Возникновение управления персоналом как самостоятельной научной дисциплины нужно относить к периоду конца 19-го и начало 20-го века. Параллельно возникает наука, называемая теорией управления. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Управление организацией означало управление персоналом. В теории управления центральными, наиболее значимыми вопросами были вопросы, связанные с управлением персонала: это наем персонала, организация, распределение персонала и др. Все сводилось к тому, что теория и практика управления персонала являлась базой для управления как науки.
Фундаментом для научного направления «Управление персоналом» являлись многие научные дисциплины: психология, социология, теория и организация управления, конфликтология, этика, экономика труда, трудовое право, политические дисциплины.
История развития теории и практики управления персоналом имеет свою динамику, которая обуславливается историей развития различных школ управления. Со времени промышленной революции роль человека в управлении существенно менялись, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. На сегодняшний день выделяют три группы теорий управления персоналом:
- классические теории;
- теории человеческих отношений;
- гуманистический подход
1. Классическая школа управления
Основателем классич. школы управления, да и вообще менеджмента, считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия».
Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом (инженером, а не экономистом) Максом Вебером, который и выдвинул предпосылки того, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими (разработанными Ф. Тейлором) правилами, является наиболее эффективным методом работы.
Эти правила — расчленение выполняемой работы на отдельные составные элементы-движения — должны быть, согласно теории Тейлора-Вебера, подвергнуты жесткой регламентации и контролю. «Все устроено предельно рационально, все функции определены соответствующими инструкциями, всякое взаимодействие целесообразно и все вместе определено целями. Такая организация подобна хорошо спроектированной машине, люди в ней играют роль отдельных частей, колесиков, передаточных механизмов».
Шпоры по ТЕОРИИ СОЦ.РАБОТЫ
... ти кадрового состава органов государств-го управления. 2-ая группа закономерностей: Закономерности связи между субъектами и объектами соц. работы: общая заинтересованность соц. работника и ... соц-педагогической, разрешающей модели соц.работы. Данные модели относ-ся к комплексно-ориентированным теориям соц.работы (ролевая модель, соц.-педагогич. модель, когнитивная модель, виталистская (концепция ...
Типичным для классической школы является пример исследований Фрэнка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов-микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.
Макс Вебер, кроме того, развил учение Ф. Тейлора: он «изучал психологические явления, дающие возможность наиболее полно проявиться творческим способностям человека и вызывающие в нем состояние воодушевления, а затем обретения веры. Но он рассматривал эти явления как нечто такое, что зависит от появления вождя, посланного людям свыше. Вождь ломает традиции, увлекает окружающих на путь героических свершений». Понятно, что такой подход выходил за рамки, ограниченные решением чисто производств-ых задач.
Теория и практика Тейлора — Вебера могла возникнуть лишь при определенных производственных условиях. Развитие промыш-ти требовало создания такого практического учения, кот. отвечало бы ее запросам.
Порядок, внедренный в практику Тейлором, в основном функционировал в самом низшем звене управления и стал возможен только в период перехода к крупносерийному, а то и массовому производству, когда за рабочим местом закреплялось лишь несколько операций (либо вообще одна), что приводило к крайней степени централизации.
На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось. В тот период развития промышленности в этом и представлялась суть управления.
Однако в самой основе данного порядка уже было заложено противоречие. Регламентировать исключительно все производственные процессы, тем более с активным участием человека, невозможно, а попытки осуществить это лишь снижают эффективность работы, как и любая дисгармония между требованиями управления, с одной стороны, и возможностями производственной базы, с другой стороны.
Кроме того, а вероятно — в первую очередь, сложности регламентации обусловлены самой природой человека, который всегда в той или иной степени стремится к определенной самостоятельности (в том числе и на своем рабочем месте) и противится принуждению.
Данные обстоятельства очень хорошо учитывал Генри Форд, который к тейлоровской системе добавил свои правила, которые считал чрезвычайно простыми, и изложил их в трех положениях:
При выполнении работ избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции.
Оплачивайте хорошо каждого рабочего — платите ему не менее шести долларов в день и следите за тем, чтобы он работал всего 48 часов в неделю, но не более.
Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.
Исследование мотивации труда педагогов МАОУ СОШ №154 .ЭМПИРИЧЕСКОЕ ...
... педагогов для эффективного управления общеобразовательным учреждением. Цель исследования – изучение особенностей мотивации труда педагогов. Объект исследования – повышение мотивации труда педагогов . Предмет исследования – трудовая ... улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда. В общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Поэтому руководители, ...
Можно заключить, что управляемый по Тейлору процесс производства в наибольшей степени соответствует уровню развития промышленности начала и середины XX века.
Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем. Ф. Тейлор был «технарь» и знал проблемы изнутри. А. Файоль был руководителем и стоял, в отличие от Тейлора, над администрацией, что и позволило ему развить теорию на более высоком уровне управления.
2. Теория человеческих отношений
Считается, что начало этому направлению положил один из основателей поведенческой школы Элтон Мэйо (психолог-клиницист), который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда oт уровня освещенности рабочего места.
Э. Мэйо увеличил уровень освещенности рабочего места и отметил серьезное увеличение производительности. Тогда в научных целях экспериментатор уменьшил уровень освещения, однако производительность снова возросла. После многочисленных исследований был сделан вывод о том, что производительность труда растет не из-за уровня освещенности (изменение производительности непосредственно от уровня освещенности можно принять относительно небольшим), а в силу того обстоятельства, что к исполнителям просто проявлялось внимание (так как ничего подобного с ними раньше не было).
Видимо, в силу этих же обстоятельств производительность труда в контрольных группах менялась точно так же, хотя уровень освещенности там не варьировали.
Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только, а порой и не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.
В этом отношении показателен эксперимент, проведенный Э. Мэйо в 1923 — 1924 годах на текстильной фабрике в Филадельфии. Ежегодная текучесть кадров на прядильном участке этой фабрики составляла 250%, а производительность была значительно ниже, чем на других участках. Причем никакие материальные стимулы не могли поправить сложившуюся ситуацию. В результате специальных исследований Э. Мэйо пришел к выводу, что причинами такого положения явились организация труда, исключающая возможность общения, и непрестижность профессии. Однако стоило ввести два десятиминутных перерыва для отдыха, как положение сразу изменилось: текучесть рабочей силы резко снизилась, а выработка возросла.
Еще до получения Э. Мэйо практических результатов их теоретически предвосхитила Мэри Фоллет. В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как «власть» и «авторитет», их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении, что также было принципиально новым направлением для Запада. М. Фоллет рассматривала проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.
Организация труда. Краткая характеристика элементов организации труда
... финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительности труда. Он направлен на сохранение здоровья работников, обогащение содержания их труда. Важным признаком НОТ является ее направленность ... работники делятся на рабочих, служащих, младший обслуживающий персонал, сторожевую и пожарную охраны, учеников. Технологическое разделение труда определяется по фазам, видам работ, изделиям, узлам, ...
Все эти вопросы имели элементы научной новизны либо вообще поднимались впервые. Однако практики, к сожалению, были в то время далеки от теоретических изысканий.
Эти и некоторые другие мысли и явились предметом исследований Э. Мэйо в Хоторне.
Выводы хоторнских исследований сводились большей частью к трем постулатам:
человек представляет собой «социальное животное»;
жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека;
решение проблемы человека — дело бизнесменов.
Был выдвинут также тезис о важнейшей, а иногда и решающей роли в производстве неформальной структуры. Один из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисберген дал определение неформальной структуры как совокупности норм, неофициальных правил, ценностей и убеждений, а также сети различных связей в группах и между группами, центров влияния и коммуникаций. И все это существует при формальной структуре, причем не подвергается ее контролю и регламентации.
Двое других ученых, У. Френч и Ч. Белл сравнивали организацию с айсбергом, подводная часть которого есть информационная структура, а надводная часть является формальной системой.
Таким образом, школа человеческих отношений поддерживала приоритет «социального человека» в производственном процессе и приоритет социально-психологических методов в управлении.
3. Гуманистический подход в управлении персоналом
Гуманистический подход в управлении персоналом был вызван существенными сдвигами практики управления:
производительность и создание новых рынков, а не расширение уже имеющихся становятся важнейшими целями компаний;
организация и ее среда становятся все более ориентированными на рынок;
организационная структура становится все более плоской и децентрализованной;
«горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальная» иерархия, что повышает роль таких качеств персонала как инициатива, риск, независимость, способность к предвидению;
инновационная способность, творчество, долгосрочная ориентация становятся необходимыми компонентами практики управления;
стиль управления, система ценностей и квалификация менеджеров меняются от бюрократического профиля к предпринимательскому;
теперь люди и их способности это не только средство достижения цели, но они и сами становятся целью развития бизнеса.
Гуманистический подход, в отличие от других, фокусируется на собственно человеческой стороне организации. С точки зрения данного параметра важно, насколько сотрудники интегрированы в общую систему ценностей, т.е. в какой степени они воспринимают ее как свою собственную и насколько они гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности.
Технология и методы стратегического управления организацией
... нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности); инструктирование (уточнение задач и ознакомление с особенностями деятельности). Содержательной основой этих методов являются общие законы управления, организации труда и законы, управляющие человеком как ...
В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие — это не только изменение структур, технологий и навыков (тела бизнеса), но и изменение ценностей (духа бизнеса), которые лежат в основе совместной деятельности людей. Поэтому здесь объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей.
Таким образом, научная дисциплина «Управление персоналом» — это комплексная прикладная наука об эффективных формах и методах воздействия на человеческий фактор для достижения целей организации.
2 Вопрос
Кадровый менеджмент — это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Этапы:
I. 1900—1920 гг. — зарождение менеджмента (Ф. Тейлор) (школа научной организации труда).
II. 1920-1940 гг. — выделение менеджмента как науки (А. Файоль), ведущий принцип: четкая регламентация, распределение работ и строгая дисциплина (административная школа управления).
III. 1940—1960 гг. — теория «человеческих отношений» (А.Маслоу), менеджмент с гуманистически-психологич. уклоном (ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей) (школа человеч. отношений).
IV. 1960—1970 гг. — компьютеризация системы управления.
V. 1970—1980 гг. — ситуативный менеджмент (ведущий принцип: гибкость методов, форм управления) (школа науки управления).
VI. 1980—2000 гг. — управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом.
- Тейлор утверждал, что менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:
- разработал методологические основы нормирования труда;
- стандартизировал рабочие операции;
- внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров;
- разработал методы стимулирования труда рабочих;
- добился признания того, что работа и ответств-ть делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.
- Принципы управления, сформулированные А. Файолем.
1. Разделение труда, т. е. специализация, необходимая для результативного использования рабочей силы, применительно к управленческому и исполнительскому труду.
2. Дисциплина. Эффективным средством воспитания дисциплины является личный пример руководства. Необходимо установить общие правила для членов коллектива и контролировать их выполнение.
Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...
... с органами управления. Элементарная схема деятельности оператора может быть описана следующим образом. Есть некоторый объект управления. Цель деятельности человека - оператора ... и является фактором, направляющим их течение и организацию. Важная роль в регуляции действий принадлежит сигналам ... действия данным конкретным условиям, предмету и орудию труда. Второй уровень относится также и к внутренним ...
3. Единоначалие. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства.
4. Единство руководства. Виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и следовать единому плану.
5. Власть и ответственность. Власть и ответственность взаимосвязаны между собой.
6. Подчинение частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
7. Вознаграждение. Стимулирование труда работников должно быть справедливыми, и каждый работник должен знать, за что он получает вознаграждение и в каком размере.
8. Стабильность рабочего места для персонала. По мнению А. Файоля, слишком сильная текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.
9. Инициатива, т. е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т. к. это стимулирует их к более эффективной деятельности.
10. Порядок, т. е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции.
11. Справедливость. Лояльность и верность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным. Необходимо вовремя разрешать конфликтные ситуации, стараться не допускать назревания конфликта.
12. Централизация. Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти в зависимости от сложившихся обстоятельств.
13. Скалярная цепь, т. е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком скрупулезное следование ей может помешать эффективному управлению.
14. Корпоративный дух, т. е. принцип «в единении – сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культура, каждый работник должен понимать цель деятельности организации, ее миссию и свою роль для достижения поставленных целей.
- Основные положения школы человеческих отношений (Маслоу):
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
- в результате промышленной революции работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;
- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
- работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных.
Школа человеческих отношений внесла в прежние концепции менеджмента следующие поправки:
Формы образовательной деятельности подготовительной группы.
... образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных видах деятельности детей (игре, конструировании, изобразительной, ... и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; соблюдение ...
- увеличение внимания к социальным потребностям человека;
- улучшение рабочих мест путем снижения отрицательных последствий сверхспециализации;
- отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к участию работников в управлении;
- возрастающее признание неформальных отношений.