Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.
Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария.
Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер.
Основные эмоции К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:
Интерес, удовлетворение, надежда, радость, пренебрежение, гнев. страх горе. По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций: радостЬ, удивление, печаль ,
гнев, отвращение, презрение, страх, стыд
интерес, вина.
Эмоции, сознание , когнитивные процессы и действие
Поскольку эмоция может существовать в сознании независимо от когнитивных процессов, человек зачастую переживает ту или иную эмоцию, не осознавая ее, то есть не называя ее эмоцией. Переживание гнева и осознание гнева — это два разных процесса, но они могут влиять друг на друга, вступая в эмоционально-когнитивные интеракции. Так, переживание гнева вызывает у человека соответствующие (<гневные>) мысли и действия, а саморефлексия, осознание человеком переживаемого эмоционального состояния, как правило, трансформирует и переживание, и саму эмоцию.
Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии
... эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования - эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования - рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека. Основные задачи курсовой - рассмотреть основные компоненты эмоций, ... быть как гневом, так и радостью. По мнению Шехтера совершенно очевидно, что для возникновения эмоций необходима физиологическая ...
Таким образом, осознание эмоции помогает установить ту или иную степень контроля над эмоциональным процессом, как это бывает, когда человек сознательно решает сдержать или подавить мимическое выражение эмоции. Само это решение и последующее подавление (или ослабление) эмоциональной экспрессии может снизить интенсивность субъективного переживания эмоции. Человек сам инициирует и поддерживает когнитивную и моторную деятельность, необходимую для подавления экспрессивного компонента эмоции, и эта деятельность путем обратной связи устраняет само субъективное переживание эмоции. Энергия, генерируемая активатором эмоции, не трансформируется в мимику и переживание, что приводит к ее переизбытку в нервной системе. Эта избыточная энергия может быть направлена в ретикулярную формацию ствола мозга, что приводит к усилению не-специфической активации, к общему возбуждению. На фоне общего возбуждения внутренние побудительные сигналы, нацеленные на мыслительные процессы и поведенческие акты, становятся неотчетливыми. Действия могут стать неэффективными и дезадаптивными, бездействие грозит психосоматическими нарушениями.
Нерешенным остается и давний спор о том, лежит ли эмоция в основе когнитивного процесса или наоборот — когнитивный процесс служит инициатором эмоции. Логично предположить, что справедлив и тот и другой взгляд на проблему. Как эмоция может активировать когнитивный процесс и влиять на его протекание, так и наоборот, то есть связь между эмоцией и когнитивным процессом (восприятием, воображением, памятью, мышлением) можно характеризовать как динамическую и реципрокную.
Однако в эволюционном и онтогенетическом плане первична, конечно же, эмоция. Специалисты по детскому развитию прекрасно знают, что эмоциональная экспрессия (отдельные компоненты которой обнаруживаются у ребенка уже с момента рождения) предшествует репрезентационным и оценочным процессам. Несимво-лизированные, семантически неидентифицированные эмоции, как у младенца, так и у взрослого человека, предстают в сознании в обход процессов когнитивной репрезентации.
Вопрос 20
Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей связана с тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.
Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы. Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К.В. Шулейкина обнаружила, что эмоциональные реакции удовольствие и неудовольствие наблюдаются уже в пяти-шестимесячного человеческого плода.
Меняются способы произвольного реагирования на те или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего бросится к близкого человека (матери, отца, сестры, брата).
Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальной окраски. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с чувством стыда.
Как отмечает К. Изард, с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. В частности, в трехнедельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того, как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у нее раздражение. К. Изард, Ю.А. Макаренко и другие психологи обнаружили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с предубеждением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их. С возрастом развиваются положительные эмоции, а также происходит расширение и усложнение знаний о эмоции.
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
... ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивнофизиологической. К разряду когнитивистских может ... затем, как их следствие, возникает сама эмоция. ТЕОРИЯ КЕННОНА-БАРДА Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Самым сильным ...
Развитие эмоциональной сферы ребенка. Я. Дембовский отмечает, что младенец оперирует тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать — испугом), что проявляется во время сильного звука; гневом, как реакцией на ограничение движений, и удовольствием, которое возникает в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание тела. Что же касается выражения этих эмоций, то в первую очередь у младенца возникает плач. Но у него бывает и выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира.
Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на различные стимулы. Примерно в два с половиной месяца у ребенка появляется социальная улыбка,которая обращена к другому человеческого лица. Малыши охотно улыбаются и реагируют движениями всего тела на человека, который приближается к ним. От этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего возникает новый вид эмоционального реагирования — формированиеаффективно-личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие в нее выразительных средств. Меняется и характер голосовой экспрессии. В течение 1-го месяца крик ребенка выражает только ее недовольство, причем звуковой состав этого крика похож на интонации обиды и недовольство взрослых. На 2-м месяце появляется спокойное «гуление», на 3-му — звуки радости, а позже — смех (Тонкова-Ямпольська)..
В то же время, у детей внезапно появляются боязнь незнакомых людей и тревога разлуки с родителями («тревога семимесячных»).
Эмоциональная сфера детей младшего возраста. Для детей раннего младшего возраста характерны запоздалые эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других, а выражения эмоционального состояния (экспрессия) соответствует его реальному ходу.
В 2-3 года возникают социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если иметь в них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовлетворения. В три-пять лет стыд, сочетаясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь на страх осуждения.В 3-летних детей появляется гордость за свои достижения. Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Заметные изменения происходят с возрастом в эмоциональном отношении детей к сверстникам. Дети младшей ясельной группы, как правило, с улыбкой рассматривают друг друга, иногда наблюдаются проявления ласковости. После двух лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Эмоциональные особенности дошкольников. Дошкольники уже настолько овладевают выражения эмоций, что показана экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает ее переживания. В дошкольников появляется ожидания (предвидение) тех или иных эмоций, что влияет на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы. В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучила А.М. Щетинина на 4-5 и 6-7-летних детях. Она обнаружила типы восприятия эмоций по экспрессии, которые можно рассматривать и как уровне развития этого умения.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. ... Оно не ситуативно, а растянуто во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые ...
- ДОВЕРБАЛЬНИЙ ТИП. Эмоция не сказывается словам, ее опознания оказывается через установление детьми соответствии выражения лица характера конкретной ситуации («он, наверное, смотрит мультик»).
- ДИФФУЗНО-АМОРФНЫЙ ТИП. Дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко («веселый», «посмотрел и узнал, что он скучает»).
Составные элементы эталона эмоции еще не дифференцированы.
- ДИФФУЗНО-ЛОКАЛЬНЫЙ ТИП. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в основном — глаза).
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП. Эмоцию распознают благодаря выделению элементов экспрессии. Преимущественно дети опираются на выражение лица, а не позу.
- СИНТЕТИЧЕСКИЙ ТИП. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное («злая она, потому что вся зла»).
- АНАЛІТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ ТИП. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое — веселые глаза и рот»).
Эмоциональная сфера младших школьников. Посещение школы меняет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенних объектов. Те раздражители, которые повлекли эмоциональные реакции у дошкольников, школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на события, которые затрагивают его, у него возникает способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от пережитой эмоции как в одну, так и в другую сторону. Он может не проявлять имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.
Эмоциональная сфера подростков. Эмоции подростков в значительной степени связаны с общением. Поэтому личностно-значимое отношение к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций.
У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Начиная с подросткового возраста, знания о эмоции становятся все ближе к этих эмоций.
Для эмоциональной сферы подростков характерны следующие особенности:
- очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств.
- повышенная готовность к ожидания страха, что оказывается в тревожности; повышение тревожности в старшем подростковом возрасте, связанной с появлением интимно-личностных отношений с человеком, который вызывает разные эмоции.
- противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин порицания;
- возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими
- Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей).
3 стр., 1057 слов
Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии ...
... определяется, прежде всего, тем местом, которое имеют эмоции в личности человека. Только имея представление об эмоциональном опыте человека, мы можем с определенной долей уверенности говорить о ... понятию. 3. Определить значение эмоций в жизни человека. 4. Изучить особенности эмоционального развития младших школьников. 5. Выделить критерии качественной оценки эмоциональных процессов. 6. На основе ...
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте есть будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего.
Особенности эмоциональной сферы лиц старшего возраста. Т.О. Немчин описал общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека по следующим признакам: изменение динамичности эмоциональных состояний, которые выражаются либо в инертности, или в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого негативными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций, в том числе эмоций, связанных с индивидуальным творчеством. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль за проявлением эмоций (смех, радость, печаль).
У пожилых людей часто возникают дружеские, любящие взаимоотношения с внуками, последние являются для них утешением и одной из самых больших радостей. С другой стороны, у пожилых людей возникает чувство одиночества. Переживания одиночества впоследствии перерастает в ощущение непонятного страха, сильного беспокойства, отчаяния..Пожилые Люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем в отношении молодежи.
Половые различия в эмоциональной сфере. В первые годы жизни нет разногласий относительно частоты и продолжительности негативных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков растет, а у девочек — уменьшается. Это они объясняют тем, что девочки, имея те самые агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся обнаружить их через наказание. В то же время, к агрессии мальчиков окружающие относятся более лояльно. Разногласия в эмоциональной сфере мужчин и женщин много психологов связывает именно с особенностями воспитания. В младших школьников наблюдают разногласия между мальчиками и девочками по ряду эмоциональных состояний. Показатели тревожности у мальчиков ниже, чем у девушек. На почве большего количества невротических реакций у мальчиков младших классов наблюдают агрессивность, драчливость, гиперактивность.
Склонность к радости не обнаружила четкой возрастной динамики. Среди девушек, которые дружат, отношения более доверчивы, чем среди мальчиков. Стремление к близких дружеских отношений с противоположным полом у девушек завязываются раньше, чем у юношей.
21 Вопрос
Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, эти причины носят индивидуальный характер. Есть даже причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян считают такими причинами особые ценности и установки, устанавливаемые в социуме. Они могут создать психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживаниям отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям. К. Хорни, создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружает).
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
... частности, человека), то для его адекватного адаптивного поведения важна еще как минимум эмоциональная сфера как эффективное средство обобщенной и быстрой оценки поведения ( хотя и огрубленной): ... условиями среды и реакциями системы). Увеличение целевой функции L сопровождается положительными эмоциями, уменьшение - отрицательными эмоциями. Поскольку L зависит от некоторых переменных хi, то эмоции е ...
Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности.
К патологическим изменениям эмоциональных свойств личности относится аффективная возбудимость, слабость, вязкость, истощаемость. Аффективная возбудимость – это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Формой проявления аффективной возбудимости является раздражительность. Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью (гиперестезией) ко всем внешним раздражителям. Разновидностью аффективной слабости является гневливость. Аффективная вязкость – инертность, ригидность. К ней относится, например, патологическая злопамятность. Аффективная истощаемость характеризуется кратковре-менностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т.д.), после которых наступают слабость и безразличие. К ней относится садизм, мазохизм, садомазохизм. Как отмечает В.В. Бойко, различные патологии приводят к многим видам извращения эмоциональных реакций: 1. Эмоциональная неадекватность (эмоциональные реакции становятся неадекватными): аутизм; эмоциональные автоматизмы; эмоциональная парадоксальность; парамимия; паратимия; амбивалентность; эхоламия. 2. Идиосинкразия – болезненное отвращение к определенным раздражителям. 3. Эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоционального фона. 4. Эмоциональное огрубление – утрата тонких эмоциональных дифференцировок. 5. Поверхность эмоциональных переживаний – неглубокие переживания. 6. Гипомимия – двигательное угнетение, развивающееся в мимической мускулатуре. 7. Эмоциональная тупость – душевная холодность, бессердечие. 8. Амимия – высшая степень гипомимиии. 9. Гипермимия – не обусловлена переживанием эмоций. 10. Алекситимия – сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Патологические эмоциональные состояния: 1. Патологические аффекты и бредовые идеи. 2. Психические травматические состояния. 3. Страхи (фобии): недифференцированные (беспредметные); ночные; неврозы; 4. Гипертемия (повышенное настроение различных оттенков): благодушие; экзальтированность (восторг, восхищение); эйфория. 5. Гипотимия (сниженное настроение различных оттенков): угнетенно-подавленное; скучное; тревожное; тоскливое; угрюмо-мрачное. 6. Астеническое состояние. Эмоциональная сфера при различных патологиях: 1. Эмоциональное нарушение у детей с задержкой психического развития и нарушение интеллекта.
При ранних расстройствах шизофренического характера, при выраженном психическом недоразвитии наблюдается эмоциональная незрелость. При психологическом инфантилизме эмоциональная сфера детализировано находится на более ранней ступени развития. Эмоции яркие и живые. При задержке психического развития церебрально органического генезиса появляются нарушения в эмоциональной сфере. Отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории. При задержке психического развития соматогенного происхождения наблюдается боязливость, связанная с ощущением своей неполноценности.
Роль эмоций и чувств в жизни человека
... характеристика эмоциональной сферы человека 1.1 Определение эмоционального состояния 1.2 Виды эмоций 1.3 Факторы, вызывающие эмоции 2. Эмоции и чувства в жизни человека 2.1 Положительное влияние эмоций и чувств на человека 2.2 Отрицательное влияние эмоций и чувств на человека ...
При задержке психического развития психогенного происхождения наблюдается боязливость, застенчивость при общении со взрослыми. 2. Эмоциональные особенности детей с невротическими проявлениями. Штепа отмечал, что для детей характерны тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость. 3. Эмоциональные нарушения при поражении различных отделов мозга. Для гипофизарно-гипоталамической локализации очага поражения, по Доброхотовой, характерно постепенное обеднение эмоций. Лурия рассматривал эмоционально-личностные изменения (тупость, эйфория, благодушие) как важнейшие симптомы поражения лобных долей мозга. 4. Эмоциональные нарушения при поражении правого и левого полушария головного мозга. 5. Эмоциональные нарушения у душевнобольных. 6. Эмоциональные особенности больных алкоголизмом.
22 Вопрос
Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р.М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.
Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.
Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:
- реакция тревоги;
- сопротивление;
- истощение.
Селье выделил три стадии развития стресса: 1) реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма; 2) за ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость; 3) если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощения, когда приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний. Наступление третьей стадии не обязательно. Позднее Селье предложил различать стресс (эустресс) и дистресс (англ. distress – истощение, несчастье).
Сам по себе стресс он стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах, при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, обидной несправедливости требуемых усилий и т.п. По мнению Г. Селье»), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Чувство собственного достоинства человека
... Выявлено, что дети, родители которых допускали конфликты, после рождения беспокойны, нервозны. Чувство собственного достоинства человека - Руководствуется своими собственными стандартами, стараясь не оскорблять окружающих. - Не ... нём, сморишь с подозрением — сектор зла. Похвалами расширяется зона положительных эмоций. Жизненные премудрости 1. Осознание своей неповторимости во ...
24. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний
Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является полиграф, который чаще называют «детектором лжи». Детектор лжи – это прибор, измеряющий частоту сердцебиения и дыхания, артериальное давление, активность органов пищеварения, кожно-гальваническую реакцию. К различным участкам тела испытуемого подсоединяются электроды. Затем эти электроды присоединяются к прибору, который регистрирует физиологические параметры и записывает их с помощью самописца.
Действие прибора основано на предположении, что ложь вызывает сильные эмоции. Поскольку интенсивные эмоции сопровождаются изменением физиологических параметров, прибор должен зарегистрировать заметные колебания всякий раз, когда испытуемый лжет. Если испытуемый говорит правду, то физиологические параметры должны оставаться почти постоянными. Достоверность данных, полученных при использовании полиграфа в качестве детектора лжи, подвергается сомнениям. Если человек подвергается допросу, да еще и будучи опутан всевозможными проводами, это само по себе уже может возбуждать у него эмоции. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в степени эмоционального возбуждения, связанного с ложью. Некоторые лгут с легкостью, а другие ощущают сильные эмоции, даже если просто не уверены в ответе.
Психологи единодушно считают, что невозможно эффективно оценить эмоции с помощью одного метода. Даже при одновременном использовании показаний детектора, словесных описаний и наблюдений за мимикой и жестикуляцией не всегда можно получить достоверные результаты. Более новые методы, основанные на исследовании изменения электрических и химических показателей, обходятся очень дорого, но тоже не дают точных результатов. Тем не менее при параллельном применении нескольких способов вероятность ошибок уменьшается.
Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции (Балин, 1978).
Вводные замечания. Достоинство указанного метода в том, что регистрируемые параметры практически не подвержены сознательному контролю со стороны обследуемого, благодаря чему получаемые данные весьма достоверны. Кроме того, сама процедура регистрации позволяет непосредственно в ходе опыта применять ЭВМ. Использование математических процедур многократно усиливает возможности этого метода.
В данном эксперименте испытуемый должен угадывать момент появления информативных стимулов после появления предупредительного сигнала. Неправильное угадывание наказывается ударом электрического тока, что создает для испытуемого ситуацию эмоциональной напряженности. Сила элекрического воздействия (в данном случае — подкрепления) и вероятность появления стимула переменны. Регулируя вероятность появления стимула, мы изменяем для испытуемого степень прагматической неопределенности. Изменяя величину электрокожного воздействия на испытуемого, мы регулируем уровень его эмоциональной напряженности. Параллельно процедуре угадывания испытуемым момента появления информативного стимула у него производят регистрацию показателей вегетативных проявлений эмоций, а именно частоту пульса и степень выраженности кожно-гальванической реакции.
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ... 2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается. _______________________ Большая энциклопедия ...
Аппаратура и стимульный материал. Звуковой генератор (или аудиометр) и наушники для предъявления звуковых стимулов, лампа для подачи предупредительного сигнала, электростимулятор для подачи стимулов подкрепления. В качестве усилительной и регистрирующей аппаратуры могут служить любой усилитель биопотенциалов в комплекте с самописцем, кардиограф или электроэнцефалограф — их можно использовать одновременно для записи электрокортикограммы (ЭКГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и для отметки раздражения.
Заранее необходимо заготовить бланки для ведения протокола (формы 1 и 2).
В этих бланках должны быть указаны программы подачи стимулов соответственно вероятности их появления: 0,25; 0,50; 0,75 и 1,0. Всего потребуется шесть протоколов: по одному на каждую интенсивность подкрепления (значения ее см. ниже) плюс один протокол для фоновых замеров. Число световых стимулов не должно быть больше 40-50, чтобы не затягивать эксперимента.
До проведения основного эксперимента требуется произвести несколько предварительных замеров, а именно: во-первых, определить индивидуальный порог чувствительности испытуемого к подкреплению — силе электрического тока и, во-вторых, записать фоновые (т. е. характерные для обычного состояния испытуемого) показатели пульса и кожно-гальванической реакции.
25. Вопрос
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности». Тест разработан Е.П. Ильиным и предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности.
Методика «Шкала вспыльчивости». Методика является фрагментом опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева и показывает уровень самооценки эмоциональной возбудимости.
Методика когнитивной самооценки базальных эмоций Т. Дембо. Методика модифицирована Е.В. Трубановой (1988).
Испытуемому предлагается список, состоящий из названий пяти наиболее часто встречающихся эмоций (радость, страх, удовольствие, гнев, печаль) и частотные шкалы для каждой эмоции (всегда, очень часто, иногда, редко, очень редко, никогда).
Испытуемый должен отметить частоту появления у себя каждой из базальных эмоций.
Методика «Шкала дифференциальных эмоций». Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) – инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций.
Требуется определить по пятибалльной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что чувствует испытуемый в настоящее время.
Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник ЕQ).
Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
— Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.. В результате получаем УД (уровень депрессии), который колеблется от 20 до 80 баллов. • Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. • Если УД от 50 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. • Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. • Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
—Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.
При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.
0-9 – отсутствие депрессивных симптомов
10-15 – легкая депрессия (субдепрессия)
16-19 – умеренная депрессия
20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести)
30-63 – тяжелая депрессия —Тест «Определение типового состояния» Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.
—Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0).
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».. —Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
При интерпретации результат можно оценивать так:
до 30 — низкая тревожность;
31 — 45 — умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность. —Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.
Факторы
1. Общая тревожность в школе
2. Переживание социального стресса
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
4. Страх самовыражения
5. Страх ситуации проверки знаний
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
—Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.
—САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
—Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»).
26 Вопрос. Удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение — основные качества чувства; но это — элементарные чувства, входящие во все эмоциональные переживания. Само же эмоциональное переживание всегда представляет собой сложное целое, в которое, помимо этих элементов, входят и другие содержания, особенно познавательного характера — восприятие, представления, мысли.
В соответствии с этим следует различать две большие группы чувств:
1. Сенсорные чувства, то есть чувства, возникающие в результате восприятия цвета, запаха и тому подобных объективных содержаний и переживаемые в связи с ними.
2. Высшие чувства, то есть чувства, возникающие в результате переживания какой-то мысли, некой эстетической ценности(художественного произведения или прелести природы) или какого-либо поведения, именуемые интеллектуальными, эстетическими и моральными чувствами.
Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).
Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например: Рудик, 1978) на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности^ общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательнымнравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др. Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик — чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании (подробнее об интеллектуальных эмоциях уже говорилось в разделе 6.5).
Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга. К. К. Платонов выделяет еще и практические чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной. Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому или чему-либо. Таковы многие моральные чувства, выделяемые в этике. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств ).
Чувства как эмоциональные отношения характеризуются с различных сторон. Знак отношений. Считается, что отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно — к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится — не нравится», «люблю — не люблю», «доволен — не доволен», «интересно — не интересно». Безразличное, или нейтральное, отношение выражается в заявлении: «все равно». Однако такое заявление может относиться и к нескольким объектам, к которым у человека равноположительное отношение. Поэтому истинное безразличное отношение может быть только к незначимым для человека объектам (т. е. не вызывающим у него интереса, не представляющим для него важность).
Интенсивность эмоциональных отношений . Различия винтенсивности чувств видны хотя бы на примере следующего ряда: положительное отношение к знакомому — дружба — любовь. В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меняется, причем часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отрицательным (недаром говорят, что от любви до ненависти — один шаг).
К чувствам принято относить страсть, но это не вид чувства, а степень его выраженности. Можно страстно любить, но можно страстно и ненавидеть. И. Кант (1964) довольно точно и красочно показал отличие страсти от аффекта, когда писал, что аффект — это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Страстные натуры живут богатой и напряженной эмоциональной жизнью. Они исключительно действенны, обладают кипучей энергией, которую тратят без остатка. Они преданы объекту своей страсти (любимому делу, человеку).
Чувства их большие и глубокие. Страсть может иметь и патологическое происхождение (например, при паранойяльном развитии личности).
Устойчивость эмоциональных отношений . Сказанное выше свидетельствует о том, что не всегда эмоциональные отношения характеризуются устойчивостью. Особенно отличаются неустойчивостью отношения детей. Так, в течение одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться. У взрослых некоторые эмоциональные отношения могут быть довольно устойчивыми, принимая форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности. Широта эмоциональных отношений . У каждой личности в процессе ее развития формируется сложная многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективных отношений. Чем к большему числу объектов человек выражает свое отношение, тем шире эта система, тем богаче сама личность, тем большее у нее, по выражению Э. Эриксона, «радиусов значимых отношений». Обобщенность эмоциональных отношений возникает тогда, когда человек обобщает эмоциональные впечатления и знания и руководствуется ими в проявлении своего отношения к чему-либо. Например, положительное отношение человека к физкультуре будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься физкультурой станет его убеждением, если он будет понимать роль любых занятий физической культурой для своего развития и регулярно получать от них удовольствие. Правда, иногда обобщенность отношений выступает в качестве недостатка личности, а не ее достоинства, создавая предвзятость отношения к чему- или кому-либо. Субъективность эмоциональных отношений . Для чувств характерна субъективность, так как одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность, т. е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность.
27 Вопрос
На современном этапе социально-экономического развития главным свойством организации является возможность постоянно приспосабливаться к динамичной окружающей среде, быстро осваивать и применять современные знания и технологии, культурные новшества, новые формы работы с персоналом и информацией. Вследствие этого одними из основных признаков эффективной организации должны быть гибкость и адаптивность. Основной трудностью при внедрении инноваций является не столько освоение новых ролевых требований и ожиданий, сколько принятие новых норм и ценностей, осознание того, что новые нормы и условия деятельности полезны, безопасны и значимы для достижения целей в данной ситуации.
Недостатки в восприятии организационных изменений сотрудниками приводит к ухудшению социально-психологического климата, возникновению психологических проблем, конфликтов, барьеров в общении. В итоге работник начинает воспринимать организацию как нечто, угрожающее его психологическому комфорту, вызывающее в основном негативные эмоции. Внедрение нововведений, преодоление сопротивления часто сопровождается усилением стрессовых состояний индивида, приводит к групповому стрессу, когда организация попадает в полосу затяжного кризиса и становится неэффективной по многим параметрам В настоящее время для управления стрессом и создания комфортного психологического климата в организации применяются тренинги и психотерапевтические курсы, включающие обучение различным методикам саморегуляции состояний. Эмоциональная регуляция может быть связана как с внешним воздействием (звук, цвет, другой человек, картинка), так и с саморегуляцией. В частности, используются следующие способы саморегуляции эмоциональных состояний : аутогенная тренировка И. Шульца и ее разные модификации, прогрессивная релаксация Э. Дже-кобсона, психорегулирующая тренировка А.В. Алексеева; медитация; десенсибилизация Ф. Шапиро; дыхательные упражнения по В.Л. Марищуку, Р. Деметеру, О.А. Черниковой, Г.Д. Горбунову, Л. Персивалю; «защитные механизмы» по З. Фрейду; тренинг самоинструкций Мейхенбаума; изменение направленности сознания; актуализация эмоциональной памяти (Писаренко); визуализация. К. Изард выделяет три основных вида регуляций эмоций: 1)посредством другой эмоции (сознательная активация другой эмоции); 2)когнитивная регуляция (переключение сознания на положительно эмоционально окрашенные события и деятельность, используя внимание и мышление); 3)моторная регуляция (использование физической активности для разрядки сильного эмоционального напряжения).
Наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением в рамках когнитивного подхода к регуляции эмоциональных состояний является использование феномена внимания. Это объясняется его глубинным характером и опорой на возможность ресурсного перераспределения информационных потоков. В работах, связанных с эмоциональной регуляцией практически нет попыток целевого использования феномена внимания. В связи с этим предлагается методика саморегуляции эмоциональных состояний по маркерам поведенческих изменений. В основу маркерной методики легли результаты исследований в психологии эмоций К. Изарда и модель экспериментального формирования внимания П.Я. Гальперина. В предлагаемой нами методике управление вниманием является основным процессом и направлено на осознание состояния субъектом.
В исследованиях П.Я. Гальперина доказано, что для формирования навыков самоконтроля необходимо формирование внимания как функции контроля. Когда контроль становится автоматическим, он превращается во внимание к объекту самоконтроля, благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью «предваряющего образца». Наличие «предваряющего образа» актуализирует в субъекте процессы самоконтроля и саморегуляции состояния. Всякое эмоциональное состояние включает в себя компонент физиологических изменений. Эмоциональное напряжение начинает убывать, если внимание субъекта переключается с эмоциогенных обстоятельств, на собственные ощущения и изменения в поведении – маркеры состояния. Маркеры эмоционального состояния – это субъективная локализация более или менее осознаваемых признаков проявления психического состояния. Н.Д. Левитов считает, что психическое состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.
Проведенные нами исследования по маркерной методике показали: чем продолжительней процесс контроля, а именно фокусировка внимания на маркерах наблюдаемого состояния, тем ниже эмоциональное напряжение. Проявление эмоции осознанно снижается до «точки тишины», находясь в которой субъект пребывает в состоянии осознанности, что делает возможным понимание причины состояния, сознательного выбора и активного участия в происходящем вокруг. Саморегуляция психического состояния, по-видимому, происходит осознанно, потому что каждое контролируемое действие сопровождается осознанием. Осознанность – это умышленное совершенствование сознания.