Что вызывает страх у начинающих водителей

В психологическом словаре эмоции (от французского emotion, от латинского emovere – волную, потрясаю) определяются как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

 

Данное определение позволяет сделать вывод о том, что формой существования эмоций является актуально переживаемое состояние. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

 

СЛАЙД 2

 

Рассмотрим характеристики эмоций.

1. Полярность. Эмоции обычно отличаются положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. — амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

 

2. Энергетическая насыщенность.С помощью эмоций человек способен к напряжению и разрядке, и в этом проявляется энергетика эмоций. Эмоции способны повышать активность, тонус человека и понижать.

 

3. Интегральность. (целостность)Эмоции охватывают весь организм и придают переживаниям окраску. Так, индикаторами эмоционального состояния служат: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и т.п.

 

СЛАЙД 3

 

Каковы функции эмоций?

Регуляторная функция эмоций и чувств как состояния организма, так и поведения человека.

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. — можно отнести эффект плацебо.

 

Оценочную (отражательную) функцию, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность факторов и реагировать. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение ...

Побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

 

Коммуникативная функцияэмоций. позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

СЛАЙД 4

 

Исследованиями установлено, что количество адреналина в крови водителей увеличивается в зависимости от характера выполняемой ими работы.

Так, если принять увеличение этих веществ в крови у водителей грузовых автомобилей по сравнению с до рабочим временем за 100 %, то у водителей, занятых на пригородных пассажирских перевозках, их количество возрастет до 141 %. При городских пассажирских перевозках до 200 %, а у водителей такси до 210 % . Это свидетельствует о значительном эмоциональном напряжении водителей, особенно при управлении автомобилем в городских условиях.

 

 

Таким образом, эмоции получают не только внешнее выражение, но и вызывают перестройку жизненно важных физиологических функций. В результате чего мобилизуются и резервные возможности организма, что повышает уровень протекания всех психофизиологических процессов: обостряется зрение и слух, появляется общая собранность, повышается бдительность и осторожность, ускоряются процессы мышления, уменьшается время сенсомоторных реакций, увеличивается мышечная сила и выносливость, повышаются интенсивность внимания и скорость его переключения, возрастает физическая и умственная работоспособность.

 

СЛАЙД 5

 

Известно много примеров, когда люди под влиянием эмоционального возбуждения совершали непосильные для них в обычных условиях поступки. Академиком В.В.Париным описан случай, когда человек при виде несущегося на него быка перепрыгнул забор такой высоты, что многие месяцы спустя каждый раз, проходя мимо, останавливался и долго глядел на этот высокий забор в полном недоумении. Подобные факты подтверждают, что в определенных жизненных ситуациях эмоциональные состояния способствуют мобилизации физиологических резервов, помогают человеку избежать опасности и бороться за жизнь.

 

 

У водителя, кроме переживаний, свойственных вообще каждому человеку, могут возникать выраженные эмоции в связи с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций за рулем могут быть: опасные ситуации на автомобильных дорогах, езда в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дороги, плохие метеорологические условия, необходимость резкого торможения или внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной обстановки. Указанные ситуации могут вызвать различные по силе проявления, а иногда и противоположные по характеру эмоции: положительные или отрицательные, т.е. приятные или неприятные переживания.

 

Управление автомобилем является эмоциональным видом человеческой деятельности. Эмоции, возникающие за рулем автомобиля, во многом определяют степень работоспособности водителя

 

Эмоционально устойчивые водители обычно уравновешенные люди с устойчивыми настроениями, имеющие глубокие устойчивые интересы. Эмоционально неустойчивые водители – эмоционально неуравновешенные люди. Это может проявляться в неустойчивости эмоций, например, в быстрой смене настроений или в быстрой эмоциональной притупляемости.

 

Специальные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные значительно чаще являются нарушителями правил движения и участниками дорожно-транспортных происшествий.

 

Хорошо известно, что для таких профессий, как летчик, машинист, водитель, лица с ярко выраженной эмоциональной возбудимостью непригодны, так же как и эмоционально пассивные лица. Отсюда закономерно требование умении владеть эмоциями и проявлении водителем волевых качеств.

 

Слайд 6

 

Эмоциональные отношения иначе называют чувствами. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства отличаются длительностью, они могут длиться годами или всю жизнь, например, чувство любви или ненависти. Чувства предметны, они всегда связаны с предметом или действием с ним. Прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет, одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях (чувство любви может выражаться в эмоциях тревоги, радости, разочарования).

Особо выделяют так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Высшие чувства делят на нравственные (дружба, любовь, чувство долга, вины, стыда, зависти, жалости, ревности, угрызения совести) и эстетические (чувство гармонии, красоты, прекрасного, возвышенного, трагического, эстетического восторга, юмора).

   

 

СЛАЙД 7

 

Эмоциональные состояния длительны и устойчивы. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.

 

 

Слайд 8

 

Эмоции являются функцией нервной системы.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

 

СЛАЙД 9

 

Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания — это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон.

 

Настроение самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

 

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

 

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

СЛАЙД 10

 

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

 

Аффект– это короткие, бурно протекающие переживания, эмоциональные вспышки.

 

Воля– это способность человека управлять своими действиями и поступками. Волевые действия всегда направлены на достижение сознательно поставленной цели и исходят из определенных мотивов.

 

СЛАЙД 11

 

Обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми, так же стрессы могут быть как положительными так и отрицательными.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром эмоционального выгорания. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

СЛАЙД 12

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration обман, расстройство, разрушение планов) – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

 

Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

СЛАЙД 13

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия.

 

Гнев– эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, оказывается в форме аффекта. Гнев вызывает подъем жизненных сил, хотя и кратковременный. Причинами гнева является чувство физического или психологического препятствия на пути к цели. Однако если определенный барьер действительно мешает достижению желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет. Низкие уровни гнева можно удерживать в течение длительного времени. Крайние взрывы его вредные для здоровья.

   
 
     

 

Гнев, отвращение, презрение – это разные эмоции, но в жизни они часто взаимодействуют. Комбинация этих трех эмоций является основным аффективным компонентом враждебности.

Управление гневом, отвращением, пренебрежением трудно. влияние этих эмоций на мышление и деятельность может создать серьезные проблемы адаптации, привести к возникновению психосоматических симптомов. – т.е. если вы видите что у человека проявляются данные эмоции, то лучше дайте им утихнуть.

Проявление отрицательных эмоций играет важную роль в таком понятии как агрессии.

СЛАЙД 14

Агресси́вное поведение, Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

По Джорджу К. Саймону[править | править вики-текст]

Согласно Джорджу Саймону (англ. George K. Simon), агрессию можно разделить на открытую и скрытую. Последняя чаще всего служит механизмом межличностных манипуляций. Люди, для которых характерно скрыто-агрессивное поведение всегда стремятся настоять на своем, подчинить себе других людей и контролировать ситуацию, но при этом используют приемы, маскирующие их агрессивные намерения. Они могут выглядеть вежливыми, обаятельными и привлекательными, оставаясь при этом беспринципными, коварными и злопамятными бойцами[9].

Внешняя и внутренняя агрессия.

СЛАЙД 15

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:

1.Физическая агрессия – на другого индивидуума используется физическое воздействие.

2. Косвенная агрессия – происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).

3. Раздражение – повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.

4. Вербальная агрессия – проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).

5.Негативизм – оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

 

Личностные особенности, которые влияют на развитие агрессивности

· Склонность к импульсивным повадкам;

· Эмоциональная восприимчивость — склонность испытывать чувство неудовлетворённости, ранимость, дискомфорт;

· Вдумчивость (инструментальная агрессия) и рассеянность (эмоциональная агрессия);

· Враждебная атрибуция — интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности.

 

Под враждебностью же понимают устойчивое негативное отношение к другим людям, желание причинить им зло.

Как вы думаете, почему водители за рулем часто бывают агрессивными, хотя в жизни такие люди белые и пушистые? Как проявляется агрессия за рулем?

Многое зависит от самого водителя — его структуры личности и опыта вождения, его психоэмоционального состояния. Часто агрессивное поведение на дороге бывает вызвано такими отрицательными эмоциями, как острое разочарование или гнев.

Факторы внешней среды также влияют на психологическое состояние водителя, провоцируя создание конфликтных ситуаций. Немаловажным является наличие рядом конфликтного пассажира. Любое «выяснение отношений» может спровоцировать водителя на агрессивное вождение.

Именно агрессивное вождение признано сейчас во всем мире наиболее важной причиной ДТП. Сам термин был введен в нормативно-правовую базу сравнительно недавно.

Слайд 16

Профессиональные водители, склонны объяснять предполагаемую тенденцию ростом количества автомобилей и дорожными «пробками», плохим обучением в автошколах, безграмотностью вождения, мощными машинами, молодостью водителей, низкой культурой, наличием больших денег у водителей.

· Причиной для агрессии может быть фрустрация желаний или планов. Если один водитель воспринимает действия другого как препятствие на пути к цели, то он может испытывать по отношению к нему враждебность и вести себя по отношению агрессивно.

· Причиной для враждебности и агрессии может быть месть. Мы приписываем действиям другого водителя тот смысл, которого он в свои действия не вкладывал. Он о своей «злонамеренности» даже не подозревает. В условиях дорожного движения люди объясняют свои неправильные действия внешними причинами (например, ситуация была сложной, видимость была плохой , скользко … ), а причины ошибочных действий других людей видят во внутренних факторах (он специально меня «подрезал», он был небрежен , он смотрел не в ту сторону … ).

Желание наказать или отомстить в этом случае выражается в агресии по отношению к «обидчику».

· Враждебность и агрессивное поведение может быть проявлением зависти. Движение в крайнем левом ряду по автомагистрали на автомобиле, который из-за своего технического состояния не может развивать скорость больше 50-60 километров в час –это ответ « честного» человека, всем этим «богатым бездельникам» на скоростных машинах.

· Агрессивное поведение может быть компенсаторным, как компенсация ощущения своей слабости и недостаточности. Молодым людям, за рулем автомобиля кажется, что если они будут демонстрировать агрессивный стиль управления автомобилем, то все увидят, насколько они смелые и сильные.

· Агрессивное поведение может быть следствием скуки и депрессии. Скука и депрессия включают в себя снижение эмоционального фона, отсутствием радости и желаний у человека.

Слайд 17

Как вести себя с агрессором? Агрессия – это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.

2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.

3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.

4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.

5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

6. И самое главное не агрессировать в ответ.

Ситауция.

 

Сегодня помимо физического, вербального и психологического нападения, мы можем добавить словосочетание «насилие при помощи транспортного средства».

Итак, агрессия водителя (обгон, быстрая езда, торопливость и т. п.) – это бессознательное проявление желания разрешить внутренний конфликт, разрядить психоэмоциональное напряжение, удовлетворить требования нарциссического Я («Я существую только тогда, когда я впереди, я первый» и т. п.).

При опросе многие водители говорят, что агрессивная езда успокаивает, дает ощущение силы, уверенности в собственной потентности, способности защитить свои личностные границы, защититься от «нехороших людей».

Если спросить агрессивного водителя, почему он так ведет себя на проезжей части, то он ответит, что во всем виновато окружение, то есть другие участники движения. И это правда. В его восприятии другие воспринимаются как агрессоры, от которых нужно защищаться, они виноваты во всем и не заслуживают доверия.

Во время провокации (обгон с подрезом, резкое торможение, резкое перестроение без включения указателей поворота, звуковой сигнал и т. п.) нужно вести себя спокойно. Концентрироваться на хорошей музыке, на приятных мыслях. Не следует устанавливать с водителем визуальный контакт, энергично жестикулировать. Водитель-невротик, проявляющий агрессию, скорее имеет слабое неуверенное Я. Такие типы боятся уверенных и спокойных людей.

Конфликты на дорогах, как правило, провоцируют люди, которые находятся под воздействием постоянного стресса или испытывают серьёзное психологическое давление. Такие водители легко теряют контроль над своими эмоциями, угрожают, оскорбляют, готовы даже пожертвовать своим автомобилем, но отомстить! Начинается всё с оскорбительных жестов и угроз, которые перерастают в серьёзный конфликт.

– Имейте в виду, что, идя на обгон или же не уступая дорогу, вы сами провоцируете людей на агрессивное поведение.

 

–Держитесь подальше от машин, едущих слишком медленно или слишком быстро. Возможно, за рулём находится не совсем адекватный человек.

 

–Если водитель ругается или демонстрирует вам грубые жесты, никогда не проявляйте грубость в ответ. Постарайтесь не обращать внимания на его агрессию. Старайтесь не смотреть на этого человека в упор.

 

–Если агрессивный водитель приближается к вам, не выходите из своей машины, закройте двери.

 

–Если ситуация вышла из-под контроля, вызовите полицию.

Что вызывает страх у начинающих водителей

Ответственность.При первом нахождении начинающего водителя в автомобиле без автоинструктора АКППможет возникнуть страх, из-за которого ученик будет не способен завести машину и тронуться с места. Это связано с осознанием ответственности водителя во время управления транспортным средством и боязнью стать участником ДТП.

Реакция других водителей.Из-за неуверенных действий новичка за рулем могут возникнуть негативные реакции других водителей на дороге. Ученик, замешкавшись на повороте или светофоре, может услышать сигналы соседних автомобилей или нарекания от других участников движения. Подобные ситуации могут вызвать у новичка страх и неуверенность в своих действиях во время следующей поездки.

Сотрудники ГИБДД.Во время первых поездок за рулем у новичков может возникнуть страх того, что автомобиль могут остановить сотрудники ГИБДД. Это объясняется неуверенностью.

КАК ПОДОЙТИ К РОБЛЕМЕ???? Вождение это Стресс, особенно для начинающего водителя.

И так давайте рассмотрим некоторые приемы работы с эмоциональным напряжением, связанным с решением определенной проблемы.

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

Через приемы саморегуляции.

Слайд 19.

Слайд 20

Слайд 21

Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

Снятие эмоционального напряжения

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения. К примеру — у вас предстоит сдача экзамена пдд – попробуйте подумать, о мелочах, во что вы будете одеты, какая погода может быть в тот день, попробуйте представить как вы заходите, какого цвета будет машина и как будет выгледеть инспектор и т.д. не надо воспринимать как единое большое целое.

 

2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

Сейчас очень много трагических ситуаций связанныйх с политикой, связанных с катаклизмами и т.д, так что экзамен это рядовая ситуация.

«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

Ваши Знания, Умения и и Навыки, как я вам и говорила это ваша саломка. Постарайтесь убрать пробелы в своих знаниях и отточить свои навыки — мой экзамен по подд и как я сдавала на другой машине. И если вы знаете и умения то переживать не стоит, достаточно взять себя в руки и успокоить бурю эмоций посредством волевых усилий.

Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

4. Моделирование множества приемлемых результатов.

Продумайте какие варианты могут быть, подготовьте себя к любому исходу ситуации, но еще раз напомню не отталкивайтеь от того что я не сдам, хорошо – со всеми бывает — что вы будите делать если не сдадите, какие шаги предусмотрите! Но это не должно стать неким элементом равнодушия к результату.

Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

Заранее нервничать не стоит, это Вам не поможет. Нервничать и переживать будете когда что то не сдадите – вот тогда да, а силы Вам понадобятся для успешной сдачи.

7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

Давайте так – причины которые вам помешаю успешно сдать – и что сделать что бы убрать данные причины?

8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

Попробуйте представить как нелепость, шутку. А еще есть классное упражнение – улыбайтесь хотя бы минуту, или посмейтесь. Доказано что мышцы лица, которые задействованы в улыбки хорошо стимулируют мозговую деятельности. Давайте поулыбаемся, просто нелепо и долго

9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение. В следствии чего то вытекает противоречее.

2011 году власти Австрии разрешили пастафарианину Нико Альму сфотографироваться на водительское удостоверение с дуршлагом на голове как религиозным головным убором. Нико Альм подал соответствующее заявление три года назад, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против разрешения мусульманам фотографироваться на документы в хиджабах. Так как фотографии с головными уборами разрешены в Австрии только из религиозных побуждений, он обосновал свой поступок принадлежностью по религиозным убеждениям.[1]. «Моя главная цель — заставить людей задуматься над адекватно­стью системы», — заявил он[2].

1. Австриец добился возможности сняться на права в дуршлаге — по религиозным убеждениям — NEWSru.com, 14 июля 2011 г.

2. Вера в дуршлаг победила закон

Ведь если экзамены пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Экзамены это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то экзаменов, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

6. Физическая нагрузка. Или телесные ощущения

Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

Улыбаться – давайте поулыбаемся хотя бы минуту. Доказано что чем чаще вы улыбаетесь, то тем лучше работает ваш головной мозг. Оказывается, что после интенсивного смеха улучшается состояние организма, значительно стимулируется работа головного мозга, нормализуется кровяное давление и т.д.

Предлагаем несколько простых, но достаточно действенных приемов, позволяющих поднять ваш тонус при кратковременных остановках.

Кто больше зевнет?

Поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удовольствием зевните. Опустите руки. Потом еще раз поднимите их и зевните. И так не менее восьми полноценных зевков.

Давайте по гримасничаем.

Представьте себе, что хотите передразнить обезьянку. Чем больше различных рожиц вы можете изобразить, тем лучше. Это отличный расслабляющий и тонизирующий массаж.

 

 

Темперамент– это совокупность наследуемых устойчивых индивидуальных психофизиологических свойств, которые определяют динамику психической деятельности человека.

Темпераментом называются психологические особенности личности, характеризующиеся особенностями протекания психических процессов в коре головного мозга. Различают четыре темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Слайд 24

Итак,

а) свойства темперамента являются психофизиологическими, т.е. в основе видимых психических реакций лежат скрытые от глаз физиологические процессы

б) под динамическими особенностями следует понимать

 

  • легкость или трудность возникновения психических реакций (легко или трудно рассмешить, расстроить, заинтересовать),
  • силу развертывания психических реакций (бурно или сдержанно реагирует),
  • скорость угасания психических реакций (быстро или медленно успокаивается).

Слайд 25

2.Основные компоненты темперамента

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента:

 

  • общая психическая активности индивида,
  • моторика (моторная активность)
  • эмоциональность

Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Сущность психической активности заключается в стремлении личности к самовыражению, эффективному освоению.

Моторная (двигательная) активность: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения.

Эмоциональность – это обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

Таким образом, темперамент – прежде всего, свойство, данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребёнка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Чаще встречаются смешанные типы.

 

Измерение типа темперамента.

 

Холерик характеризуется сильной, подвижной, неуравновешенной нервной системой. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Это легко возбуждающийся, горячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. Он порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энергичен, меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.

Для холерика при управлении машиной характерна резкость, торопливость, а, следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки, терпения. Он часто превышает скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Повышенная возбудимость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя эмоциональность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надежность.

При управлении автомобилем необходим самоконтроль, который выражается в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. Потенциально – менее опасный водитель. Частота встречаемости – 8-10%, примерно одинаковая во всех возрастных группах.

Холерик(сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД): речь в меру быстрая, но неровная. Свойственны перепады темпа речи, усиление и ослабление интонации. Легко включается в разговор, часто обращается к партнеру. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний. Фразы, присущие холерикам:

 

  • «Короче!»
  • «Ближе к делу!»
  • «Давайте быстро, что там у вас?»
  • «Не тяните резину!»

 

Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, выражающимся в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую. Быстро принимает решения, легко входит в контакт с людьми, у него преобладает бодрое, хорошее настроение. Сангвиник – наиболее оптимальный тип для работы водителем, особенно в условиях городов и на оживленных магистралях.

Сангвиник(сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности): речь громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная, плавная. Сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В стрессовой ситуации появляется телеграфный стиль.

Любят хвастаться, чтобы подчеркнуть свою значимость. В беседе ориентированы на себя: «Да я…да у меня…». Часто употребляют слова «здорово», «потрясающе», «классно», «фантастика», «супер».

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД): речь медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций; скупая жестикуляция, невыразительная мимика. Молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

Фразы, присущие флегматикам:

 

  • «Хочу видеть полный список ваших клиентов».
  • «Дайте мне информацию в письменном виде».
  • «Покажите сертификаты».
  • «Докажите…»
  • «Подтвердите…»

Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Это человек медлительный, спокойный. Смена эмоциональных переживаний у него происходит медленно, их внешнее проявление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жесты однообразные, речь медленная. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Водитель флегматического темперамента хорошо проявляет себя в длительных рейсах, монотонной работе, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероятным его засыпание за рулем. В условиях быстроменяющейся дорожной обстановки он затрудняется в ее своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упорство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретением опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обстановки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно управлять машиной.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, его нервные процессы неуравновешенны, могут быть подвижными и инертными. Чувства и настроения его однообразны, очень устойчивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения медлительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и даже не пытается их преодолеть. Меланхолик склонен к колебаниям, долго не может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой-либо вариант из ряда возможных. При управлении транспортным средством дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным действиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточно надежно управлять автомобилем. Однако при интенсивном дорожном движении, когда часто и неожиданно возникает опасные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых решений и действий, его надежность резко снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление . Поэтому меланхолик наименее пригоден для водительской деятельности.

Меланхолик(слабый тип ВНД): речь тихая, замедленная. Тонкие эмоциональные реакции.

Он с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации – резкие, подчеркнуто эмоциональные.

Фразы, присущие меланхоликам:

 

  • «Что бы вы сделали на моем месте?»
  • «Что-то я не до конца уверен…»
  • «А что обычно выбирают ваши клиенты?»
  • «Что мне больше подойдет?»
  • «Как-то мне тревожно….»

 

Каждый темперамент имеет положительные и отрицательные стороны. Как правило, следует говорить о преобладании того или иного темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

САНГВИНИК!!!