Введение в педагогическую деятельность

3.1/2. Содержание лекционных занятий курса

«Введение в педагогическую деятельность»

Тема 1. Педагогическая профессия, ее роль в обществе (2 часа)

Возникновение и становление педагогической профессии.

Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность.

Своеобразие педагогической профессии. Гуманистическая и творческая природа труда педагога.

Выдающиеся учителя разных времен, их заслуги перед человечеством.

Роль учителя в современном обществе.

Тема 2. Педагогическая деятельность и личность педагога

(2 часа)

Сущность и задачи педагогической деятельности.

Воспитательная работа и преподавание – основные виды педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная, контрольно-оценочная деятельность.

Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Профессиограмма как модель личности учителя.

Тема 3. Содержание и структура профессиональной

компетентности педагога (2 часа)

Понятие о профессиональной компетентности и квалификационной характеристике педагога.

Структура профессиональной компетентности учителя.

Мастерство, творчество, новаторство в деятельности учителя.

Содержание теоретической и практической готовности учителя.

Квалификационная характеристика как нормативный документ, отражающий требования к современному учителю. Аттестация педагогических работников.

Тема 4. Профессионально-личностное становление и развитие педагога (2 часа)

Профессионально-образовательная стратегия педагога и личностный рост.

Этапы профессионального продвижения педагога.

Обучение в вузе как этап профессионального продвижения.

Самообразование как механизм самосовершенствования, профессионального роста и саморазвития педагога. Функции и источники самообразования.

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... сопоставляются и выводится «результирующая картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями. Данная методика позволяет не только фиксировать и ... МОРУ ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в моем поведении на уроке ...

Карьера педагога, виды карьеры.

Профессиональный имидж педагога, этапы его формирования.

3.1/3. Содержание семинарских занятий курса

«Введение в педагогическую деятельность»

Тема 1. Выдающиеся педагоги разных времен, их заслуги перед человечеством (8 часов)

Тема 1. Выдающиеся учителя разных времен, их заслуги перед человечеством.

Задание: подготовить выступление об одном из известных педагогов разных времен и народов, воспользовавшись материалами педагогических энциклопедий, учебников «История педагогики», материалами сети Интернет.

Для выступления выбрать можно выбрать биографию любого педагога.

Форма выполнения задания: устное выступление по плану + презентационное сопровождение (по возможности).

План выступления:

1. Краткая биография (портрет, наиболее яркие моменты жизни).

2. Педагогическая деятельность, вклад в теорию и практику педагогики.

3. Педагогические труды.

4. Награды или другие достижения.

Примерная тематика выступлений:

1)Я.Коменский как основатель педагогики.

2)И.Г.Песталоцци — создатель учреждений для беспризорных.

3)Идеи гуманного воспитания в трудах М.Монтессори, Л.Толстого.

4)К.Н.Вентцель как создатель Декларации прав ребенка.

5)Творчество А.С.Макаренко. Работа с «трудными детьми».

6)К.Д.Ушинский. Идея народности.

7)Идеи «защитного воспитания» в трудах В.А.Сухомлинского и т.п.

Тема 2. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога (2 часа)

Понятие о профессиональной компетентности и квалификационной характеристике педагога.

Структура профессиональной компетентности учителя.

Мастерство, творчество, новаторство в деятельности учителя.

Содержание теоретической и практической готовности учителя.

Квалификационная характеристика как нормативный документ, отражающий требования к современному учителю.

Аттестация педагогических работников.

Литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 208 с.
  2. Педагогика : учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби : Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  3. Педагогика : учебник для студ. пед. вузов и пед колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.
  4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  5. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3.1/4. Организация самостоятельной работы студентов

Тема 1. Педагогическая культура личности (4 часа)

16 стр., 7794 слов

Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической ...

... -формирование умений психологического анализа урока 1.Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической деятельности учителя Успешное осуществление учебно-воспитательной деятельности требует от учителя знания ... предусматривает включение будущих учителей в многостороннюю учебно-воспитательную деятельность школы, выработку у них комплекса психолого-педагогических умений и навыков. В ...

Вопросы для изучения

Общая культура – условие профессионализма педагога.

Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

Этика и эстетика педагогического труда.

Педагогическое творчество и мастерство.

Формы отчетности на выбор: реферат, презентация, устный отчет по вопросам.

Тема 2. Общение как основа педагогической

деятельности (4 часа)

Вопросы для изучения

Сущность педагогического общения.

Функции и средства общения.

Стили общения и стили педагогического руководства.

Педагогический такт.

Общение: наука и искусство.

Формы отчетности на выбор: реферат, презентация, устный отчет по вопросам.

Тема 3. Карьера педагога

Написание реферата по теме (план работы строится самостоятельно).

Тема 4. Выдающиеся педагоги разных времен, их заслуги перед человечеством (8 часов)

Презентация по подготовленному выступлению к семинарскому занятию (тема 1)

Примерные тестовые задания к итоговому контролю по модулю

«Введение в педагогическую деятельность»

  1. Когда появилась педагогическая профессия?

а) с появлением человеческого рода;

б) с появлением письменности;

в) с появлением школ;

г) с появлением социальной группы людей, обязанностью которых была передача опыта, подготовка к жизни.

2. Чем отличается преподавание от воспитательной работы?

а) тем, что результаты воспитательной работы отсрочены во времени, а преподавания – можно проверить непосредственно на уроке;

б) тем, что преподаванием занимается учитель, а воспитательной работой – воспитатель;

в) тем, что преподавание – это деятельность учителя в процессе обучения, а воспитание – это деятельность учителя в воспитательном процессе;

г) тем, что воспитательная работа осуществляется после уроков, а преподавание – на уроках.

  1. Укажите умение, которое не составляет содержание практической готовности к осуществлению педагогической деятельности:

а) мобилизационные умения;

б) информационные умения;

в) перцептивные умения;

г) рефлексивные умения.

  1. Какие умения предполагает осмысливать педагогические явления, расчленять их на оставляющие элементы?

а) аналитические;

б) прогностические;

в) проективные;

в) развивающие.

  1. Рефлексия – это:

а) анализ собственных действий и состояний;

б) анализ и оценка деятельности учащихся;

в) ответная реакция на действия другого человека;

г) воспоминания о прошлом, взгляд назад.

  1. Эмпатия – это:

а) умение управлять своим телом;

б) постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия;

в) умение по заказу вызывать чувства удивления, радости, гнева;

г) погружение во внутренний мир другого человека с целью его изучения.

  1. Что не входит в содержание общей культуры педагога?

а) жизненные установки педагога;

б) уровень его познавательных процессов;

в) моральный облик;

г) педагогическое призвание.

8. Какой из перечисленных этапов – этап выбора профессии?

а) оптант;

б) адепт;

в) адаптант;

г) интернал.

  1. Степень овладения индивидом профессиональными навыками – это:

а) личностный рост;

б) профессионализм;

в) профессиональное творчество;

г) саморазвитие.

  1. О каком типе карьеры идет речь: «Человек с самого начала своей трудовой деятельности упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице»?

а) кратковременная;

б) стабильная;

в) линейная;

г) платообразная.

  1. О каком стиле общения идет речь: «Преобладает приказной, начальственный тон обращения, форма обращения – указание, поручение, приказ. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении»?

а) демократическом;

б) либеральном;

в) авторитарном;

г) смешанном.

  1. Установите соответствие между понятиями и их значением и запишите парами:

а) Педагогическая деятельность

а) педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного развития личности;

б) воспитательная работа

б) единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности

в) педагогическая компетентность

в) вид профессиональной деятельности, содержание которой является обучение, воспитание и развитие обучающихся;

г) педагогическая профессия

г) род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

  1. К какой группе профессий относится профессия учитель?

а) человек – человек;

б) человек – природа;

в) человек – знаковая система;

г) человек – художественный образ.

  1. Какое качество не является проявлением гуманизма?

а) сострадание;

б) креативность;

в) милосердие;

г) альтруизм.

  1. Документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки называется:

а) квалификация;

б) компетентность;

в) профессиограмма;

г) классификация.

ТЕРМИНЫ К МОДУЛЮ № 1

  1. Воспитание
  2. Деятельность
  3. Креативность
  4. Мотивы
  5. Общая культура педагога
  6. Объект деятельности
  7. Педагогическая деятельность
  8. Педагогическая квалификация
  9. Педагогическая техника
  10. Педагогическое мастерство
  11. Педагогическое умение
  12. Практическая готовность учителя
  13. Преподавание
  14. Прогностические умения
  15. Проективные умения
  16. Профессиограмма
  17. Профессиональная компетентность
  18. Профессиональная культура педагога
  19. Психолого-педагогические знания
  20. Синтез
  21. Субъект деятельности
  22. Эмпатия
  23. Воспитательная работа
  24. Обучение
  25. Рефлексия
  26. Теоретическая готовность учителя
  27. Педагогическое творчество
  28. Самообразование

Опорные вопросы для подготовки к экзамену по курсу

  1. Сущность понятий «профессия», «педагогическая профессия».
  2. Своеобразие педагогической профессии.
  3. Гуманистическая функция педагогической профессии.
  4. Коллективный характер педагогической деятельности.
  5. Творческая природа труда учителя.
  6. Специфика условий труда учителя городской и сельской школ.
  7. Выдающиеся учителя разных времен.
  8. Роль учителя в современном обществе.
  9. Сущность педагогической деятельности.
  10. Воспитательная работа и преподавание как основные виды педагогической деятельности.
  11. Структура педагогической деятельности.
  12. Профессиограмма как идеальная модель деятельности учителя.
  13. Профессионально значимые качества учителя.
  14. Понятие профессиональной компетентности учителя.
  15. Психолого-педагогические и специальные знания учителя как основа профессиональной подготовки педагога.
  16. Структура профессиональной компетентности педагога.
  17. Содержание теоретической готовности учителя.
  18. Содержание практической готовности учителя.
  19. Профессиональная компетентность и мастерство учителя.
  20. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
  21. Профессиональное самовоспитание учителя.
  22. Профессиональный идеал.
  23. Средства профессионального самовоспитания учителя.
  24. Основы самообразования студентов педагогического вуза.

Общие основы педагогики

4.1/2. Содержание лекционных занятий курса

«Общие основы педагогики»

Тема 1. Педагогика как наука (2 часа)

Общее представление о педагогической науке. Возникновение и становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.

Категориальный аппарат педагогики. Педагогическая наука и педагогическая практика. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

Тема 2. Образование как общественное явление и педагогический процесс (2 часа)

Образование как социальный феномен. Этапы развития образования как социального института.

Образование как педагогический процесс. Сущность педагогического процесса с позиций системного подхода.

Образование и воспитание. Образованность личности.

Проблемы образования в России в начале XXI века.

Тема 3. Методология и организация педагогических

исследований (2 часа)

Понятие методологии педагогики. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни. Философские учения как методология педагогики (экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.).

Методологические принципы педагогического исследования.

Организация и логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования.

Тема 4. Личность: развитие, социализация, воспитание (2 часа)

Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Сущность понятий «человек» «личность», «индивид», «индивидуальность». Понятия «развитие», «формирование» и «социализация» личности и их различие. Концепции соотношения биологического и социального в развитии личности.

Движущие силы и основные закономерности развития личности. Внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Факторы, влияющие на личностное формирование. Роль наследственности в формировании личности. Задатки и способности. Среда как фактор развития и формирования личности. Роль деятельности и общения в формировании личности. Влияние воспитания и самовоспитания на развитие личности.

Тема 5. Педагогический процесс как целостное явление (2 часа)

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Понятие о педагогических системах, их виды. Общая характеристика системы образования.

Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как система. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Сущность и виды педагогического взаимодействия.

Понятие о целостности педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.

4.1/3. Планы семинарских занятий по курсу «Общие основы педагогики»

3.3.2 Планы семинарских занятий по курсу «Общие основы педагогики»

Тема 1. Педагогика как наука

Вопросы для обсуждения

  1. Возникновение и становление педагогической науки.
  2. Объект и предмет, функции педагогики.
  3. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, самореализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс .
  4. Связь педагогики с другими науками.
  5. Система педагогических наук.

Практическая часть

  1. Подобрать по 2-3 определения представленных в третьем вопросе категорий.
  2. Составить схему, отражающую связь педагогики с другими науками или систему педагогических наук.

Литература

  1. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Педагогика : учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби : Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  3. Педагогика : учебник для студ. пед. вузов и пед колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.
  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Тема 2. Методология и организация педагогических исследований

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое педагогическое исследование.
  2. Классификация педагогических исследований по направленности: фундаментальные и прикладные, разработки.
  3. Принципы проведения педагогического исследования.
  4. Организация и логика (структура) педагогического исследования.
  5. Методы педагогического исследования (изучения педагогического опыта, теоретического исследования, математические, статистические)

Практическая часть

  1. Выпишите основные методологические параметры педагогического исследования с пояснением их сущности.
  2. Составьте таблицу «Методы исследования»

Название метода

Его сущность

Виды данного метода

Литература

  1. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Педагогика : учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби : Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  3. Педагогика : учебник для студ. пед. вузов и пед колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.
  4. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Тема 3. Личность: развитие, воспитание, социализация

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность понятий «человек» «личность», «индивид», «индивидуальность».
  2. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
  3. Концепции соотношения биологического и социального в личности.
  4. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.
  5. Факторы, влияющие на личностное формирование. Роль наследственности в формировании личности. Задатки и способности. Среда как фактор развития и формирования личности. Роль деятельности и общения в формировании личности.
  6. Понятия «развитие», «формирование» и «социализация» личности и их различие. Влияние воспитания и самовоспитания на развитие личности.

Литература

  1. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Кашарин. – М., 2001.
  3. Котова, И.В. Социализация и воспитание / И.В. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов н/Д., 1997.
  4. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 1999.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск, 2001.

Тема 4. Педагогические инновации

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность понятия «инновация». Интенсивный и экстенсивный пути совершенствования педагогической системы. Что следует относить к общим педагогическим инновациям. Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе.
  2. Инновационная педагогика. Инновационные направления в развитии педагогической теории. Новации и прожектерство.
  3. Инновационные учебные заведения.
  4. Гуманистическая педагогика: сущность, формы и методы инновационной деятельности. Идеи К. Роджерса о гуманистической педагогике. Педагогическая фасилитация, ее сущность.
  5. Оптимизация учебно-воспитательного процесса как непроходящая общая инновация в педагогике. Основные критерии и способы оптимизации (Ю.К. Бабанский).

Литература

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М., 1982.
  2. Берулава, М.М. Гуманизация образования : проблемы и перспективы / М.М. Берулава. – Бийск, 1995.
  3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

4.1/4 Организация самостоятельной работы студентов

3.1.3. Организация самостоятельной работы

№ 1. (по теме «Введение в педагогическую деятельность»)

Подготовьте сообщение об известном педагоге прошлых лет или современности.

№ 2. (по теме «Введение в педагогическую деятельность»)

Подготовьте презентационный материал или сообщение по вопросам:

1. Сущность педагогической деятельности

2. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность.

3. Своеобразие педагогической профессии.

4. Гуманистическая и творческая природа труда педагога.

Литература

  1. Бордовская Н.В. Педагогика : учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
  2. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 208 с.
  3. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

№ 3. (по теме «Общение как основа педагогической деятельности»)

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции и средства общения.

3. Стили общения и стили педагогического руководства.

4. Педагогический такт.

Литература

  1. Бордовская Н.В. Педагогика : учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
  2. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993.

№ 4. (по теме «Педагогический процесс как целостное явление»)

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
  2. Перечислите основные компоненты педагогической системы, дайте им характеристику.
  3. Выделите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

Литература

  1. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Бабанский, Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / сост. Ю.К. Бабанский. – М., 1989.
  3. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М., 1984.
  4. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс // Избран. Пед. соч. / под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1989.
  5. Мищенко, А.И. Педагогический процесс как целостное явление / А.И. Мищенко. – М., 1993.
  6. Мищенко, А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / А.И. Мищенко, В.А. Сластенин. – М., 1997.

№ 5. (по теме «Методология и организация педагогических исследований»)

Составьте схему, отражающую уровни методологии педагогической науки, расшифровывая содержание каждого.

Литература

  1. Педагогика : учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби : Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  2. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

№ 6. (по теме «Личность: социализация, развитие, воспитание»)

Выполните реферат на тему «Возрастные и индивидуальные особенности развития» по следующим пунктам:

Возрастная периодизация.

Акселерация.

Неравномерность развития.

Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

Учет индивидуальных особенностей.

Требования к оформлению: реферат должен включать титульный лист, оглавление, основное содержание – главы реферата, заключение, библиографический список (не менее 7-10 источников).

Литература

  1. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1980
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991.
  4. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. – М., 1988.
  5. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.1980.
  6. Костюк, Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Г.С. Костюк. – Киев, 1989.
  7. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И.В. Дубровиной, В.С. Круглова. – М., 1988.
  8. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. : в 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

№ 7. (по теме «Философские основания педагогики»)

Составьте таблицу следующего содержания:

Философские учения

Основные идеи

Отражение философских идей в педагогике

Диалектический материализм

Прагматизм

Экзистенциализм

Неотомизм

Позитивизм

Литература

  1. Педагогика : учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби : Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  2. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В А. Сластенина : в 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

№ 8. (по теме «Педагогика как наука»)

Составьте терминологический словарь, включающий понятия: образование, воспитание, обучение, развитие, воспитание, социализация, саморазвитие, самовоспитание, методология, метод исследования, наблюдение, эксперимент, педагогический процесс, взаимодействие, цель и др.

Оформите термины в таблицу

Термин

Значение

Источник (полностью)

Автор

Страница

1.

№ 9. (по теме «Образование как общественное явление и педагогический процесс»).

Проанализируйте инициативу «Наша новая школа» и ответьте на вопросы:

1.Какие направления модернизации школы включает данная инициатива.

2. Кратко раскройте содержание (основные идеи) каждого направления.

Примерные тестовые задания по модулю 2. «общие основы педагогики»

  1. Что является предметом педагогики?

А) образование;

Б) педагогический процесс;

В) воспитание.

  1. Что в переводе с греческого обозначает понятие «педагогика»?

А) детоведение;

Б) поучение;

В) изучение ребенка.

  1. Укажите неверное суждение: «Образование как социальный феномен – это

А) объективная общественная ценность;

Б) специфическая отрасль духовного производства;

В) социально-экономическая характеристика общества.

  1. В разработку теории педагогического процесса свой вклад внесли (укажите неверный ответ)

А) П.Ф. Каптерев;

Б) П.И. Пидкасистый;

В) Ю.К. Бабанский.

  1. Что является системообразующим фактором педагогической системы?

А) взаимодействие;

Б) целостность;

В) цель.

  1. Выберите правильный компонентный состав педагогической системы:

А) учитель-ученик, материальные средства, методы;

Б) содержание образования, материальные средства, цель;

В) учитель – ученик, содержание образования, материальные средства.

  1. Педагогическое взаимодействие – это

А) преднамеренный контакт, длительный и временный, педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях;

Б) особый вид социальной деятельности, направленный на реализацию целей образования;

В) специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

  1. Связь с какой наукой из перечисленных является «наиболее длительной и продуктивной» (В.А. Сластенин)?

А) медициной;

Б) философией;

В) психологией.

  1. Что изучает такая наука, как тифлопедагогика?

А) обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей;

Б) обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей;

В) обучение и воспитание умственно отсталых детей.

  1. Какое из учений не входит в философский уровень методологии педагогики?

А) идеализм;

Б) экзистенциализм;

В) неопозитивизм.

  1. Какое из философских направлений рассматривает обучение и воспитание как процесс приобретение ребенком индивидуального опыта?

А) неотомизм;

Б) диалектический материализм;

В) прагматизм.

  1. Какой из конкретно-научных подходов рассматривает личность как продукт и результат общения, которая рождается и проявляется лишь в диалогическом общении?

А) деятельностный;

Б) полисубъектный;

В) культурологический.

  1. Какой из перечисленных методов не относится к группе методов опроса?

А) разговор;

Б) беседа;

В) интервью.

  1. На пересечении каких процессов раскрывается сущностный смысл социализации (укажите правильный ответ)?

А) социальная адаптация, интеграция, кооперация, самореализация;

Б) самореализация, саморазвитие, социальная адаптация, интеграция;

В) интеграция, автономия, саморазвитие, типизация.

  1. Какой периодизации процесса социализации не существует?

А) дотрудовая – трудовая – послетрудовая;

Б) детство – отрочество – юность;

В) ранняя – средняя – поздняя.

  1. Усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную систему, стремление не быть в оппозиции к обществу называется тенденцией к

А) автономизации;

Б) гуманизации;

В) типизации.

  1. Какой процесс называется процессом целенаправленной и сознательно контролируемой социализации?

А) воспитание;

Б) развитие;

В) формирование.

  1. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач называется

А) педагогическая ситуация;

Б) образование;

В) педагогический процесс.

19. Кто из педагогов является основателем педагогики как науки?

А) Аристотель;

Б) Я.А. Коменский;

В) Ж-Ж. Руссо.

  1. Кому принадлежит идея о демократизации русского образования, его народности?

А) Владимир Мономах;

Б) П.Ф. Каптерев;

В) К.Д. Ушинский.

  1. Кто из педагогов не является приверженцем идеи «свободного воспитания»?

А) Ж-Ж. Руссо;

Б) Л.Н. Толстой;

В) А.С. Макаренко.

  1. Идеи о нравственном воспитании молодежи, необходимости гражданской сознательности подрастающего поколения принадлежат:

А) В.А. Сухомлинскому;

Б) М.А. Данилову;

В) Ю.К. Бабанскому.

  1. В каком документе в области образования отражены основные позиции государственной образовательной политики?

А) конституции;

Б) Законе РФ «Об образовании»;

В) Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

  1. Какие идеи определяют современные тенденции в развитии образования?

А) гуманистические;

Б) альтруистические;

В) социально ориентированные.

  1. Под совокупностью унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей подразумевается понятие

А) человек;

Б) индивид;

В) индивидуальность.

  1. Что понимается под процессом развития в педагогике?

А) высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому;

Б) процесс количественных и качественных изменений в организме, психике и интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленной влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов;

В) степень сознательности, просвещенности, культурности.

27. Какая из концепций соотношения биологического и социального в развитии человека и формирования его личности считает личность сугубо природным существом, поведение которого объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов?

А) биологическая концепция;

Б) социальная концепция;

В) биосоциальная концепция.

  1. Что наследуется человеком от родителей?

А) способности;

Б) приобретенные особенности родителей;

В) задатки.

29. Что такое педагогические инновации? Найдите правильный ответ

А) это все изменения, направленные на изменение педагогической системы;

Б) это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности;

В) это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.

  1. Какое понятие предполагает в своем содержании нарушение закономерностей и принципов обучения и воспитания, оторванное от реальных возможностей школы планирование учебно-воспитательного процесса?

А) новаторство;

Б) рационализаторство;

В) прожекторство.

  1. Выберите правильный ответ. Гуманистическая педагогика

А) стремиться изменить воспитанника;

Б) исходит из приоритетных знаний педагога;

В) принимает воспитанника таким, какой он есть.

  1. Укажите неверное высказывание. Оптимизация – это

А) стремление получить максимальный результат;

Б) достижение максимального результата при минимальных затратах;

В) достижение требуемых результатов за счет увеличения нагрузки учащихся и учителей.

  1. Гуманистическая педагогика сориентирована на

А) общество;

Б) личность;

В) школу.

  1. Гуманитаризация образовательного процесса – это

А) создание в рамках учебного процесса гуманных отношений;

Б) усиление гуманитарного образования;

В) процесс приспособления школы к потребностям учащихся.

  1. Как называют педагога, стремящегося к созданию в школе атмосферы «облегчения»?

А) реформатором;

Б) новатором;

В) фасилитатором.