Возникнув на стыке псих. и соц., соц. псих. сохраняет свой особый статус. Главной причиной этого является существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь при помощи псих. и соц. Дискуссия о предмете. В 1920-е гг. идеология внесла коррективы и в науку. Особое значение имела точка зрения Г.И. Челпанова, который, защищая позиции идеалистической псих., предложил разделить псих. на псих. и соц. псих. Соц. псих. может разрабатываться в рамках марксизма, а псих. должна остаться эмпирической наукой, независимой от идеологии. Челпанову возразили: Сказали, что марксистская псих. вся становится соц. и нет необходимости выделять еще какую-то специальную соц. псих. Единая же псих. должна быть подразделена на психологию индивида и коллектива. Следуя «реактологическому» подходу, разработанному К.Н. Корниловым, коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей соц. псих. было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. П.П. Блонский предложил анализировать роль соц. среды при характеристике психики человека. «Социальность» рассматривалась им как особая деятельность людей, связанная с другими людьми.
Под такое понимание социальности подходила и «деятельность» животных. Физиолог В.М. Бехтерев предложил создать особую науку – рефлексологию. Предмет «коллективной рефлексологии» — это поведение коллективов, личности в коллективе, условия возникновения соц. объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Создать марксистскую соц. психологию в 20-е гг. не удалось, но отпор Челпанову был дан. Соц. псих. в то же время продолжала развиваться на Западе и психологи отождествляли соц. псих. лишь с ее «буржуазным» вариантом, исключив саму возможность ее существования в России. Учение Л.С. Выготского о высших псих. функциях решало задачу выявления соц. детерминации психики, т.е. «делало всю психологию социальной». Застой в русской соц. псих. до кон. 50-х – нач. 60-х гг. Второй этап дискуссии о предмете соц. псих. начинается в 59 г., с выходом статьи А.Г. Ковалева в журнале «Вестник ЛГУ». Ставились два вопроса: 1) понимание предмета соц. псих. и круга ее задач; 2) соотношение соц. псих. с психологией и с социологией. По мнению Б.Д. Парыгина соц. псих. изучает: 1) соц. псих. личности; 2) соц. псих. общностей и общения; 3) соц. отношения; 4) формы духовной деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, соц. псих. исследует: 1) изменения псих. деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2) особенности групп; 3) псих. сторону процессов общества. Место соц. псих. можно отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Предмет, объект, структура и методы соц. псих. Соц. псих. – это отрасль псих. науки, которая изучает псих. особенности поведения и взаимодействия людей, включенных в разные соц. группы, а также соц.-псих. особенности самих этих групп. Совр. соц. псих. имеет разделы: 1) соц. псих. личности, 2) псих. межличностного взаимодействия, 3) псих. малых групп, 4) псих. межгруппового взаимодействия, 5) псих. больших соц. групп и массовых явлений.
Особенности высшей нервной деятельности человека
... которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. И.П.Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, ... который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился ...
Вопрос 2. История зарубежной соц. Псих. Первые исторические формы соц.-псих. Знания. Экспериментальный период развития соц. Псих
История зарубежной соц. псих. Псих. и соц. вышли из философии (Платон, Аристотель); в Новое время – Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель. В сер. XIX в. возникают предпосылки выделения соц. псих. в самостоятельную область: языкознание (проблема общения народов с различными псих. отличиями); антропология (Тейлор — о первобытной культуре); археология (Морган — быт индейцев); этнография (Леви-Брюль — мышление первобытных людей); криминология (объяснение причин противоправных действий, учитывая псих. характер поведения).
Псих. развивается как псих. индивида (психиатрическая практика, гипноз, изучалась зависимость поведения индивида от управляющих воздействий других).
Обнаруживаются недостатки «ассоцианизма» Г. Гербарта (учение, сводящее сложные псих. процессы к сумме простых).
Социология сама выделилась в самостоятельную науку в сер. XIX в. Основывалась на биологическом редукционизме (Г. Спенсер) и нуждалась в законах психологии. Концепция французского социолога Г. Тарда о подражании одного индивида другому оказалась несостоятельна. Возникает псих. направление в социологии (Л. Уорд из США и Ф. Гиддингс — «народный дух», «сознание рода»).
1908 г. условно считается годом утверждения соц. псих. в самостоятельном существовании: английский псих. В. Макдугалл «Введение в социальную психологию»; социолог Э. Росс (США) «Социальная психология» (хотя еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по соц. психологии»).
Из множества теорий выделяют 3 наиболее значительные соц.-псих. теории: 1) псих. народов (примат общества); 2) псих. масс (примат личности); 3) теория инстинктов соц. поведения (примат личности).
Они различаются способом анализа взаимоотношения личности и общества. Признание примата личности или примата общества. Псих. народов (Германия, сер. XIX в.) предлагала «коллективистическое решение»: «сверхиндивидуальная душа» подчинена нации (в основе философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая псих. Гербарта).
Соц.-псих. работа с женщинами
... направляющим на «свой путь». Анализируются само понятие «трудная жизненная ситуация» и теории, объясняющие поведение человека в ней, констатируется факт того, что научная дискуссия о том, «Что ... Большое внимание уделяется концепции совладания и её методам. Раскрывается содержание термина «копинг-поведение» - то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. В отечественной психологии термин ...
Создатели: философ М. Лацарус и языковед Г. Штейнталь. Ставили основной задачей познать псих. сущность духа народа. Далее В. Вундт в «Лекциях о душе человека и животных» и в «Психологии народов» высказал мысль, что псих. должна состоять из физиологической псих. (метод — эксперимент) и псих. народов (метод — анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства).
Последователь в России — лингвист А.А. Потебня. Идея концепции: индивидуальное сознание задается «сознанием» народа. Психология масс (Франция, 2-я пол. XIX в.) смотрит с «индивидуалистических» позиций. Истоки в концепции подражания Г. Тарда, которая учитывает роль иррациональных моментов в поведении. Создатели: итальянский юрист С. Сигле (роль аффекта) и французский социолог Г. Лебон (противопоставление масс и элит).
По Лебону, масса — скопление людей, характеризующаяся утратой способности к наблюдению. Черты поведения человека в массе: обезличивание (инстинктивные реакции); преобладание чувств над интеллектом (подвержен влиянию); утрата интеллекта (отказ от логики); утрата личной ответственности (нет контроля над страстями).
Это проявления массы в ситуациях панике. Теория инстинктов соц. поведения — В. Макдугалл (Англия, затем США).
Причиной соц. поведения являются врожденные инстинкты. Более общий принцип — «стремление к цели». «ГОРМЭ» — движущая сила интуитивного характера. Инстинкты делятся на следующие части: аффективная (рецептивная); центральная (эмоциональная); афферентная (двигательная).
Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Экспериментальный период развития соц. псих. Предложена программа (нач. ХХ в.) сделать соц. псих. экспериментальной дисциплиной: в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпорт (критика Макдугалла; упор на бихевиоризм и индивидуализм; внимание малым группам; отказ от теоретической работы до 50-х гг. ХХ в.).
Основные направления теоретической и исследовательской мысли: бихевиоризм; психоанализ; когнитивизм (псих. источники); интеракционизм (соц. источник).
Развитие необихевиоризма по двум направлениям: К. Халл (введение идеи промежуточных переменных); Б. Скиннер (сохранение ортодоксальных форм бихевиоризма; предлагал создать оперантов для закрепления рефлексов; действие, реакция, операция).
В центре везде находится идея подкрепления. А. Бандура, Д. Роттер — теория соц. научения (окружение влияет на поведение, но и люди активно формируют соц. среду).
Психоанализ (неофрейдизм) — Э. Фромм и Дж. Салливан. Соц. характер — это связующее звено между психикой индивида и соц. структурой общества. Теории групповых процессов: динамическая теория функционирования группы (Б. Байон); теория развития группы (В. Беннис, Г. Шеппард); трехмерная теория интерперсонального поведения (В. Шутц).
Когнитивизм (познавательные процессы; от гештальтпсих. и теории поля К. Левина).
Особое место в когнитивной соц. псих. имеют теории когнитивного соответствия (все поступки совершаются ради построения связной, непротиворечивой картины мира).
1. Теория сбалансированных структур (Ф. Хайдер); 2. Теория коммуникативных актов (Нью-Ком); 3. Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); 4. Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, Танненбаум).
Развитие личности донаучн. период
... того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал о природосообразном характере ... направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Аффекты же эти возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии. ...
В ключе когнитивизма работают Креч, Аш, Крачфилд. Интеракционизм («взаимодействие») основывается на теории символического интеракционизма Мида. 2 ветви символического интеракционизма: чикагская школа (Блумер) и айовская (Кун).
А также: теория ролей (Сарбин); теория референтных групп (Хаймен, Мертон) + идеи соц. драматургии (Гоффман) и этнометодологии (Гарфинкель).
Вопрос 3. Особенности развития соц. Псих. В России
Соц. псих. в России возникла на рубеже ХIХ-ХХ вв. Имеет несколько стадий: 1) зарождение в общественных и естественных науках; 2) отпочковывание от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку; 3) возникновение и развитие экспериментальной соц. псих. Имеет 4 периода. I период (60-е гг. ХIХ – нач. ХХ в.).
Развитие соц. псих. обусловливалось общественно-историческим развитием общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития общей психологии, спецификой научных традиций, спецификой культуры, менталитета общества. Интересна псих. школа в социологии: Лавров, Киреев, Ковалевский, Михайловский. Соц.-псих. проблематика в правоведении представлена теорией Л.И. Петражицкого. Бехтерев в 1905 г. выпустил работу «Личность и условия ее развития», в 1921 г. – «Коллективная рефлексология» (I учебник по соц. псих.).
Его теория – рефлексология. Эксперимент Бехтерева с Ланге показал, как соц.-псих. явление – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представления, памяти. Этой работой в 1925 г. положено начало экспериментальной соц. псих. в России. II период (20-е гг. – I пол. 30-х гг. ХХ в.).
Этот период был плодотворным, а поиск своего пути в развитии мировой соц. псих. шел двумя путями: в дискуссиях с основными школами заруб. соц. псих.; путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути соц. псих. явлений. В 1930 г. состоялся I Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. III период (II пол. 30-х – II пол. 50-х гг.).
Началась изоляция отечественной науки от западной. Боязнь исследовать социально острые вопросы привела к тому, что резко сократилось количество исследований, перестали публиковаться книги. Кроме того возникла точка зрения, что нет необходимости выделять специально соц.-псих. феномены и науку, их изучающую. Идеологическое давление на науку в постановлении ЦК ВКПб в 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В историю соц. псих. вошел Макаренко (1956), как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. IV период (II пол. 50-х – I пол. 70-х гг. ХХ в.).
Возрождение соц. псих. в стране, «Оттепель». Вышли учебники и пособия Андреевой, Ковалева, Кузьмина, Парыгина. В области методологии соц. псих. плодотворными были концепции Андреевой, Парыгина, Шороховой. Исследование проблем коллектива: Платонов, Петровский, Уманский. Исследование соц. псих. личности: Божович, Платонов, Ядов. Исследование проблем деятельности: Буева, Кузьмин. Исследование соц. псих. общения: Бодалев, Буева, Леонтьев, Ломов, Парыгин. В 1962 г. организована I в стране лаборатория соц. псих. в ЛГУ. В 1968 – I кафедра в ЛГУ. В 1972 – аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии, соц. псих. приобрела статус квалификационной научной дисциплины. В 1972 г. в Институте психологии АН СССР создан I в стране сектор соц. псих.
Психогенетика поведения человека. Модели поведения
... только в одну человеческую жизнь – опыт семьи «до седьмого колена» заложен в индивидуальной модели поведения каждого человека. И если мы хотим изменить модели поведения своего ребёнка, его ... этот мир, как чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом длиной не ...
Вопрос 4. Методы соц.-псих. Исследования
Не готовить.
Вопрос 5. Соц. Псих. И практика. Основные прикладные отрасли соц.-псих. Знания. Основные направления и методы прикладной соц. Псих.: диагностика, консультирование, тренинг.
Соц. псих. дифференцируется на следующие практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, искусства, спорта, экономики, рекламы и др. Основные прикладные отрасли соц.-псих. знания: воспитание, укрепление семьи, межличностная аттракция (привязанность, дружба, любовь), политическая психология, компетентность в общении, отношения между этносами, реклама и маркетинг. Основные направления и методы прикладной соц. псих.: методы воздействия (изменение наличной ситуации) и исследования (описание наличной ситуации).
Диагностика: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ документов.
Вопрос 6. Специфика постановки проблемы личности в соц. Псих. Личность в группе. Соц.-псих. Свойства личности.
В социологии личность рассматривается как обезличенный носитель, соц. тип, выразитель общественных тенденций. Соц. псих. в отличие от общей псих. изучает весь комплекс вопросов социальной детерминации личности. Соц. псих., пользуясь определением личности общей псих., выясняет в каких группах личность усваивает соц. влияния и каким образом и в каких группах она реализует свою соц. сущность. Традиционно в соц. псих. рассматривается три блока проблем: 1. Проблема социализации (через какие группы осуществляется влияние общества на личность); 2. Проблема соц. установки личности (как личность действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность); 3. Проблема соц. идентичности (выявление качеств и свойств личности, которые формируются и проявляются в группе).
Структуру личности составляют: 1. Биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности, биологические свойства психики; 2. Психологическая подструктура – индивидуальные свойства отдельных психических процессов через специфику психических процессов у конкретных людей – особенности памяти, эмоций, мышления; 3. Подструктура социального опыта – раскрывается как знания, навыки, умения, привычки, приобретаемые человеком в ходе его жизни; 4. Направленности личности, которая понимается как такая соц. детерминация, которая определяет соц.-личностную направленность – влечения, желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения. К соц. псих. относится только последний аспект структуры личности, связанный с ее соц. направленностью!
Вопрос 7. Психодинамическое направление в соц. Псих. Личности (з. Фрейд, а. Адлер, к.Г. Юнг).
Псих. Типы.
Фрейд. Развитие и структура личности определяются иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами. Личность и общество в конфронтации, главной причиной чего является либидо. СуперЭго составляет личностное содержание психики человека, поскольку оно включает в себя совесть (приобретается посредством родительских наказаний) и «идеальное Я» (то, что родители одобряют или высоко ценят).
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...
... умение разбираться в людях. С помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ... проведения результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент ... т компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение ...
Можно сравнить СуперЭго с соц. установкой. Личность взрослого сформирована опытом раннего детства и остается неизменной. Механизмы псих. защиты: вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация и др. Формирование соц. отношений в обществе зависит от отношений ребенка с матерью и отцом. Два начала в психике лежат в основе цивилизации: Эрос, объединяющий «…разрозненных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, нации в одно великое единство, единство человечества», и Танатос, являющийся проявлением агрессивности человека, враждебности всех против всех, который «препятствует осуществлению программы цивилизации». Психоанализ получил развитие в работах Адлера, Юнга и др. Адлер. Центральными понятиями являются «стиль жизни» и «соц. чувство». Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое возникает у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных псих. переживаний, а соц. чувство отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Это чувство определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности; при одностороннем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь. Понять и объяснить поведение человека можно только через понимание общественных отношений. Конфликт между человеком и обществом неестественен. У человека скорее заболевает тот орган, который был менее развит, был «неполноценным» от рождения. Заболевания, слабость или дефекты каких-либо органов побуждают людей компенсировать эту неполноценность путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы. Этот процесс компенсации имеет место и в психической сфере. Чувство неполноценности берет свое начало в детстве, когда ребенок долгий период времени находится в зависимости от родителей. Из-за желания преодолеть свою неполноценность, беспомощность люди начинают борьбу за превосходство. Юнг. Решающую роль в соц. жизни личности играет коллективное бессознательное. В человеке одновременно существуют две жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей. Душа состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного и коллективного бессознательного. Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно, но большое значение Юнг уделял архетипам «персона» (наше общественное, публичное лицо), «тень» (дурная, животная сторона личности, подавленная вследствие своей общественной неприемлемости, но являющаяся источником жизненной силы и творческого начала в жизни человека) и «самость» (объединяющий центр личности, вокруг которого группируются все ее элементы, сознательные и бессознательные. Развитие самости, т.е. достижение зрелого, гармоничного, единого «Я», — сложный процесс, длящийся до среднего возраста).
Философия личности человека
... личность является человеком, но не каждый человек является личностью. А что же такое личность? Кто мы? Обычные люди или, может быть, личности? Поэтому цель данной работы – понять сущность, предназначение человека и его личности. ... отношений. Иными словами, сущность человека располагается «во вне» человека, в обществе – «совокупности всех общественных отношений». Такое понимание сущности человека ...
Вопрос 8. Поведенческое и соц.-когнитивное направление в соц. псих. личности (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер).
Научение через моделирование. Самоконтроль, самоподкрепление и самоэффективность. Локус контроля.
Идеологами поведенческого направления в соц. псих. личности являются Скиннер и Павлов. Личность является результатом научения. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Не надо задумываться над псих. структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Окружение, а не внутренние псих. явления, формирует человека. На поведение людей влияют их действия S-R (стимул-реакция).
Соц.-когнитивное направление (Бандура и Роттер): поведение регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями и факторами окружения. Бандура считает, что люди не управляются интрапсихическими силами, и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека в непрерывном взаимодействии поведения, познавательной сферы и окружения. Этот подход назван «взаимным детерминизмом». «Самоэффективность» определяет умение людей осознавать свои способности, выстраивать поведение, соответствующее ситуации. То, как человек оценивает свою самоэффективность, влияет на выбор деятельности. Самоэффективность определяется тем, насколько вы чувствуете себя компетентным сделать что-либо. Люди, обладающие ярко выраженным чувством самоэффективности, более упорны, менее тревожны, добиваются больших академических результатов. Люди заинтересованы в том, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью, однако не все имеют адекватные навыки «самоконтроля», поэтому живут не столь эффективно (переедание, алкоголизм).
Самоконтроль – эмпирически обоснованное средство стойкого достижения более желательных паттернов поведения. В основе осознанного самоконтроля лежит Я-концепция. Роттер. В основе прогноза поведения человека – анализ взаимодействия 4 переменных: потенциал поведения (реакция на оскорбление: уход / требование извинений; у выбранной реакции потенциал поведения выше); ожидание того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения (основано на прошлом опыте); ценность подкрепления – степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому; псих. ситуация с точки зрения индивидуума (соц. ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель, независимо от того, насколько странной покажется его трактовка другим).
Основная формула прогноза: «Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления». «Локус контроля» представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами (судьба, удача и т.д.).
Люди с интернальным локусом верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями.
Вопрос 9. Гуманистическое направление в псих. Личности (а. Маслоу, к. Роджерс).
6 стр., 2794 слов
Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности ...
... вещества [5, c.264]. Токсикомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения. Токсикомания– это злоупотребление различными химическими, биологическими и лечебными препаратами, ... химическому строению, так и по действию, которое они оказывают на поведение человека, и которое можно субъективно ощутить. Существуют также комбинированные классификации. ...
Феноменологическая теория личности к. Роджерса
Нет информации.
Вопрос 10. Представления о личности в отеч. Соц. Псих. Психология отношений (а.Ф. Лазурский, в.Н. Мясищев, б.В. Ломов).
Теория установки (д.Н. Узнадзе, ш.А. Надирашвили, в.А. Ядов).
Психология отношений. Лазурский. Отношение является системообразующим фактором структуры личности. Проявления личности: эндопсихические (внутренний механизм человеческой личности) — совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций; экзопсихические (отношение личности к внешним объектам, к среде) т.е. это — природа, материальные вещи, др. люди, соц. группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека. Фундаментом личности выступают два вида отношений: отношения между личностью и окружающей средой; отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями. Эти отношения проходят разные уровни развития. Главное направление развития – повышение значения экзопсихических особенностей. Мясищев. Исходным для психологии личности является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений, т.е. общественные отношения в данном случае выступают как система связей личности с действительностью. Общественные отношения существуют в двух формах: объективные и субъективные общественные отношения (отношения личности, псих., внутренние, жизненные отношения) — составляют ядро личности. Выделяются 3 уровня в развитии системы отношений: низший уровень (примитивные физиологические влечения), средний (преобладание личного расчета в отношениях) или высший (преобладание общественных интересов).
По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность. (Мясищев) Ломов. Главное в его концепции: характеристика общественных отношений как общего основания свойств личности; анализ социально-психологического аспекта направленности личности; развернутая характеристика субъективных отношений. Для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид-общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений». Характеристика личности как соц. качества индивида – это, по существу, соц.-псих. ее характеристика. Соц.-псих. качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности, реализация которой осуществляется через мотивационную сферу и определяет психологический склад личности. Направленность личности может быть рассмотрена как предрасположенность действовать определенным образом в определенной ситуации (сходно с понятием соц. установки).
Теория установки. Осн. отеч. теории установки является Узнадзе. Поведение и жизнедеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое характеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка. Т.о. это определение касается вопроса реализации простейших психофизиол. потребностей человека, оно не связано с анализом соц. факторов, детерминирующих поведение личности. В отличие от понятия социальной установки, простая установка лишена также осознанности и эмоциональности. Она трактуется как бессознательное, автоматическое поведение, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм чел. деятельности. Это простейшие акты поведения, автоматизмы, привычки, которые не требуют осмысливания, носят фиксированный характер и формируются в процессе жизненного опыта. Категории поведения: экстерогенные (потребление, обслуживание, труд, занятие) и интерогенные (эстет. наслаждение, игра, развлечение, спорт, худ. творчество) формы поведения. Существуют разные формы психической активности: установка и объективация — задержка или прекращение реализации имеющейся установки, приостановка соответствующей деятельности. Надирашвили. На I уровне физическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи — практическое поведение. На II уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность. На III уровне ситуацию характеризует соц. действительность в широком смысле слова. В сферу потребностей включаются — соц. потребности, соц. аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Процесс принятия решения на основе этих псих. образований приводит к формированию установки соц. поведения. Заключительным звеном реализации психической активности на этом уровне является соц. поведение. Ядов. В качестве системообразующего признака в системе внутренней регуляции соц. поведения человека выделяется диспозиционно-установочные явления. В триаде «ситуация-потребность-установка» Ядов заменил «установку» на «диспозиции» — различные состояния предрасположенности к восприятию ситуаций. 4 уровня иерархии диспозиций: 1) на нижнем уровне ситуации – простейшие; 2) соц. установки; 3) общая направленность личности в ту или иную сферу соц. 4) высший уровень образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Диспозиционная система личности функционирует как целостное образование, в котором представлены разные элементы этой системы (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и разные ее уровни от фиксированных установок до ценностных ориентаций. Она регулирует целесообразное целостное поведение личности.
Личность человека в компьютеризированном мире
... Тут же появились люди, которые переняли подобный образ жизни и даже поведения. Родилась целая подкультура ... нему не сделать специальную программу установки setup.exe). Тем не менее после ... не были так беспечны в отношении собственной безопасности. Как это ни ... люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность ...
Вопрос 11. Представления о личности в отеч. соц. псих. Комплексный и системный подходы (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов).
Субъектный и деятельностный подходы (С.Л. Рубиншнейн, К.А. Абульханова, А.Н. Леоньев, А.В. Петровский).
Структурно-динамический подход (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин).
Комплексный подход. Сформулирован Ананьевым, кот. выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами. В изучении человека как личности особо выделяется: статус личности, т.е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, др. людям, самому себе); характер и склонности. Эта система определяет деятельность и поведение человека. Системный подход. Сформулирован Ломовым. Основанием качеств человека является соц. система, в кот. существуют все связи и отношения человека с др. людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. В то же время сам человек является компонентом соц. системы. Его принадлежность к этой системе определяет соц. качества человека, которые выражают его родовую сущность и существуют как целостная система. Поэтому для их объективного раскрытия необходим анализ отношений «индивид-общество». Личность как член общества включена в систему общественных отношений. Направленность личности – это система основных ее потребностей и мотивов. Она определяется отношениями данного индивида с др. людьми и их общностями. Эти отношения отражаются как в потребностях личности, так и в способах их удовлетворения. Субъектно-деятельностный подход. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах: познавательной, деятельностной и отношенческой, в которой заключается отношение человека к др. человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности. Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. В двучленную формулу «сознание-деятельность» вводится третий член – «субъект». Личность является субъектом жизни. Деятельностный подход. Разработан Леонтьевым. Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (бытие определяет сознание).
Иерархия уровней деятельности: особые виды деятельности (управляются мотивами); действия (управляются целями) – они сознательны; операции (определяются условиями); психофизиологические функции. Личность не только биологически детерминирована, но изначально задана в системе соц. связей. Структурно-динамический подход. Ковалев различает в личности три взаимосвязанных образования: психические процессы (очень динамичны), псих. состояния (менее динамичны), псих. свойства (устойчивы).
Псих. процессы составляют фундамент личности, формируют состояния. Из псих. процессов образуются псих. свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне. В процессе деятельности свойства связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности и образуются их сложные структуры: темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интелл., волевых и эмоц. свойств).
Синтез структур образует характер.
Вопрос 12. Понимание соц. Установки. Структура и функции соц. Установок
Соц. установка (аттитюд) объясняет различные аспекты соц. поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность; почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях; каким мотивом руководствуется в своем поведении. Аттитюд – состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом и в определенных условиях и псих. переживание им ценности, смысла данного объекта (позитивное или негативное отношение к объекту, а не просто знание о нем).
«Соц. установку» не путать с простой установкой Узнадзе — состоянием психофизиологической готовности организма к определенному поведению в определенной ситуации. Изначально человек руководствуется только простыми установками. По мере социализации, поведение человека начинает регулироваться соц. нормами. Признаки аттитюда: соц. характер объектов, с которыми связано отношение и поведение; осознаваемость этого отношения и поведения; выраженный эмоциональный компонент и регуляторная функция по отношению к объекту. Объектами аттитюда могут выступать любые соц. явления или события, соц. нормы, группы, институты, конкретные люди, сам человек (самооценка).
Структура аттитюда: когнитивный (знание), эмоциональный (отношение, переживание) и поведенческий (мотивы, намерения, желания) компоненты. Функции аттитюдов: 1) приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Несоответствие аттитюда, выраженного вербально, и реальным поведением человека, известно под названием «парадокса Лапьера». Основные разновидности аттитюда: стереотип (аттитюд с застывшим, обедненным содержанием) и предрассудок (аттитюд с искаженным содержанием).
4 уровня диспозиций: 1) просто установки (по Узнадзе); 2) аттитюд на уровне малых групп; 3) общая направленность интересов личности (профессия, общественная деятельность, увлечения); 4) система ценностных ориентаций личности.
Вопрос 13. Соц. Установки и поведение личности.
Установки и поведение порождают друг друга подобно курице и яйцу. Наше поведение и наши словесно выраженные установки отличаются друг от друга, потому что и то и другое подвержено влиянию разных обстоятельств (до 40 факторов).
Д. Бэтсон это отличие назвал «моральным лицемерием». Предсказать отдельно взятый поступок человека, основываясь на его установках, невозможно. Однако можно предсказать общее направление поведения. Этот закон называется «принцип совокупности». Наши установки прогнозируют наше поведение, если: др. влияния минимальны; установка специфична для данного поведения; установка усилена, т.е. если что-то напомнило нам о ней или она была приобретена т.о., который гарантирует ее силу (опыт).
Мы действуем сообразно нашим мыслям и мыслим сообразно нашим действиям. Действуя, мы усиливаем идею, лежащую в основе нашего действия. Феномен «нога в дверях»: незначительная уступка в дальнейшем делает людей более сговорчивыми и готовыми на более серьезные уступки. Поступки влияют на нашу нравственность. Мы оправдываем собственные деяния и считаем их правильными. Высказанное становится убеждением. Мы не только отстаиваем то, во что верим, но и начинаем верить в то, что отстаиваем. Позитивные действия в чей-то адрес усиливают симпатию в адрес этого человека.
Вопрос 14. «я-концепция» как система установок личности на самого себя. Источники развития и формирования «я-концепции»
«Я-концепция» (Я-к) — картина, включающая в себя совокупность представлений личности о самой себе вместе с эмоц.-оценочными компонентами этих представлений. Формируется в процессе жизни при взаимодействии с окружением и реализует мотивац.-регуляторную функцию в поведении личности. «Я» состоит из 4 аспектов: 1) духовное Я, 2) материальное Я, 3) социальное Я, 4) телесное Я. Самооценка = отношение успехов к притязаниям. 3 категории Я-к: 1) реальное Я (каким индивид представляет себя в данный момент); 2) социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди); 3) идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).
Образ Я складывается из ролевых, статусных, имущественных, ценностных и др. характеристик человека. II компонент – эмоц.-оценочный, источником кот. являются: социокультурные нормы соц. окружения; соц. реакции др. людей на индивида (их субъективная интерпретация); индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Индивид реализует 2 процесса самооценки: сравнение реал. Я с идеал. Я и реал. Я с соц. Я. Наиболее важные источники формирования Я-к.: 1) представление о своем теле (телесное Я); 2) язык как способ выражать словами и формировать представления о себе и др. людях; 3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе (первичная группа сверстников имеет огромное значение для оформления центральных Я-установок в подростковом возрасте); 4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и со стереотипами (муж/жен); 5) практика воспитания детей в семье (первые 5 лет жизни закладывают базовую основу личности в зависимости от методов воспитания: авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность, теплота, забота, уважение, разумный контроль родителей. Высокой самооценке личности способствуют: расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие ребенка; четкое установление границ и правил поведения ребенка; уважение со стороны родителей индивид. инициативы ребенка; исключение агрессивности, отрицания, неуважения, неопредел. в отношениях с детьми).
Вопрос 15. Соц. Развитие личности (социализация): понимание, этапы и механизмы.
Социализация – процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему соц. установок, кот. определяет его позиции и поведение. Этапы: До 12 лет: соц. воздействия воспринимаются чел. неосознанно; усваивается отношение к соц. объектам без представлений об их сущности (псих. механизмы усвоения: страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т.д.); институты социализации: родители, школа, сверстники. 12-18 лет: формирование мыслительных способностей и развитие когнитивной сферы; расширение круга соц. связей и отношений, и изменение роли и авторитета различных институтов социализации. После 18 лет: сформирована соц. установка; самостоятельность и критичность; собственный жизненный опыт; пересмотреть систему ценностей можно под воздействием критических событий (войны).
Вопрос 16. Соц. Поведение личности и его регуляция
Не готовить.
Вопрос 17. Структура «я-концепции». Предрасположение в пользу своего «я». Локус контроля. Самоэффективность. Самопрезентация.
Я-концепция (Я-к) — это убеждения (Я-схемы), с помощью кот. мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем себя и окружающих. Я-к организует мышление и определяет поведение. На Я-к влияют: роли, кот. мы играем (роль «Я-мать» — сначала игра, постепенно входит в «Я-к»); соц. идентификации, кот. мы формируем (раса, пол, проф.); сравнения себя с окружающими, наши успехи и неудачи; мнения о нас; культура. 3 составляющих Я-к: 1) когнитивное (знания о себе) и 2) эмоциональное (позитивное отношение к себе) восприятие, 3) самоэффективность (поведение, представление о своих возможностях).
Предрасположение в пользу своего Я. Мы прощаем себя, превосходим «середняков», объяснения позитивных и негативных событий в свою пользу; переоцениваем распространенность наших мнений и недостатков у других; недооцениваем распространенность присущих нам способностей и добродетелей; переоцениваем правильность наших убеждений и запоминаем из прошлого то, что работает на нас. Локус контроля (л.к.) – продукт соц. научения по Роттеру. Экстернальный (причины происходящих событий вовне) и интернальный л.к. (причины в моем поведении).
Люди с интернальным л.к. самостоятельные, ответственные, организованные, проявляют активность в решении проблем. Люди с экстернальным – проявляют зависимость, конформность, неуверенность в себе, склонны полагаться на случай, пассивные. Самопрезентация – это наше желание создать благоприятное впечатление о себе у окружающих и у себя самого. Чтобы поддерживать свой имидж, мы извиняем, оправдываем себя и извиняемся перед другими. Ложная скромность. Самобичевание – тонкое проявление себялюбия, т.к. вызывает у других людей желание успокоить и погладить по голове. Скромность, как искусство хвастовства. Человек, осознающий свои способности, не испытывает острой необходимости в оценочном поведении. Создание препятствий самому себе на пути к успеху в целях самозащиты («Я не успел», «Накануне поздно вернулся домой»).