Лекция 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога

4.1. Система педагогического образования РФ представляет собой:

— совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

— сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

— федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Указанные здесь особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования. Под непрерывным педагогическим образованием понимается последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, а также реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения её образовательных потребностей.

Состояние системы непрерывного профессионального образования может быть представлено следующим образом:

— допрофессиональная подготовка (школы, педагогические классы, педагогические лицеи);

— базовое профессиональное образование (педагогическое училище, педагогический колледж, педагогический институт, педагогический университет);

— профессиональное совершенствование (институт (факультет) повышения квалификации, учебные заведения, стажировка, методическая работа, самообразование и пр.);

— постдипломное образование соискательство, аспирантура, докторантура.

Российская система непрерывного педагогического образования это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость.

Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. 

Остановимся более подробно на получении базового профессионального образования, которое можно получить, обучаясь в педагогических учебных заведениях. Пути получения педагогического образования различны:

  1. среднее специальное педагогическое образование – в педагогических училищах и педколледжах;
  2. высшее педагогическое образование – в вузах: пединститутах, педуниверситетах, педакадемиях.

Возможны варианты получения высшего педагогического образования: это традиционная моноуровневая система, готовящая дипломированного специалиста и многоуровневая система высшего образования, включающая в себя бакалавриат и магистратуру. Эта система впервые в нашей стране была введена в 1992 году, и сейчас прочно вошла в нашу систему образования.

7 стр., 3130 слов

Педагогическая система Ф. Фребеля

... Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля ... сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни ... и образования, дожжен ... день. Несмотря на все свои достоинства система ... Высшим проявление детской деятельности Фребель считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни ... сады связывались исключительно с именем Фребеля и ...

Многоступечатая схема подготовки представляет собой: первые два года – неполное высшее образование; 4 года обучения по определенному направлению – квалификация (степень) бакалавр; еще 2 года специализированной подготовки — квалификация (степень) магистр. Если специалистов готовили для профессиональной деятельности в отдельной отрасли, то магистров – для научной работы.

Формы получения педагогического образования также вариативны: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, экстернат.

Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования и Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа.

Многое сделано в последнее время по обновлению содержания педагогического образования. Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. Их структура и содержание отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения. Впервые были созданы и утверждены 2 варианта государственных образовательных стандартов по «педагогическим специальностям». Это, в свою очередь, позволило сохранить практику подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительной специальностям без увеличения срока обучения.

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности. 

Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки невозможно без усиления роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование, при формировании содержания педагогического образования. 

Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и общекультурного компонентов.

3 стр., 1289 слов

Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое ...

... школьного обу­чения, усвоения школьной программы: Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не ... Физическая готовность II. Рекомендации для родителей по подготовке к школе. I. Психолого-педагогическая готовность к школьному ... владение определенными средствами познавательной деятельности(сенсорными эта­лонами, системой мер); v осуществлять основные мысли­тельные операции(уметь ...

Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований. 

Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, курсов по выбору и дисциплин специализаций. 

Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели — качественную подготовку кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования. Реализации принципа преемственности обучения способствует принятая модель стандарта.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования. 

4.2. Содержание профессиональной подготовки педагога

Рассмотрим, как выглядит в настоящее время содержание подготовки учителя. Базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения необходимого качества обучения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории России, является  Федеральный  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» (далее ФГОС ВПО).

Системообразующим фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника, содержащаяся в разделе «Общая характеристика специальности». Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать:  

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... наблюдателями, сопоставляются и выводится «результирующая картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями. Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать ... различные методы обучения Демонстрация учителем соответствующих (адекватных) методов обучения 12. ПРИЕМЛЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; б) один из ...

1) Конституцию Российской Федерации;

2) законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

3) Конвенцию о правах ребенка;

4) основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

5) педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

6) методику преподавания предмета и воспитательной работы;

7) программы и учебники;

8) требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

9) средства обучения и их дидактические возможности;

10) основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

11) основы права, научную организацию труда;

12) правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускники по направлению 540600 Педагогика подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской; организационно-воспитательной; коррекционно-развивающей; преподавательской; культурно-просветительной; консультативной  

Кроме того, ФГОС ВПО содержат требования к профессиональной подготовленности специалиста, который должен:

— решать педагогические задачи, соответствующие его квалификации;

— осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;

— стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

— анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

— выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

— выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

— знать русский язык (государственный язык России).

Особое место в структуре подготовки учителей занимает общепедагогическая подготовка, главной целью которой является формирование учителя, владеющего не только знаниями по педагогической теории, но и практическими умениями и навыками в области образования и воспитания. Общепедагогическая подготовка закладывает фундамент для дальнейшего непрерывного образования учителя. Большинство исследователей в области педагогического образования (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А Сластенин, Л.В. Спирин) в систему общепедагогических знаний включают следующие блоки:

• фундаментальные методологические знания (знание методологии педагогической науки, теории обучения, воспитания, вопросов педагогического менеджмента);

3 стр., 1376 слов

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

... педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить дифференциальная психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога. Обучение ... элементарными основами психологических знаний. Их представление и ... учителю требуется квалифицированная психологическая помощь. В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, ...

• теоретико-практические знания об отдельных сторонах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте по обучению, воспитанию, управлению школой;

• методические знания о формах организации, методах и приёмах обучения и воспитания.

Таким образом, под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.

Ведущими задачами изучения будущими учителями педагогических курсов в вузе являются:

1) обеспечение глубокого и творческого овладения ими педагогической теории в её концептуальном и нормативном аспектах;

2) формирование у студентов основ педагогического мышления для критического осмысления и анализа реальных образовательных процессов и инноваций в педагогике и творческого применения педагогических концепций;

3) формирование умения четко прорабатывать цели и задачи своей деятельности и принимать наиболее эффективные решения по их реализации;

4) воспитание уважения, любви и творческого отношения студентов к детям, к избранной профессии;

5) развитие способностей и умений анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность;

6) формирование потребности в инновационной деятельности.

Существенное значение в качественной педагогической подготовке студентов — будущих учителей имеет структура учебных курсов и их последовательность изучения студентами в рамках обозначенной в стандартах ведущей учебной дисциплины «Педагогика». Данный курс имеет своей целью вооружение будущих учителей знаниями теоретических основ современной педагогической науки, некоторыми педагогическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в школе, других образовательных учреждениях.

Цель изучения педагогических курсов, составляющих содержание учебной дисциплины «Педагогика», — не только усвоение студентами системы педагогических знаний как элементов общей культуры современного человека, но и формирование навыков реального их использования в деятельности, развитие и обогащение собственного опыта будущих учителей. Это предполагает формирование у студентов знаний основных педагогических категорий, законов, тенденций и закономерностей изучаемой науки, умений и навыков анализа педагогической деятельности, педагогических ситуаций, решения педагогических задач для компетентного участия в управлении процессом формирования личности, для понимания последствий принимаемых психолого-педагогических решений. Именно в этом плане педагогические знания студента приобретают и концептуальность и нормативность.

Общепедагогическая подготовка учителя в профессионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Вместе с тем наряду с единой подготовкой для всех студентов по основным курсам в соответствии с государственными стандартами осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики региона, факультета, а также индивидуальных особенностей и склонностей студентов.

12 стр., 5801 слов

Педагогическая терминология

... личности. ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ - процесс приобретения знаний, опыта через словесные воздействия (инструкции, разъяснения, образцы поведения и т. п.), без обращения к конкретным предметным действиям. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ... е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - это такая ...

Личностный подход к обучению позволяет максимально раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей студента, что в свою очередь предоставляет ему в дальнейшем возможность самореализации в быстро меняющейся социальной среде. В стенах вуза этому способствуют различные спецкурсы и спецсеминары, индивидуальная работа студентов над курсовыми и дипломными работами, участие в работе студенческих научных обществ.

Преподавание педагогических дисциплин в педагогических вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией.

Общепедагогические знания, умения и навыки будущих учителей конкретизируются в частных методиках, то есть методиках преподавания отдельных школьных дисциплин: математики, русского языка, истории, права и т.д. Методика преподавания предмета представляет собой частную дидактику, в которой, исходя из общедидактических закономерностей, раскрываются специфические цели, содержание, формы и методы обучения конкретному учебному предмету.

Для более глубокого усвоения теоретических знаний, формирования умений и навыков, осуществления связи теории с практикой важно систематически подкреплять полученные знания, постоянно анализировать на основе теоретических знаний явления и факты педагогической практики. Педагогическая практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки учителя: обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач, формирование педагогических умений и навыков), развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущих учителей, развитие педагогического мышления), воспитывающую (формирование социально-активной личности учителя, устойчивого интереса и любви к профессии учителя), диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих учителей, степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности).

Педагогическая практика студентов играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Благодаря непрерывности и постоянному усложнению ее содержания от младших курсов к старшим она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего учителя.

4.3. Профессиональное самообразование учителя, понятие, источники

На современном этапе развития общества, когда знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше умение учиться самостоятельно является первоочередной составляющей любой профессии, особенно профессии педагога. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Перекликается с ним и высказывание «учителя русских учителей» К.Д. Ушинского, утверждавшего, что учитель живет до тех пор, пока учится. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед школой, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению школьного коллектива. Т.е. современному педагогу необходимо систематически заниматься своим самообразованием. Профессиональное самообразование сегодня все чаще осознается как общечеловеческая ценность, оно способствует преодолению профессиональной замкнутости. Таким образом, самообразование является важнейшим аспектом саморазвития, которое предполагает умения взять на себя ответственность за собственную судьбу, лично и во многом самостоятельно организовать свое профессиональное становление.

11 стр., 5217 слов

К основным отличиям профессиональной педагогической деятельности ...

... позволяет определить возможности самореализации личности в процессе обучения 3 - предполагает конструирование и реализацию процесса обучения с использованием разнообразных педагогических технологий - (ненужный ... выражение воспитательного воздействия учителя и учащихся 3 способы взаимодействия педагога и учащегося, в процессе которого происходит развитие качеств личности воспитанников 4 требования ...

Что же это такое – самообразование?  В педагогике самообразование рассматривается в двух значениях — в узком и в широком.

В узком смысле самообразование — это самообучение или самонаучение. Самообучение можно определить как процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Для его реализации большое значение имеют умения учиться, которые проявляются, прежде всего, в использовании приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, приемов запоминания и т.д.).

К ним относятся и умения организовать свое время (определить, что требует первоочередного выполнения, спланировать и проконтролировать свою учебу на протяжении дня, семестра), и умения находить необходимую информацию, правильно ее обрабатывать.

В широком смысле понятие “самообразование” рассматривается как “самосозидание”, то есть создание самого себя как личности, самосовершенствование. В данном случае самообразование выступает как механизм личностного развития и профессионального роста человека. В этом смысле самообразование ценно не столько как процесс самостоятельного “набирания знаний”, сколько как путь постижения культуры, определенный и выбранный самим человеком, свободного, субъектного движения в области знаний. Основанное на собственной потребности образование способствует развитию интеллекта, духовности человека значительно эффективнее, чем в процессе его учения по необходимости, под влиянием внешних факторов. В дальнейшем, говоря о самообразовании, мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования.

Под самообразованием понимается познавательная деятельность человека, направленная на преобразование им своих физических сил, душевных и социальных качеств, в основе которой лежит непосредственный личный интерес человека в соответствии с его представлениями о социально одобряемом образце личности. Самообразование как целеустремленная самостоятельная деятельность человека по личностному самосовершенствованию включает в себя два относительно самостоятельных процесса — самообучение и са­мовоспитание.

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Понятие “самообразование” взаимосвязано с понятием “образование”, т.к. образование без самообразовательной работы становится формальным, не соответствующим собственным запросам личности, но и самообразование вне рамок образования может стать расплывчатым, аморфным и не будет целенаправленно содействовать личностному развитию.

5 стр., 2175 слов

Личность и деятельность музыканта

... действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: ... происходит в окружающем их мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием, внутренне присущим великим людям стремлением к совершенству. Универсализм великих музыкантов, их стремление ...

Цель самообразования учителя – поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.

М. Князева выделяет несколько функций самообразования:

  1. экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;
  2. ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе;
  3. компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
  4. саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, личностных качеств;
  5. методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
  6. коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8) омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);

9) психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

10) геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.

Как видим, содержание самообразования учителя многогранно. Поэтому, по мнению С.Б.Елканова, педагогу необходимо непрерывная и систематическая самоинформация в разных направлениях:

— углубление знаний по предмету, который он преподает;

— накопление специальных психолого-педагогических знаний;

— осуществление общекультурной самоподготовки (научной, эстетической, политической, экономической и т.д.).

Различают два типа самообразования: систематическое и ситуативное (когда знания, умения и навыки приобретаются по мере возникновения необходимости в них).

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов, педагогических технологий.

Профессиональное самообразование имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Обычно его движущей силой и источником называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала.

13 стр., 6114 слов

Самообразование школьников как педагогическая проблема

... самообразования личности. Поэтому на сегодняшний день новая парадигма образовательного процесса российской школы заключается в том, что ученик обязан учиться сам, а учитель должен осуществлять управление его учебной деятельностью. ... задачи требуют непрерывного образования и самообразования. Актуальность данной работы обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в ...

Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.

Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самообразования.

Будущему учителю, по мнению И.А.Хоменко, необходимо выстроить в процессе непрерывного педагогического образования свою профессионально-образовательную стратегию, учитывающую именно его личностные особенности, запросы, мотивы профессиональной деятельности. Педагогу нужно создать индивидуальную образовательную траекторию как способ достижения жизненной цели.

Под образовательной траекторией понимается возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация образовательной траектории личности во многом определяется внешними условиями (качеством обучения в учебном учреждении, семейным и материальным положением человека и т.д.), но в основном ее осуществление связано с осознанием значения самообразования в процессе профессиональной подготовки, с развитыми умениями и навыками самообразовательной деятельности.

В процессе обучения в учебном учреждении осуществляется систематическое самообразование. Уникальным источником самообразования для будущего учителя является само обучение в педагогическом вузе. Вузовская профессионально-педагогическая подготовка предоставляет будущему учителю уникальную возможность видеть и воспринимать сам процесс профессионального обучения и как условия для собственного учения, и как моменты педагогической практики. Студент педагогического вуза, в отличие от вузов других профилей, может анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения учащегося, но и с профессиональных позиций. Иными словами, можно и нужно не только слушать лекции, их содержание, но и учиться их читать; не только сдавать самим зачеты и экзамены, но и учиться организовывать их проведение самим; не только общаться с преподавателями и однокурсниками, но и учиться управлять общением в коллективе. У студента педагогического учебного заведения, который изучает не только научные дисциплины по профилю преподавания, но и методики обучения и воспитания, психологию, педагогику как науку об обучении и воспитании личности, есть все основания, чтобы анализировать педагогический стиль работы своих преподавателей. Он может, изучая приемы и методы их обучающей деятельности, формировать свой арсенал педагогических технологий.

В качестве других важнейших источников педагогического самообразования И.А. Хоменко выделяет:

1. Книги, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет. Навыки самообразовательной работы с литературой вы должны были получить либо в школе, либо в ходе изучения специального курса “Библиография” в начале вузовского обучения, поэтому, видимо, нет необходимости убеждать в необходимости самостоятельного дополнительного чтения специальной литературы и учебников, поиска дополнительной научной информации по различным предметам.

2. Исследовательская деятельность представляет собой непременный аспект педагогического труда. Она создает предпосылки для систематического самообразования не только в вузе, но и после его окончания, если учитель в процессе самостоятельной работы определил для себя конкретную тему педагогического исследования, которая является центром его профессионального интереса. Чаще всего эта тема продиктована реалиями школьной жизни, стремлением педагога, преодолев какие-то негативы педагогической действительности, усовершенствовать процесс обучения и воспитания детей, создать более действенные условия для их личностного развития. Исследовательская деятельность требует не только определенных навыков, но и сформированности таких личностных свойств и качеств, как любознательность, трудолюбие, волевые качества характера, исследовательский тип мышления, позволяющий видеть проблему, анализировать и синтезировать исследуемый материал, обобщать результаты исследования и т.д. Эти качества должны формироваться уже на студенческой скамье. В вузе есть много возможностей заниматься исследовательской деятельностью. В учебных планах педагогического университета обязательно выполнение определенных проектов — реферативных, курсовых и дипломных работ. По желанию и в соответствии с возможностями студент может работать над конкурсной научно-исследовательской работой.

Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию, развивать свой интеллект.

3. Еще один источник самообразования — обучение на различных курсах, дополнительное добровольное образование. Сегодня очень много курсов для людей разных возрастов, с разнообразными потребностями и жизненной мотивацией, важно определить для себя, какие из них наиболее соответствуют профессиональным требованиям и личным потребностям. Естественно, необходимо определиться и с возможностями (материальными, свободного времени, собственного психофизического состояния), чтобы этот источник самообразования не стал препятствием для достижения основной жизненной цели.

4. Активное участие в общественно-полезной деятельности, наличие разнообразных увлечений (художественной самодеятельностью, спортом, рукоделием, живописью и т.д.) тоже является источником для познания, для накопления жизненного опыта. Учащимся интересен тот учитель, который не ограничивает свое личностное развитие непосредственно предметом профессиональной деятельности. Наличие хобби позволяет педагогу расширять свой жизненный кругозор и рамки своего общения с учащимися.

5. Работа, самостоятельная практическая деятельность студента также является важнейшим источником самообразования. Работая, молодые люди черпают новую профессиональную информацию, завязывают полезные контакты с людьми, приобретают друзей. Особенно важной, на наш взгляд, является возможность овладения профессиональной информацией. Она в значительной мере отличается от теоретических знаний, приобретаемых будущим специалистом в вузе. Знания, формирующиеся в процессе работы, можно без натяжки назвать новыми. Это знания о самом себе (попадая в рабочую обстановку, вы можете обнаружить, что переоценивали свои способности, или, наоборот, имели заниженную самооценку), знания о самой работе, о характере ее трудностей, или, наоборот, о ее увлекательности и важности; знания о взаимоотношениях с участниками профессиональной деятельности, с работодателями, в частности. Даже самые хорошие академические знания и безупречное владение профессиональными навыками не всегда обусловливают рост авторитета человека в производственном коллективе.

Вместе с тем необходимо помнить, что какой бы ответственной и перспективной ни была работа, совмещаемая с учебой, нужно выполнять учебный план, так как на адептном этапе все же главным является получение профессионального образования. Непонимание этого может спровоцировать проблемы, связанные с академической неуспеваемостью (иногда студенты пропускают учебные занятия, ссылаясь на необходимость работать).

Таким образом, решая одни проблемы, можно создать себе другие.

6. Важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. В этой связи необходимо продумывать свои взаимоотношения с преподавателями, друзьями, коллегами-студентами и т.д. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.

Подытоживая сказанное о профессиональном самообразовании будущего учителя, выделим наиболее устойчивые и общие его характеристики: оно должно быть непрерывным (осуществляться на всех этапах в системе педагогического образования), личностно ориентированным (должно отвечать потребностям, возможностям и особенностям личности занимающегося самообразованием человека), должно осуществляться из разнообразных источников.

4.4. Профессиональное самовоспитание педагога, его структура

Как мы уже отмечали, ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самообразования учителя является самовоспитание.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие профессионально значимых личностных свойств и качеств.

Самообразование и самовоспитание содействуют личностному росту педагога, развитию его профессионализма.

Личностный рост”, по мнению К.А. Альбухановой-Славской, это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, “ядро” личности. Стремление к совершенствованию, отношение к своей жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этом движении чревата наступлением застоя и началом деградации личности. Оптимальное развитие личности, ее рост осуществляются в процессе овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Чем большего человек достигает в личностно значимой для него, любимой профессии, тем больше он развивается как личность.

Как мы уже отмечали ранее, профессия педагога имеет свою специфику, которая заключается в направленности на другого человека. Собственная личность учителя является важнейшим “рабочим инструментом” в его профессии. Чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Следовательно, личностный рост учителя, его стремление к личностному совершенствованию — непременное условие достижения им результативности и качественности процессов обучения и воспитания.

Движущей силой и источником самовоспитания учителя является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Потребность в профессиональном самовоспитании, самосовершенствовании не возникает сама собой, она появляется тогда, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональное самопознание предполагает самооценку общих и профессиональных качеств, выявление уровня общительности, а также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки, первый заключается в соотнесении уровня своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те педагоги, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего учителя) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса.

Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя является условием эффективности его самообразования.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самообразования, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала.

Если же руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самообразовании.

Наконец, еще один внешний фактор — фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс самопрограммирования, развития личности не что иное, как составление прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Ведение дневниковых записей, в которых в письменном виде может быть сформулирована как программа-минимум, так и программа-максимум является еще одним из способов самопрограммирования.

Способы самовоздействия в процессе самовоспитания, профессионально-личностного совершенствования учителя самые разнообразные. С.Б. Елканов выделяет как наиболее значимые следующие: самопобуждение, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение. Им может предшествовать эмоциональное состояние недовольства собой, какими-то своими действиями и поступками, сознательная и адекватная самокритика. Самокритика заключается в объективном анализе своих недостатков, эмоционально отрицательном отношении к ним. Самокритичное отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных, положительных личностных качеств, притягательная сила которых и является побуждением к самоизменению.

Особое место в ряду способов самовоздействия занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также методы самоубеждения, самоприказа, самоконтроля, самовнушения и др.

Особое значение имеют методы самоконтроля, ведь учителю необходимо держать себя в состоянии постоянной мобилизованности, внимательно оценивать свои высказывания, поступки, отношения с участниками педагогического процесс. Они реализуются в конкретных приемах: самонаблюдении, самопроверке, самоотчете и самоанализе. Самоконтроль и способность к рефлексии предполагают мысленное опережение событий, умения давать себе отчет о возможных последствиях своих действий и поступков, мысленное видение себя как бы со стороны, глазами других людей. Частным проявлением самоконтроля для учителя является мыслительно-эмоциональный перенос себя в положение другого человека, в возможные педагогические ситуации.

Однако самоконтроль не даст существенного эффекта, если он не затронул чувств и сознания педагога, если не заставил его анализировать свои действия и поступки. Без анализа самонаблюдение и самоконтроль не действенны. Самоанализ предполагает не только соотнесение и оценку отдельных объективных педагогических фактов, но и оценку изменяющихся состояний самого учителя, в том числе и состояний, касающихся динамики его самосовершенствования.

Способами самовоздействия и самоорганизации могут служить упражнения в особых действиях, рассчитанных на выработку внимания, развитие памяти, мышления и других, значимых для педагогической профессии, психических качеств. Эти упражнения, тренинги и приемы способствуют саморегуляции внутреннего эмоционального состояния учителя, содействуют развитию познавательных процессов и педагогического мышления.

В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

В заключении остановимся на рассмотрении структуры самовоспитательной деятельности педагога, которая представлена в следующих действиях по самосовершенствованию:

1. Профессиональное самопознание. Речь идет об анализе своих индивидуальных психофизических особенностей и соотнесении их с требованиями избранной профессии. Педагог должен изучить свой тип центральной нервной системы, темперамент, состояние здоровья, особенности характера, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и определить их соответствие избранной профессии.

2. Определение целей и задач самовоспитательной деятельности, составление плана профессионально-личностного саморазвития. В соответствии с результатами самопознания необходимо спланировать деятельность по профессиональному самосовершенствованию.

3. Собственно самовоспитательная деятельность учителя, направленная на совершенствование тех или иных личностных качеств.

4. Самоконтроль и самооценка результатов самовоспитания, внесение изменений в процесс самоусовершенствования.

В реальной действительности процесс самовоспитания оказывается не столь алгоритмичным и стройным, целостным. Однако приведенную выше структуру можно считать общей схемой саморазвития учителя. Посредством самовоспитания учитель управляет своим профессиональным становлением и развитием, именно при его помощи во многом достигает высокого уровня профессионализма.