Введение Актуальность

Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно — ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимают подростки. Для них незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.

Как отмечает В. Г. Бочарова, «в контексте профессиональ­ной социальной работы содействие личности в ее становле­нии, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (т.е. создание условий для каждого че­ловека в его образовательном и культурном личностном раз­витии) имеют первостепенное и непреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями». [11]

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что именно невозможность для многих детей, подростков приобщиться к различным, ранее доступным формам образования и цен­ностям культуры, развития своего интеллектуального потен­циала, расширения кругозора; сокращение числа учрежде­ний дошкольного, базового и дополнительного образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговых занятий — эти по сути своей социальные пробле­мы крайне негативно отразились на уровне духовно-нрав­ственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка. В этой связи следует особо выделить детей, подрост­ков, молодежь как социальный слой, важнейшую катего­рию в числе наиболее перспективных контингентов стра­ны. Эта категория должна стать объектом самого присталь­ного и, главное, своевременного внимания абсолютно всех государственных и негосударственных, коммерческих структур (а не только одной отрасли — образования) — их согласованной, личностно ориентированной социальной работы.

Цель данной работы — исследовать теоретические аспекты и проблемы социальной работы с подростками.

Объект данного исследования — подросток, предмет исследования — теоретические аспекты социальной работы с подростками и нормативно-правовые основы социальной работы с подростками.

18 стр., 8512 слов

Курсовая работа влияние среды на развитие личности подростка

... ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Допущена к защите Председатель ПЦК Педагогики и Психологии _________Л.В. Адащик КУРСОВАЯ РАБОТА Влияние среды на развитие личности подростка ... его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное ...

Для достижения поставленной в работе цели, в работе предполагается решить ряд задач:

— рассмотреть возрастные особенности подростков;

— исследовать проблемы подросткового возраста и их причины;

— охарактеризовать необходимые компоненты профессиональной этики специалиста по социальной работе;

— изучить формы и методы социальной работы с подростками из неблагополучных семей;

— рассмотреть нормативно-правовые основы социальной работы с подростками;

Глава I. Подростки как объект социальной работы.

1. Возрастные особенности подростков

Подростки — дети от десяти до четырнадцати лет. Среди них различают три возрастные группы: 10−11 лет — младшие подрост­ки; 12−13 лет — подростки (в узком значении слова); 14 лет — старшие подростки.

Типичные черты подростков наиболее ярко выражены в возрасте 12−13 лет. В 10−11 и в 14 лет эти черты в значительной степени размыты — в первом случае многое сохраняется от млад­шего школьного возраста, во втором — приходит от юношеского.

В подростковом возрасте в целом (он совпадает с обучением в 4−8-х классах средней школы) происходит дальнейшее формиро­вание представлений о природе, обществе, человеке, постижение основ миропонимания, норм морали, художественных ценностей, обеспечивающих общекультурное развитие личности. Для этого воз­раста характерны активные поиски сферы приложения природных дарований личности (посещение кружков, студий, факультативов).

Дифференцируется содержание образования, обусловленное про­фессиональной ориентацией и личностными интересами. Расширя­ется диапазон видов деятельности, увлечений. Усиливается стремле­ние выразить себя.

Переход от детства к юности, каким является подростковый возраст, — важнейший период становления личности. Во все времена этот возраст, возраст самоутверждения, мучительных вопросов, считался трудным. Н. К. Крупская назвала его «самым мятущимся, самым критическим, самым неуравновешенным»,

2 стр., 979 слов

Особенности профориентационной работы с подростками

... психологии 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста 2. Развитие профессиональных интересов подростков Глава 2. Профориентационная работа с подростками 1. Понятие профориентации 2. Проблемы ... он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических ...

«Что-то разладилось в моей душе. Ссорюсь с подругами, ссорюсь с мамой. Бабушка говорит, что это пройдет. Она посоветовала мне больше читать. Но мне кажется, она не права. Книги — книгами, а жизнь жизнью, ведь правда?» — пишет семиклассница в редакцию газеты. Разлад с самим собой и окружающими, сомнение в непреложных истинах, конфликтность поведения, состояние бунта и протеста — отличительная черта подростка. В фильме «Чучело», снятом по одноименной повести В. Железникова, Ролан Быков наглядно показал, сколь драматичен этот возраст, сколько обид и разочарований он таит в себе, как затруднено в этот период общение со взрослыми и в то же время как оно желанно и необходимо.

В своей работе «Рождение гражданина» В. Сухомлинский обратил внимание на ряд типичных противоречий подросткового возраста. Вот некоторые из них. С одной стороны, неприми­римость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу за истину. С другой — неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же вре­мя не любит, чтобы его воспитывали, не терпит «оголенности» идей. Желание самоутвердиться — и неумение сделать это. Острая необходимость в совете — и в то же время нежелание обратиться к старшему. Противоречие между разнообразием желаний и огра­ниченностью сил, опыта, возможностей для их осуществления.

В каждом из противоречий подросткового возраста есть и хо­рошее и плохое. Взять, например, стремление подростка к идеалу и неприятие при этом любых попыток взрослых поучать.

В 12−13-летнем возрасте значительно активизируется про­цесс самовоспитания. Происходит интенсивный поиск друга, фор­мирование товарищеских групп по интересам. Для этого возраста характерен процесс так называемой половой идентификации — осознание подростком своей принадлежности к мужскому или женскому роду и соответствующих социальных ролей. К 14 годам девочки по своему физиологическому и психическому развитию значительно опережают мальчиков. Начинает разрушаться психологический барьер между девочками и мальчиками, который был свойствен и предыдущим этапам развития (10−13 лет).

19 стр., 9287 слов

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

... Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В ... организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем ... развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества» является новый ...

Возникает их интерес друг к другу. Расширяется сфера сексуаль­ных переживаний. У мальчиков в этом возрасте проявляется ярко выраженное стремление овладеть «мужскими» чертами (быть сильным, ловким, смелым и т. п.).

Учебная деятельность, как правило, перестает быть всепогло­щающей, хотя и остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со сверстниками. Меняются инте­ресы и увлечения.

Старших подростков интересуют все сферы жизни и взаимо­отношений людей. В оценке людей им часто свойственна катего­ричность. Подросток настойчиво стремится к самостоятельности, избегает вмешательства в свои дела, активно отстаивает свои взгляды и убеждения.

У учащихся 7−8-х классов возникает потребность видеть себя не только в настоящем, но и в будущем. Этим обусловлен интерес к профессиям. Однако говорить о своей будущей профес­сии подростки не любят.

В подростковом возрасте усиливается тяга к сверстникам, активизируются межличностные отношения. Очень заметной ста­новится ориентация на мнение сверстников, их авторитет, в том числе и в вопросах чтения, выбора и оценки книг.

Одной из главных причин сближения с товарищами подрост­ки считают возможность взаимопонимания. Другая причина — большая, по сравнению со взрослыми, демократичность отношений, возможность не только выслушать товарищей, но и поспорить с ними. Для подростка открывается возможность самопроявле­ния, раскованного разговора о самом личном. Так создаются пред­посылки для создания неформальных объединений. Эти особен­ности возраста должны быть учтены в социальной работе с подростками.

3 стр., 1068 слов

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

Содержание Введение Глава 1. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка 1.1 Исторический анализ проблемы 1.2 Социализация и развитие личности, их взаимосвязь 1.3 Виды учреждений государственной поддержки детства Вывод по первой главе Глава 2: Основные направления социализации ребенка в учреждениях государственной поддержки детства 2.1 Проблемы развития детей в условиях детских ...

В результате исследования мы делаем вывод, что подростковый возраст в силу своей уязвимости и зависимости от внешнего окружения требует пристального внимания со стороны социальных служб и государства.

2. Социальные проблемы подросткового возраста и их причины

В контексте возрастных особенностей следует рассмотреть социальные проблемы, с которыми сталкивается подросток.

Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем. [12]

Первичная система ограничений представляет собой совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрослых членов общества. Эта система состоит из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для формирования у ребёнка целого комплекса потребностей.

Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т. п. Следующий элемент — это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности и способности ребёнка, результатом чего становятся его потребности в воспитании, образовании и развитии.

И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реагировать на внешние воздействия и адекватно оценивать собственные действия и поступки. Это приводит к тому, что возникает необходимость удовлетворения потребностей ребёнка в надзоре, социальном контроле, просвещении и в правовой защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение на взрослых, семью, государство и общество ряда обязанностей и обязательств, что создаёт условия и возможности для формирования вторичной системы ограничений жизнедеятельности ребёнка. В отличие от первичной, эта система представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по ... находятся под стражей; · уклоняются от воспитания детей; - отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Согласно закону Российской Федерации "О ...

Наличие в обществе этих двух систем ограничения жизнедеятельности ребёнка и ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада семьи до геноцида).

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

  1. Обусловленные возрастными особенностями детей:
  • кризис переходного возраста;
  • переход из дошкольного учреждения в среднюю школу;
  • недоверие со стороны взрослых;
  1. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка:
  • жестокое обращение с ребёнком;
  • непонимание в семье;
  • отсутствие одного или обоих родителей;
  • экономические трудности;
  1. Обусловленные деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми:
  • конфликты с педагогами в школе;
  • педагогическая запущенность;
  • детская преступность;
  • неблагополучные семьи;
  1. Порождённые особенностями социально-экономического и социально политического развития общества:
  • эксплуатация детей;
  • сокращение детских учреждений;
  • дети-беженцы;
  • дети — участники незаконных вооружённых формирований;
  • угроза жизни и здоровью детей;

Конечно, полностью и окончательно разрешить все социальные проблемы детей раз и навсегда ни одно общество не может. Следует отметить, что неправомерно рассматривать работу по социальной поддержке и защите детей только как обязанность социальных служб и учреждений. Эта деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных организаций, которые действуют в пределах своих возможностей и своей компетенции, используя разнообразные методы и формы деятельности.

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ... активность замужних женщин не освобождает их от приготовления еды, ежедневного обслуживания членов семьи, забот о престарелых родителях, контактов с воспитателями и ...

II. Организация социальной работы с подростками из неблагополучных семей

1.Учреждения социального обслуживания для детей и подростков

Решением проблем подростков занимаются учреждения социального обслуживания, установленные Национальным стандартом РФ. [13]

При получении социальных услуг в учреждении любого типа семья, дети (их родители или законные представители) имеют право:

  • на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
  • на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;
  • на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;
  • на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреж­дения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разгла­шение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации;
  • на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;
  • на отказ от социального обслуживания.

В зависимости от предназначения учреждений и групп обслуживаемых детей установлены следующие типы учреждений для социального обслуживания детей:

  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реаби­литации;
  • учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями;

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль­ной реабилитации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся:

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты для детей;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

К учреждениям для обслуживания детей с ограниченными возможностями относятся:

  • детские дома-интернаты для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии;
  • детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
  • реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Национальный стандарт систематизирует учреждения социального обслуживания, обозначает его функции и задачи. Система учреждений социального обслуживания детей и подростков представляет собой сложную структуру, направленную на решение социальных проблем детства. Их работа опирается на нормативно-правовую, теоретическую и методическую базу.

2. Формы и методы социальной работы с подростками из неблагополучных семей

Рассмотрим организацию социальной работы с подростками на примере социальной работы с подростками из неблагополучных семей.

Социальное обслуживание детей из неблагополучных семей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями[16].

В заметной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.[15]

Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточно удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

  • государственные социальные службы;
  • смешанные службы;
  • коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы — территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы детей, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ. Этот перечень является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям из неблагополучных семей:

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

  • срочное социальное обслуживание и оказание срочной ма­териальной помощи;
  • содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, де­тей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытыва­ющим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, при­обретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
  • принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
  • социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
  • организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
  • создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детс­кой одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
  • содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
  • содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, лет­него отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
  • содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
  • содействие в выделении:
  • денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
  • содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
  • социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным ма­лообеспеченным семьям;
  • содействие в организации надомного труда детей-инвали­дов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
  • организация для подростков, безработных Мастерских и це­хов при центре;
  • содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, оформлений документов (в пределах региона).

2. Социально-правовые услуги:

  • помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
  • содействие в предоставлении социальных выплат;
  • участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т. д.), повыше­нии его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т. д.);
  • участие в правовой защите личностных интересов детей.

3. Социально-реабилитационные услуги:

  • организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
  • социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
  • составление индивидуальных коррекционных программ.

4. Психологические услуги:

  • психопрофилактика и психогигиена;
  • психодиагностика и обследование личности клиента;
  • психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
  • семейное психологическое консультирование (индивидуаль­ное, групповое);
  • · психологическое консультирование (индивидуальное, груп­повое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
  • психосоциальное консультирование;
  • психологический патронаж;
  • психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
  • развитие навыков эмоциональной саморегуляции, организация посреднических услуг, профориентация на основе тестирования;
  • организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
  • ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.

5. Педагогические услуги:

  • педагогическая помощь детям в защите их интересов;
  • консультативная помощь родителям и детям;
  • групповая работа по развитию навыков общения и эмоцио­нальной сферы детей;
  • коррекционная помощь детям с нарушениями речевого раз­вития, аутизмом, неврозами;
  • содействие культурно-досуговой деятельности детей;
  • практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
  • обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

6. Социально-медицинские услуги:

  • содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
  • организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
  • содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
  • патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
  • обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
  • патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.

Основная задача работников службы — помочь члену семьи (не зависимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы[17]. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т. е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

Рассматриваемая конкретная деятельность отдела социальной помощи взаимодействует с различными категориями населения. Изначально определяет круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ — всем, кто окружает ребенка.

3. Необходимые компоненты профессиональной этики специалиста по социальной работе при работе с детьми и подростками группы риска

Для изучения особенностей профессиональной этики социального работника необходимо выяснить, что включает в себя понятие «профессиональной этики» вообще.

Профессиональная этика — одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология [18].

Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос — долг, должное, надлежащее, и логос — наука) — это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен до настоящего времени, больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

Рассмотрим этические принципы социальной работы с детьми группы риска

1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска. Работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными. Не являясь враждебным свойством личности, толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания и относится к важным компонентам готовности социального работника к профессиональной деятельности.

2. Принцип уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой соблюдение прав ребенка. Все права подробно прописаны во «Всеобщей декларации прав человека», а так же в «Конвенции о правах ребенка». Этот принцип очень важен при работе с детьми группы риска, ведь взаимное уважение — это залог успеха разрешения проблем.

3. Принцип добровольности. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.

4. Принцип конфиденциальности — это один из ведущих принципов в социальной работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией. Социальный работник обязан не разглашать эту информацию.

Сведения о клиенте специалист может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблемы клиента.

При передаче информации третьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его о неразглашении информации.

В случае получения от клиента информации, связанной с нарушением закона, социальный работник обязан передать ее соответствующим органам, при этом обязательно известить клиента о разглашении информации.

При работе с детьми группы риска очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

5.Принцип доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности. Этот принцип подразумевает под собой не совсем формальные отношения между специалистом социальной работы и клиентом. Откровенность, честность, открытость, доброжелательность — это те качества, которые должны быть в наличии у социального работника, незаменимые при работе с клиентами всех категорий, в частности с детьми группы риска. Доброжелательность и открытость со стороны специалиста способствует быстрому и эффективному разрешению проблем ребенка.

6. Принцип безоценочности. Этот принцип состоит в том, что специалист, оценивая действия и поведение клиента, не дает четкой оценки. Это способствует большему доверию со стороны клиента к социальному работнику. Естественно этот принцип не заменим в роботе с детьми группы риска, так как все мы знаем, какая реакция у детей на оценки их поведения со стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимого результата, специалист социальной работы должен придерживаться этого принципа.

7. Принцип социальной справедливости. Этот принцип предполагает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики. Этот принцип является важным при работе социального работника с клиентом, в частности с детьми группы риска.

Таким образом, мы выделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работе социального работника с детьми группы риска. Определили основополагающий принцип — принцип толерантности.

Рассмотрим стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам, в частности к детям группы риска.

1. Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различие клиентов.

Профессиональная служба должна помогать всем клиентам в равной мере, принимая на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы об этом, чтобы иметь свободу действий.

2. Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информации относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информируют о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. Информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника, касающихся его.

Доверие клиента к специалисту социальной службы — это самое важное в профессиональной деятельности социального работника. Сохранение и неразглашение информации, касающейся клиента, помогает добиться успеха в работе, тем более, если речь идет о детях группы риска.

3. Помогать клиенту, индивиду, группе, общине в самореализации и максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей. Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развития их интересов.

Для детей группы риска наиболее важной является помощь в самореализации и саморазвитии, поэтому социальный работник должен делать все возможное для реализации этих качеств у ребенка.

4. Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

Деятельность социального работника подразумевает под собой ответственность за клиента. Когда речь идет о детях, на плечи социального работника ложится двойная ответственность, и при этом профессионал не должен отступать от этических требований к личности социального работника.

Можно сделать вывод, что такая категория как дети группы риска требует большего внимания и ответственности со стороны социального работника.

Таким образом, мы выявили этические принципы и стандарты поведения социального работника при работе с детьми группы риска. Мы определили, что основополагающим принципов в работе с детьми группы риска является принцип толерантности, так как, работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными.

Заключение

На основе изученной информации можно сделать вывод, что социальная работа с подростками представляет собой вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем, профессиональная деятельность социальных работников в учреждениях образования предполагает так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т. е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.

В нашей стране уделяется малое внимание решению конкретных проблем молодого поколения. Отсутствует единая система учреждений и организаций, в рамках которой молодой человек могу получить разностороннюю и эффективную помощь. Впрочем, как и отсутствует система методов в рамках социальной работы, особенно это касается психологических и психолого-педагогических методов. Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым клиентом. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это — адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.

Так же можно отметить то, что на данный момент молодежная политика РФ является стремительно развивающейся системой. Государство уделяет все большее внимание и поддержку молодежи, что дает возможность прогнозировать улучшение социально-культурного и экономического благополучия этого слоя населения страны.

1