Вопрос 2. Теории происхождения государства

.СХЕМА 1 Вопрос 1. Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее на­селение, располагает для этого специальным аппаратом управления, из­дает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

А) Основные закономерности происхождения государства

По вопросу происхождения государства существуют различные мнения, взгляды. Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10—12 тысяч лет назад и продолжалась несколько тысячелетий.

Неолитическая революция — это переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, и т.д., иными словами «перешел к подлинно трудовой деятельности»1.

1) Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло крупное общественное разделение труда — появились скотоводство, земледелие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повышается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собственного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы семейного клана, разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственности помимо общей — частной.

Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и экономическое неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, появляются первые раннеклассовые общества. Естественным результатом является изменение структуры власти, поскольку организация первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти1,

14 стр., 6624 слов

Государство и гражданское общество

... например, идея такого государства ассоциировалась, в конечном счете, с частной собственностью, богатством определённых ... также правовым, и институциональным принципам организации государственной власти (разделение властей, независимый суд, институт конституционного контроля). ... усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.Проблемы правового государства всегда ...

Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда — совершенствование орудий труда — рост производительности труда — появление излишек — частная собственность — появление классов — борьба классов — государство (рабовладельческое).

Этот процесс был отражен в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «О государстве» и впоследствии закреплен советской наукой в качестве основного постулата о происхождении государства и права.

Отечественная наука советского периода рассматривала появление государства как результат противоборства классов. При этом государства, как считалось, возникали только как рабовладельческие.

2) Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что первые государственные образования возникли не как результат раскола общества на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Самые ранние государственные образования складывались на Востоке на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек: Нила, Инда, Ганга, Тигра и Евфрата, Янцзы. Сюда относятся такие восточные цивилизации, как Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай.

Ведущим фактором возникновения государственности здесь являлось объединение родоплеменных образований для совместного ведения общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие функции, и, соответственно, группа управляемых. Создается сложный организационно-управленческий аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том числе и право общей собственности на землю. При этом возникает и государственная форма собственности на эту землю.

Таким образом, в различных регионах в зависимости от социально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения государственности, западный — уникальной (Венгеров А.Б., Лазарев В. В.).

Типичным (политические предпосылки) считается переход от первобытного строя к государству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства.

Государство возникает вследствие проведения крупномасштабных работ по строительству ирригационных сооружений. Организация подобных работ требует привлечения большой массы людей, создания централизованной системы органов управления. Таким образом, люди объединялись для ведения общественных работ, при этом возникала государственная собственность, общинники имели право общей собственности на землю (Древний Восток и др.).

В этом случае государство порождает классы.

Уникальной (экономические предпосылки) формой возникновения государственности является переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства.

Так, античным государствам в отличие от восточных не благоприятствовали природные климатические условия, малоплодородные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Соответственно не сохранилась сельская община, а также общественная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной собственности, рабовладение привели к усилению социального неравенства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.

12 стр., 5627 слов

Сборник заданий для самостоятельной работы по проблемам социальной философии

... многие проблемы развития социума (место и роль техники в обществе, предназначение и функции государства, специфика различных форм общественного сознания и т.д. Предлагаемый Практикум включает ... № ТД – СГ. 010/ тип.), призван способствовать повышению эффективности как самостоятельной работы студентов, так и семинарских занятий по проблемам социальной философии. Сборник включает вопросы ...

С позиций марксистского подхода рабовладение как первичная форма существования государственности было типичным явлением для всех государств. Современная наука существенно изменила и внесла новые сведения в марксистскую концепцию, определив рабовладельческое государство как уникальное явление и государства с азиатским способом производства как типичные, однако сохранив при этом классовый подход, поскольку роль классов в образовании государства достаточно велика.

Б)Особенности организации общества при первобытнообщинном строе.

Первобытное общество — первый этап организации человеческого общества. Первобытный строй определяется как общинный, поскольку для него характерны следующие черты:

— люди объединялись в группы, поскольку в тех экономических условиях человек не мог прожить в одиночку;

— средства производства, труд и его результаты были общими;

— все члены первобытного общества имели равное социальное положение: между ними не было классового, имущественного и иного неравенства.

Первоначально люди объединялись в большие группы, представляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядочные половые связи между его членами. Постепенно возникает более устойчивая форма организации первобытного общества — родовая община.

Род основывается на кровных связях между его членами, общности их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате коллективного труда, являются их общей собственностью. Развитие экзогамных отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных последствий кровосмешения и отказа от создания потомства между кровными родственниками.

Развитие брачных отношений между представителями различных родов ведет к установлению своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя. Таким образом, постепенно роды объединяются в более крупные образования — племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образование племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства.

Власть и нормы поведения в первобытном обществе

Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведения, существовавшие в первобытном обществе.

Для родового строя была характерна первобытная демократия, которая характеризуется:

— социальным равенством всех членов рода;

— правом на участие в управлении всех взрослых членов рода независимо от пола;

— большой ролью общего собрания рода.

10 стр., 4611 слов

Влияние общества на человека

... которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, образ жизни и ... законам большинства. Но мы уже знаем, что для устойчивости объекта общество-человек нужна взаимосвязь между ними. Откуда же она берется? Некие намеки дают нам ...

Таким образом, первобытная организация власти имела общественный характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода. В государстве власть носит публично-политический характер, так как наиболее важные решения принимаются и обеспечиваются специально уполномоченными государственными органами.

Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в редких случаях, принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и принуждения, что является непосредственным атрибутом государства.

* Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачальников на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной.

При объединении родов в племя структура власти усложняется, появляются централизованные органы власти — племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представлял свои решения на рассмотрение общего собрания племени.

Любой общности людей присуща необходимость регулирования их отношений. В первобытном обществе действовали социальные нормы, регулирующие труд и быт членов рода, племени, которые выражались в форме обычаев, традиций, ритуалов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мононормы», т.е. единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения являлся первобытный обычай.

Обычай — это исторически сложившееся и вошедшее в привычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей.

Первобытные обычаи характеризуются следующими признаками:

1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учитывались;

2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу привычки

3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата управления и подавления не было;

4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты, устрашения, и т.п.

Выделяют три способа регулирования поведения членов первобытного общества:

1) запреты (например, табу на кровнородственные браки — «инцесты»);

2) дозволения (например, охота на определенной территории);

3) связывание (например, разжигание костра и его поддержание).

В качестве санкций за нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и смертная казнь, и изгнание из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было устрашение, обусловленное страхом первобытного человека перед «сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угрозой наказания соответствующим божеством.

СХЕМА 2

1. Договорная теория, Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами. Эта теория получила распространение в ХУII — ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государст вом. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства. Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние «войны всех против всех». Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был «золотой век» человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания. 

9 стр., 4326 слов

Общество как система, его понятие и признаки. Типология обществ.

... сложные — сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты По сфере деятельности: политические (государство, парламент, партии) экономические ( ... степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные ...

2. Материалистическая (марксистская) теория В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения — экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

3. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. 

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

4. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.  5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель — в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда).

Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем. 

Вопрос 3.Схема 3

МЕСТО ГОС-ВА В ПОЛИТ СИС-МЕ ОБЩ-ВА.

1) Термин политическая система был введен в 50 — 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия «тип правления»,»система правления». Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие «система» ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Политическая система — это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

11 стр., 5226 слов

Лишение свободы на определенный срок 2

... России Цели уголовного наказания В период экономической и политической нестабильности России, а также происходящих социальных потрясений в обществе и государстве все большую остроту приобретают проблемы подрастающего поколения ... шести месяцев до двадцати лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев. В случае ...

Политическая система общества— совокупность государственных и общественных организаций и институтов участвующих в государственной и общественной жизни страны.

Политическая система общества — совокупность государственных, общественных и партийных органов, которые участвуют в политической жизни общества, то есть имеют отношение к власти или ее распределению.

** Структурные элементы политической системы общества могут быть разделены на ряд групп в зависимости от того, в какой степени они вовлечены в политическую активность. Можно выделить:

Собственно политические органы и организации. К этой группе относится государство, а также политические партии и движения. Общим признаком собственно политических субъектов является непосредственная связь с политикой и политической жизнью. Их существование в значительной степени оправдано именно политическими целями.

К несобственно политическим органам и организациям можно отнести объединения, которые возникают не по политическим, а по экономическим или каким-то иным причинам: разного рода экономические и культурные объединения, например, профсоюзы, профессиональные объединения, общины национальных меньшинств, прочие объединения меньшинств и т.д. Такие организации создаются не для достижения собственно политических целей, хотя достижение глобальных целей таких организаций предполагает активное участие в политической жизни.

Так, объединения национальных меньшинств имеют целью сохранение родной культуры представителей данной народности, что невозможно, например, без существования национальных школ, издания книг, газет и журналов на родном языке данной народности, поддержания связей с представителями той же народности в других странах и т.д. Однако достижение этих целей невозможно без взаимодействия с государством. По крайней мере, подобные объединения должны быть признаны государством, которое вполне может оказывать им поддержку. С другой стороны, данные организации могут стремиться к принятию законов, которые благоприятствовали бы их деятельности. А это уже непосредственно политическая цель.

  • Основные признаки политической системы:
  • ·во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
  • во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
  • в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;
  • в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

2) В основе взаимоотношений государства ,общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества,взаимопомощи и взаимоподдержки,что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития.

11 стр., 5477 слов

Системный анализ института государства

... общественного развития и представляющей собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная ...

3) Место и роль государства в политической системе общества

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъ-ектами политической системы. Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:  · Универсальность государственной власти. Государство — это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.  · Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.  · Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.  · Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.  · Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.  · Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.  · Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.  Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественнополитической жизни. Некоторые авторы подчеркивают — и справедливо, — что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство .

СХЕМА 4 .Вопрос 4

Социальное назначение государства

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, та­ковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исто­рически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества.

Взгляды на социальное назначение государства опре­деляются теми объективными условиями, которые характерны для дан­ного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдель­ные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъек­тивные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность опреде­ленной теории, ее универсальность, способность предвидеть истори­ческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.

7 стр., 3185 слов

Власть как социальное явление

... власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти ... свою волю и интересы. Власть иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — ... жертвовать своей свободой. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем ...

 Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. 

Позже этот взгляд на социаль­ное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители Договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свобо­ду (Руссо).

Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.

Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение од­ного класса другим, умеряя их столкновение.

В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеоб­щего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое госу­дарство» и др.), которые главную задачу современной государствен­ности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).

На сегодняшний день социальное назначение государства состоит в следующем:

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления соци­альных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддержи­вались различными общественными слоями. В деятельности госу­дарства на первый план начинают выступать такие важные общедемо­кратические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, ком­промиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизо­ванное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по   ф о р м е).

СХЕМА 5. Вопрос 5

Основные характеристики правового государства.

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

  1. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
  1. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Правовое государство-это одновременно и социальное государство.

  1. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
  1. Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан
  • А)Концепция правового государства по Монтескье.

Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми.

  • Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие гpaждaнe” ( Монтескье Ш. Избр. произведения. М, 1955. С. 289.)

Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. А достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практическое воплощение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран.

  • Б) Задачи государства (т.е. то ,что оно обеспечивает )
  1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. 

Основной закон государства — это Конституция. Никакой другой правовой акт не может противоречить К. Правовое государство- это конституционное государство.

  1. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспЕчение, судебную защиту и т.п..

«Всё, что не запрещено индивиду, ему дозволено»,-и наоборот «Всё, что не дозволено власти ,ей запрещено»

  1. Взаимная ответственность государства и личности.  Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть складывающегося в обществе права.

4.Прочные режим законности и стабильности правового порядка.

В) Принцип разделения властей.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. 

Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.