экспериментальные результаты и их критический анализ

7. Школа В. Вундта и ее последователи. Основные достижения,

экспериментальные результаты и их критический анализ.

КУРСИВ – ДЛЯ БЕГЛОГО ПРОЧТЕНИЯ

Основателем экспериментальный психологии является вильгельм вундт(1832-1920) в 1879 года в Лейпциге (позже тут основался Инст-т экспериментальной психологии, в котором учился Бехтерев, Ланге и др).

Вундт Психологию строил по образцу химии, как разложить в-во на элементы.

Его психологию еще называли физиологической психологией, так как состояния испытуемых изучались через экспериментальные проц-ры, методы которых взяты из физиологии (орг-в зрения, слуха): образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся.

были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь («Основы психофизиол психологии»).

ПРИМЕР: Экспериментальное исследование чувств предпринималось с целью найти подтверждение трехмерной теории чувств. Вундт применял метод попарного сравнения: испытуемым предлагается сравнить раздражители с точки зрения возникающих у них чувств. В других опытах предпринимались попытки установить связь между изменениями физических показателей (частоты пульса и скорости дыхания) с соответствующими эмоциональными состояниями.

Это течение структурализм: Предложил сознательный опыт разложить на элементы и посмотреть как они взаимодействуют

предметом психологиидолжны выступать только тепроцессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания).

Т.о., элты сознания (отожд-л с психикой, нет бсз психич проц) –представления (образ-ся из отдел эл-тов через ассоциации), ощущения (первичные, св-ва модальности и интенсивности), чувства (эм сост-я, образ-ся как новое качество из суммы ощущений).

Чув-ва им 3 измерения: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Напр, пока ждет удар меторонома – напряж, как услышал – расслабился. эмоции представляют собой сложное соединение

13 стр., 6308 слов

Психология народов Вильгельма Вундта

... способен заметить несоединимость принятой Лацарусом и Штейнталем психологической точки зрения с программою будущей психологии народов. Поэтому критика их программы была вполне подходящим в ... важность работ и достижений Вильгельма Вундта, а также психологии народов. Объектом исследования является психология народов. Предметом исследования является проблемы психологии народов. Цель данной работы ...

элементарных чувств, эмоции как элемент МЫшлЕНИЯ.

Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных

форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств

воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы дос-

тигают мозга. Вундт разделил ощущения по интенсивности, продолжи-

тельности и модальности.

Чувства — еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал,

что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и

того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за

ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства.

В результате соединения ощущений возникает новое качество или но-

вое чувство.

Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид

чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у

него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар

прозвучал, — расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо

континуума удовольствие-дискомфорт, его чувства имеют еще одно

измерение: напряжение-расслабление. Кроме того, Вундт заметил, что,

когда ритм ударов увеличивается, он слегка возбуждается и, соответ-

ственно, успокаивается, когда ритм замедляется.

Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само-

анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув-

ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме-

рений чувств: удовольствие-дискомфорт, напряжение-расслабление,

подъем-угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне

внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Вундт полагал, что

, которые, в свою очередь, могут быть без труда

измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел

эмоции к элементам мышления.

Выделял 2 вида опыта

  1. Опосредованныйоснованный на связях между объектами (естественные науки, «яблоко», знания, основанные на прошлом опыте)
  2. Непосредственный (психология) направлен на анализ взаимосвязей между представлениями об этих объективных явлений в сознании субъекта «гладкое, красное». то есть изучает свойства, которые приписываются субъектом объектам. Тут мы активно организуем разумом составляющие элементы

Т.о., предмет психологии – непосред опыт. Метод его исследования – интроспекция (внутренняя перцепция, проферка состояния собственного мышления, анализ своих ощущений, регистрация переживаний сознания).

1 стр., 455 слов

В чем специфика феноменологических методов мышления?

... восприятия, но результаты своих исследований феноменологи широко применяют к проблемам мышления. Феноменологический метод связан с очень важной, но ограниченной областью психики человека - ... деятельности сознания. Специфика любого истинно философского мышления и мышления феноменологического в особенности - это широта горизонта. Специфика феноменологического метода заключается в том, что анализ ...

кроме трех элементов сознания этим методом больше ничего не изучить. Метод субъективен, обучение испытуемых: знать начало проведения, внимательность, повторность, одинаковые раздражители

Вундт делал выводы об элементах и процессах сознания, исходя только из объективных оценок: Интроспекция основывалась на объективных оценках: испытуемые говорили о величине, интенсивности и диапазоне различных физических раздражителей, с применением сложного лаборат оборуд. Очень редко исслед-я были основаны на качественной интроспекции, когда испыт описывали свой внутренний опыт (комфортность и тд).

Интроспекция- субъективный анализ человеком собственного внутреннего мира,

сугубо личное дело. Чтобы добиться повторных результатов эксп-тов – обучение испытуемых.

И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос-

пользоваться методом интроспекции — проверки состояния собствен-

ного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя

перцепция.

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в

которой он применялся для исследований света и звука, а также из

физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так,

для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь

использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого

описать полученные ощущения — приблизительно так, как это делал

Фехнер в своей научной работе. Сравнивая вес двух грузов, испытуе-

мый тем самым анализирует собственные ощущения, регистрируя пере-

живания своего сознания. Если же вы говорите: <Я голоден>, значит,

вы уже внутренне проанализировали состояние своего организма.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, прово-

дились Вундтом в лейпцигской лаборатории со строжайшим соблюде-

нием установленных им же правил. Вот эти правила:

1) наблюдатели должны уметь правильно определять момент нача-

ла эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего вни-

мания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно

10 стр., 4841 слов

Правовая психология и правовое сознание как структурные элементы ...

... Правовая психология – наиболее распространенная форма сознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций ... бытия общества, какова его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом. Понятие правосознания, его структура, виды и уровни. Правосознание представляет собой основу ...

было провести несколько раз:

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми

для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Последнее условие выражает суть экспериментального метода: ва-

риабельность факторов раздражения и наблюдение за возникающими

изменениями в ощущениях испытуемого.

ПО ВУНДТУ, объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия. Ощущения вызвались метрономом (прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени).

Метроном объективен, а переживания субъективны.

Считал, что психология должна

  1. Описывать св-ва сознания (сознательный опыт)
  2. Выделить структурные составляющие сознания
  3. Установить связь между этими элементами

Вундт Сознание не сводил к простой сумме его составляющих. Элементы сознания активно синтезируются, связь элементов не пассивная. Наше восприятие объекта – единство ощущений (хоть и изучал базовые элементы, а рассматривал их как синтез, в совокупности, с образованием нового качества, а не как ассоцианисты, рассматривающие просто связь элементов. Без основных элементов разуму нечего было бы создавать).

Т.о., предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом

; в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество (например, из длинного, коричнего с зелеными не знаю чем у нас складывается образ дерева)).

Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты

и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной

организации или синтеза. хотя Вундт придавал важное значение

способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу

своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали

именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы

организовывать.

Наше

сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и

чувствами, которые мы переживаем: оно действует творчески, составляя

из этих элементов целое. Итак, Вундт — в отличие от большинства

британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси-

хологий — не рассматривал процесс связи психических элементов как

6 стр., 2832 слов

1.Ассоцианизм (структурализм в. Вундта, основные принципы ассоцианизма)

... физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. ... человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Вундт представлял психологию наукой, схожей с ...

пассивный и чисто механический.

Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах

сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение,

если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един-

ства ощущений. К примеру, дерево — это именно дерево, а не отдель-

ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это

получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че-

ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель-

ных ощущений и чувств.

Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди-

ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом (по-другому, принципом психи-

ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество.

<Характеристики любого сложного психического явления не сво-

дятся к сумме характеристик его составляющих>

вундт — автор трудов по психологии народов 10 томов 1910 (социальная основа высшей ментальной деятельности).

Изучат традиции, обычаи народов. Т.о., затрагивал вопросы впф, как мне кажется… Если что, лучше это не говорить.. и про выводы у Кости про ВПФ лучше промолчать наверное…

Достижения:

Вундт Организовал первую психол. лабор.

переоценил прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и как науки о внутреннем опыте) и предложил рассматривать в качестве такого предмета непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения и интроспекции. То есть предмет – сознание, получение данных только исходя из фактов!

Введение в психологию метода эксперимента

Нет различия между психологическими и естественно научными методами, уровнял их.

Он пытался разработать строгую теорию природы чело-

веческого мышления. Некоторые из последователей Вундта основали

лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных

результатов. Словом, именно Вундта можно назвать основоположни-

ком современной психологии.

Новая наука, предметом изучения которой стали элементы созна-

ния и их синтез, не была направлена на решение практических вопро-

сов. Возможно, именно поэтому психология Вундта и не получила ши-

рокой известности в прагматической атмосфере Соединенных Штатов.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... научн. Оборот понятие рифлекса, открыл новую пс. Сущность о сознании человека. Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии. 3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине ... 19 века. Вунд в своей лаборотории изучает сознание( разбил на структуры: ощущение, ...

Психология Вундта была чисто академической наукой, и не более: при-

кладные вопросы Вундта не интересовали.

Вклад Вундта заключается в

проведении экспериментов и использовании в них строгих научных

методов. Правда, некоторые ученые — критики Вундта — считали,

что длительные эксперименты самонаблюдения вызывают у его участ-

ников серьезные душевные заболевания

Все что дано сознанию в полной мере им.б. извсетно только носителю сознания

Положительное влияние теории Титченера состояло и в том, что она сыграла роль мишени для критики. Структурализм представлял собой сложившееся направление, против которого стали выступать новые школы психологов, обязанные своим существованием именно переосмыслению его основ.

Самоотчет и интроспекцию используют часто сегодня (психофизика, проф ДЕ)

ЭТО в КОНЕЦ:

Критика:

  1. Не так просто понять, что характеризуют данные интроспекции
  2. Все способы изучения сознания вне границ самого сознания явл-тся не научными
  3. Участники описывают внеш. Объекты, чем внутр переживания. Из описаний внеш. Объектов не составить собственных переживаний
  4. разные субъекты по разному описывают свой опыт, это зависело от процедуры наблюдения
  5. Не все происходящее в сознании доступно самонаблюдению
  6. Отказ от исследования ВПФ
  7. Нельзя проследить как происходят мысли
  8. Интроспекция вундта это больше ретроспекция, обращение к прошл опыту
  9. Недостатки метода самонаблюдения не призывают отказаться от этого метода вовсе – это невозможно. Они лишь подчеркивают невозможность объяснения сознания из самого себя. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании.
  10. Итак.
  11. 1. мы не осознаем процесса создания мысли. Течение осознаваемой мысли определяется причинами, которые сами не осознаются (течение детерминируется неосознаваемыми тенденциями)
  12. 2. процессы в сознании протекают быстрее, чем скорость их словесного описания
  13. 3. словесное описание не исчерпывает содержание сознания
  14. 4. сознание состоит не только из ясных переживаний, но и из смутных, неясных.
  15. 5. то, что человек не осознает, во многом зависит от его предварительных предположений, а так же от того, какую задачу он в данный момент решает.
  16. 6. Самонаблюдение подвержено ошибкам так же, как и все остальные процессы, протекающие в сознании.
  17. 7. Как только человек задумывается над тем, как протекает деятельность его сознания, так сама эта деятельность изменяется.
  18. 8. возможности сознания ограничены по объему, но природа этих ограничений не осознается, т.е. в самом сознании не содержится.

И автор трудов по психологии народов 10 томов 1910 (социальная основа высшей ментальной деятельности).

16 стр., 7697 слов

Проблема сознания в психологии

... Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции». Итак, в психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию  общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, ... никогда не проникну в образы и переживания других людей. Итак, предмет психологии – факты сознания; последние непосредственно открыты мне и никому больше; следовательно, изучать их можно ...

Изучат традиции, обычаи народов. Т.о., затрагивал вопросы впф

Ученик и последователь Вундта Эдвард титченер.

— изучение эл-тов психики и их механической связи посредством ассоциации.

— отказался от использования вундтовского учения об апперцепции и сконцентрировал свое внимание на самих элементах. С его точки зрения основная задача психологии заключалась в открытии этих элементарных составляющих сознания, то есть в разложении сознания на части и определении его структуры. Он выделял 40 000 элементов.

— т.о., сознание не продуцирует новые качества. После титченера данной направление перестало существовать

— при изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула — то есть смешения психических процессов восприятия (красное,круглое) объекта и влияния самого объекта (ЯБЛОКО).

наблюдатели, которые видят яблоко и описывают его просто как яблоко, не определяя цвет и форму, которые они также воспринимают, совершают <ошибку стимула>. Объект наблюдения, по мнению Титченера, должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.

— сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни. Сознание и разум во многом схожи — за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.

-Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения. Задача – не лечение, а открытие структуры психики. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение <больной психики>, изменение человеческого сознания или реформирование общества. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики. Он верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований. По этой причине он возражал против развития детской психологии, зоопсихологии и других направлений, которые не включали в себя самоанализ и не подходили для его поисков сути сознания.

Интроспекция: Титченер придавал особое значение исследованию отдельных частей (атомов психики), в то время как Вундт делал упор на изучении целого. Подобно большинству английских эмпириков и ассоцианистов, Титченер стремился к открытию атомов человеческой психики.

— испытуемые – бесстрастные механизмы, регистрирующие хар-ки стимулов (до бсз, автомата).

Испытуемые в качестве своего рода механических записывающих устройств, объективно отмечающих характеристики стимулов, которые они наблюдали. Таким образом, эти люди считались просто бесстрастными механизмами. Титченер писал, что отлаженное наблюдение должно стать настолько привычным и машинальным, чтобы превратиться в практически бессознательный процесс.

— Метод – эксперимент, задачи как у Вундта, составл сознания: ощущения, образы, эм сотояния (в отл от Вундта – удовол-неудовол)

— в конце жизни: пересмотр интроспективный метод и отдавать предпочтение феноменологическому подходу, изучая переживания как таковые, не пытаясь разбить их на составляющие. Изучать различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность. Жаль, что не развил…

10 стр., 4965 слов

2.2.1. Экспериментальная психология сознания

... 1885). Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным ... только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне. В спорах с психологией сознания возникли другие ...

Титченер был убежден в том, что интроспективное наблюдение в психологии тоже должно быть экспериментальным

Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:

1) разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие:

2) определение законов, по которым происходит их объединение;

3) связь элементов сознания с физиологическими состояниями.

Титченер предложил считать тремя основными элементами структуры сознания следующие: ощущения, образы и эмоциональные состояния.

Титченер выдвинул предположение о том, что чувства имеют всего одну ось измерения — удовольствие/неудовольствие.

психология должна изучать не базовые психические элементы, а преимущественно различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность.

Это были впечатляющие перемены в его взглядах, и, если бы Титченер прожил дольше и смог реализовать их на практике, то, возможно, что они кардинальным образом изменили бы лицо (а, возможно, и судьбу) структурной психологии.

Титченер начал подвергать сомнению даже сам термин <структурная психология> и предпочитал называть свою систему экзистенциальной психологией.

Хотя в наши дни предмет исследования структурализма и его цели утратили свою актуальность, все же интроспекция, понимаемая как словесное описание переживания, по-прежнему используется во многих областях психологии. В современных исследованиях психофизики, например, людям, принимающим участие в эксперименте, задают вопрос, какой звук громче или тише. Самоотчет требуется от людей, находящихся в необычных внешних условиях — таких как состояние невесомости при космических полетах. Отчеты о самочувствии больных, реакция на предлагаемые тесты также являются по своей сути вариантами интроспекции.

Интроспективные отчеты, включающие в себя интеллектуальные познавательные процессы — такие, как, например, сложные логические рассуждения, — требуются в различных областях человеческой деятельности. Психологи предприятий изучают интроспективные отчеты сотрудников об их ощущениях при пользовании новыми компьютерными терминалами с целью исследования путей совершенствования оборудования. Этот и многие другие словесные отчеты, основанные на личном опыте, являются распространенной формой сбора достоверной информации. В дальнейшем мы увидим, что когнитивная психология, с ее обновленным интересом к сознательным процессам, подтвердила право интроспекции считаться действительно научным методом. В наши дни интроспекция широко применяется в современной психологии.

8 стр., 3710 слов

Экспериментальный метод в психологии. Интроспекция

... экспериментальной лаборатории)психология оформилась в самостоятельную науку Метод интроспекции и проблема самонаблюдения В психологии сознания метод интроспекции (букв.«смотрения внутрь») был признан не только ... В психологии конца ХIХ в. начался грандиозный экспериментпо проверке возможностей метода интроспекции. Научные журналы того времени былинаполнены статьями с интроспективными отчетами; в ...

Интересные эксперименты )))))

исследования органической чувствительности. Для этих исследований всем наблюдателям с утра вводили через рот желудочные зонды, с которыми они ходили весь день вплоть до самого вечера. Сначала, при введении зонда, многие испытывали приступы рвоты, но постепенно смогли привыкнуть к этой процедуре. В течение дня они несколько раз появлялись в лаборатории. Через трубку зонда им вливали в желудок теплую или холодную воду, и они наблюдали свои ощущения.

Иногда интроспекция затрагивала и некоторые деликатные стороны личной жизни аспирантов. Например, от них требовали подробной записи об ощущениях, испытываемых в процессе мочеиспускания и дефекации.

К сожалению, не сохранились результаты одного интересного интроспективного исследования. Для его проведения женатых аспирантов просили делать записи об их ощущениях во время полового акта и даже прикреплять к своим телам специальные приборы для регистрации физиологических реакций организма.

Впоследствии, в 1960 году, об этих экспериментах рассказала Кора Фридлейн, но в то вре.мя о них старались не распространяться. Все же информация о таких исследованиях гуляла по всему университетскому городку, создавая лаборатории психологии репутацию не самого благопристойного места. Поэтому заведующие женскими общежитиями запрещали своим студенткам посещать ее в темное время суток. Когда же прошел слух о том, что к желудочным зондам, которые глотают аспиранты, прикрепляются презервативы, в женских общежитиях пришли к выводу, что это место опасно для любого нормального человека.ЭТО КАК ВООБЩЕ???)))))