36. Фундаментальные и прикладные исследования и практическая работа.
1.Управление – как тема прикладных исследований. Имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма. Здесь можно выделить несколько традиционных проблем психологии управления:
Психологические качества руководителя. Для выяснений этого вопроса применяются различные личностные тесты, описательные характеристики идеального руководителя (перечень которых почерпнут из житейского опыта).
Дабы избежать непрофессионализма в исследованиях, необходимо быть на уровне современных знаний по проблеме “черт”, обозначать подходы, не вступающие в противоречия. Можно сосредоточиться на более продуктивных подходах, напр., анализ совместимости руководителя и коллектива, выяление роли “обратной связи” (знание руководителями того, как он воспринимается подчиненными), и т.д.
Деловое общение. Оптимизация делового общения для руководителей разного ранга. Это включает разработку практических занятий для руководителей (отработка стратегий и техник делового общения).
Развитие организации. Это означает в широком смысле — создание особой культуры по использованиюразличных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятий решений, разрешений конфликтов, развития сети коммуникаций. В узком – организационное развитие обеспечивает такие условия, прик оторых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей.
Консультирование организационного развития. Важный элемент – психологическая диагностика организации (сбор информации об орг-ции от ее членов, выяление проблем по вертикали и горизонтали).
Задача – добиться ее роста и повышения эффективности.По диагнозу строят план действий, в первую очередь пойдут работы по обучению руководителей и персонала.
Психологический климат в организации: сущность, факторы, проблемы, ...
... за пределами организации. К ним относят проблемы в семьях, социальные проблемы региона, катастрофы и т. д. Так как внешние факторы находятся за пределами прямого контроля руководителя, то ... объективных и субъективных факторов. Социально-психологический климат проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. В структуре социально-психологического климата ...
Работа с персоналом. Психолог, как “агент изменения”, придерживаясь точной стратегии, он лишь создает условия для руководства и персонала, в которых они самостоятельно могли бы принять оптимальное решение. Известно деление руководителей по предпочтению одной из двух ориентаций: на задачу или на межличностые отношения (это — “управленческая матрица”).
В действительности в каждом рук-ле они сочетаются. Для каждого руковоидтеля с помощью управленческой матрицы вычисляется его стиль, а позже на этом основании осуществляется его дальнейшее обучение.
Командообразование – процесс создания и повышения эффективности деятельности основных ячеек современной организации – команд. Основные черты команды: принятие ее членами целей, ценностей, общих подходов к совместной деятельности, ответственности за конечный результат. Группа тсановится командой, когда признает командную подотчетность, основанную на обязательствах и довверии. Это означает возникновение “духа партнерства” — чувства локтя в деловой сфере. У каждой команды есть свой жизненный цикл.Периоды в нем: адаптация (взаимное информирование и анализ задач), группирование и кооперация (возникновение подгрупп, схем общения), нормирование (обособление группы, выработка собственных норм), решение задачи (четкое обозначение ролей и функций, готовность к разрешению конфликтов и т.д.).
2. Система средств массовой инофрмации. Все компоненты коммуникативного процесса являются объектами прикладных исследований:
Коммуникатор. Приобретает “коллективный характер”, т.к. В его роли выступает опредленная социальная группа (в подготовке сообщения участвует множество людей).
Сообщение. Четко разграничиваются следующие роли коммуникатора: продуцирование и траснляция сообщения. Коммуникаторы, выступающие лишь в роли трансляторов чужих идей играют тем не менее большую роль в процессе воздействия на людей (человек одновременно вопринимает как сообщение, исходящее от коммуниктора, так и его личность).
Доверие и привлекательность коммуникатора – имеют особое значение в прикладном исследовании.
Аудитория. Ее составляют люди различного размера и степени орагнизованности: семья – митинг. Аудитория в массовой коммуникации остается анонимной. Именно аудитория формирует желанный образ ведущего программу, сопоставляет с реальным и выносит вердикт. Мн-во прикладных исследований на предмет популярности/непопулярности телеведущего.Важно, что обратная свзять не постпает немедленно.
Канал. Радио – телевидение. Письменное – устное сообщение. В зависисимости от специфики канала прикладные исследования организуются по-разному. Монологическое и диалогическое общение – эффективность лекционной пропаганды, специфика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусттва, мастерство лектора и т.д.
3. Реклама, примыкает с СМИ. (Зазыкин, Ширков) Оживление к этой теме – в следствие с новыми запросами практики. Особая проблема – определение эффектиновсти рекламного воздействия, изучение потребностей рынка. Формирование у потребителей положительного образа марки. Психологи помогают представить марку товара в категориях человеческих ценностей, как желательный образ. В соотвествии с этим разрабатывается девиз и товарный знак. Метод фоку-групп = приизучении образа той или иной рекламируемой торговой марки (Богомолова, Мельникова, Фоломеева 1994).
Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...
... деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды. 1.1 Профессиональные ... для него вид деятельности - из категории «человек-человек». 2. При ведущей социальной компетентности социального работника ... функции в рамках данной отрасли. Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет ...
Политическая реклама – огромная роль в современном обществе. Тесно связана с таким ялением, как PR (паблик релэйшэнс) – установление различными организациями и институтами связей с общественностью. Здесь имеют место специфические приемы, отличающие политич. рекламу от коммерческой.
4. Школа и семья.
Психологическая служба в школе
Психологическое просвещение учителей и родителей
Профилактика социально-психологических проблем (особое внимание на переломные моменты процесса социализации – поиски и кризисы иденттичности; межгруп. взаимодействие в школе)
Профориентация.Угроза – безработица, значит выбор профессии тсановится более ответственным. Куда именно пойти учиться? — многообразие возможностей обучения.
Помощь в ориентировании в постоянно меняющемся мире.
Подготовка молодых людей к созданию семьи.
Служба знакомств – трудности в поиске спутника жизни. Часто из-за локалицазии сферу общения, например, из-за учебы и работы. С другой стороны – психологические барьеры., мещающие устанавливать взаимоотношения с противоположным полом. Псих. Помощью одиноким людям.
Регулирование семейных взаимотношений. Увеличение числа разводов из-за неумения строить повседневные взаимотношения между супругами. Семейные конфликты и их разрешение.
5. Право и политика.
Профилактика противопрвного поведения, работа с прванорарушителями. Задача сопсихолога выявить те отклонений свойств личности, соблюдающей норы поведения, которые можно зафиксировать в каждом отдельном правонурашителе.
Предупреждение престпуности. Напр, после возвращения из мест заключения.
Права человека. Исследований практически нет, тесно связано с политпсихологией.Первые исследования в 1930-ом Г.Лассуэлл.
Политическое консультировани. Работа и имиджем и личностью клиента, разработка элементов его стратегии, работа в избирательных компаниях, создание психологических портретов оппонентов, систематический анализ динакмими общественного мнения.
6. Наука. Коллективная научная детяльность. Одновременно совместная и творческая (хотя традиционно творчекая деят-ть – индивидульная).
“Програмно-ролевой подход” к исследованию науки разработал Ярошевский 1982. Выделял основные научные роли: генератор, критик, эрудит и .т.д. Далее, как учила матушка Макалатия.