Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе

48

Отчет по практике

Тема: Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе

Содержание

  • Введение
  • 1. Основная часть
  • 1.1 Основные сведения о МБДОУ «Детский сад №9 Семицветик»
  • 1.2 Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Список сокращений
  • Приложения

Введение Практика является важнейшей формой подготовки студентов и способствует: закреплению теоретических знаний путем изучения опыта работы предприятий, учреждений, организаций; обеспечивает создание профессиональной компетенции будущего специалиста; формирует познавательные и творческие способности личности, вырабатывает способность к самообразованию, саморазвитию. Целью производственной практики является приобретение необходимых практических профессиональных навыков и умений; овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. Я,, проходила производственную практику в МБДОУ «Детский сад № 9 «Семицветик» города Зеленогорска Красноярского края. Продолжительность практики 6 недель: с 13.07.2013 по 16.08.2013 года.

Тема производственной практики: диагностика психологической готовности ребенка к школе. Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. «Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы. Цель практики: получение навыков проведения диагностики психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Задачи, решаемые в процессе прохождения практики: знакомство с деятельностью ДОУ и его персоналом; знакомство с особенностями работы педагога-психолога в ДОУ: должностными и функциональными обязанностями; документацией; основными направлениями, формами и методами; ознакомиться с диагностическими методиками, используемыми в практике педагога-психолога ДОУ по изучению психологической готовности детей к школе; сформировать навыки организации процесса психологического тестирования, обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений; на основе изученных материалов, провести диагностику психологической готовности детей подготовительной группы к школе. Руководитель практики: педагог-психолог МБДОУ №9 — Воробьева Ольга Анатольевна. Стаж работы — свыше пять лет, образование высшее профессиональное.

диагностика психологическая готовность школа

3 стр., 1492 слов

Отчет по психологическому аспекту практики

... команде с одной целью.     Отчет по психологическому аспекту практики В ходе прохождения данного этапа практики перед нами была поставлена задача, изучить классный коллектив. ... отметить у данного ученического коллектива? – Дети талантливые. Большинство задействовано в творческих кружках и спортивных секциях. Преобладающие интересы: художественная школа, спортивные секции.   2) 26.10 ...

1. Основная часть

1.1 Основные сведения о МБДОУ «Детский сад №9 Семицветик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Семицветик» города Зеленогорска Красноярского края было открыто в феврале 1964 года, и находится по адресу: ул. Бортникова, 6. Заведующая — Быкова Людмила Николаевна. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе — Рашкина Елена Алексеевна. МБДОУ «Детский сад №9» размещается в 2-х этажном отдельно стоящем здании общей площадью 1443,8 мІ. Здание расположено в жилом секторе на внутриквартальных территориях, удалённых от промышленных предприятий и магистральных улиц. Размещается на обособленном земельном участке, по периметру которого ведется видеонаблюдение. На территории имеются: общая физкультурная площадка, игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное современное игровое оборудование. Детский сад осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном учреждении, Уставом дошкольного образовательного учреждения. Организационно-правовое обеспечение образовательно-воспитательной деятельности МБДОУ №9 «Семицветик»:

Организационно-правовая форма

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Лицензия, срок ее действия

РО № 017511, № 4755-л выдана Службой по контролю в области образования Красноярского края от 28.03.2011 г., срок действия лицензии — бессрочная

Учредитель

Администрация ЗАТО г. Зеленогорска

Осуществление контроля

Управление образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска

Формами самоуправления в МБДОУ являются Общее собрание ДОУ, Совет педагогов ДОУ, Родительский комитет, Общее собрание родителей.

ДОУ работает круглогодично, функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными: с 6.30 до 18.30. Режим дня формируется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Допускается посещение детей ДОУ по индивидуальному графику, который определяется договором между ДОУ и родителями или законными представителями ребенка.

Порядок комплектования и приема детей в детсад определяется «Положением о порядке комплектования и приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения», с которым родители знакомятся до приема детей в ДОУ.

На сегодняшний день в детском саду функционирует 9 групп:

раннего возраста (для детей 1-3 лет)

3

дошкольного возраста (для детей 3-7 лет)

6

Дети находятся в закрепленных за каждой возрастной группой помещениях, где созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.

Детский сад посещают:

Всего воспитанников

149

мальчиков

78

девочек

71

Количество неполных семей

28

Дети-инвалиды

Нет

Многодетные семьи

5 семей

Дети, получающие пенсию по потере кормильца

нет

Другие характеристики социального состава семей представлены в Приложении А. Из анализа видно, что контингент воспитанников социально благополучный, преобладают дети из русскоязычных и полных семей, из семей рабочих со средним специальным образованием, больше мальчиков.

Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ обеспечивают специалисты: заведующая детским садом; заместитель заведующего по ВМР; старший воспитатель; педагог-психолог; учитель-логопед; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре; воспитатели. А также учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Всего 51 человек.

Кадровая политика дошкольного учреждения опирается на развитие профессиональной компетентности педагогов.

Из 24 специалистов имеют:

высшее педагогическое образование

18

незаконченное высшее образование

2

средне-профессиональное образование

4

С воспитанниками работает квалифицированный педагогический коллектив.

Среди педагогов имеют:

высшую квалификационную категорию

1

первую квалификационную категорию

6

вторую квалификационную категорию

5

являются победителями краевого конкурса среди воспитателей муниципальных дошкольных учреждений

4

Характеристика кадрового обеспечения ДОУ позволяет сделать следующий вывод: образовательный и квалификационную уровень педагогов свидетельствует о наличии специального педагогического и дошкольного образования у всех воспитателей и специалистов. Среди профессионально значимых качеств педагогов, можно выделить стремление к творчеству, эмпатии, креативности, профессиональному самосовершенствованию и повышению образовательного уровня. В ДОУ созданы условия для самореализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

Миссия ДОУ: создание благоприятных условий проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей.

Образовательную деятельность МБДОУ д/с №9 осуществляет в соответствии с ФГТ, основной образовательной программой образовательного учреждения, в основе которой лежит реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), а также примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), программы психолого-педагогического учебного центра им Л.А. Венгера «Развитие»; программы «Безопасность» (под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).

Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Структура образовательного процесса МБДОУ №9 «Семицветик» в течение учебного года показана в таблице.

Диагностический период

01.09.2012 — 12.09.2012

1,5 недели

Учебный период

13.09.2012 — 26.12.2012

15 недель

Каникулы

27.12.2012 — 12.01.2013

2,5 недели

Учебный период

13.01.2013 — 22.05.2013

21,5 недели

Диагностический период

23.05.2013 — 31.05.2013

1,5 недели

Для воспитанников ДОУ создана современная предметно-развивающая среда. В здании находятся специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочерёдного использования группами или подгруппами воспитанников: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, изостудия, кабинет учителя-логопеда. При проектировании предметно-развивающей среды в каждой группе ДОУ, исходят из необходимости учёта следующих факторов: социально-психологических особенностей ребёнка; развитие любознательности; гендерного развития; физического развития и укрепления здоровья, эмоционально-личностного развития ребёнка.

1.2 Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе В процессе прохождения практики, мною изучена работа педагога-психолога, которая строится в соответствии «Положением о психологической службе в МБДОУ №9», определяющей рамки профессиональной компетенции, а также в соответствии с должностной инструкцией, функциональными обязанностями, Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются: работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики. Главная задача педагога-психолога в детском саду — это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, обеспечивая качественную подготовку к школе. Занятия с детьми педагог-психолог проводит по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» на развитие эмоциональной сферы детей (Крюковой С.В. и Слободяник Н. П.).

Перспективный план работы педагога-психолога МБДОУ № 9 на 2012/2013 учебный год представлен в Приложении Б. Для того чтобы лучше узнать детей и понять, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог в детском саду использует определенные методы. Он может прийти на занятия в группу и понаблюдать за поведением детей. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой, умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей, посмотреть, чем кто любит заниматься (кто-то играет в активные игры, а другие спокойно рисуют вдали от сверстников, некоторые проявляют агрессивность, другие гиперактивность).

Помимо наблюдения, одно из основных направлений работы психолога — диагностика. Используя разнообразные тесты, психолог делает выводы о развитии ребенка. Обычно такие занятия проходят в кабинете психолога, где детям предлагаются задания, которые хоть и выглядят для детей как игра, на самом деле помогают психологу выявить уровень развития. По завершении таких занятий, делается вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах. После наблюдения и диагностики психолога ДОУ проводит коррекционно-развивающие занятия (в группе или индивидуально, в зависимости от того, что больше подходит конкретному ребенку).

Одно из важнейших мест в деятельности педагога-психолога нашего ДОУ занимает психологическая подготовка детей к школе и является целевой установкой в организации воспитательно-образовательного процесса. Психологическая готовность к обучению в школе — это достижение ребенком определенного уровня познавательных возможностей и личностных качеств. Поэтому основной целью психологического обследования ребенка готовности в школу является распознавание его индивидуальных особенностей. Психологическая готовность к школе — сложное образование, которое включает в себя ряд компонентов, каждый из которых имеет показатели и критерии. Основные компоненты психологической готовности к школьному обучению: включает следующие составляющие: мотивационную готовность; волевую готовность; готовность познавательных функций; готовность руки к овладению письмом; социальную готовность (Приложение В).

Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур. С целью исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе, психолог ДОУ использует различные диагностические методики. Например, наиболее известный зарубежный тест определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране — ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека; методика Н.И. Гуткиной «Домик» для определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника; методика Л.А. Ясюковой для оценки скорости переработки информации, произвольного внимания, кратковременной слуховой и зрительной памяти, типа репрезентативной системы, речевого развития, визуального, понятийного и абстрактного мышления, энергетики и адаптационных возможностей, личностного потенциала обучения (самооценка, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановка в семье и др.); методика экспресс-диагностика интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6-7 лет (Е.И. Щеблановой и И.С. Авериной) на выявление общей осведомленности, словарного запаса, понимание количественных и качественных отношений, уровень логического мышления, диагностика математических способностей; методика А. Ивановой для исследования обучаемости для детей 6-9 лет с целью прогноза успешности школьного обучения. А также «Корректурная проба», «Пиктограмма», беседа Нежновой «Мотивация готовности ребёнка к школе» и др. Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог детского сада. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в апреле-мае. На доске объявлений в д/с заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы: «Ребенок должен уметь: воспроизводить образец; работать по правилу; выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; различать отдельные звуки в словах». Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты. По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе. Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо. Результаты обследования заносятся в карту психического развития ребенка. Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом. Специфика диагностики готовности ребенка к школе приведена в Приложении Г. При диагностике педагогом-психологом заполняется пакет документов «Готовность к школе» (Приложение Д): 1. Протокол психологического обследования ребенка. 2. Карта психолого-педагогического развития ребенка. 3. Психолого-педагогическая характеристика готовности к школе. 4. Сводная по результатам обследования (по каждой группе, по саду в целом).

5. Аналитическая справка. В соответствии с темой практики, была проведена комплексная диагностика на выявление уровня психологической готовности детей к школе (подготовительной группы).

Результаты диагностики показали: 1) Высокий уровень готовности к школьному обучению и являются школьно-зрелыми 19 детей; 2) Сомнительная школьная зрелость у 7 детей; 3) Средний уровень готовности к школьному обучению у 2 детей; 4) Дети с низким уровнем готовности к школьному обучению, т.е. школьно-незрелыми отсутствуют. Подробные данные обследования психологической готовности детей к обучению в школе представлены в Приложение Е. Анализ диагностики дает возможность более эффективно организовать и координировать работу в группе, а развивающие занятия, проводимые педагогом-психологом 1 раз в неделю с целью развития психических процессов, мотивационной готовности к школе, умения регулировать эмоциональные и поведенческие реакции, содействуют полноценному психическому и личностному развитию детей. Кроме того, я самостоятельно провела индивидуальное психологическое обследование готовности к школе по методике «Домик» (Н.И. Гуткиной).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Результаты исследований представлены в Приложение Ж. По итогам обследования были проведены беседы с родителями детей, где указывались что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению — это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению. Главная задача детского сада состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых задач.

Заключение Итак, за время прохождения практики я познакомилась с организацией работы МБДОУ «Детский сад №9 Семицветик» г. Зеленогорска в целом, с его педагогическим коллективом. Практику проходила под руководством педагога-психолога дошкольного учреждения, в ходе которой изучила: должностные и функциональные обязанности педагога-психолога; основные направления, методы и формы работы; планы работы; особенности ведения документации; различные диагностические методики, используемые в практике педагога-психолога ДОУ, в том числе по изучению психологической готовности детей к школе. особенности обработки и интерпретации результатов исследований, написанию к ним заключений. Внимание педагога-психолога направлено, в первую очередь на детей, хотя он работает еще и с педагогическим составом и с родителями. Но главной его задачей является обеспечение психического здоровья детей. На основе изученных материалов, в процессе прохождения практики, мною приобретены практические навыки психологического тестирования. Так, в соответствии с темой практики нами была проведена комплексная диагностика уровня психологической готовности детей к школе в подготовительной к школе группы, которая показала достаточно высокий уровень готовности наших детей. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школы предъявляет ребенку. Это требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Кроме того, я самостоятельно провела индивидуальную диагностику психологической готовности детей подготовительной группы к школе (3 дошкольника), и проанализировала их результаты. Таким образом, мною получен опыт: в проведении диагностики психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста; в анализе и интерпретации данных. В то же время, в ходе практики я столкнулась и с проблемами. Так, если сама процедура проведения психодиагностики и обработка показателей, как правило не представляют особой сложности, т.к. все необходимые сведения можно найти в руководстве, которое имеет каждая психодиагностическая методика. Но были трудности, которые связаны с анализом и интерпретацией результатов, так как они обеспечиваются широкими знаниями смежных областей психологии. Подводя итог практики, хочу подчеркнуть, что диагностика психологической готовности детей к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы и профилактики школьной дезадаптации.

Список использованных источников

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. — М.: Педагогика, 2006. — 48 с.

2. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 2009. — С.83.

3. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — СПб:. Питер, 2008. — 192 с.

4. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — СПб:. Питер, 2009. — 240 с.

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2004. — 184 с.

6. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Г.А. Маркова. — М.: Просвещение, 2005. — С.211.

7. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие / О.Б. Конева. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 32 с.

8. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / под ред. Афонькина Ю.А. и др. — М.: Учитель, 2012. — 62 с.

9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

10. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. — СПб.: ИМАТОН, 2008. — 174 с.

Список сокращений ДОУ — Дошкольное образовательное учреждение. ЗАТО — Закрытое административно-территориальное образование. МБДОУ — Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. МЭДИС — Методика экспресс-диагностика интеллектуальных способностей. ФГТ — Федеральные государственные требования.

Приложения

Приложение А

Характеристика социального состава семей МБДОУ «Детский сад №9»

Приложение Б

Перспективный план работы педагога-психолога МБДОУ № 9 на 2012/2013 учебный год

Направление деятельности

1. Психопрофилактическая работа

Цель работы

Виды деятельности

Объект деятельности

Сроки

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5

Создание условий для полноценного психического развития ребенка.

Формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

Помочь родителям понять характер общения с ребенком

Профилактика профессионального выгорания, повышение стрессоустойчивости у педагогов.

Просвещение родителей и педагогов о психологической готовности детей к школьному обучению

Адаптационная группа кратковременного пребывания «Наш малыш»

Психологическое сопровождение процесса адаптации. Оказание помощи в период адаптации,

составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей;

Изучение медицинской документации для определения направлений индивидуальной работы;

Информация на лифлет-холдерах по темам: «Азбука для родителей», «Подготовим ребенка к обучению в школе вместе», «Дорожка в детский сад», «Аптечка для души»

Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников «Встречи в гостиной» (4 встречи)

Семинар-практикум для родителей и детей «Играйте вместе с детьми»

Дни психологической разгрузки для педагогов

Программа профилактики профессиональной деформации педагогов «Помоги себе сам»

Семинар-практикум «Скоро в школу»

Диспут «Как проверить, готов ли ваш ребенок к школе»

дети (гр. раннего возраста,

родители,

педагоги)

педагоги

родители

родители,

старшая гр, старшая гр.

родители

педагоги

педагоги

родители подготовительной группы

апрель — май

в течение года

сентябрь

в течение года

октябрь, декабрь, февраль, апрель

ноябрь

январь

в течение года

апрель

октябрь

2. Психодиагностическая работа

2.1.

2.2.

2.3.

Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам.

Углубленная диагностика психологического здоровья детей

Изучение коммуникативной сферы ребенка, выявление причин нарушения общения

Обследование при поступлении в детский сад «Прогноз адаптации».

Выявление детей «группы риска» (ПМПк)

Подбор детей для занятий в подгруппах

Обследование при переходе на новый возрастной этап

Изучение готовности детей к школьному обучению

Изучение эмоционального самочувствия ребенка в ДОУ

Диагностика семейных взаимоотношений

Изучение межличностных отношений детей (Социометрия)

Диагностика эмоционального самочувствия педагогов

Изучение психологического климата в педагогическом коллективе

дети (гр. раннего возраста.)

дети

дети (подг, ;стар. разн.гр)

дети,

родители

дети (подг., стар, старю. разн. гр.)

педагоги

в течение года

сентябрь — октябрь

апрель — май

в течение года

в течение года

октябрь,

апрель

в течение года

3. Развивающая и сопровождающая работа

3.1.

3.2.

3.3.

Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка.

Психологическая помощь педагогам по поддержанию и улучшению их эмоционального самочувствия.

Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами

Адаптационные занятия с детьми

Развитие эмоциональной сферы детей по тренинговой программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Оказание психологической помощи детям, требующих индивидуальных занятий (ПМПк).

Психологический тренинг для будущих первоклассников

Развитие познавательных процессов и эмоционально — личностной сферы

Предшкольная подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием (творческая группа «Карусель»)

Тренинг для педагогов «Вместе мы сила»

дети ( гр.раннего возраста)

дети (стр. гр.)

дети

дети (подг., ст. разн. гр.)

дети

неорганизованные дети

педагоги

сентябрь-ноябрь

ноябрь — март

в течение года

в течение года

ноябрь — март

в течение года (1 раз в месяц)

сентябрь

4. Консультативная работа

4.1.

Консультирование педагогов и родителей.

Лекция-консультация «Первые дни ребенка в детском саду»

Консультация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, неуспешных в общении»

Консультация — беседа «Влияние ИКТ на развитие детей: плюсы и минусы:

Проведение индивидуальных консультаций

Участие в родительских собраниях:

«Адаптационный период: каковы итоги»

«Семья глазами ребенка»

«Скоро в школу»

Выступления на педагогических советах (по плану ДОУ)

педагоги группы раннего возраста

младшая, средняя гр.

педагоги

родители, педагоги

гр.раннего возраста

младшая гр.

подготов.гр, ст.разн.гр.

август

октябрь

в течение года

в течение года

5. Методическая работа

5.1.

Оформление документации.

Участие в методических объединениях практических психологов.

Изучение психолого-педагогической литературы.

в течение года

Приложение В

Структура психологической готовности ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие:

— мотивационную готовность;

— волевую готовность;

— готовность познавательных функций;

— готовность руки к овладению письмом;

— социальную готовность.

Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.

Мотивационная готовность к обучению.

Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребенка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в детском саду?» Он может ответить, что в детском саду ему уже все известно, и поэтому он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в школе, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридору и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа привлекает ребенка, но личностно он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть (через три дня портфель уже утратит для ребенка всякую привлекательность).

Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внимания, прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется в школьной обстановке. А если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.

Волевая готовность к обучению.

К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово «надо» как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают.

Волевая готовность, или произвольность, — это способность ребенка действовать по инструкции взрослого (по заданному им правилу), ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования психолог оценивает, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.

Готовность познавательных функций.

Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и не одинаково (у некоторых детей в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).

Готовность руки ребенка к овладению письмом.

Задача психолога при обследовании ребенка состоит в выявлении степени зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возможных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Кроме того, нужно обязательно дать родителям рекомендации по поводу того, какая помощь необходима их ребенку для того, чтобы «подтянуть» еще не до конца сформированную функцию, которая может тормозить его успеваемость в школе.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, — это развитие точных движений руки (тонкая моторика).

В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совершаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая моторика у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса).

При обследовании ребенка психолог обязательно попросит его что-нибудь нарисовать (человека, дом) или срисовать узор с образца для того, чтобы оценить, насколько рука ребенка готова к письму.

Социальная готовность.

Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности психолог смотрит насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.

Приложение Г

Специфика диагностики готовности к школе.

Процедура проведения группового тестирования

До проведения тестирования проводится родительское собрание, где сообщается дата и время проведения тестирования. Подчеркните, что участие в тестировании только по желанию родителей. Укажите, что цели тестирования:

консультирование родителей по особенностям готовности их детей к школе и выдача рекомендаций о содержании развивающей работы, необходимой индивидуально ребенку.

комплектование групп развития, ориентированных на индивидуальные особенности детей.

Или на доске объявлений заранее вывешивается листок с информацией о месте и времени тестирования.

Обследование может проводиться в один прием или если ребенок работает очень медленно и быстро устает, за два раза.

Практически все обследование и в первый и во второй раз проводится в присутствии родителей. Оно не только допустимо, но и желательно, особенно когда речь идет не просто об исследовании готовности, а об отборе в гимназию или языковую школу. Когда родители видят, что их ребенку не задают никаких особо сложных заданий, а предлагают ответить на довольно простые вопросы или поиграть в игры, доступные возрасту, то в случае, если ребенок не справляется с заданием, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги.

Требования к обследованию: оно не должно быть слишком долгим, должно содержать все компоненты.

Структура: мотивационная сфера, произвольная, интеллектуальная и речевая.

Требования к организации: объявление, график, запись, помещение, родители, не проводить повторно, а пользоваться заключением д/с.

Начиная тестирование, создайте благоприятный эмоциональный тонус у детей и понимание ими ситуации. Представьтесь, скажите, что пригласили их, чтобы познакомиться и узнать, чему они научились до школы, что они уже умеют делать. Расскажите ребенку о том, что ему нужно делать, если он окончил задание раньше других: спокойно сидеть, положив руку на руку а не вертеться и не сообщать об этом на весь класс, т.е. вести себя как настоящий школьник.

При тестировании необходимо чередование вербальных и невербальных заданий.

Трудность предлагаемых заданий должна увеличиваться по ходу проведения диагностики: в начале обследования для установления контакта с ребенком и создания у него ощущения успеха ему должны предъявляться более игровые, легкие, расковывающие задания, затем более сложные.

По окончании выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Процедура проведения индивидуального тестирования

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный, непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игра. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны психолога необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата).

Без такой обратной связи тревожный ребенок может просто молчать. Следует заметить, что подобного рода тактика рекомендуется в общении со всеми детьми, поскольку им очень важны одобрительные замечания взрослого на их ответы.

Качество выполнения ребенком заданий зависит от того, насколько он чувствует себя естественно и раскованно. Поэтому во время беседы должна быть создана атмосфера доброжелательности, в которой бы он не боялся ошибиться, не старался бы показаться умнее, чем он есть. Негативная реакция на ошибки недопустима.

Давая инструкцию ребенку, надо убедиться, что он понял ее правильно.

Если ребенок отказывается или не может сразу выполнить задание, не следует настаивать. Можно предложить ему другое, а потом вернуться к неудавшемуся.

Следует стараться избегать вмешательства родителей в тестирование ребенка.

При проведении вербальной части исследования, не следует задавать наводящих вопросов, давить на пределы возможностей ребенка, бурно восхищаться ответами либо порицать, удивляться. Демонстрируйте ровную доброжелательность, особо точно следуйте инструкции, не изменяйте и не объясняйте ее. Используйте невербальные способы стимулирования ответа, особенно в тех случаях, когда требуется перечисление и оценка ответа зависит от количества названных предметов или свойств. Демонстрируйте внимательное слушание и ожидание ответа: внимательно и доброжелательно смотрите на ребенка, обратившись к нему всем своим существом. Если же ответа нет достаточное время, переходите к следующему вопросу.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу — выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать все основные проблемы ребенка(интеллектуальные и личностные) и наметить план необходимой развивающей работы.

Психологическое консультирование по результатам собеседования

Если по сумме баллов результат ребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендацию обратиться к психологу или логопеду. Работа психолога при контрольном консультировании может быть организована следующим образом:

Обратить внимание на ответы ребенка в первой части, а именно: правильно ли он называет свое имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли день рождения. Скудные, неполные ответы, незнание имен родителей и их социальных ролей могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с психологом, но и при общих низких результатах тестирования позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка.

Если видно, что результаты всех субтестов в какой-либо группе низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностики, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.

Выявляются причины неудачи (усталость, отсутствие контакта с педагогом, вмешательство родителей, негативные эмоции, связанные с воспоминаниями о подобного рода занятиях).

Действия психолога сводятся к следующим приемам:

-Ребенка просят попробовать сделать еще один вариант неудавшегося задания.

-В случае неудачи задание дублируется аналогичным, но не используемым при приеме( Равен, тест на диагностику моторики, на развитие пространственных представлений, рассказ по картинке с последовательным развертыванием сюжета).

-Если ребенок устойчиво не справляется с заданиями, психолог проводит беседу с родителями и учителем о целесообразности зачисления в школу в этом году, обсуждаются и другие приемлемые варианты: обучение в классе коррекционно-развивающего обучения, обучение в надомном режиме.

-Если же ребенок демонстрирует какую-либо избирательность при выполнении заданий определенного рода ( с одним педагогом выполняет, с другим нет, или успешно справляется с одной разновидностью субтеста, и совсем не справляется с другой), то необходимо проанализировать ситуацию и выяснить, от чего же зависит успешность или не успешность ребенка. Подобного рода ситуативность говорит о том, что проблемы ребенка не носят устойчивый характер и скорее всего определяются не интеллектуальными, а какими — то другими факторами, обсудить которые с родителями и будущими учителями и имеет смысл.

Приложение Д

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ «Готовность к школе»

Протокол психологического обследования ребенка

Психолого-педагогическая характеристика готовности к школе

Сводная по результатам обследования (по каждой группе, по саду в целом)

Аналитическая справка

ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

«Готовность к школе»

Фамилия, имя воспитанника___________________________________

дата проведения__________дата рождения_________возраст______

группа__________д/с_______ф.и. воспитателя__________________

Критерии оценки показателей:

1-й уровень — показатель в полной мере соответствует стандарту (ярко наблюдаемая форма поведения, качеств, результат);

2-й уровень — показатель соответствует стандарту, но не в полной мере;

3-й уровень — показатель частично соответствует стандарту;

4-й уровень — показатель слабо выражен или отсутствует.

Показатели

Уровни (в баллах)

средний

балл

1

2

3

4

Интеллектуальное развитие:

правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности

+строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец

при выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей

владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; развита монологическая речь; умеет рассуждать, высказывая свои соображения

запоминает учебный материал, понимая его содержание

начинает использовать известный и изобретенный им самим способы запоминания и осознавать их

решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи

при решении познавательных задач использует мыслительные действия обобщения, классификации, схематизации, моделирования

проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие основе научного познания

происходит постепенный переход от эгоцентризма к децентрации (способность видеть предметы и явления с разных позиций)

решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий задач

Средний балл данного показателя

Личностное развитие:

сформирована иерархия познавательных, учебных, игровых и коммуникативных мотивов

в ситуации выбора отдает предпочтение учебным, игровым мотивам

сформировано положительное отношение к школе, отношение к себе как к школьнику, к взрослому как к учителю (способность понять взрослого в качестве учителя, требованиям которого он подчиняется)

наблюдается критичность к своим возможностям и усилиям, прилагаемым для достижения результата

наблюдается проявление адекватной, объективной оценки собственных возможностей, деятельности и ее результатов

проявляется способность к коммуникации кооперативно-соревновательного типа и содержательной, позволяющей понимать и учитывать действия и позиции партнеров-сверстников

пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях

обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми

эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся

Средний балл данного показателя

Произвольность:

организует и контролирует свою двигательную активность

самостоятельно выполняет последовательность действий

действует по заданному наглядному образу

действует по устной инструкции взрослого

подчиняет свои действия правилу

в ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого

Средний балл данного показателя

Предпосылки учебной деятельности:

умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога

умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; самостоятельно действовать по заданию педагога

умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая влияние побочных, отвлекающих факторов; использовать простейшие приемы выделения отношений и зависимостей в предметах и явлениях окружающей действительности

умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов

умение оценивать результаты исходя из предложенных педагогом критериев

развиты тонкие движения руки и зрительно-моторная координация

Средний балл данного показателя

ОБЩИЙ СРЕДНИЙ БАЛЛ

Общий средний балл психологической готовности определяется через сумму средних баллов каждого показателя, деленную на четыре.

Дети, набравшие от 1 до 2 баллов, имеют высокий уровень готовности;

от 2 до 3 баллов — средний уровень;

от 3,1 до 4 баллов — низкий уровень.

КАРТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВЫПУСКНИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Детский сад №________________

Дата заполнения_____________________________

1. Сведения о ребёнке и его семье

Фамилия, имя ребёнка

Дата и год рождения

Возраст на время обследования

Домашний адрес

Родители ребёнка (фамилия, инициалы, образовательный уровень, род занятий)

Состав семьи

2. Готовность ребёнка к школьному обучению

Психологическая готовность:

— интеллектуальное развитие

— личностное (социальное) развитие

— произвольность

— предпосылки учебной деятельности

3. Специальная готовность:

Физическая подготовленность

Обучение грамоте

Математика

Экологическая грамотность

Изобразительное искусство

Музыкальная подготовленность

4. Коррекционная работа с ребёнком: (указать вид коррекции, если проводилась, её длительность)

СВОДНАЯ УРОВНЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Дата заполнения_________Д/с___гр.____

Ф.И. ребенка

Интеллектуальное развитие

Личностное развитие

Произвольность (само-

регуляция)

Предпосылки учебной деятельности

Общий показатель готовности к школе

1.

К.- во детей с высоким уровнем (аб. числа и %)

К.- во детей со средним уровнем (аб. числа и %)

К.- во детей с низким уровнем (аб. числа и %)

*Информация не должна быть использована во вред ребенку. Владеющий информацией несет ответственность за ее распространение

СВОДНАЯ УРОВНЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Дата заполнения_________ Д/с

По критерию: “Интеллектуальное развитие”

№Д/с

№гр.

К-во детей с высоким уровнем

К-во детей со средним уровнем

К-во детей с низким уровнем

аб. ч.

%

аб. ч.

%

аб. ч.

%

Среднее количество

По критерию: “Личностное развитие”

№Д/с

№гр.

К-во детей с высоким уровнем

К-во детей со средним уровнем

К-во детей с низким уровнем

аб. ч.

%

аб. ч.

%

аб. ч.

%

Среднее количество

По критерию: “Произвольность (саморегуляция)”

№Д/с

№гр.

К-во детей с высоким уровнем

К-во детей со средним уровнем

К-во детей с низким уровнем

аб. ч.

%

аб. ч.

%

аб. ч.

%

Среднее количество

По критерию: “Предпосылки учебной деятельности”

№Д/с

№гр.

К-во детей с высоким уровнем

К-во детей со средним уровнем

К-во детей с низким уровнем

аб. ч.

%

аб. ч.

%

аб. ч.

%

Среднее количество

По критерию: “Общие показатели готовности к школе”

№Д/с

№гр.

К-во детей с высоким уровнем

К-во детей со средним уровнем

К-во детей с низким уровнем

аб. ч.

%

аб. ч.

%

аб. ч.

%

Среднее количество

Приложение Е

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Цель: выявление уровня психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста (подготовительной к школе группы).

Гипотеза: психологическая готовность формируется на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Выбор психодиагностических методик.

Название методики

Диагностические возможности

«Отношение ребенка к школе»

Позволяет определить уровень ориентировки ребенка в окружающем, запас знаний, уровень сформированности положительного отношения к школе

«Определение мотивов учения» (автор М.Р. Гинзбург)

Методика позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка

«Графический диктант»

(автор Д.Б. Эльконин)

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и действовать по правилам, на определение уровня сформированности произвольности.

«Скрининговый тест школьной зрелости»

(автор Керн-Ирасек)

Методика позволяет для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций и состоит из трех заданий. Первое задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Выполнение второго и третьего задания связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поседению, что является важной предпосылкой для успешного обучения.

«Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе»

(С.А.Банков)

Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировке, семейной ситуации, создать атмосферу доверия, ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования.

«Опросник ориентировочного теста школьной зрелости»

(Я. Йирарасик)

Методика дает возможность определить предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

Представление результатов исследования.

Заключили родительский договор на разрешение работы педагога-психолога 29 родителей (законных представителей) воспитанников подготовительной к школе группы, имена и фамилии закодированы. Один ребенок (код М-20-06) не был обследован по семейным обстоятельствам. В процессе психодиагностического исследования старших дошкольников получены следующие результаты.

Методика «Отношение ребенка к школе» (график I).

1) высокий уровень ориентировки ребенка в окружающем, запас знаний, уровень сформированности положительного отношения к школе выявлен у 19 человек;

2) средний уровень ориентировки ребенка в окружающем, запас знаний, уровень сформированности положительного отношения к школе выявлен у 9 детей.

Методика «Определение мотивов учения» (диаграмму II).

1) учебный мотив преобладает у 7 человек;

2) оценочный мотив — 6 детей;

3) учебно-оценочный — 9 детей;

4) учебно-социальный — 3 ребенка;

5) оценочно-социальный — 1 ребенок;

6) оценочно-позиционный — 2 ребенка.

Методика «Графический диктант» (график III).

1) высокий уровень умения действовать по правилам и сформированности произвольности — 23 ребенка;

2) средний уровень — 4 ребенка;

3) низкий уровень — 1 ребенок.

Методика «Скрининговый тест школьной зрелости» (график IV).

1) высокий уровень — 19 человек;

2) средний уровень — 7 человек;

3) низкий уровень — 2 человека.

Методика «Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе» (графикV).

1) Высокий уровень запаса представлений ребенка об окружающем — 25 человек;

2) Средний уровень — 3 человека;

3) Низкий уровень — 0 человек

Методика «Опросник ориентировочного теста школьной зрелости» (график VI).

1) Высокий уровень предварительной ориентировки уровня развития готовности к школьному обучению — 23 ребенка;

2) Средний уровень — 4 ребенка;

3) Низкий уровень — 1 ребенок.

Из всех вышеуказанных выводов по диагностическим методикам можно сделать следующие выводы:

1) Высокий уровень готовности к школьному обучению и являются школьно-зрелыми 19 детей;

2) Сомнительная школьная зрелость у 7 детей;

3) Средний уровень готовности к школьному обучению у 2 детей;

4) Дети с низким уровнем готовности к школьному обучению, т.е. школьно-незрелыми отсутствуют.

Приложение Ж

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО МЕТОДИКЕ «ДОМИК» (Н.И. ГУТКИНОЙ)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком»).

Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки. Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в) не правильное изображение элементов рисунка.

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

1. Испытуемый (1).

Методика «Домик» выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания — 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий.

Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов.

За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво но с небольшими погрешностями.

Третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

Вывод: ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о развитие произвольного внимания, сенсомоторной координации. Ребенок готов к школьному обучению.

2. Испытуемый (2).

На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

Второе задание. Подражание письменными буквами — 2 бала т.к. буквы достигают двойной величины.

Третье задание. Срисовывание группы точек — 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу.

Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

3. Испытуемый (3).

Методику «Домик» можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.

По результатам проведения «Ориентационного теста школьной зрелости» испытуемая набрала — 5 балов.

Задание 1 — 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голова имеется волосы, имеются уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

Задание 2. — 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

Задание 3. — 2 балла Наблюдается небольшое отклонение точек.

Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

Размещено на