1.Ассоцианизм (структурализм в. Вундта, основные принципы ассоцианизма)

мЕЖДУНАРОДНЫЙ иНСТИТУТ бИЗНЕС-оБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО общей психологии

ТЕМА: теоритические направления в зарубежной и отечественной психологии и их взгляды

на предмет психологии.

Выполнил:

СТУДЕНТКА

1 КУРСА , ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СТАРНИКОВА Н.А.

Проверил:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Тузова О.Н.

Мурманск

2013

Содержание.

1.Ассоцианизм (структурализм В. Вундта, основные принципы ассоцианизма) 2

2.Бихевиоризм. 3

3.Психоанализ 4

4.Гештальтпсихология 5

5.Когнитивная психология. 6

6.Генетическая психология 7

7.Гуманистическая психология. 8

8.Рефлексология, реактология, психотехника…………………. 9

9.Психология развития и культурно – историческая теория

Выгоцкого Л.С. 10

10.Теория деятельности (Леонтьев А.Н.) 11

11.Теории личности ( Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г.) 12

11.1Концепция Мясищева В.Н. 12

11.2Концепция Ананьева Б.Г. 12

12.Психология индивидуальных различий ( Теплов Б.М.,

Мерлин В.С., Небылицын В.Д.) 13

13.Теория установки ( Д.Н. Узнадзе) 14

14.Библиографический список литературы 15

Ассоционизмом обозначаются достаточно разные психологические течения, общим для которых является признание принципа ассоциации как основного при объяснении явлений сознания. Ассоцианистов в большинстве объединяло признание нескольких основных положений:

1.Душа понималась как сознание.

2.Сознание в основе своей состоит из простых элементов, своеобразных «атомов», которые, объединяясь, образуют более сложные.

3.Исследовать сознание возможно только при помощи интроспекции.

4.Предметом изучения выступало только индивидуальное сознание, индивидуальный внутренний мир.

В 18 веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического ассоцианизма. Вундт же пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. «Психология, по Вундту, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции»[4,с.88]. Вундт вносил коррективы в интроспекционизм. Он считал, что контроль и порядок в исследование сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии. Опыт физиологический, объективный позволяет, считал Вундт, расчленить опыт непосредственный, субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Эта главная идея Вундта и легла в основу создания опытной психологии.

2. Бихевиоризм.

Бихевиоризм – направление, зародившееся в американской психологии в начале 20 века. Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона. Приверженцы данного направления утверждают, что психика — это различные формы поведения, совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, а все психические явления — это реакции организма, преимущественно двигательные. В основе мышления лежат рече-двигательные акты, эмоции вызываются изменениями, которые происходят внутри организма. За единицу поведения принимается связь (корреляция) стимула и реакции. Основной метод исследования бихевиористов — наблюдение и описание реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды.

«Эта теория объясняет, как может модифицироваться поведение человека в зависимости от тех последствий, которые оно вызывает в определенных ситуациях. Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивидуума»[1,с. 33].

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

3.Психоанализ

Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце19- начале 20 века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.

Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами . Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

4. Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Изучая мышление человека, гештальт – психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Итак, «сознание было представлено в гештальт – теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, которые преобразуются по психологическим законам»[4,с.113].

5. Когнитивная психология.

Когнитивная психология — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Представители : Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

«Во главу угла когнитивная психология поставила изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных) вопросов и структур, сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем»[4,с.124].

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.

С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии, культурно — исторической психологии деятельностному подходу. С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

6. Генетическая психология

Создателем «наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарский ученый Жан Пиаже. Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма, гештальтизма и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей к Сеченову)»[4,с.120]

Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.

Генетическая психология прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека.

7. Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь.

Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдистским концепциям. «Представители этого направления резко возражали против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденцией к агрессии, либо защите от общества. Они отвергали положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источника поведения врожденные альтруистические мотивы»[3,с.499].

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

1.Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. 2.Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений. 3.Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4.Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5.Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

8. Рефлексология, реактология, психотехника

Рефлексология – естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в 1900-1930 годы, главным образом, — в России, и связана с деятельностью В.М. Бехтерева, «рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему животных и человека. Рефлексология ограничивалась изучением объективно наблюдаемых реакций организма животных и человека на внешние и внутренние стимулы, игнорируя «субъективные» аспекты индивидуального и коллективного сознания»[6,с.136]. Бехтерев «выдвигает рефлексологию как особую дисциплину, отличную от физиологии, так и от психологии и долженствующую заменить эту последнюю. Начинается борьба против психологии как таковой. Не определенные идеалистические течения в психологии, а сама психология, поскольку она делает психику предметом изучения, объявляется идеализмом»[5,с.84].

Реактология — направление психологии, трактовавшее ее как «науку о поведении» живых существ, она была основана К. Н. Корниловым. Центральным понятие реактологии является «реакция». Ее задачу «составляло изучение быстроты, силы и формы протекания реакции с помощью различных методов. Переработка понятия «рефлекс» и расширение его до категории «реакция» давали возможность, по мнению представителей данного направления, осуществить «синтез» субъективной и объективной психологии.»[2,с.88].

Психотехника — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу прикладной психологии: психологии труда, организационной психологии, инженерной психологии.

9. Психология развития и культурно – историческая теория Выгоцкого л.С.

Теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Л.С. Выготским. Фундаментальная идея данной терии — социальное опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

По его мнению «Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения»[5,с.85].

Согласно теории Л.С. Выготского у человека есть 2 линии развития:

натуральная и культурная. Натуральная линия развития — это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

Лев Семенович считал, что у человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Он постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Л.С. Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом он считал интериоризацию знаков — искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

10. Теория деятельности (Леонтьев а.Н.)

Теория деятельности — школа советской психологии, основанная

А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в 1920 – 1930 годах 20 века.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).

Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна — сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, а А. Н. Леонтьева разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей

11.Теории личности (Ананьев б.Г., Мясищев в.Н.)

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

11.1.Концепция личности в.Н. Мясищева

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

11.2. Концепция личности б.Г. Ананьева

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.

12. Психология индивидуальных различий ( Теплов б.М., Мерлин в.С., Небылицын в.Д.)

Дифференциальная психология — это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.

Дифференциальная психология имеет две задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.

Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний и связана с общей психологией, с возрастной, педагогической, социальной, с психодиагностикой, с психоконсультированием, с вопросами психотерапии, с психологией семьи, с социологией, философией, психофизиологией.

Термин был введен Штерном в 1900 году, но как самостоятельная наука сложилась сравнительно недавно.

У.Штерн один из первых ученых на основе сбopа современныx ему представлений о различиях между людьми разработал концепцию психологии индивидуальных различий, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями и обозначил эту область, как дифференциальная психология.

В бывшем СССР, а также в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Теплова — Небылицына (основные представители в советский период — Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и др.).

С 1990-х годов, в связи с проникновением на территорию бывшего СССР достижений когнитивной психологии, термин «дифференциальная психология» постепенно вытесняется термином «изучение когнитивных стилей».

13. Теория установки ( д.Н. Узнадзе)

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличием у субъекта потребности в ее удовлетворении. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.

Явление открыто немецким психологом Людвигом Ланге; общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956 г.).

Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явления восприятия, как отражения действительности, и поведение живого существа. Постепенно становилось очевидным, что рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции.

Библиографический список литературы

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Москва 1994.
  2. Карпенко Л.А., А.В. Петровский , М.Г. Ярошевский. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону. Феникс 1998.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер 2007.
  4. Петрошевский А.В., М.Г. Ярошевский. Психология. Москва 2001.
  5. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Питер 1999.
  6. Умрихин В.В. «Начало конца» поведенческой психологии в СССР. Репрессированная наука. Питер. 1991.