?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Как называются пять мозговых пузырей на ранних этапах развития головного мозга и что они представляют?.

Физиология нервной клетки

Какие отростки имеет нейрон?

Соматические и вегетативные нервные системы

Опишите основные механизмы метасимпатической нервной системы.

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

Какие антиноцицептивные системы участвуют в подавлении боли?

Физиология дыхания

Опишите механизм гипоксии.

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

Объясните механизм гуморальной регуляции функций.

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

За счет каких факторов осуществляется эндогенное питание?

Контроль водного баланса в организме

Опишите механизмы регуляции содержания воды в крови.

Регуляция полового поведения. Половая дифференцировка мозга. Закономерности половой дифференцировки в онтогенезе

Закономерности половой дифференцировки в онтогенезе.

Контроль водного баланса в организме

К каким изменениям в организме приводит вынужденное ограничение воды?

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

 

1. Кора головного мозга

2. Нервы сенсорные

3. Питьевая мотивация

ВАРИАНТ 7

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Какова роль отдельных структур мозга в формировании памяти?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Какие отделы головного мозга образуются из заднего мозгового пузыря?

Физиология нервной клетки

В чем суть явления калиево-натриевого насоса?

Функции лимбической системы мозга.

Какие структуры ЦНС составляют понятие «лимбическая система»?

Физиология нервного волокна

Каковы особенности проведения импульсов в нервном волокне?

Регуляция полового поведения. Половая дифференцировка мозга.

Нервный контроль сексуального поведения

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

Какие виды боли вы знаете?

Физиология дыхания

На чем основывается регуляция дыхания в состояния покоя?

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

Какие биологически активные вещества участвуют в гуморальной регуляции?

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

В чем заключается нейрогуморальный механизм ощущения голода?

Терморегуляция

Назовите места локализации центров теплообразования и теплоотдачи.

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

 

1. Рефлекс

Эпиневрий

Синапс аксодендритный

 

ВАРИАНТ 8

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Зачем психологу нужно знать физиологию головного мозга человека?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Как эволюционно развивалась нервная система?

Физиология нервной клетки

Опишите стадии парабиоза.

Функции лимбической системы мозга.

Как изменяется механизм условных рефлексов при поражении лимбической системы?

Физиология нервного волокна

Перечислите отличия тормозных синапсов от возбуждающих.

Регуляция полового поведения. Половая дифференцировка мозга

Психофизиологические причины измененного социального поведения

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

При каких условиях возникает боль?

Физиология дыхания

Каковы межнейронные взаимодействия в бульбарном отделе дыхательного центра?

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

Перечислите основные принципы регуляции физиологических функций.

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

Как проявляются эмоциональные ощущения голода и насыщения?

Терморегуляция

В чем суть процессов теплообразования?

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2)

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

 

1. Симпатическая система

2. Рефлекс

Периневрий

 

 

ВАРИАНТ 9

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

В каких направлениях проводились эксперименты по изучению памяти?

Эмбриональное и постнатальное развитие головного мозга

Перечислите виды нервной системы, сложившиеся эволюционно.

Физиология нервной клетки

Опишите основные положения современной мембранной теории.

Функции лимбической системы мозга.

В чем состоит наиболее общая функция лимбической системы?

Физиология нервного волокна

По каким признакам классифицируются нервные волокна?

Регуляция полового поведения. Половая дифференцировка мозга.

Каковы механизмы детерминации пола в пренатальный период?

Физиология боли, роль тахикининов и опиатных рецепторов

Какие антиноцицептивные системы участвуют в подавлении боли?

Физиология дыхания

Опишите механизм гипоксии

Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций

Перечислите основные принципы регуляции физиологических функций.

Нейро-гуморальные механизмы в регуляции пищевого поведения.

Какие теории объясняют пищевую потребность?

Терморегуляция

Какими факторами обусловлена саморегуляция температуры тела?

БЛОК 2

Подготовить пять аннотаций научных статей по основным проблемам нейрофизиологии (приложения 1, 2).

БЛОК 3

Определить следующие понятия и составить к каждому понятию один и более вопросов-суждений (приложение 3):

 

1. Периферическая нервная система

Пузырек синаптический

Нейроны эфферентные

 

ВАРИАНТ 10

БЛОК 1

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности

Какие исследования И.П.Павлова стали теоретическим фундаментом для изучения основ психики?

Нейроны контактные

2. Мозг продолговатый

3. Липидный бислой

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ):

1) Строение, классификация и функциональные свойства синапсов.

2) Возбуждающие синапсы и их медиаторы.

3) Тормозящие синапсы и их медиаторы.

4) Нейрон как структурная и функциональная единица.

5) Особенности передачи возбуждения в синапсах ЦНС.

6) Особенности распространения возбуждения в ЦНС.

7) Основные принципы распространения возбуждения в ЦНС.

8) Рефлекторный принцип регуляции. Основоположники его развития.

9) Нервный центр. Основные свойства нервных центров.

10) Особенности строения спинного мозга и его участие регуляции двигательных реакций.

11) Функции спинного мозга Нарушения при его повреждении.

12) Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений.

13) Роль спинного мозга в процессах регуляции опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма.

14) Функции продолговатого мозга Нарушения при его повреждении.

15) Продолговатый мозг и мост, их участие в процессах саморегуляции функций.

16) Ретикулярная формация ствола мозга, ее влияние на нисходящие рефлекторные реакции спинного мозга.

17) Физиология среднего мозга. Проявления повреждения отдельных структур.

18) Статические и статокинетические рефлексы.

19) Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса.

20) Физиология мозжечка. Проявления повреждения.

21) Физиология гипоталамуса.

22) Участие гипоталамуса в регуляции вегетативных функций и формировании эмоций и мотиваций.

23) Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании биологических мотиваций и эмоций.

24) Таламус, функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса.

25) Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов.

26) Локализация функций в коре больших полушарий.

27) Врожденные формы поведения.

28) Приобретенные формы поведения.

29) Физиологические механизмы образования условных рефлексов.

30) Структурно-функциональная основа условных рефлексов.

31) Физиология памяти, виды памяти.

32) Современные теории механизмов памяти.

33) Явления торможения в высшей нервной деятельности.

34) Виды коркового торможения условных рефлексов.

35) Аналитико-синтетическая деятельность коры большого мозга.

36) Динамический стереотип, его физиологическая сущность и значение.

37) Современные представления о локализации функций в коре головного мозга.

38) Асимметрия коры больших полушарий.

39) Типы ВНД по И.П.Павлову, их классификация и характеристика.

40) Типы темперамента по Гиппократу, их характеристика.

41) Понятие о психических функциях человека.

42) Сон. Вид сна, фазы, сновидения.

43) Экспериментальные неврозы.

44) Понятие о сигнальных системах. Речь, функции речи. Значение речи в практике психолога.

45) Физиология эмоций. Теории эмоций.

46) Структурная организация эмоций.

47) Вегетативные и моторные компоненты эмоций.

48) Классификация рецепторов.

49) Понятие об адаптации рецепторов.

50) Механизм кодирования информации в ЦНС.

51) Учение об анализаторах (основные положения, структура).

52) Механизм возбуждения рецепторов.

53) Слуховой анализатор, его строение.

54) Функции слухового анализатора.

55) Зрительный анализатор, его строение.

56) Зрительные функции.

57) Оптическая система глаза и ее характеристики.

58) Строение обонятельной анализаторной системы.

59) Строение вкусовой анализаторной системы.

60) Особенности строения соматосенсорной системы.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

Основная литература:

1. Начала физиологии /Под ред. А.Д. Ноздрачева. – СПб., 2002.

2. Нормальная физиология человека: учебник для вузов /Под ред. Акад. РАМН Б.И. Ткаченко. ‑ Москва, Медицина, 2005.

3. Руководство к практическим занятиям по физиологии под ред. К.В. Судакова, А.В. Котова, Т.Н. Лосевой. ‑ Москва: Медицина 2002.

4. Смирнов В.М. Физиология человека. — М., 2011.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

6. Физиология высшей нервной деятельности. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. ‑ Ростов н/Д.: Феникс. 2002.

7. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций /Под ред. К.В. Судакова. – М., 2000.

8. Физиология человека: Пер. с англ. В 3-х томах. Под ред. Шмидта Р., Тевса Г. – Изд-во «Мир», 2004.

9. Физиология и основы анатомии: учебник для вузов /Под ред. А.В. Котова, Т.Н. Лосевой. ‑ М.: Медицина, 2011.

10. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., Аспект-Пресс – 2011.

11. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология центральной нервной системы для психологов – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

б) дополнительная литература

1 Батуев А.С. Малый практикум по физиологии человека и животных. Учебник. – СПб.: Речь, 2002. -348 с.

2 Геннис Р., Биомембраны. Молекулярная структура и функции: Пер. с англ. – Изд-во «Мир», 1997. – 624 с.

3 Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки. Общая цитология. – СПб., 1992.

4 Крутецкая З.И., Лонский А.В. Биофизика мембран. — СПб., 1994.

5 Куффлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу. — М., 1979.

6 Рис Э., Стренберг М. Введение в молекулярную биологию: От клеток к атомам: пер. с англ. – Изд-во «Мир», 2002. – 142 с.

7 Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. — ООО «AREA XVII», 1996. – 352 с.

8 Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. – СПб., 1994. – Т.2.

9 Физиология человека/ под ред. Р. Шмидт., Г. Тевс. — М., 1996. – Т. 1,2.

10 Хакен Г. Принцип работы головного мозга. — Пер Сэ, 2001. — 352 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Медицинская электронная библиотека: meduniver.com/Medical/Book/- Беларусь

2. В. Шульговский Основы нейрофизиологии: www.gramotey.com/books/1269085278.htm