Вопрос № 110 Области и сферы применения практической социальной психологии

Основные направления прикладных

исследований и практической социальной

психологии

1.Управление и развитие организации

Новый этап в развитии общества вызывает к жизни новый комп-лекс вопросоВ5 связанных с психологией управления различными формами орга­низаций как в области народного хозяйства, так и в других сферах. Это связано с возникновением многообразия форм собственности, когда наряду с государственными возникают и акционерные, и совместные, и частные фирмы, на которых складываются и новые формы взаимоот­ношений. Старые, сложившиеся при социализме формы управления не всегда работают в новых условиях, и многие наработки психологов ока­зываются устаревшими. Психологическая служба на старых предприя­тиях почти повсеместно разрушена, а на новых еще не создана. Ее со­здание в условиях рыночной экономики, в условиях развития разнооб­разных форм бизнеса, по-видимому, еще отдаленная задача. Поэтому предстоит большая работа по переосмыслению деятельности психоло­га-практика в этой сфере.

Управление оказывается своеобразной сквозной темой прикладных исследований, поскольку имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма, будь то крупное промышленное предприятие или медицинское учреждение, банк или спортивное общество. В разра­ботку проблем управления вовлечены специалисты по экономике и соци­ологии, но социальная психология уже давно имеет здесь свой собствен­ный достаточно четко обозначенный аспект [Свенцицкий, 1986].

Можно выделить несколько традиционных проблем психологии управления.

Психологические качества руководителя. Многочисленные прикладные исследования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради этого применяются различные личностные тесты, конструируются дру­гие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя.

Деловое общение. К названным проблемам относится и оптимизация делового общения для руководителей разного ранга. Эта область включа­ет в себя не только совокупность прикладных исследований, но и разра­ботку практических занятий для руководителей, на которых отрабатыва­ются стратегия и техника делового общения, его правила и нормы. Пси­холог-практик выступает в данном случае не только как эксперт и консультант, но и как руководитель практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. В этом случае особенно эффек­тивна организация специальных деловых игр [Жуков, 1988].

4 стр., 1501 слов

изучить проблему личности в управлении.Влияние психологических ...

... настоящего исследования: «Личность в управлении». Цель исследования – изучить проблему личности в управлении. Объект исследования: психологические особенности управления. Предмет исследования: влияние особенностей личности руководите-ля на эффективность его управления коллективом. Гипотеза исследования: особенности личности руководителя ...

Задача психолога, работающего в сфере управления, —’ не просто проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, но и своего рода пропаганда социально-психологических знаний среди ру­ководителей с целью формулирования ими своей проблематики. Смысл этой деятельности должен заключаться в том, чтобы объяснить заказ­чику, что в состоянии предложить ему социальная психология, чтобы рекомендации базировались на действительных возможностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходимость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем. Профессиональная подготовка обязывает его занять активную позицию, основанную как на понимании реальных проблем управления, так и на четком представ­лении о возможностях социальной психологии.

Развитие организации. Самостоятельный блок проблем в связи с пси­хологией управления представляет относительно новая область соци­альной психологии, получившая название «развитие организации», или «организационное развитие» [Базаров, 2002.]

В широком смысле слова организационное развитие означает со­здание особой культуры по использованию различных технологий для совер­шенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие пред­полагает обеспечение таких условий, при которых организация стано­вится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совер­шенствования структуры с учетом требований роста организации, по­вышения ее эффективности.

Консультирование организационного развития — одна из форм про­фессиональной деятельности социальных психологов. Важнейшим эле­ментом этой работы является психологическая диагностика организации, когда консультант обеспечивает «сбор информации об организации от ее членов с целью выявления проблем, к которым могут относиться про­тиворечия в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), раз­личные трудности (помехи, нехватки), неопределенность целей, связей» [Липатов, 1994. С. 171]. Задача диагностики, как и всего организацион­ного консультирования, — добиться роста организации, повышения ее эффективности.

Диагноз, основанный на анализе собранных данных, служит осно­ванием построения на его основе плана дальнейших действий и осуще­ствления «вмешательства», т.е. прежде всего работы по обучению руко­водителей и персонала, в частности, путем специально разработанных программ тренинга.

Работа с персоналом, таким образом, также входит в программу орга­низационного развития, но представляет собой особый блок проблем: развитие доверия, обеспечение большей информированности сотруд­ников о деятельности организации, умножение возможностей участия каждого в принятии решений. Все в целом призвано интегрировать ме­тоды управления в единую систему, что и послужит повышению эффек­тивности, в частности тому, что организация должна лучше справлять­ся с изменениями, которые могут происходить в окружающей среде [Ба­заров, 1994. С. 342].

22 стр., 10583 слов

Исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов ...

... исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов к деятельности 2.1 Организация эксперимента 2.2 Анализ результатов исследования 2.2.1 Результаты исследования ... практических рекомендаций по эффективному управлению адаптацией испытуемых. В исследовании приняли участие 45 студентов ... поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм ...

К работе по управлению персоналом в настоящее время привлека­ются специалисты многих профессий: экономисты, юристы, социоло­ги, психологи. Как отмечается в литературе, среди практиков широко распространено мнение, что именно психологи «владеют заветным клю­чом не только ко всем секретам таинственной души работников орга­низации, но и к большинству тайников управления персоналом» [База­ров, Еремин, 2001. С. 318].

Развитие организации как направление практической работы соци­ального психолога приобретает особое распространение в нашей стра­не сегодня в связи с радикальными преобразованиями в экономике, не­обходимостью приспособления организаций к изменяющимся услови­ям в обществе.

Командообразование — процесс создания и повышения эффектив­ности деятельности основных «ячеек» современной организации — ко­манд. Как уже отмечалось в разделе о психологии групп, каждому типу общества свойственна типичная форма первичных групп, в которых осу­ществляется функционирование тех или иных социальных институтов. В условиях современного российского общества в связи с формирова­нием рыночной экономики и совершенствованием управления (менед­жмента) такой группой становится команда12.

Практическая проблема заключается в том, чтобы обеспечить успеш­ное комплектование команды. Здесь-то и проявляется необходимость в усилиях социального психолога. Командообразование, или формирова­ние команды, — одна из функций организационного консультирования. Именно в этой сфере в последние годы осуществлено достаточно боль­шое количество прикладных исследований и продемонстрированы прак­тические приемы социально-психологической помощи организациям.

2.Массовая коммуникация и рекламма

Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на научные исследования, в томчисле и на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально-психологических иссле­дований в этой сфере разрабатывается достаточно активно. Есть и удач-

Появление этого термина вместо привычного «коллектив» обусловлено, по-ви­димому, рядом соображений, прежде всего идеологических, восприятием «массовым сознанием термина «коллектив» как дефиниции, несущей мощную идеологическую на­грузку» [Деркач, Калинин, Синягин,1999], связанную с организацией жизни социалис­тического общества. В условиях переходного общества в связи с изменением социальных и экономических основ произошла замена термина «коллектив» термином «команда», хотя — по сути — многие черты команды и производственного коллектива сходны.

ные примеры приложения результатов этих исследований, применения их рекомендаций в практике [Богомолова, 1991].

3 стр., 1082 слов

Деловое общение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ...

Это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать организационные цели, обеспечивать обратную связь и вносить коррективы. Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные ...

Все компоненты рассмотренной выше пятичленной формулы, рас­крывающей структуру коммуникативного процесса, являются объекта­ми прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследований, посвященных изучению отдельного компонента, выделились наиболее важные и ин­тересные темы. Это связано с тем обстоятельством, что массовая ком­муникация, а значит, и область пропагандистского воздействия явля­ются разновидностью массового общения людей, где информация рас­пространяется преимущественно при помощи технических средств (печать, телевидение, радио).

Весь этот процесс организуется и направ­ляется определенными социальными институтами. Высокая социальная ориентированность массовой коммуникации и опосредованность об­щения в ней техническими средствами естественно накладывают опре­деленный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны коммуникативного акта.

Коммуникатор приобретает в системе массовой информации как бы «коллективный» характер, поскольку в его роли здесь выступает не от­дельный индивид, а определенная социальная группа. Это проявляется в том, что множество людей участвуют в подготовке сообщения, его ре­дактировании, оформлении и т.д.

Примером составления психологического портрета коллективного коммуникатора явилось исследование творческих групп, участвующих в подготовке телевизионного сообщения в программе «Деловая Россия». Участниками исследования стали следующие группы телевизионных работников: режиссеры, журналисты, редакторы, аналитики, руково­дители-администраторы, главные редакторы рубрик (не работающие в эфире), руководители передачи (работающие в эфире), телеведущие | Матвеева, Аникеева, Мочалова, 2000. С. 143].

К социально-психологическим исследованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и исследования в области рекламы [Зазыкин, 1992; Ширков, 1994]. Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практики. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и работа эта относительно хоро­шо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы в ми­ровой социальной психологии.

Практики рекламного дела обращаются к социальным психологам с разнообразными запросами: за консультацией, за оценкой успешнос­ти рекламной кампании, за оценкой качества рекламного материала. Особая проблема — определение эффективности рекламного воздействия, изучение потребностей рынка в том или ином товаре [Ширков, 1994. С. 127]. Так же как и при изучении средств массовой информации, здесь встает вопрос об аудитории потребителей рекламных сообщений: хорошо известно из повседневной практики, как реклама может раздражать опре­деленные группы, например, телезрителей, для которых данный вид рек­ламы неприемлем. В этой связи для многих фирм, рекламирующих товары, актуальным является формирование у потребителей положи­тельного образа марки. За помощью к социальной психологии обраща­ются как раз для того, чтобы представить марку товара в категориях че­ловеческих ценностей как желательный образ и в соответствии с этим разработать товарный знак или особый девиз [Там же. С. 136].

3 стр., 1150 слов

Исследование памяти в когнитивной психологии

...   Генетическая классификация Блонского.     Исследование памяти в когнитивной психологии   1. Определение когнитивной психологии и ее предмета. 2. Основные подходы к изучению ... Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти. д) Культурно-деятельностная школа Выготский-Леонтьев-Лурия.Пробле­ма развития. Опсредствование запоминания. Работы Леонтьева и ...

Особая сфера рекламы — это политическая реклама. Ее роль в со­временном обществе огромна. Политическая реклама в значительной степени обусловливает восприятие населением всей совокупности про­блем политической жизни: она способствует формированию имиджа политических руководителей, политических партий, государственных институтов и учреждений. Политическая реклама тесно связана и с та­ким явлением, которое получило название PR (от англ. public relations) — установление различными организациями, институтами связей с обще­ственностью. При проведении политических рекламных кампаний воз­никает целый ряд специфических приемов, отличающих политическую рекламу от коммерческой, в частности, касающихся особого подхода к формированию имиджа политического лидера (в отличие от формиро­вания имиджа какого-либо товара).

Вместе с тем многие законы рекла­мы проявляют себя и в этой области и поэтому требуют также проведе­ния как прикладных исследований в ее изучении, так и непосредствен­ного участия социальных психологов в качестве консультантов [Егорова-Гантман, Плешаков, 1999].

Прикладные социально-психологические исследования в области рек­ламы используют специфический набор методов, в частности метод фокус-групп, завоевавший популярность при изучении образа той или иной рекламируемой марки [Богомолова, Мельникова, Фоломеева, 1994]. По­этому область разработки специфических методов при изучении рекла­мы — также важная часть работы социальных психологов в этой сфере.

3. Школа и семья.

В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс про­блем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопро­сы социализации. Не случайно поэтому в условиях радикальных преоб­разований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба.

Основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разно­го рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ори­ентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных специализаций, прежде всего в области возрастной и педа­гогической психологии.

Однако среди множества проблем и задач, которые приходится ре­шать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при перечислении основных видов деятельности школьного психолога [Рабочая книга школьного психолога, 1991]: психологическое просве­щение, психологическая профилактика, психологическое консультиро­вание, психодиагностика, психокоррекция.

В области психологического просвещения учителей и родителей соци­альный психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисе­мейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодей­ствие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие [Дубовская, Тихомандрицкая, 1994].

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... на потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; 3) фокус- ... людей, а так же организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги, идеи. Содержательную основу поведения потребителей ...

В области профилактики акцент на социально-психологические про­блемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстни­ков или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одно­классниками. В данном случае консультационной работе должно пред­шествовать исследование ситуации, а оно может быть проведено соци­ально-психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социали­зации (поиски и кризисы идентичности), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллективах классов и т.д.).

Что касается сугубо практической работы, то как и в других сферах общественной жизни, психолог выполняет в школе прежде всего функ­ции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психо­логической деятельности. Для него даны два «объекта», с которыми нуж­но работать. С одной стороны, школа в целом как некоторая организа­ция. Тогда здесь справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организации: психолог про­ектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполне­ние ею своих функций. В данном случае он имеет перед собой систему сложных и многоплановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер консультаций обращен к этой системе, хотя, конечно, непос­редственно они могут быть адресованы и конкретному лицу — директо­ру, завучу, педагогу-предметнику, классному руководителю.

С другой стороны, консультационная работа может быть и принци­пиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание индиви­дуальной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому-то из роди­телей. Здесь психолог выступает в роли, аналогичной консультанту в семейной консультации: он разбирает конкретный случай, помогает человеку ориентироваться в нем, совместно искать решение [Авдуевс-кая, Араканцева, 1994].

Среди многочисленных «житейских» трудностей, по поводу кото­рых психолог дает консультации, есть и трудности, связанные с профес­сиональной ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире проблема профессиональной ориентации приобретает особое зна­чение.

Прикладные социально-психологические исследования в области проблем школы тесно связаны с такими же исследованиями в области семьи.

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание се­мье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной груп­пы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа ... детства, задают растущей личности социально ценный вектор развития. Этим ... науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. ...

Можно выделить несколько классов задач, которые традиционно решаются на практическом уровне в таких организациях, которые по­лучили название «служба семьи» и в которых социальному психологу принадлежит ведущее место.

Подготовка молодых людей к созданию семьи. В последние годы дос­таточно часто ставится вопрос о необходимости соответствующей ра­боты школы в этом направлении, но иногда все сводится лишь к про­блемам полового воспитания

Служба знакомства — вторая форма такого приложения. Во многих научных публикациях, в обсуждениях, организованных государствен- ными и общественными организациями, ставится вопрос о том, что современный образ жизни создает при определенных условиях для час­ти людей трудности в поиске спутника или спутницы жизни.

Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых лю­дей определенных психологических барьеров, мешающих им по каким-то причинам устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола.

Регулирование семейных взаимоотношений — еще одна функция служ­бы семьи. Среди разных причин увеличения числа разводов, проанали­зированных неоднократно в специальной демографической литерату­ре, в качестве важной причины отмечается неумение строить повсед­невные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально-психологических исследо­ваний должны стать исследования, выясняющие формы и структуру се­мейных конфликтов, способы т. разрешения. Причем все это должно стать не просто темой исследования; социальный психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье [Алешина, 1993]. Поэтому, на­ряду с организацией семейного консультирования, важной сферой дея­тельности семейного консультанта является социально-психологический тренинг. Необходимость включения социального психолога в штат со­трудников семейной консультации очевидна.

4.Право и политика

Область практических приложений социальной психологии в данной сфере в особо заметных масштабах сопряжена с усилиями смежных дисциплин, прежде всего юридических и политоло­гических.

Борьба с противоправным поведением традиционно относилась к ком­петенции юридических наук. Обвальный рост преступности в нашем об­ществе сегодня требует, однако, объединения всех усилий для его преодо­ления. В этой общей борьбе очень четко обозначился и социально-психо­логический угол зрения. Конечно, охрана общественного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судопроизводства, определение меры наказания за преступления — задачи специальных общественных орга­нов и соответствующих разделов юридической науки. Однако область про­филактики противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, — это область, в кото­рой может сказать свое слово и социальная психология и которая тесно примыкает к деятельности в области семьи и школы.

21 стр., 10099 слов

Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

... психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками и т.д.). В практической психологии ... работ Христиана Вольфа "Эмпирическая психология" и "Рациональная психология", которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные ...

Большой блок проблем относится к условиям формирования про­тивоправного поведения личности, в частности, противоправного по­ведения несовершеннолетних правонарушителей.

Задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выяв­лению тех отклонений от свойств личности, соблюдающей нормы по­ведения, которые можно зафиксировать в каждом отдельном правона­рушителе. Такой анализ естественно требует выяснения вопроса о том, насколько эффективной является угроза наказания, каково вообще оп­тимальное соотношение «санкций», применяемых в случае совершения первых проступков, и т.д.

Наряду с решением такого рода задач, которые можно отнести к уча­стию в предупреждении преступности, к объяснению механизмов про­тивоправного поведения, социальная психология может сыграть опре­деленную роль и в разработке форм и методов своеобразной реадапта­ции личности после понесения наказания, например после возвращения из мест заключения.

Прикладных со­циально-психологических исследований (как, впрочем, и фундамен­тальных) в этой сфере практически нет, их появление, возможно, свя­зано с разработками политической психологии.

Прикладные исследования и практическая работа социального пси­холога в сфере политики — относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лассуэллу, от­носятся к 1930-м годам. Обозначена специальная ветвь психологичес­кой науки — «политическая психология», в фундаментальных работах по которой выявлен круг и практических ее приложений

Одним из важных направлений практической работы психолога в сфере политики является политическое консультирование. Этот тип дея­тельности получает все более и более широкое распространение, к нему привлечены различные специалисты. Так, обозначено два вида полити­ческого консультирования: внутреннее и внешнее [Егорова-Гантман, Минтусов, 1999]. Внутреннее консультирование осуществляется специ­альным штатом людей, непосредственно работающих с каким-либо крупным политическим деятелем и выполняющих три различные роли: помощник, советник и консультант. Профессиональные психологи ред­ко занимают эти должности, и их работа в основном связана с внешним консультированием, когда политик приглашает — не в штат, а для эпи­зодических консультаций — специалистов по гуманитарным наукам, в том числе психологов (социальных психологов).

На долю последних выпадают следующие задачи: а) работа с имид­жем клиента и разработка элементов его стратегии в проведении опре­деленной политической линии; б) работа с личностью клиента (психо­диагностика, тренинг, коррекция публичных выступлений); в) непос­редственная работа в избирательных кампаниях (изучение электората и его требований к кандидату, сопровождение кандидата во время поез­док и пр.) [Там же. С. 259-268].

12 стр., 5719 слов

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...

... структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино» выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»; проанализировать эффективность деятельности специалиста по социальной работе. Объект исследования - деятельности специалиста по социальной работе. Предмет исследования - особенности работы социального работника ...

5.Наука

Одна из относительно новых сфер приложения социальной психологии — сфера научной деятельности. В сложной си­стеме современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими

механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство знаний является ре­зультатом работы множества людей на исследовательских «комбинатах». В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социаль­ной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский кол­лектив, в котором возникает чрезвычайно высокая интеграция его чле­нов, все чаще рождаются собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспер­тиза и т.д. Это ставит ряд новых прикладных задач, связанных с совер­шенствованием способов управления, повышением эффективности де­ятельности и т.д.

Главная из стоящих здесь проблем — выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Задача социальной психоло­гии — понять природу совместной творческой деятельности и дать ее психологическое описание.

Подход к решению этих вопросов был в свое время предложен в «про­граммно-ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном в оте­чественной социальной психологии М. Г. Ярошевским [Проблемы ру­ководства научным коллективом, 1982]. Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном коллективе вы­деляются основные научные роли: «генератор», «критик», «эрудит» и др. Вычерчивается ролевой профиль каждого сотрудника, обозначающий, что вклад каждого сотрудника в общую деятельность значительно отли­чается от вклада каждого другого. Особенно трудным является вопрос о том, всякая ли научная роль связана с таким вкладом, который можно отнести к подлинно творческой деятельности. Для этого необходимо не только тщательное психологическое описание каждой научной роли, но и детальный анализ мотивации каждого ученого. Наконец, не менее важным является и исследование специфики самого процесса комму­никации между учеными, в частности психологической готовности каж- дого исследователя принять, переработать и сохранить разнообразную информацию.

Неоднозначность вкладов разных сотрудников делает неявными критерии оценки их эффективности, а это может привести к неадекват­ному представлению сотрудников об их успешности и породить на этой почве особого рода конфликты, характерные для научных коллективов. Руководитель научного коллектива должен уметь разрешать подобные конфликты, чтобы обеспечить высокую эффективность деятельности руководимого им подразделения. Вместе с тем и его собственная пози­ция в коллективе специфична: остается дискуссионным вопрос о том, обязательно ли руководитель научного коллектива должен сочетать в себе функции администратора и генератора идей или они могут быть разделены между разными людьми. Этот вопрос также встает перед прак­тической социальной психологией.

На основе предложенного подхода была проведена серия прикладных исследованиий непосредственно в научных учреждениях: институтах, ла­бораториях, высших учебных заведениях, где социальные психологи осу­ществляли деятельность трех видов: а) разработка рекомендаций на осно­ве диагностики конкретных ситуаций (например, как выделить оптималь­ные стадии реализации исследовательской программы, чтобы они были наглядны для членов научного коллектива, как построить систему науч­ных ролей и обрисовать ролевой профиль каждого сотрудника, как регу­лировать межличностные отношения вообще и межличностные конфлик­ты в частности и др.); б) консультирование как руководителей, так и рядо­вых сотрудников, способствующее в последнем случае осознанию ситуации в коллективе, своей собственной роли в нем и тем самым повы­шению чувства удовлетворенности работой; в) непосредственное обуче­ние руководителей методам управления, начиная с традиционных лекций и кончая социально-психологическим тренингом.

Исследования такого плана дали материал, который касался лишь определенного уровня социально-психологических проблем науки — либо на уровне изучения личности ученого, либо на уровне первичного научного коллектива. В действительности же, что стало особенно ясно в современных условиях, класс задач должен быть значительно расши­рен. Выдвигается требование уйти «от первоначального сужения» пред­мета социальной психологии науки, выдвинув на первый план новые уровни исследования, в частности, взаимоотношения науки и общества [Юревич, 2000. С. 13].

5