Вопрос 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Понятие конфликта

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Мы возьмем за основу следующее определение конфликта:

под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Функции конфликта

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. При выяснении роли конфликта принципиально важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную – на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

Деструктивная функция конфликта. Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

15 стр., 7223 слов

Введение. Конфликт – это столкновение противоположно направленных ...

... всегда предполагает преследование цели. [Бородкин Ф.М., Корняк Н.М.] Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их ... его эффективности. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым: межличностные; между личностью и ...

Конструктивная функция конфликта. Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, в виде чувства неудовлетворенности собой).

В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей и т.п.).

Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. Как это видно отчасти из вышесказанного, конструктивные функции конфликта, подобно его деструктивным функциям, могут проявлять себя на всех этапах эволюции конфликта.

Структура конфликта

Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Рассмотрим перечисленные понятия по порядку.

Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. Участники конфликта характеризуются широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д. При этом важно подчеркнуть, что социально-групповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности. Без учета влияния этого более широкого контекста невозможно понять содержательную сторону мотивов, ценностей, норм и других социально-психологических аспектов социальных процессов вообще и конфликта в частности.

7 стр., 3084 слов

МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ

Этапы и школы в истории менеджмента: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа (школа науки управления). Современные подходы к управлению: системный, процессный, ситуационный. Модели менеджмента: американская, японская, европейская, шведская, китайская и др. Их особенности и характерные черты. ...

Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает, возможно, наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-психологического анализа.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения.

Возможные действия участников конфликта. Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. Заметим, кстати, что в теории игр, исследующей формальные модели конфликта, существует специальный термин для описания действия, учитывающего все возможные ответные реакции противостоящей стороны. Мы имеем в виду термин «стратегия», играющий ключевую роль в случае матричного представления конфликта. Существенно отметить, что помимо своей непосредственной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т.п., действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.

Как отмечает Т. Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по их действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы конфликтных действий. Исходы (последствия, результаты, конфликтных действий) не представляют собой нечто, лежащее за пределами самого конфликта. Напротив, они органично вплетены в сам конфликт. Во-первых, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. Не менее существенно, однако, что и сами реальные последствия конфликтных действий оказываются составным элементом процесса конфликтного взаимодействия. Как правило, в конфликте действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов, коррекция участниками своих представлений о конфликтной ситуации на основе такого осознания– важный момент конфликтного взаимодействия.

21 стр., 10341 слов

Методические указания конфликтология это наука, позволяющая определить ...

... это наука, позволяющая определить конфликтную ситуацию, определить ее участников и с помощью ряда методов предотвратить ее перерастание в конфликт. Современное общество ставит человека постоянно ... структура конфликта? 4. Какие виды конфликтов Вы знаете? 5. Назовите способы и стадии развития конфликта. 6. Изобразите графически структуру конфликта. 7. Дайте определение понятий: «конфликтная ситуация», ...

Динамика конфликта

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

  • инцидент (начало конфликта),
  • эскалация (развитие) конфликта,
  • завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

Предконфликтная ситуация

Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта.

В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.

Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и “мирным”, бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут “сняты” в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной.

Осознание причин конфликта

При этом следует иметь в виду, что само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.

Открытый конфликт

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.

10 стр., 4983 слов

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

... стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; ·                стадию конфликтных действий; ·                стадию снятия или разрешения конфликта. Кроме того, каждый конфликт ... сторон. Вторым элементом конфликта ...

На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только “дозволенные”, общепринятые, но и “грязные” средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как “противником”, “врагом”.

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое. Противоборств происходит в результате того или иного инцидента Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

11 стр., 5357 слов

Типология конфликтов. Стадии развития конфликта

... самым ущерб здоровью. 1. Деловые конфликты: виды, структура и стадии развития Предпосылки конфликтов. Что такое конфликт? В деловом общении конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, ... формирование противоречивых интересов, ценностей, норм; 2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; 3) ...

Эскалация конфликта — это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:

1) создание образа врага;

2) демонстрацию силы и угрозу ее применения;

3) применение насилия;

4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

Завершение конфликта

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

  • явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;
  • очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;
  • обнаружившееся преобладающеепревосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
  • появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

  • победоносным,
  • компромиссным,
  • пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

  • мирным,
  • насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

  • конструктивным,
  • деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

  • полностью и коренным образом завершенным,
  • отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия “завершение конфликта” и “разрешение конфликта” не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

  • затухание (угасание) конфликта,
  • устранение конфликта,
  • перерастание конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтный период

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.

Типология конфликтов

Дать какую-либо законченную типологию конфликтов не представляется возможным. Это объясняется тем, что имеется огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, областей, видов, систем и уровней, временных рамок и человеческого взаимодействия, каждое из которых может служить основанием для типологии конфликтов.

Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:

1) внутриличностные,

2) межличностные,

3) между личностью и группой,

4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или между коалициями государств).

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

... устоявшиеся представления. Потребительский взгляд на проблему потребностей: концепция потребности как нужды. Потребность ... его употреблением. Разрешение этих проблем представляется возможным лишь исходя из принципиально нового методологического подхода к изучению движущих сил человека, в корне пересматривающего ...

Внутриличностный конфликт

Носитель внутриличностного конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характерэ

По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например:

  • противоречие потребностей;
  • противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой;
  • противоречиемежду различными ролями индивида;
  • трудность выбора между различными вариантами поведения.

Межличностный конфликт

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Конфликт между личностью и группой

Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Малая социальная группа — это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности:

Средние социальные группы — это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом.

К большим социальным группам относятся такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения. Такие группы конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.).

12 стр., 5948 слов

Поведение человека в экстремальных ситуациях

... происходящего и адекватный выбор реальных способов действий, форм реагирования. 2. Поведение человека в экстремальных ситуациях Для демонстрации значимости данного фактора в профиле личности, приведем следующий ... угрозу. Главное - выбор тактики поведения в зависимости от оценки ситуации. Можно выбрать тактику человека, не боящегося физического нападения; в этом случае необходимо прежде всего ...

Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.

Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешенияове политических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе.

Межгосударственный конфликт

Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции).

Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.).

В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях — опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами.

Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН — предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли.

Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику.

Другие типы конфликтов

Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.

1 По сферам жизнедеятельности людей:

  • бытовые;
  • семейные;
  • трудовые;
  • воинские;
  • учебно-педагогические и др.

2 По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

  • ресурсные;
  • статусно – ролевые;
  • социокультурные;
  • идеологические и др.

3 По направленности воздействия и распределения полномочий:

  • конфликты “по вертикали” (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);
  • конфликты “по горизонтали” (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Помимо этого, различают также конфликты:

  • явные и латентные;
  • конструктивные и деструктивные;
  • кратковременные и длительные;
  • реалистические и нереалистические;
  • локальные, региональные и международные и т.д.

Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения.

Вопрос 86 Способы психологической работы с конфликтами:

Психоаналитическая работа с конфликтом

В основе психоаналитической работы в ее классическом варианте лежит т.н. общемедицинская модель работы с пациентом. Опираясь на «симптомы», психоаналитик «ставит диагноз», исходя из известных ему схем возникновения патологии, и далее использует отработанные в психоанализе методики и техники для ее преодоления. Терапевтическое воздействие психоанализа состоит в уничтожении вытеснения, приближая бессознательное к сознательному, он устраняет условия для образования симптомов, превращает патогенный конфликт в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение» (Фрейд).

Уничтожение» вытеснения требует преодоления сопротивления, которое поддерживает вытеснение. Именно сопротивление приводит к тому, что в процессе психоаналитической терапии имеет место неосознаваемое противодействие пациента врачу и выздоровлению.

Конфронтация — это одностороннее, директивное действие терапевта, побуждающее пациента к «встрече лицом к лицу» со своей проблемой. С помощью конфронтации внимание пациента привлекается «к каким-либо отрицаемым им особенностям его реакций, отношений с внешним миром или чувств к терапевту без попытки их объяснения или интерпретации». Конфронтационные приемы отличаются «жесткостью», «психохирургическим» характером. Используя «объективный» метод работы с «пациентом», аналитик исходит из своей версии «объективных фактов» и «реальности», независимо от отношения к ним самого пациента.

Поведенческая психотерапия (интерперсональные конфликты)

Когнитивно-бихевиористские подходы – работа по улучшению «реагирования» человека, акцентированная на трудностях, заявленных им самим. Ориентация на более эффективную адаптацию человека к социальному окружению и — лишь как следствие этого — на достижение большей внутренней гармонии.

Рационально-эмоциональная (или эмотивная) психотерапия А. Эллиса (неразумные убеждения).

Д. Бернс: в ситуации, когда человек сердится, испытывает раздражение или гнев, типичными искажениями являются следующие:

  1. использование «ярлыков»;
  2. «чтение чужих мыслей»;
  3. преувеличение негативного характера происходящего;

4) неадекватные заявления типа «должен» или «не должен».

Работа с конфликтами в гуманистической психологии

Вместо «лечения» вводится понятие личностного роста. Терапевты, работающие в гуманистической (и, прежде всего, экзистенциальной) психологии, предпочитают обходиться без диагноза, а зачастую считают его и просто вредным. Типичные возражения против диагноза связаны с его потенциально искажающим влиянием на понимание реальных проблем клиента за счет неизбежной их «типизации», с «объектным» взглядом на клиента, с «классификацией» его проблем и т. д.

Отказ от ориентации на поиск причин переживаемых человеком трудностей в его прошлом и перенос акцента на «здесь-и-теперь», на значение непосредственного переживания настоящего. Психотерапевтический процесс — это то, что происходит в самом клиенте, в его душе. Роль психотерапевта здесь в том, чтобы способствовать процессу, идущему внутри клиента, стимулировать его, побуждать к «исследованию» собственного опыта.

Неискажение своим опытом непосредственного переживания клиентом его ситуации. Маслоу: «…Им можно позволить оставаться самими собой». В этом случае психотерапия превращается в подлинный диалог человека с самим собой, а психотерапевт — в посредника, помогающего человеку найти путь к самому себе.

Клиент-центрированная терапия имеет своей целью «реализацию существующих у потенциально компетентного клиента способностей, а не искусную манипуляцию более или менее пассивной личностью».

Роджерс — закон межличностных отношений: «Чем более конгруэнтны опыт, его осознание и сообщение о нем одного индивида, тем в большей степени последующие отношения будут включать: тенденцию к взаимному общению со все увеличивающейся конгруэнтностью, тенденцию к более адекватному взаимному пониманию сообщений, улучшение психологической согласованности и действий обоих партнеров, взаимная удовлетворенность отношениями. И наоборот, чем больше в общении неконгруэнтности опыта и осознания, тем в большей степени последующие отношения будут включать: дальнейшее общение того же качества, нарушение точного понимания, ухудшение психологической согласованности и действий обоих партнеров, взаимную неудовлетворенность отношениями».

Усиление личной конгруэнтности и конгруэнтности в общении с другими является основным направлением преодоления внутренних и внешних конф­ликтов. Психотерапевтический процесс — это прохождение клиентом через стадии «разблокирования» внутренней коммуникации между разными частями своего «Я», развитие диалога в общении человека с самим собой. Терапевт в клиент-центрированной терапии — это человек, вступающий в равноправные личностные отношения с клиентом, которому он помогает найти путь к самому себе.

Гештальт-терапия (Ф. Перлс), как и другие направления гуманистической психологии, акцентирует внимание на непосредственно переживаемом субъективном опыте человека (феноменологический подход), на взаимодействии противоречащих друг другу и противостоящих, полярных сторон «Я». Осознание этих противоположностей и ранее недифференцированных частей своего «Я» — путь к лучшему пониманию себя, формированию и завершению гештальтов.

Центральными для гештальт-терапии являются следующие идеи:

  1. Представление о целостности организма и, соответственно, его целостной реакции на какие-то события внешней или внутренней жизни.
  2. Приоритет «здесь-и-теперь», непосредственного переживания человеком настоящего. Неоконченные ситуации из прошлого как незавершенные гештальты неизбежно выявляются как часть переживания в настоящем.
  3. Отказ от традиции каузального подхода, поиска причин тех или иных переживаний или проблем человека. Вместо поиска причин и ответа на вопрос «почему человек действует тем или иным образом» внимание переносится на то, «как» человек действует, переживает, реагирует и т. д., т. е. на то, что происходит «здесь-и-сейчас».

Основной целью гештальт-терапии является восстановление целостности, гармонии личности, ее интегрированности через внутренний диалог.

Экзистенциальная психотерапия (Мэй, Ялом) делает упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход считает, что базисный конфликт человека — это «конфликт, возникающий вследствие столкновения индивидуума с данностями существования» — первичными проблем человеческого существования — смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.

Вина является онтологической характеристикой человеческого существования. Вина берет начало с рождения человека, и он остается виновным всю свою жизнь —Каждое действие, каждый выбор означают отвержение других возможностей, также принадлежащих человеческому существованию в данный момент… Экзистенциальная вина человека состоит в невозможности выполнить наказ реализовать все свои возможности» (Холл, Линдсей).

Основной задачей терапевта является помощь человеку в осознавании себя и своего существования в этом мире. Способ работы — усиление субъективности человека через осознавание себя и своего существования в этом мире, при этом роль терапевта заключается в инициировании процесса исследо­вания клиентом глубин своей собственной души.

Групповая психотерапевтическая работа

Специфика метода состоит в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психотерапевта, в лечебных целях. Цели групповой психотерапии — «раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

Фактически групповая психотерапия решает те же задачи, что и индивидуальная, а различия состоят в том, что в групповой психотерапии инструментом воздействия на отдельного человека становится не только психотерапевт, но и группа.

Благодаря процессам, возникающим в группе, проявляются внутренние конфликты и нарушенные отношения человека. А за счет обратной связи, он получает возможность лучше осознать свои проблемы. Кроме того, сама групповая динамика порождает эмоциональные конфликты между участниками, становящиеся «материалом» терапевтической работы. Разрешение конфликтов каждого участника с помощью диалога, идущего в группе, который стимулирует диалог человека с самим собой.

Психодрама Дж. Морено — «Театр спонтанности». Суть его идеи состоит в том, что естественная склонность людей к игре может быть использована для экспериментирования с жизненными ролями, для раскрытия спонтанного начала в человеке и развития его творческого потенциала. Протагонист представляет свои проблемы, ему помогают другие участники группы — котерапевты, исполняющие вспомогательные роли. Терапевт, подобно режиссеру, организует действие, создает общую атмосферу, побуждает протагониста и других участников игры к спонтанности. Остальные члены группы — зрители — участвуют в обсуждении состоявшейся игры.

Представление об интраролевом конфликте в психодраматической традиции связано с понятием кластерного эффекта — каждая роль содержит в себе ряд парциальных ролей, субролей. В психодрамо-терапии интерролевого конфликта используется техника множественное дублирование — сценическая материализация внутреннего драматического диалога протагониста. Интраперсональные ролевые конфликты, по Лейтц, берут свое начало не в актуальной ситуации индивида, а в его прошлом. Интерперсональный ролевой конфликт возникает в ситуации взаимодействия людей, взаимное ролевое несоответствие которых порождает у них внутренние проблемы.

Психологическое консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Психотерапию считают более «глубоким» («глубинным») видом психологической помощи, имея в виду «глубину вовлеченности личности клиента (пациента) в процесс психотерапии в отличие от процесса консультирования». Консультирование релевантно случаям, когда «проблемы клиента не носят «встроенный» характер, а скорее обусловлены давлением внешних факторов». Для психологического консультирования характерно более пристальное внимание к ситуациям, которые иногда обозначаются как «давление социальной реальности». Цели психологического консультирования часто связываются с расширением адаптационных возможностей человека.

Три основных подхода:

  1. проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ проблемы и ситуацию, внешние причины ее возникновения;
  2. личностно-ориентированное консультирование (counseling) предполагает анализ личностных детерминант возникновения проблемы у человека и ра­боту с ними;
  3. решение-ориентированное консультирование (solution talk) направлено на решение проблемы, поиск ресурсов и вариантов ее решения.

Мэй в качестве цели процесса консультирования называет трансформацию личности. По его мнению, в отдельных случаях целесообразно «изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления его от проблемы», ибо «само понимание проблемы приводит в действие механизм трансформации».

Ф. Холлис — классификация техник консультировании и социальной работы: 1. поддерживающие процедуры — демонстрация интереса, желания помочь, понимания, признание возможностей и компетентности клиента, успокаивание его относительно тех проблем, которые вызывают у него тревогу и вину.

2. процедуры прямого влияния — предложения и советы. Их эффективность в высокой степени зависит от наличия сильной позитивной связи между клиентом и консультантом.

3. катарсические или проясняющие действия консультанта направлены на помощь клиенту в проявлении и выражении его чувств, эмоционально тяжелых воспоминаний, способствуют снижению напряжения.

4. рефлексивное рас­смотрение актуальной ситуации человека:

а) описание клиентом своей ситуации;

б) обсуж­дение возможных альтернативных стратегий поведения;

в) побуждение к рефлексивному отражению своих чувств, установок, представлений, анализу соб­ственных действий или реакций, которые могут не соответствовать ситуации или создавать проблемы;

г) уточнение отношений клиента и консультанта.

5. побуждение клиента к рефлексии и осознанию внутренних детерминант его поведения, искажений реальности или неадекватных реакций, осознавание своей субъективности.

Все эти приемы «работают» на понимание, как человек воспринимает свою реальную жизненную ситуацию и способ реагирования на нее.

В большинстве жизненных ситуаций нам не дано знать все возможные последствия ни решений клиентов, ни даже своих собственных. Эриксон: «каждый пациент знает решение своей проблемы даже в том случае, когда ему кажется, что он не знает»

Современная тенденция психологической работы с конфликтами проявляется в том, что ценность метода определяется его соответствием клиенту и его актуальной ситуации, особенностям переживаемого им конфликта.

Другая тенденция, характерная для современной психологической практики — этотенденция к интеграции, появление новых, «синтетических» направлений.Взгляд на клиента как на свободную творческую личность дал возможность и самим психологам ощутить свое собственное право на свободу и творчество, в том числе и право выбора своих действий не «по правилам», право на импровизацию.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА

Психологическое посредничество — это психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной основе. Сущность метода — это участие психолога в коммуникативном процессе, направленном на создание такой ситуации во взаимодействии участников конфликта, которая способствует смягчению их противостояния и возникновению согласия. Если в традиционных подходах терапевтической и консультационной работы психолог инициирует диалог человека с самим собой и другими людьми, то при посредничестве он организует диалог между людьми в конкретной конфликтной ситуации в прямом контакте со всеми участниками конфликта, непосредственной работой с ними.

В семейной терапии наиболее распространенным в настоящее время является поведенческий подход. Типичная схема работы включает несколько этапов: 1) заявление проблемы супругами в терминах поведе­ния; 2) высказывание ими своих чувств; 3) попытка решения супругами своих проблем с помощью предложения вариантов, отбор наиболее приемлемых вариантов с последующим обсуждением, поиск соглашения, отвечающего ряду критериев.

С. Минухин описывает три возможных подхода к семейной терапии: 1) чтобы изменить целое, нужно добиться индивидуальных изменений у каждого члена семьи. 2) исправление конкретных дис­функциональных аспектов семьи. 3) целостные изменения в семейной системе, ее организации. При этом могут использоваться разные стратегии:

1.«Вызов симптому» — изменить или переформулировать представление семьи о проблеме.

2.«Вызов структуре семьи» — изменить сложившиеся стандарты и стереотипы взаи­модействия, привычные схемы отно­шений, функции отдельных членов семьи с целью усиления ее приспособительного потенциала.

3.«Вызов семейной реальности» — «переконструирование» за счет изменения восприятия системы семейных отношений и взаимодействий ее членами.

Для достижения целей терапевт использует разнообразные приемы. Инсценировка, включает три этапа: 1) Т наблюдает спонтанные взаимодействия в семье и решает, какие дисфункциональные области следует выделить. 2) Т создает сценарии, по которым члены семьи взаимодействуют в привычной для себя манере в его присутствии. 3) Т предлагает альтернативные способы взаимодействия, которые могут обозначить перспективы и вселить в семью надежду. Так в ходе сеанса Т побуждает членов семьи справляться с проблемами при помощи непривычных для них способов взаимодействия, поддерживает их успешные действия и надежду на позитивные изменения.

Н. Пезешкиан для преодоления межличностных конфликтов предлагает стратегию, включающую пять стадий: 1) наблюдение / дистанцирование, предполагающее отказ от критики и стереотипных оценок; 2) инвентаризация, направленная на оценку негативных и позитивных способностей партнера, ха­рактерных или желательных для самого пациента; 3) ситуативное поощрение как подкрепление «правильного» поведение партнера; 4) вербализация — использование соответствующих конструктивных правил для обсуждения проблем с партнером; 5) расширение целей, направленное на выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных возможностей и без переноса негативного опыта.

Таким образом, в рамках терапевтических подходов (особенно семейной терапии) развиваются идеи и формы работы, которые, в сущности, имеют своей целью измене­ние сложившихся форм отношений людей, осознание и прояснение того, что игнори­руется или подавляется ими, и переход на новый, более подлинный уровень взаимо­действия, который может быть обозначен как диалогическое общение.

Принципы психологического посредничества

  1. Ситуационный подход предполагает возможность изменения ситуации за счет модификации тех или иных ее базисных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей. Семейный те­рапевт выдвигает требование: «Помогите измениться другому, изменив свои отношения с ним». (С. Минухин, Ч. Фишман)
  2. Принцип «здесь-и-теперь».Мы не можем изменить прошлое человека или вынудить его взять на себя ответственность post factum, но можно использовать ту воз­можность, которую нам предоставляет приход клиента с просьбой о вмеша­тельстве в его жизненную ситуацию. Мы долж­ны попытаться исключить из его привычного репертуара неэффективные способы отношения к проблеме и помочь ему «переопределить» ситуацию — новые правила, по которым он будет строить свои отношения с людьми.
  3. посредник нейтрален, он не выносит собственных оценок и суждений, не присоединяется к сторонам конфликта;
  4. посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений;
  5. посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к договоренностям;
  6. посредник обеспечивает защищенность участников переговоров;
  7. посредник несет ответственность за процесс, но не за характер принимаемых решений.

Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания

  1. Самое главное препятствие к конструктивной работе с конфликтом — это не­желание сторон разрешать его.
  2. Использование «силовых» методов и привычка быть судьей.
  3. Оценка каждой из сторон своей позиции как более «правильной», обоснованной, справедливой.
  4. Подмена поиска решения борьбой за свои интересы

Процесс психологического посредничества

Посредничество основано на добровольном согласии обеих сторон на участие в этом процессе, а потому оно может оказаться неприемлемым из-за отказа кого-либо из участников конфликта от участия в совместном обсуждении. В процессе психологического посредниче­ства выделяют три стадии: беседа с одной стороной конфликта, беседа с другой стороной конфликта, совместное обсуждение проблемы участниками конфликта и посредником.

Основными параметрами контакта посредника с клиентом считают его эмоциональную природу (скорее, чем когнитивную), интенсивность, динамичность, конфиденциальность, оказание поддержки и добросовестность.

Анализ конфликта предполагает уточнение следующих аспектов:

1. Участники конфликта. 2. Проблемное поле конфликта. 3. Позиции и интересы.

4. Отношения участников конфликта.

Одна из важнейших, целей процесса психологического урегулирования состоит в «переоп­ределении» ситуации, так чтобы это новое определение открывало возможность для альтернативных, действий во взаимодействии участников конфликта.

Работа с участниками порознь

  1. Следует избегать долгого «проговаривания» человеком своей позиции, ее объяснения и аргументации, так как в этом случае он «закрепляет» свою позицию, что уменьшает надежды на ее возможное изменение.
  2. Трансформация запроса клиента к другим в запрос к себе.
  3. Переход к восприятию проблем конфликта как общих для его участников.
  4. Смягчение об­винительной позиции участников конфликта, переформулирование высказываний в адрес другого в передачу собственных чувств.
  5. Уточнение проблем, подлежащих дальнейшему обсуждению.
  6. Обсуждение с участниками конфликта возможного характера и резуль­тата его разрешения.
  7. Задаваемые вопросы должны быть, прежде всего, нейтральными и безоценочными, они должны опираться на информацию, полу­чаемую посредником в данном разговоре.
  8. В случае отказа второго участника от совместной работы приложить усилия, чтобы побудить его к диалогу.
  9. Психолог не должен злоупотреблять своими вопросами, ибо его активность может привести к переходу клиента в более пассивную позицию.

Как уже отмечалось, именно образы конфликтной ситуации, включающие и саму ситуацию, и партнера с его поведением и чувствами, и самого себя в этой ситуации становятся регуляторами взаимодействия участников конфликта. Причем психолог, лишенный возможности наблюдать ре­альную конфликтную ситуацию, с которой он зна­комится со слов ее участников, фактически работает именно с этими образами, и его понимание конфликта во многом направлено на понимание этих образов.

Для решения этой задачи могут использоваться разные приемы. В. А. Смехов, например, пред­лагает следующую методику анализа конфликт­ной ситуации, суть которой в том, что один или оба участника конфликта анализируют его, отвечая на вопросы, сгруппированные в следующие категории:

  1. Краткое содержание конфликтной ситуации.
  2. Как реально я себя вел.
  3. Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации.
  4. Как я должен был бы себя вести в подобной ситуации.
  5. Как реально он себя вел.
  6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.
  7. Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации.
  8. Каким он видел меня в этой ситуации.
  9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.
  10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

10. Каковы причины, цели обстоятельства всего происходившего.

Категории 1,2,3 складываются в «образ Я» в данной конфликтной ситуации; 4, 5, 6 — «образ другого»; 7 — «образ я-для-другого»; 8 и 9 — «взаимные предпочтитель­ные ожидания»; 0 и 10 — «субъективная детерминация происходившего».

Используя те или иные приемы, психолог получает представление о том, как уча­стники видят конфликт, на основании чего у него формируется свой, целостный образ ситуации. Типичная опасность, которая подстерегает здесь психолога, — это опасность собственной ин­терпретации.

Процесс совместного обсуждения и урегулирования проблемы

Необходимо иметь перечни проблем, которые в ходе предварительных бесед с участниками конфликта были определены как предмет совместного обсуждения. При этом каждый перечень разделяется на две части — общие проблемы (заявленные обеими сторонами) и про­блемы, предъявляемые только одним участником. Начинать совместное обсуждение целесообразно с тех проблем, которые признаются обоими участника­ми. Далее эти общие проблемы их взаимодействия рассматриваются в двух отношени­ях — с точки зрения их значимости (какие-то из них могут оказывать более суще­ственное влияние на процесс взаимодействия и существующие противоречия, а дру­гие являются более частными и мелкими) и с точки зрения легкости достижения согла­сия. Выделить зону проблем, достаточно значимую для них, но в то же время более доступную для урегулирова­ния. Она становится опорной при обсуждении. Для его начальной стадии особенно важным является создание атмосферы конструктивного диалога, поэтому на­чинать совместное обсуждение конфликта лучше не с самой трудной проблемы, но с той, которая позволит достичь позитивного результата и в то же время не является малозначимой, несущественной для участников. Далее каждая из проблем, если это необходимо, разбивается на более мелкие части.