Воспитательные функции семьи

Воспитательные функции семьи.

По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кото­рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются со­вокупность норм, санкций и образцов поведения, регламен­тирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». Он выделяет следующие параметры семьи:

-демографический — структура семьи (бездетная, одно­детная, мало или многодетная, полная или неполная);

-социалыю-культурный — образовательный уровень ро­дителей, их участие в жизни общества;

-социально-экономический — имущественные характе­ристики и занятость родителей на работе;

-технико-гигиенический — условия проживания, обору­дованность жилища, особенности образа жизни.

Семья — это ячейка общества. С одной стороны, она отра­жает все серьезные социальные изменения, произошедшие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, ибо она существенно влияет на формирова­ние личности будущего гражданина. Семья отражает в себе все серьезные социальные изменения, про исходящие в на­шем обществе. Однако эти изменения не носят зеркального характера, они порой весьма неожиданны и своеобразны и в свою очередь оказывают существенное влияние на об­щественное развитие.

4 стр., 1805 слов

Семья в современном обществе

... культуры, сфера их существования - общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь - личная жизнь. Цель данной работы - изучение проблем семьи в современном обществе, их причины и пути решения. ... полигамный брак нарушает естественную, примерно одинаковую пропорцию мужчин и женщин в обществе. Отрицательной стороной полигамного брака является то, что он порождает соревнование между мужчинами за ...

Издавна семья выполняла три основные функции: про­должение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:

-сохранение жизни и здоровья;

-удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;

— рождение и воспитание детей;

— создание условий, благоприятных для развития и са­мореализации каждого члена семьи;

-воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов 1.

Таким образом, семья является институтом социализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализу­ет эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба ро­дителя работают, се1\’IЬЯ достаточно материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка;· а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может себе найти место. Сегодня также увеличивается чис­ло семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании бла­гоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», вы­сокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка, благополучная семья строится на основе взаимной люб­ви супругов, в основе отношений которых лежит взаимное уважение, взаимопомощь, постепенно появляющиеся сход­ные оценочные суждения. С появлением детей семья при­обретает новые признаки коллектива: совместные цели и перспективы, совместная деятельность по уходу за ре­бенком, общие переживания, связанные с его появлени­ем и развитием. Ведущим, характерным для совместной коллективой деятельности должен быть элемент сопере­живания членов коллектива, в том числе и семейного (удача, неудача, ожидание результатов, поиск путей реше­ния и т. д.).

Без сопереживания деятельность перестает быть совместной и превращается лишь в совпадающую во времени.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом спе­цифических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Ро­дительские чувства, родительская любовь — это своеобраз­ный катализатор, ускоряющий развитие личности.

7 стр., 3432 слов

Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых ...

... существа компонентов его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива» (Рубинштейн, 1999, с. 595). ... новообразованием дошкольного детства является возникающая на границе третьего-четвертого года жизни потребность ребенка в труде. В какой же деятельности может получить развитие потребность- ...

Во-вторых, это коллектив, общение членов которого про­исходит постоянно, в самых широких сферах, в разнооб­разных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.

В-третьих, семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений млад­шим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспита­ниe важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в ос­нове нравственного становления личности школьника.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ре­бенка является необходимым фактором социального станов­ления. Только в семейном кругу можно создать и воспроиз­вести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональ­ную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей се­мейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жиз­ни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жиз­ни и труда старших поколений, накопить ценный индиви­дуальный ‘опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необхо­димые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подго­товку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной соб­ственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

Под влиянием всего уклада семейной жизни формиру­ются нравственная и общественная направленность лично­сти растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную ос­нову для выработки у школьников верных жизненных по­зиций.

12 стр., 5624 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов 3

... 1. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников 1.1 Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание» Для понятия, что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы ...

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные воз­можности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрас­те обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приоб­ретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи ­постоянные спутники школьников в семье — обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родители помогают ребенку в отборе источников ин­формации.

Семья может стать основой формирования глубоких мо­рально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений ­любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.

В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «нельзя», повседневное приуче­ние детей к полезной деятельности, к преодолению матери­альных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможно­стями семьи.

Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей — ­психологических, моральных, бытовых— это и своеобраз­ная школа подготовки хорошего семьянина, школа будущих жен и мужей, матерей и отцов. Функции семейного о воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания: учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время ~ они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка.

«Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соот­ветствовали имеющимся у старших представления м о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша».

Успешность семейного воспитания зависит от личност­ных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отноше­ний старших, взрослых и детей и др. Важное значение для воспитания ребенка имеет наличие и характер целей вос­питания, их осознание родителями, что определяется лич­ностными ресурсами семьи.

Характеристикой и условием семейного воспитания яв­ляется его стиль, который может определяться как автори­тарный или демократический. Чаще всего на практике эти стили сочетаются либо доминирует один стиль у отца, другой — у матери.

26 стр., 12920 слов

Младший школьный возраст. Психосоциальная адаптация детей к школе

... как основные этапы физиологической адаптации, психологическая готовность ребенка к школе, роль семьи в адаптации первоклассника. Изучение этого теоретического материала ... природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и ... 7]. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от реб ...

Условием успешного воспитания ребенка является благо­приятная атмосфера в семье, которая в свою очередь зависит от многих факторов. Прежде всего она определяется отно­шениями супругов, родственников, взрослых и детей, кото­рые должны строиться на основе любви, доверия, искренно­сти, уважения достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективным средством создания благоприятной атмосферы является совместная деятель­ность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спек­таклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высо­конравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрп­ризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет.

Атмосфера семьи в значительной мере зависит от ее со­става. Неполная семья создает трудности, Которые невоз­можно в полной мере преодолеть, ребенок чувствует свою неполноценность. Уход из семьи одного из родителей нано­сит очень тяжелую травму детям. Часто это проявляется в снижении успеваемости, раздражительности и замкнуто­сти, грубости и недоверчивости.

Определенные трудности возникают и при воспитании единственного ребенка, который становится центром вни­мания. В такой семье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате или сестре. Значитель­но облегчается воспитание, если в семье несколько детей. Однако созданию таких семей сегодня препятствуют мате­риальные факторы.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоян­ные обязанности при организации быта семьи, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов.

Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении своих воспита­телей, доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется их позицией по отношению к де­тям, другим людям. В свое время А. С. Макаренко ввел по­нятие ложного авторитета, например: «авторитет подавле­ния», построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без меры заласкивают своих детей; «авторитет подкупа», ког­да родители подкупают хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др.

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет ...

... и особенности их социализации . 2. Охарактеризовать роль родителей в воспитании детей с ОПФР. 3. Выявить особенности воспитания в семье детей с синдромом Дауна. 4. Описать основные формы работы ... с родителями, которые имеют детей с синдромом Дауна. Методы исследования: библиографический поиск, ...

Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за сове­том к родителям.

Необходимым условием воспитания детей в семье явля­ется соблюдение режима дня. Родители должны учитывать возраст ребенка при определении нагрузки на него и со­вместно с ним распределить время для занятий, отдыха, общения, посещения кружков, секций. При этом важно пре­дусмотреть время на труд, чтение, просмотр полезных теле­передач. Этому вопросу необходимо уделять первостепен­ное значение с первых дней рождения ребенка и особенно при поступлении в школу. Именно с нарушения режима дня начинается ухудшение здоровья детей, возникают про­блемы в воспитании.

Определенную роль в семейном воспитании играют мате­риальные условия, которые зависят от дохода на каждого члена семьи и определяют затраты на питание, организа­цию досуга, приобретение игр, литературы, оформление жилища, влияют на удовлетворение интересов и потребностей ребенка, создание условий для его развития.

Необходимо обеспечить единство требований к воспита­нию ребенка, которые связаны с выполнением режимных требований, отношением ребенка к своим обязанностям, по­ведением дома, в школе, общественных местах. Ребенок бы­стро разбирается в разноречивых требованиях, начинает подстраиваться под ситуацию, ловчить.

Особенно тяжело отражается на ребенке отсутствие согла­сованности между требованиями школы и семьи. Для обес­печения единства их действий необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, так как объектом их заботы и влияния является один и тот же ребенок. Более того, школа располагает значительным арсеналом средств, которые мо­гут способствовать развитию отношений в семье, формиро­ванию благоприятной атмосферы, сплачивать семью, нрав­ственно обогащать опыт взаимодействия родителей и детей.

Педагогические основы взаимодействия школы и семьи.

Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

12 стр., 5894 слов

Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями ...

... и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с особенностями психофизического развития принимают активное ...

  • единым объектом (субъектом) воспитания;
  • общими целями и задачами воспитания детей;
  • возможностью всестороннего изучения детей и коорди­нации влияний на их развитие;
  • необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • возможностью объединения усилий школы и семьи в ре­шении проблем ребенка;
  • возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, н:аждого участника взаимо­действия.

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, созда­ющими благоприятные условия для социального становле­ния, воспитания и обучения детей.

  • Сотрудничество педагогов и семьи направлено на реше­ние следующих общих задач воспитания детей: обеспечение качественного образования;
  • развитие профессиональных интересов и подготовка де­тей к сознательному выбору профессии;
  • формирование нравственности и культуры поведения

у учащихся;

  • подготовка школьников к семейной жизни;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни. Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогичес­ких задач.

В работе с детьми:

  • воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
  • формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
  • воспитание чувства гордости за семью, стремление под­держивать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

14 стр., 6962 слов

Создание методико-психологического клуба "Школа приемных ...

... проекта – создание «методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей - сирот, при доме ребенка №2». 1.1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА Изменение экономических отношений ... же подтверждают и статданные о поступивших детях. Около половины (43,7%) обследованных детей проживали в неполных семьях, т.е. с одним из родителей (практически всегда это мать), 31% - ...

  • формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
  • формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм ра­боты с семьей и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры ро­дителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между роди­телями и детьми.

В работе с педагогами:

  • формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
  • формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного за­интересованного диалога с родителями;
  • освоение педагогами способов изучения семьи, диало­говых и сотруднических форм взаимодействия с роди­телями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:

-проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; ... с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую важную сферу контактов ребенка с окружающими ... и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают ...

-обеспечение системы психолого-медико-педагогическо­го просвещения родителей;

11 организация методической работы с педагогами по про­блеме взаимодействия с семьей;

— разработка и обеспечение системы стимулирования вза­имодействия участников воспитательного процесса;

-организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятель­ности коллектива школы.

Главной идеей развития взаимодействия является при­знание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удов­летворять, реализовывать свои интересы, высказывать мне­ние, проявлять активность.

Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспита­тельном процессе является результатом и условием разви­тия взаимодействия педагогов и семьи.

Важнейшими условиями формирования субъектной по­зиции в любом виде деятельности являются:

-осознание важности и значимости предстоящей дея­тельности для себя и других, личного вклада в общий результат, нacтpoeннocть на предстоящую работу;

-включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;

-овладение способами проектирования собственной дея­тельности;

-предоставление возможности принимать самостоятель­ные решения;

-ориентация на интересы и потребности семьи, родите­лей и детей, обеспечение им возможности добиться по­ложительных результатов, успеха в работе;

-привлечение родителей и детей к анализу собствен­ной и коллективной деятельности, организация реф­лексии.

Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учи­телей, учащихся и их родителей, что предполагает:

-формирование положительной установки у взаимодей­ствующих сторон на совместную работу;

-осуществление совместного целеполагания, планирова­ния, организации и подведения итогов деятельности;

-определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;

-использование методики организации коллективной

творческой деятельности.

Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов.

Приицип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает:

-выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

-опору на положительные стороны родителей и детей;

-раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и дос­тичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

-доверие ребенку и родителям;

— принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

-подход с оптимистической гипотезой к семье, родите­лям, ребенку, к решению возникающих проблем;

-принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважи­тельное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

-восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;

-обеспечение единства педагогических влияний на ре­бенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей;

-заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

-обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

-содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

-заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

-создание ситуаций взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Принцип интеграции и дифференциации целей, задач­и действий участников nедагогического процесс а, направ­ленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:

  • обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения;
  • определения, с одной стороны, общих задач воспита­ния детей, которые объединят усилия педагогов и ро­дителей; а с другой стороны — конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
  • с одной стороны, объединения усилий в достижении об­щих целей, в решении главных проблем ребенка, а с дру­гой — распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми;
  • совместного принятия решений, согласованности дей­ствий при выполнении решений, затрагивающих инте­ресы взаимодействующих сторон;
  • соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;·
  • согласованности требований к ребенку школы и семьи;
  • проведения всей воспитательной работы с привлечени­ем родителей;
  • ориентации не только на воспитательную работу с уча­щимися, но и на взаимодействие с семьей, развитие от­ношений между родителями и детьми;
  • согласованности педагогических действий классных ру­ководителей, учителей, психологов, социальных педа­гогов, администрации в работе с семьей.

Принцип управления взаимодействием школы и семьи.

Этот принцип означает:

  • изучение состояния, отслеживание результатов взаи­модействия педагогов и семьи на уровне школы и в клас­сных коллективах;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия педа­гогов и семьи и отбор педагогических средств его регу­лирования;
  • организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия педа­гогов и семьи, родителей и детей;
  • подготовку педагогов, учащихся и родителей к совмест­ной деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для ус­тановления контактов при организации совместной деятельности;
  • оказание методической помощи педагогам и родителям

в организации взаимодействия на всех уровнях — в клас­се и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми;

  • стимулирование взаимодействия школы и семьи.

8