Плюрализм в понимании и определении государства

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Государство обладает набором признаков. Они проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности они позволяют определить государство — единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для исполнения законы, обладает суверенитетом. Понятие государства на разных исторических этапах его развития трактовалось по-разному. Аристотель — определял государство как сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон-государство-союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Коркунов-государство — общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми. Большинство мыслителей прошлого рассматривали государство с социологической точки зрения, но также предпринимались попытки дать ему и юридическое определение. Еллинек-государство-целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Гегель-государство-порождение особых духовных начал человеческого бытия. Маркс, Энгельс-государство-аппарат угнетения одного класса другим. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство — чрезвычайно сложное исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества.

2.Сущность государства: понятие, методологические подходы к ее выявлению и исследованию.

Сущность государства — обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия. При рассмотрении сущности государства важно учитывать 2 аспекта:1)то, что любое государство-организация политической власти (формальная сторона);2)то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

8 стр., 3976 слов

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

... позицию и нравственные ценности. Социальная политика государства Наряду с условиями непосредственной социальной среды на социальное развитие организации воздействуют и более общие факторы, от ... социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и ...

Можно выделить 2 подходы к сущности государства:1)классовый — в рамках которого государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызвать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.2)общесоциальный — в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Наряду с этими основными можно выделить религиозный, расовый, национальный и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, расовые, национальные интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств: Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... , дал характеристику обязанности государя и государства. Роберт Оуэн – внес идею ... за подчиненными Менеджмент существует в сферах общества: Политическая – необходимость установления и ... власти: Утилитарная - воздействие посредством сильных мотивов. Авторитарно-нормативный – законная власть. Объединенная власть – власть ... ). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс ...

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

Недостатки Формационного подхода

Не универсальная схема, не все государства попадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и одномерная;

Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).

Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени — несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

10 стр., 4504 слов

Часть первая. Основополагающие социологические теории общества

... и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов. Основная работа: «Общность и общество». Тённис разработал формальную социологию, анализирующую ... ) Дать описание перспектив развития социологии. Часть первая. Основополагающие социологические теории общества. «Теория», в переводе с греческого означает «наблюдение, рассмотрение, исследование, ...

Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода: Ранний — период становления первобытнообщинного строя, период праобщины; Средний — период зрелости первобытного общества, родовая община; Поздний — период распада родовой общины или эпоха классообразования. Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе — это определяло соответствующую социальную организацию общества — род, родовая община. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и право. Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Производственные блага и уравнительное распределение этих благ. В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту — появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие — ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками — появились купцы.

8 стр., 3943 слов

на тему: «Психологическая теория возникновения права»

... наступит срок. Вот эти чувства, переживания людей, с точки зрения психологичeской теории, являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов ... теории наряду с писаными законами, то есть наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей ...

8.Концепции происхождения государства и права. Характеристика основных теорий происхождения государства. Важное значение, как в теоретическом, так и в практике-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права. Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

— теологическую (божественную),

— патриархальную,

— договорную,

— насилия,

— психологическую

— расовую,

— органическую,

— материалистическую (классовую) теории.

Патриархальная теория происхождения государства и права

берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения).

В нем последние достигают своей конечной цели — «благое жизни» — и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

8.3. Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором — результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной свободе.

13 стр., 6010 слов

Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.

... установка в теоретическом исследовании человека; - К.Маркс: «Человек – это мир человека, государство, общество». В своей действительности сущность человека – «совокупность всех общественных ... опровергнуть ту или иную теорию происхождения человека. Философские концепции, рационально объясняющие происхождение человека: - трудовая теория происхождения человека – получила распространение в XIXв ...

8.4. Теория насилия. Принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

8.5.Психологическая теория государства и права. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно.

10 стр., 4760 слов

, читанный в заседании Московского Психологического Общества

... монадологии (Реферат, читанный в заседании Московского Психологического Общества) Основные начала эволюционной монадологии Мое сообщение состоит ... монад различных порядков могут послужить следующие единицы: человечество, государство, человек – социальная монада, клеточка – биологическая монада, ... предустановленной гармонии, а также с некоторыми теориями современного монизма. Впрочем она отличается от ...

8.6. Расовая теория. Берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

8.7. Органическая теория. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, возможно, понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено, но аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос