7.1. Влияние философии 17-19 века на становление психологии

  1. Психология как наука о сознании 17 – 19 веков и становление экспериментальной психологии.
      1. 7.1.1. Механистический дух времени.

В 17 веке в Европе базовой идеей всей науки и культуры становится механицизм– учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и м б объяснены на основе законов физики и химии. Считалось, что вся вселенная подчиняется этим законам как некий единый часовой механизм, который был однажды запущен Богом и дальше существует без его вмешательства. Ученым остается лишь открывать законы функционирования мира, и им удастся предсказать все, что произойдет.

Т о, был сделан первый шагв создании научной картины мира – можно понять устройство вселенной, изучая ее составляющие.Второй шаг – эти же методы познания м использовать и при изучении человека, т е если природу м рассматривать как некий механизм, то тогда и животные и человек – тоже машины. Это приводит к тому, что в культуре, искусстве появляется очень много произведений на идеи механики. Т о, постепенно накапливаются идеи, что при помощи сложных и точных механизмов м воссоздать жизнь, и поведение человека также подчиняется законам механики и поэтому познать человека м с помощью тех же экспериментальных (опытных) методов, что и физический мир.Третий шаг:если тело человека подобно механизму, то и его мышление м воссоздать, используя механику.

7.1.2. Вклад Р. Декарта в решение проблемы соотношения души и тела.

С его именем связан переход к новому мировоззрению и новому пониманию науки в целом. Самый значительный вклад в области психологии – попытка решить проблему о взаимосвязи души и тела. Занимал дуалистическую позицию: душа и тело имеют разную природу, они воздействуют др на др с помощью конкретных механизмов и органов. Вместо рассуждения он использовал объективное наблюдение и эмпирический метод, положивший начало эксперименту.

Природа тела. Раз тело материально, то к нему применимы все законы природы, т е законы физики и механики. Все физиологич процессы описывает с помощью физич терминов.Механико – гидравлическая модель человека.Возбуждение передается по нервам как жидкость по трубам, а мускулы и сухожилия выполняют роль двигателя и пружин. Все движения такого тела вызываются внеш причинами (непроизвольны), т е это тело реагирует на внеш причины при помощи рефлексов.

10 стр., 4563 слов

Изучение клинико-психологических особенностей горюющих, перенесших ...

... представить проект программы личностно-ориентированной психологической помощи людям, перенесшим внезапную утрату близкого человека. Гипотеза исследования: Гипотеза - 1: ... – специфический психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не ... утверждал, что страх, тоска, печаль – разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям. Эти ...

Взаимодействие души и тела.Возбуждение передается по нервным трубкам, и полученное от Оч запечатлевается в шишковидном теле. На этой основе начинает работать мозг человека, который направляет нервные импульсы (ответную реакцию) к мускулам. Так возникает физическое движение.

Учение об идеях. Существует2 рода идей: приобретенные– происходят из опыта человека под воздействием объектов внеш мира

Врожденные– их источник – ум человека, сознание само по себе, независимо от чувственного опыта или внеш стимулов. Врожденная особенность человека – уметь воспроизводить эти идеи.

Вводит термин сознание.

7.1.3. Эмпиризм и ассоцианизм

С середины 17 до середины 19 века в философии господствовали 3 направления, определяющие ее развитие:

1) позитивизм: О. Конт признавал существующими только те явления и факты, которые м наблюдать.

2) материализм: все события м объяснить как разл проявления материи и ее свойств, т е объяснить в терминах физики.

3) эмпиризм: единственный источник познания – эмпирический опыт (наблюдение за природой).

Эмпирики:

● Дж. Локк: Опыт о человеческом разуме. Центральная проблема – поцесс познания. Вступает в полемику с Р. Декартом: все идеи приобретенные. Человек от рождения – белый лист бумаги. Все знания происходят из опыта, но существуют разл виды опыта:внешний– основываются на наших чувствах, которые воздействуют на наш ум, и на основе их осмысления появляетсявнутр опыт(рефлексия)- на основе его у человека формируются идеи, которые м б простыми или сложными. Сложные создаются разумом путем сочетания простых идей. Это становится возможным благодаря процессу ассоциаций.

Большое значение для психологии имеет его учение о первичных и вторичных качествах объектов окружающего мира. Первичные качества– те, которыми обладает объект сам по себе вне зависимости от нашего восприятия (размер, форма).

Вторичные качества – присущи только нашему восприятию предмета, а не самому предмету (цвет, запах, температура).

Эксперимент с 3 баками с водой (холодная, теплая, горячая…).

● Дж. Беркли: трактат О принципах человеческих знаний. Все качества вторичны, т е все зависят от нашего восприятия. Его учение – ментализм – это лишь функции психич процессов, т е все зависит от человека как носителя опыта. Нет ни одного материального объекта, в существовании которого мы м б уверены.

● Д. Юм: опирается на работы Дж. Локка, его концепцию о простых и сложных идеях. Сложные идеи не обязательно будут иметь сходство с теми простыми идеями, из которых они получились, т к возникающие новые комбинации м очень сильно отличаться от источника. 2 закона ассоциаций: смежности и сходства.

● Д. Гартли: Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. Первое систематическое исследование в ассоциативной психологии. Описывал механизм ассоциаций с т з физиологии. Для этого он использовал теорию волновых вибраций Ньютона. Когда 2 идеи происходят одновременно, в мозге происходят одновременно 2 вибрации, и в дальнейшем, если вспоминается одна идея, т е происходит одна из вибраций, то она вызывает и вторую вибрацию, и тогда по ассоциации вспоминается и вторая идея. Для возникновения ассоциации необходимо выполнение 2 условий: 2 вибрации д произойти одновременно, повторяемость

● Дж. Милль: Анализ феноменов человеческого ума. Учение «Ментальная физика»: ум человека работает как машина. Это пассивная структура, которая приводится в движение только внеш стимулами, т е человек реагирует автоматически.

● Дж. Стюарт Милль: в 3 года читал Платона в оригинале, в 11 лет написал первую научную работу. В 12 лет завершил стандартный университетский курс. В 18 лет называл себя логической машиной. В 21 год тяжелейший депрессивный срыв. Когда возвращается в науку, критикует идею отца о пассивности человеческого ума. Ум играет активную роль, и прежде всего, в выработке ассоциаций. Учение«Ментальная химия»связано с тем, что он объясняет ассоциации с помощью механизма творческого синтеза. Синтез простых идей порождает не просто сложную идею, а идею нового качества.

Основные принципы эмпиризма:

  1. подчеркивание первичной (решающей) роли опыта в познании
  2. аналитическое разложение опыта на элементы
  3. образование сложных идей из простых путем ассоциаций
  4. акцент на сознательных психических процессах

7.2. Первые программы психологии как самостоятельной науки

Название, автор

Предмет и задачи

Методы и принципы исследования

Область исследования и основные результаты

Представители и вклад в развитие психологии

Физиологическая психология В. Вундта

Задачи:

1)проанализировать проц сознания посредством исследования его основных элементов

2) выяснить, как эти элементы соединяются

3) установить принципы, согласно которым такое соединение происходит

Предмет:элементы сознания, которые одновременно имеют физиологич и психологич составляющую.

Методы:

1) экспериментальная интроспекция

2) анализ продуктов деятельности

Принципы исследования:

1) наблюдатели д уметь правильно определять момент начала эксперимента

2) наблюдатели никогда не д снижать уровень своего внимания

3) эксперимент д б организован так, чтобы его м провести неск раз

4) условия проведения эксперимента д б приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения

Область исследования:

1)изучение физиологич и психологич аспектов зрения, слуха и др чувств

2)изучение времени реакции

3)экспериментальное исследование чувств и эмоций

4)вербальные ассоциации

Приборы экспериментальной психологии:

1)демонстратор реакций глаза

2)стробоскоп

3)хроноскоп

4)хронограф

5)генератор звукового прерывания

6)шумосоздающий аппарат

Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, Бехтерев, В. Ф. Чиж, О. Кюльпе, Н. Н. Ланге.

Деление психологии на экспериментальную и социальную.

Создание лабораторий в др странах (34 лаборатории в нач 20 века).

Психология начинает преподаваться в университетах. Привнесение экспериментального метода в психологию.

Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Франца Брентано (1874 Психология с эмпирической точки зрения).

Предмет:психические акты (активность) как действия, которые производит субъект, когда он превращается в субъекта сознания (представления, суждения, эмоциональные оценки).

Задачи:описание связанных с содержанием сознания актов, действий, операций.

Методы:припоминание и воображение.

Интроспекция: ретроспекция (образная память) и воображение.

Систематическое наблюдение (внеш) расширяет, дополняет интроспекцию до полноценного эмпирического метода.

Область исследования— сознание

Штумпф, Липпс, Мэйнонг, Эрикфест, Уорд, Стаут, Фрейд.

Программа предшествовала функционализму, гештальт и гуманистической психологии.

Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внеш средой Гербарта Спенса (1870-1872)

Предмет: механизмы адаптации психики человека к окр среде

Задачи: перейти от изучения психики к изучению поведения: а) отношений между психикой и поведенческой реакцией; б) отношений между поведенческой реакцией и внеш средой.

Методы:внеш наблюдение (за поведением) и внутр наблюдение (за психич явлениями)

Принципы:принцип ассоциаций

Области исследования:

1)объективная психология- изучает психич явления у животных и человека. Которые обнаруживают себя в поведении;

2) субъективная психология – изучает состояния сознания.

Лимгенфельд, Стронин, Джеймс.

Оказали влияние на развитие функциональной, этической, детской психологии и бихевиоризма.

Программа психологии как учения о совершении психической деятельности на рефлекторной основе И. М. Сеченова (Кому и как разрабатывать психологию, 1873г)

Предмет:происхождение психических деятельностей – ощущения разных модальностей, разл форм восприятия и видов мышления, воли.

Задача:обратить психологию к рассмотрению внешней детерминации психических процессов.

Методы:

1) генетический – исследование развития сложных психич форм из элементарных;

2) объективный – наблюдение за генезисом и эволюцией индивидуального поведения.

Область исследования:

1) анализ звеньев целостного психического акта

2) физиологич аспекты работы головного мозга.

Вклад:1) открытие тормозных центров в таламической области;2) новая трактовка понятия рефлекс – сложнейший целостный акт. Связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психич деятельности;3) мышечные движения – регулятор всей психич деятельности.

Последователи: Бехтерев, Введенский, Ухтомский.

Программа психологии как науки о внеш (культурных) проявлениях человеческого духа Э. Кавелина (Задачи психологии 1872, Задачи этики 1885)

Предмет:душевные свойства, духовный мир человека (культурные детерминанты поведения и мышления человека)

Задачи:

1) изучение, понимание и описание внутр мира личности

2) формирование психологии как самостоятельной науки

3) психология д изучать естествознание в изучении человека с естественной точки зрения

Методы:

1) для изучения психики отдельных субъектов – анализ продуктов индивидуального творчества

2) для изучения этнопсихологии – анализ продуктов народного творчества.

Принципы исследования:

1) культурный процесс как определяющий личностное развитие.

Область исследования:изучение антропологизма и этической направленности.

Бердяев, Лосский.

Очерк юридического быта древней России.

Результаты: дискуссия с Сеченовым – толчок к возникновению нового пути развития психологии.

Первая экспериментально – психологическая лаборатория Бехтерева в Казани 1885г. (Объективная психология)

Предмет: мозг и НС человека, нервно – психич расстройства.

Задачи:

1) изучение анатомо – физиологич основ нервных расстройств

2) разработка новых приборов

3) введение эксперимента как метода изучения психич процессов

Принципы:

1) структурно – функциональный подход (фундаментальный) – изучение строения мозга в единстве с его функциями

2) эксперимент как основной метод

3) комплексный подход к изучению психики

4) единство практики и эксперимента

5) необходимость практической ориентации психологич исследований.

Методы эксперимент.

7.3. Влияние естествознания на психологию

7.3.1. Становление экспериментального подхода в психологии.

1796г.– астрономы обсерватории Гринвича обнаружили существенные несовпадения в определении времени разными сотрудниками.

1816г. – астрономБессель(Гринвич) доказал, что ошибка 1796г. Была незлонамеренной, а «произошла вследствие задержки человеческого звена». У разных людей различаются временные реакции. На основании его результатов были составлены личностные уровни. Это были первые попытки использования методики в психологии. Для этих же целей был создан хроноскоп Гиппа.

Нач 19 века –Луиджи Гальваниоткрыл, что нервные импульсы имеют электрическую природу.

Маршал Холлделает вывод, что за разные стороны поведения отвечают разные отделы мозга и нервной системы. Его исследования продолжаетПьер Флоранс и Поль Брока(опыты по установлению функций конкретной части мозга).

И. Мюллерформулирует принцип специфич энергий ОЧ – в каждом рецепторе заложена собственная энергия.

40 – е годы 19 века– ученики И. Мюллера образуют берлинское физиологическое общество, цель которого – объединить физику и физиологию. Они поклялись доказать, что жизнь – результат только физико – химич реакций.

1860г. –основополагающая работа по экспериментальной психологии Основы психофизики Густава Фехнера.

1879г.–В. Вундтоткрывает первую лабораторию физиологической психологии в Лейпциге.

1883г. –В. Вундтначинает издавать первый журнал по экспериментальной психологии, где публикуются результаты его исследований.

1885г.– первая лабораторияБехтеревав Казани.

1892(1875)г.– открытие первой лаборатории в США в Гарварде(Джемс).

1893г.– в мире существуют уже 34 лаборатории.

1894г.–Бехтерев в Санкт – Петербурге открывает психоневрологический институт, в котором функционирует несколько лабораторий.

1912г. –Лазурский предлагает модель естественного эксперимента, тем самым заканчивая формирование метода эксперимент.

Т о, в начале 20 века экспериментальный метод утвердился во всех ведущих отраслях психологии и способствовал перестройке науки в целом.

7.3.2. Немецкая психология в 19 веке и ее вклад в развитие науки.

В середине 19 века — развитие психологии и психофизиологии. Зарождение экспериментальной психологии в Германии. Это было обусловлено нескпричинами:

1) в Германии очень широко понималось понятие науки. В Англии и Франции наукой считали только то, где требуются вычисления;

2) в Германии большое значение придавалось тщательному и полному сбору фактов, т е был индуктивный подход к науке. Во Франции и Англии предпочтение отдавалось дедуктивному подходу – требовались обобщающие навыки;

3) университеты (их количество).

В это время Германия была конфедерацией автономных королевств, в каждом из которых был свой университет, который хорошо финансировался. В Англии в этот период были только Оксфорд и Кембридж;

4) реформы университетов, в результате которых профессора получили право преподавать те дисциплины, которые хочется. Студенты получили право выбирать, что им изучать;

5) преподаванием в университете м б обеспечить себе жизнь, хорошее финансовое положение. В Англии и во Франции заниматься наукой м себе позволить только люди, имеющие независимый доход;

6) все это порождало высокую конференцию среди ученых.

Одними из первых исследования в области психофизиологии начали проводить Гельмгольтц, Вебер, Фехнер.

Герман Гельмгольтц(медик, физик, психолог): определил скорость нервных импульсов, создал теории цветного зрения, слуха.

Эрнст Вебер(анатом): начал изучать чувствительность кожных и мышечных покровов, сформулировал порог различения (относительный порог), двухточечный порог.

Густав Фехнер: 22 октября 1850г. Сформулировал закон, который устанавливал связь между мозгом и телом: количество ощущений (психич качество) зависит от количества раздражителей (физич качество).

Учение психофизика. В течение 10 лет проводил эксперименты, которые позволили окончательно вывести формулу. Результаты этих исследований публикует в 1860г. Элементы психофизики. Эту работу позднее В. Вундт назовет первой победой экспериментальной психологии, а Эдуард Титченер будет считать Фехнера отцом экспериментальной психологии.

Т о, к середине 19 века научные методы становятся привычным инструментом в исследовании психических явлений. Разработаны методики, созданы приборы, написаны основополагающие книги.

7.3.3. Психология В. Вундта и альтернативные направления.

Центральной фигурой нем психологии на рубеже 19-20 веков становится В. Вундт(1832-1920г).

Он получает мед образование. Но интересует его не столько практическая медицина, а физиология. Учится у Мюллера и Гельмгольтца. Первые эксперименты проводит в собственной домашней лаборатории. Результаты в работе К теории чувственного восприятия. (1858-1862г).

1863г.– Лекции о душе человека и животных.

После этого его приглашают читать лекции. Через 4 года он читает курс физиологической психологии. На основании этого курса выходит базовая работа Основы физиологической психологии (1873-1874).

В этой работе он впервые формулирует цель – выделить новую область познания. За эту работу в 1875 г. Получает должность профессора.

1879г.– открывает лабораторию.

В начале 20 века он начинает проводить исследования в др области психологии – психологии народов, которая становится основой соц психологии.

1900-1920г.– 10 томов Психологии народов.

Постепенно психология Вундта получает признание в научных кругах всего мира, кроме Германии.

Альтернатинвые варианты развития психологии.

Герман Эббингауз(1850-1909): психолог – одиночка. Изучил книгу Фехнера и увлекся психологией, создал собственную лабораторию. В течение 5 лет проводил исследования по изучению памяти. Протестовал против Вундта в выборе предмета изучения, т к Вундт считал, что с помощью эксперимента м изучит лишь простейшие процессы (ощущение и восприятие), а память – высший психич процесс.

1880г.– становится профессором берлинского университета. Работа О памяти. Кроме этой работы – Принципы психологии, Очерки по психологии.

1890г. – начал издавать журнал Психология и физиология ОЧ (публикации др ученых).

Франц Брентано (1838-1917): философ по образованию. Преподавал в Вюрцбурге, затем в Вене.

1874г. –Психология с эмпирической точки зрения. Вступил в полемику с Вундтом, доказывая, что полноценный эмпирический метод в психологии гораздо шире, чем эксперимент. Направление: психология акта. Основные идеи потом становятся предпосылкой для создания гештальт и гуманистической психологии.

Освальд Кюльпе (1862-1915): основатель вюрцбургской школы. Теория мышления. Ученик и ассистент Вундта.

1894г.– его приглашают работать в Вюрцбург, где он создает свою лабораторию, которая становится конкурентом лаборатории Вундта.

Расхождения с Вундтом:

  1. высшие психические процессы м изучать при помощи эксперимента;
  2. метод: у Вундта – систематическая экспериментальная интроспекция, у Кюльпе – систематическая экспериментальная ретроспекция (испытуемый д б сначала выполнить задание, а потом описывал свои переживания).