Космоцентризм — система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.
Ло́гос — термин философии, означающий «слово» — в переводе с греческого языка и «мысль» (или «намерение») — в переводе с древнегреческого, а также — причина, повод. Логос — образ огня. Сравнивается с огнем — медленно возгорает и угасает по определенным законам.
Диалектика (διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления
Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что: 1)субъективная диалектика детерминирована объективной; 4)первая отражает вторую; 2) субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике; 3)их единство есть процесс развертывания отношения: мышление — история — природа.
Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире
Апори́я — это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности
Софи́зм— ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики
В древнегреческой философии идеей называлась умопостигаемая и неизменная структура, лежащая в основании вещи.
Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало)— в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства .
Энтеле́хия — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.
Форма— понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.
Философия 87
... философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных произведений придает им философскую окраску. Мифологическое мировоззрение органически сочеталось с ранними религиозными, политеистическими формами ... опыта, они принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности Принцип деятельности. Они являются нормативно-регулятивным ...
Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Эманация — в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).
Геоцентрическая система мира — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира и множество современных космологических моделей
Греки заложили фундамент будущей науки. Для появления науки они создали следующие условия: систематические доказательства, рациональное обоснование, дедуктивное мышление, использование абстрактных объектов. Главное, что они отказались от использования науки в материально — предметных действиях. Они осуществили переход к созерцательному умозрительному постижению сущности, т.е. к идеализации. Но в эпоху античности наука в современном значении этого слова не существовала. Особенности научного знания Др. Греции появились в тех исследовательских программах, которые возникли в 6-5 веках до н.э.. Математическая программа: Фалес ввел доказательства как необходимый элемент математического знания.Пифагорейцы пытались объяснить мироустройство через числовые отношения. Мир – это космос (гармония, порядок), где господствуют числа. Они были первыми, кто пытался не только технически апеллировать с числами, но и понять их сущность (единица – как обобщающий момент существующих вещей, единица есть то, через что каждое из существующих является единым). Зенон поставил проблему соотношения конечного и бесконечного, движения и покоя, прерывного и беспрерывного.Платон помог математике обрести сферу чистого разума, санкционировал дальнейшее отделение математики от практических задач.
Помимо материального мира вещей существует подлинный мир, мир чистых идей, идея служит причиной, целью для существования вещей. Своей вершины математическая программа достигает в образе геометрииЕвклида, в основе которой лежат аксиомы, постулаты и определения. Физическая программа: Исторически физика возникла в недрах философии как ее составная часть. Изучая природные явления античные авторы стремились ответить на вопрос, что является сущностью природных явлений, чем определяется единство мира и т.д.. Можно выделить две модели в рамках этой физической программы: это натурфилософская модель (Фалес, Анаксемен, Анексемандр).
Здесь философы пытались ответить на вопрос из чего все состоит, они выдвигают разные основания, разные стихии. Например – вода (влажность, Фалес), воздух (Анаксемен) Физика в этих учениях представлена как наука о естественных причинах возникновения, развития и строения мира. Ценно то, что природа объясняется из нее самой. Другая модель – это модель атомистическая (Демакрит, Эпикур). Признается, что многообразие мира объясняется различными соединениями и различной формой атомов (мельчайших, далее неделимых частиц).
Рабочая программа дисциплины общая психология 2
... и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях ... М., 1976 (с. 11-22). Аристотель. Соч. в 4-х т. T.I. ... к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм. Литература Основная Гиппенрейтер Ю.Б. Введение ... картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, ...
Эти представления утверждают неизменность первовещества, атомы находятся в непрерывном движении. Атомистическая модель представлена теоретической моделью, где целое пытаются объяснить как сумму составных частей. Применяется метод синтеза путем механического соизмерения. Атомы создают вещи и мир в целом.
Наивысшего развития физическая программа получает в ученииАристотеля. Он создает качественную физику, близкую к современному представлению. Он называет математику – наукой о неподвижном, а физику — о подвижном. Универсальная программа Аристотеля: Аристотель исследует основные причины бытия, считая, что действуют следующие 4 фактора (причины):
1. материя – пассивна, никакая, вещи существуют в ней как возможность. 2. форма – ей Аристотель отдает предпочтение, благодаря форме (активному началу) возникает предмет.3.целевая – для чего существуют вещи.4. действующая (двигательная) – то благодаря чему существуют предметы.Аристотель, накопленные в античности знания, пытается привести в единую систему. Он дает классификацию наук, различая теоретические (математике), практические (этика, политика), поэтические (риторика, эстетика).
Аристотель говорит о единстве материального и идеального, осуждая мир идей Платона. Форма у Аристотеля существует как понятие и существует как субстанция. Аристотель обращал внимание на соотношение действительности и возможности. Материя – это отсутствие формы и одновременно ее возможность. Аристотель является основателем такой науки как логика – науки о правильном мышлении. Он разработал учение о дедуктивном умозаключении, о законах правильного мышления (Закон тождества: а=а, т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении.Закон исключения противоречия: а не есть а.Закон исключенного третьего: есть либо а, либо не а, третьего не дано).
Аристотель считал свою логику методологией научного познания. Гуманитарная программа: (соффисты, Сократ) от изучения явлений природы перешли к изучению возможностей человека в научном познании. Интересовались литературой, искусством, изучали поэтов древности. Сами сочиняли стихи и оды. Он обратили внимание, что в научном познании важен субъективный фактор, т.е. особенность мышления человека. Вывод их был неправилен: истина субъективна, т.е. сколько людей, столько мышлений. Соффисты явились первыми представителями гуманитарного знания. Сократ в отличие от соффистов ищет причины объективной истины.
1. Философы Милетской школы
Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания. Фалес (624–547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы указывал воду. Доказывая что она есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде и сама происходит из неё. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Душа, по его мнению, также являлась особым состоянием воды. Фалес первым выразил точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утверждая непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы. Также философ ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела.
Отличия человека от животного
... то, благодаря чему человек выделился из животного мира. Сознание – это универсальная способность, свойственная только человеку – осмысливать бытие мира и себя в этом мире. Сознание – это ... его личности. Принято выделять несколько уровней способностей человека. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими ...
Проводил он исследования и в области нравственного поведения. Человек, считал он, должен жить по закону справедливости, а она состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем порицаешь других людей. Анаксимандр (610–547 гг. до н. э.) принимает за источник всех вещей «апейрон» – такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию порождает многообразие мира. Анакси-мандр полагал, что первооснова никаким образом не может совпадать со своими проявлениями. Душа трактовалась Анаксимандром как одно из состояний апей-рона. Также он был первым, кто осуществил попытку объяснить происхождение человека и других существ. Возникновение органического мира представлялось Анакси-мандру следующим образом: под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из её сгустка возникли растения, из растений – животные, из животных – человек. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним. Анаксимен (588–522 гг. до н. э.) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.
2. Гераклит. Логос. Душа как особое состояние огненного начала
Гераклит (530–470 гг. до н. э.). С представителями милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за первооснову он принимал огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой противоположностей. Развитие огня происходит по необходимости, или по Логосу, создающему все сущее из противоположного движения. Термин «логос» для Гераклита означал закон, по которому «все течет» и явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка. Поэтому постигать себя – значит углубляться в закон (Логос), который придает вселенскому ходу вещей динамическую гармонию. Душа («психея») – это особое переходное состояние огненного начала в организме. Введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым психологическим термином. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Деятельность души философ ставил в зависимость как от внешнего мира, так и от тела. Он полагал, что огненная стихия проникает в организм из внешней среды и всякое нарушение связи души с внешним миром может привести к огрублению «психеи».
Полный же разрыв с внешней средой ведет к смерти. В вопросе о внешней телесной детерминации психики, Гераклит выступил как последовательный материалист. Большое внимание философ отводил познавательным актам. Важное значение он придавал чувствам, и особенно зрению и слуху. «Психеям» и мыслям присущ самовозрастающий Логос. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно ее законам. Довольно подробно рассматриваются Гераклитом потребности. Философ высказывает ряд важных положений, раскрывающих соотношение побудительных сил и разума, влияние предшествующих состояний на последующие, относительный характер побуждений и потребностей у живых существ. Философ также подчеркивает, что связанные с потребностями чувства удовольствия и неудовольствия узнаются через свою противоположность. Счастье человека состоит не в погоне за удовольствиями, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (Логоса).
Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...
... в центре внимания в первую очередь находится человек, его душевная жизнь и душа. Душа понимается как средоточие, центр духовной жизни человека. Душа рассматривается как феноменология человеческой субъективности, как средоточие ...
Главным в человеке является характер, понимаемый Гераклитом как главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение всей его жизни.
3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия
Алкмеон(VI–V вв. до н. э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом. Ученый впервые дал систематическое описание общего строения тела и характеристику предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алк-меон обнаружил проводники, идущие к органам чувств. Как оказалось, они присутствуют также и у животных, а значит, и им должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Новаторские взгляды Алкмео-на на границы психического принято называть сейчас нейропсихизмом. Алкмеон не был склонен к отождествлению психики животных и человека. От животных человек отличается разумом, а анатомической основой различия между ними являются общий объем и строение мозга, а также органов чувств. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алк-меон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснительного принципа чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств. Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма определяется соотношением четырех стихий – воды, земли, воздуха и огня. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырех элементов обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека, нарушение – приводит к болезням. Равновесие и гармония стихий в теле и здоровье человека зависят от пищи, которую он потребляет, от климатических и географических условий, наконец, от особенностей самого организма. Выдвинутые Алкмеоном положения оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. На идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозгоцентриче-ской точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... Делили на тело и на душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное ... не до конца... Это состояние было очень знакомо, по ощущению парализованности… …Впоследствии я начал обращать особое внимание на ... Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное ...
4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений
Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) продолжал развивать материалистическую линию в философии и психологии. Первоэлементами мироздания, по его мнению, являются земля, вода, воздух, огонь. Организм растений и животных состоит из четырех стихий, причем различие между растениями и животными заключается в неодинаковом соотношении и степени выраженности у тех и других первоначальных элементов. Сок растений и кровь у животных и человека есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций. Поскольку «психическое» приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, Эмпедокл выразил точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека. Для Эмпедокла принцип подобия приобретает универсальное значение. Он распространяется и на ощущения, и на побудительные силы, и даже на мирообразую-щие силы – Любовь и Вражду. Природа побудительных состояний такова, что все живое стремится к недостающему подобному. Эмпедокл вносит новое положение в учение о механизмах восприятия, выдвигая теорию истечений, в которой процесс восприятия Эмпедокл представил как механизм истечений. Наиболее полно он описал его в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Эмпедоклу первому принадлежит заслуга в построении теории цветового зрения. Восприятие цветов, по мнению философа, определяется как свойствами воздействующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего органа. Эмпедоклом также впервые высказывается предположение о возможности сведения всей цветовой гаммы к четырем основным цветам. В ощущениях и восприятиях философ видел начальную форму познания, из которого вырастает разум. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адекватности их восприятия органами чувств. Однако чувственное познание, по мнению ученого, должно контролироваться разумом, позволяющим лучше пользоваться нашими чувствами.
5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита
Демокрита (460–370 гг. до н. э.) принято считать подлинным основателем атомистического направления, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в его философской системе является то, что за первооснову мира им принимаются атомы. Демокрит полагал, что существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир принял бы статически мертвый характер. В результате механических процессов их соединения возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Животные возникли из воды и ила. От них произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись. Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души – круглые, гладкие и родственны атомам огня. В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. Рассматривая их как начальное звено познавательного процесса, он ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Только мышление позволяет видеть что-то за пределами органов чувств. Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. им самим не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения этих самых параметров. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения представляют собой сочетание тонких атомов, отражающее форму воспринимаемого предмета. Эмоции и аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмоции вызываются ровным течением шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей. Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, по которому нет беспричинных явлений, но все они – неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем.
Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта
... законам химии и физики. Душу же наполняют воля и аффекты, страсти, которые располагают душу к тем вещам, к которым подготовлено тело. Тело человека способно совершать сложные механические ... движения, под воздействием души и ее страстей. Декарт показал, ...
6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы
Вся этическая концепция Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Подлинный смысл человеческой жизни состоит в том, как человек все это понимает, ценит и употребляет. Главный принцип Сократа – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, главное усилие воли и разума направлял бы на поиск истины и смысла жизни. Психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Человек и его душа даны от Бога. В сравнении с животными Бог дал человеку более совершенное строение и душевные способности. От Бога человеку даны прямохождение, освободившее ему руки и расширившее горизонт видения, язык с его способностью произносить членораздельные звуки, органы чувств с их стремлением видеть, слышать, осязать и т. д. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, навязываемые человеку извне, а понимание, представляющее чисто душевный акт, выражающийся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или метода сократической беседы Сократ видел интеллектуальное развитие человека. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными способностями, к числу которых он относил быстроту схватывания, прочность запоминания и интерес или отношение к усваиваемому знанию. В истории философии и психологии Сократ выступил как зачинатель идеалистического направления. Его идеи стали исходными в последующих системах идеалистической психологии. В идеалистической системе Сократа содержались и важные, с точки зрения психологии, положения. Одно из них состоит в переводе научного интереса с вопроса о природе в целом и первоосновах мироздания на проблему самого человека. Обращаясь к человеку, его внутреннему, духовному миру, Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами, выступающими в качестве регуляторов поступков и поведения человека.
Башляр научное призвание и душа человека
... говоря о духовных реальностях, выделяет четыре мира, среди которых человек рассматривается как четвертый мир, помимо трех остальных: ... Пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы ... ком, что мы действительно больше не можем настаивать на идее непрерывности, проповедуемой философами. Ясно, что на проблему существенной ...
7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла
Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия мира идей. Согласно Платону, нас окружает множество единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту и на смену им приходят другие прекрасные вещи и явления. Общим для всего видимого, являющееся источником красоты и образцом для всех проявлений материального мира, названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму. Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие – это материальный мир, созданный Богом из четырех стихий – воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения бытия в небытие. Идея прекрасного представляет лишь одну из высших идей. Самой наивысшей идеей является идея Блага. Высшая идея Блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа Зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Кроме них существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т. д. Мировая душа придает движение и активность Космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Платон приписывал душам активную функцию. Чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи. У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Низшая душа представлена двумя частями: низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души – народам севера, а вожделеющей души – египтянам и другим народам Востока.
Учение Декарта о природе человека
... обращает внимание на то, что душа не является жизнью как таковой, а лишь мыслью, и её отделение от тела вовсе не означает смерть человека. Смерть, по его мнению, как ... свой трактат “Мир”, который описывает сущность Вселенной, её движения, то есть идеи, созвучный идеям Галилея, подвергшегося жестокому гнёту за свои высказанные мысли. Потрясенный инквизиторским решением, ...
8. Платоновские доказательства бессмертия души
Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти она может переселиться в другое тело. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства. Первое из них основано на том, что для осуществления смены смерти на оживление, которое происходит с помощью души, нужно чтобы эти самые души существовали. В таком случае душа должна существовать, и после смерти, и до рождения тела, т. е. быть вечной и бессмертной. Второе доказательство строится на основе теории воспоминания. Человек устанавливает сходство и различие в вещах без всякого обучения. Знания человек приобретает благодаря врожденной способности души к припоминанию. Вспомнить можно только то, что знал раньше. Для этого душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Однако это было бы возможно, только если бы душа существовала до рождения. А раз душа существует до рождения, то она может и должна существовать и после смерти, а стало быть, она бессмертна. Третье доказательство. Все составное распадается и погибает; разрушению не подлежит только простое. С этой точки зрения, тело человека всегда есть нечто зримое, составное и потому ему свойственно разрушаться и погибать. В противоположность телу душа человека и идеи незримы, не составимы и не разложимы, а поэтому они вечны. Если душа при познании пользуется телесными органами, она сбивается с истинного пути. Когда же она познает самостоятельно, то она ведет в божественный мир идей. Стало быть, душа родственна божественному и подобна ему, а значит она вечна и бессмертна. Четвертое доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа является источником жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь, но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т. е. оно не может быть смертным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бессмертной. Из приведенных аргументов видно, что все они направлены на обосновании независимости души от тела. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания – в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных.
9. Учение Аристотеля о душе
Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе». Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала (формы).
Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Душа, по мнению Аристотеля, есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело. Она выполняет организующую деятельную функцию и не может существовать без тела, равно как и организм не может существовать без души. Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается потребностями организма и необходимостью их удовлетворения. Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций. Сердце выступало в качестве центрального органа души, головной мозг – как резервуар для охлаждения крови. Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается, во-первых, в том, что в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое. Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – идет развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Из учения о трех основных способностях души вытекали задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость, силу и здоровье; чувствующих способностей – мужество, волю, эмоциональность; развитие разумных – ведет к формированию интеллекта.