Виды и фазы конфликта

Все конфликты можно разделить на реалистические, или предметные, и нереалистические, или беспредметные. В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы – деструктивной.

Реалистические (предметные) конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют своей целью достижение определенного результата.

Нереалистические (беспредметные) конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления соперников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.

Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности (беседы, работы над чем-то и т. п.), правильно оценивают свои возможности и свое состояние и способны на правильную оценку состояния и реакций оппонента.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность (отчетливая или безотчетная) собой, оппонентом, предметом совместной деятельности, беседой. Можно выделить две основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:

1) Стиль ведения разговора – повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие ориентацию на себя и свои интересы при игнорировании реакций партнера и слабости обратной связи;

2) Неречевые характеристики поведения – уход от разговора, прекращение совместной деятельности или ее некачественное выполнение, попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности, напряженный самоконтроль поведения, специфические неречевые реакции, указывающие на отрицательное отношение к разговору, напряжение, замешательство – внезапное увеличение дистанции, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики, жестикуляции и др.

Вместе с тем совместная деятельность, беседа остаются в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя, отдают себе отчет в происходящем.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность становится неуправляемой.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен и справедлив 14. Располагает к себе манерой поведения и внешним ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Эта фаза может быть разбита на две стадии.

Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуется:

ü стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет;

ü необоснованностью критических замечаний;

ü пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес.

Эти реакции осознаются оппонентом как личные оскорбления и включают механизмы активной защиты и противодействия его стороны.

Вторая стадия деструктивной фазы характеризуется:

Ø повышением активности оппонентов при резком ослаблении контроля;

Ø нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения его слов и жестов;

Ø уходом от проблемы, предмета спора, деятельности и переходом на личности друг друга и взаимные оскорбления.

На этом этапе оппоненты сами не могут вернуться на рельсы конструктивного конфликта. Процесс стал неуправляемым, необратимым.

 

Реалистические (предметные) конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих… Нереалистические (беспредметные) конфликты, хотя и требуют взаимодействия… Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной…

Предпосылки конфликта.

Можно выделить объективные и субъективные условия, предрасполагающие к конфликту.

Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликтов – почву, на которой они могут возникнуть и развиваться. Станут ли неблагоприятные объективные предпосылки предметом конфликта, зависит от того, уравновешиваются ли они другими объективными условиями деятельности данного коллектива или превалируют над ними и с какими субъективными предпосылками конфликта они сочетаются.

В число объективных условий входят:

ü плохие условия труда;

ü неблагоприятное содержание совместного труда (монотония, повышенная интенсивность);

ü нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками или их несоответствие друг другу, несвязанность объемов власти и ответственности;

ü нерациональность структуры управления, превышение нормы управляемости;

ü несоответствие профессиональной компетенции работников сложности решаемых задач;

ü несбалансированность рабочих мест, приписывание рабочим местам функций, не обеспеченных средствами;

ü несовершенная система учета труда и заработной платы, приводящая к нарушению принципов социальной справедливости и др.

В качестве субъективных предпосылок конфликта выступают:

Ø негативные приемы деловых контактов, «психологические игры»;

Ø личностные особенности вступающих в общение людей;

Ø типичные ошибочные тактики поведения, вызывающие эмоциональный протест у собеседника и провоцирующие нарастание деструктивности конфликта.

 

Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликтов – почву, на которой они могут возникнуть и развиваться. Станут… В число объективных условий входят: ü плохие условия труда;

4 стр., 1694 слов

Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение на примере ...

... конфликта и суицидального поведения. Объектом настоящего исследования являются категории «внутриличностный конфликт» и «суицидальное поведение». Предметом исследования является изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и суицидального поведения. ... Как представляется, изучение взаимосвязи внутриличностных конфликтов и суицидального поведения позволит создать эффективный механизм предупреждения ...

Типы конфликтных личностей.

 

Конфликтная личность демонстративного типа.

1. Хочет быть в центре внимания.

2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.

3. Его отношение к людям определяется тем, как к нему относятся другие.

4. Ему легко даются поверхностные конфликты.

5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

6. Рациональное поведение слабо выражено, налицо поведение эмоциональное.

7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.

8. Кропотливой, систематической работы избегает.

9. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо.

10. Часто оказывается источником споров, но не считает себя таковым.

 

2. Любит хорошо выглядеть в глазах других. 3. Его отношение к людям определяется тем, как к нему относятся другие. 4. Ему легко даются поверхностные конфликты.

Конфликтная личность ригидного типа.

1. Подозрителен.

2. Обладает завышенной самооценкой.

3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.

4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

5. Прямолинеен и негибок.

6. С большим трудом принимает во внимание точку зрения окружающих. Не очень считается с их мнением.

7. Выражения почтения со стороны окружающих им воспринимаются как должные.

8. Выражения недоброжелательства со стороны окружающих воспринимаются им как обида.

9. Мало критичен по отношению к своим поступкам.

10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к действительным или мнимым несправедливостям.

 

2. Обладает завышенной самооценкой. 3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. 4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

Конфликтная личность неуправляемого типа.

1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.

2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.

3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.

4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.

5. Обладает завышенной самооценкой.

6. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.

7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.

9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

10. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

 

2. Поведение такого человека плохо предсказуемо. 3. Ведет себя вызывающе, агрессивно. 4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.

Конфликтная личность сверхточного типа.

1. Скрупулезно относится к работе.

2. Предъявляет повышенные требования к себе.

3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, которые с ним работают, кажется, что он придирается.

4. Обладает повышенной тревожностью.

3 стр., 1210 слов

Кейс №40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. ...

... преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам. 2. Как поведение родителей определяет данный конфликт? Отстраненное поведение родителей в отношении своего сына и агрессия к ... данной ситуации? В данной ситуации родители выбрали стратегию ухода от конфликта, его игнорирование. Возможно их поведение связано с убеждением, что отстранение от решения проблемы способствует ...

5. Чрезмерно чувствителен к деталям.

6. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.

7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.

8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).

9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях.

10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

 

 

2. Предъявляет повышенные требования к себе. 3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что… 4. Обладает повышенной тревожностью.

Конфликтная личность бесконфликтного типа.

1. Неустойчив в оценке и мнениях.

2. Обладает легкой внушаемостью.

3. Внутренне противоречив.

4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

6. Недостаточно хорошо видит перспективу.

7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

8. Излишне стремится к компромиссу.

9. Не обладает достаточной силой воли.

10. Глубоко не задумывается над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

 

2. Обладает легкой внушаемостью. 3. Внутренне противоречив. 4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

Целенаправленно конфликтный тип личности.

1. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей.

2. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликтов.

3. Склонен к манипуляциям во взаимоотношениях.

4. Рационально действует в конфликте, считает варианты, оценивает позиции сторон.

5. Владеет хорошо отработанной техникой общения в «горячем» споре.

 

 

Классификация типов конфликтных личностей может помочь в осознании собственных стереотипов поведения в конфликтной ситуации, однако для их преодоления необходимо подробное знакомство с тактиками поведения в конфликтной ситуации как положительными, так и отрицательными.

Начнем с отрицательных тактик. Рассмотрим виды поведения, которые вызывают эмоциональное напряжение и поэтому могут стать причиной:

1) перехода конструктивно протекающего реалистического конфликта в деструктивную фазу;

2) внезапного возникновения нереалистического, беспредметного конфликта.

 

2. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликтов. 3. Склонен к манипуляциям во взаимоотношениях. 4. Рационально действует в конфликте, считает варианты, оценивает позиции сторон.

Поведенческие реакции, предрасполагающие к деструктивности конфликта.

1. Перебивание партнера.

2. Сознательные или несознательные проявления личной антипатии.

3. Мелочные придирки.

4. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

5. Высказанное партнеру подозрение в его негативных побуждениях.

6. Угрозы.

7. Подчеркивание разницы между собой и партнером.

8. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

9. Устойчивое нежелание признать свои ошибки или правоту собеседника.

8 стр., 3652 слов

Конфликты и агрессивное поведение сельскохозяйственных животных

... время сливаются в единую науку о поведении. Поведение в конфликтных ситуациях агрессивное поведение Конфликты возникают у животных между собой и ... Данный процесс затронул и научные направления, связанные с поведением. Этологи, кроме исследований в природе, стали использовать и ... демонстрацией противнику: «Смотри, что я могу с тобой сделать». Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого ...

10. Постоянное навязывание своей точки зрения, давление.

11. Попытки подменить объект конфликта, сместить его в другую плоскость.

12. Систематические отказы и отрицания слов партнера.

13. Негибкость поведения.

14. Демонстрация постоянной занятости и игнорирование попыток партнера установить контакт.

15. Создание дефицита времени для решения проблемы или резкое убыстрение темпа беседы.

16. Проявление некомпетентности.

17. Неискренность.

18. Несдержанность.

19. Посягательство на реальные ил воображаемые права человека.

20. Нарушение персонального пространства.

2. Сознательные или несознательные проявления личной антипатии. 3. Мелочные придирки. 4. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

Управление конфликтом.

Возможны четыре варианта управления конфликтом:

ü предотвращение;

ü подавление;

ü отсрочка;

ü разрешение.

Рассмотрим их последовательно.

 

Стратегии предотвращения конфликта.

1. Устранить реальный предмет конфликта.

2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению.

3. Сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

 

Стратегии подавления конфликта.

Применяются по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам.

1. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

2. Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.

3. Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению к друг другу людьми.

 

1. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих. 2. Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих… 3. Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию…

Стратегии отсрочки.

Это временные меры, они помогают лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения.

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны;

б) уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях, людей, связанных с ним и т. п.).

3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно ненужным ил недостижимым).

14 стр., 6957 слов

Проблема конфликта в деловом общении

... каждом шагу, что конфликты сопровождают все наше существование в тех или ... Проблема  нетерпимости к конфликтам состоит в том, что они неизменно нарушают созидательное сотрудничество и в итоге приводят к проигрышу обеих конфликтующих сторон. Однако жизнь доказывает нам на ...

 

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому: а) изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной… б) уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

Принципы и тактики разрешения конфликта.

Принципы

1. Принцип понимания – осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание потенциально конфликтных личностей, хорошая ориентация в потенциальных условиях возникновения конфликтов, фазах их развития.

2. Принцип предвидения – прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.

 

Тактики

А. Общие рекомендации. При возникновении напряжения между партнерами проявлять:

1. Внимание к собеседнику.

2. Доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение.

3. Естественность.

4. Терпимость к его слабостям.

5. Сочувствие к нему, участие.

6. Выдержку, самоконтроль.

7. Спокойный тон.

8. Лаконичность, немногословность. Строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию со стороны собеседника.

9. Постоянно поддерживать обратную связь с собеседником.

10. Чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован и слишком быстро говорит.

11. Следить за собеседником внимательно, при первой возможности установить с ним контакт и стремиться не терять его.

12. Стараться смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за их изменениями.

13. Пытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние.

14. Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в этом состоянии?».

Б. Поведение на первой (дословесной) фазе беседы:

1. Дать выговориться, не пытаться перекричать, перебить.

2. Внимательно выслушать.

3. Сделать паузу, если собеседник излишне активен.

4. Показать мимическими, двигательными средствами (без слов), что ты заметил состояние собеседника.

5. Уменьшить социальную дистанцию (улыбнуться, резко приблизиться, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться).

В. Оперативные приемы поведения на второй (словесной) фазе беседы:

1. Доброжелательно поприветствовать собеседника.

2. Отвлечь или переключить внимание собеседника (предложить закурить, дать в руки документ, касающийся собеседника, снять трубку, сказать что-нибудь приятное, например, комплимент, связав его с проблемой или состоянием собеседника).

3. Предложить сесть (причем садиться по возможности под острым или прямым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра).

4. Сказать о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседника, если его статус выше, позиция сильнее, чем у тебя.

5. Сказать о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у тебя.

6. Обратиться к фактам.

7. Признать свою вину, если она есть.

8. Признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав.

9. Дать понять собеседнику, что ты понимаешь, насколько важен вопрос, о котором он говорит.

10. Показать ему, что ты заинтересован в решении его проблемы.

8 стр., 3803 слов

Методы аргументации и убеждения собеседника

... позволяет сделать речь более убедительной. 11. Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника. Человек ... также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие «чувст-ва» ... создания благожелательной атмосферы общения важно, чтобы все сказанное звучало убедительно. Наибольшей убедительности говорящий достигает, если ...

11. Подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником.

12. Разделить с ним ответственность за решение проблемы.

13. Подчеркнуть, что ты доверяешь собеседнику.

14. Подчеркнуть лучшие качества, которые есть в партнере, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием.

15. Подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых других.

16. Попросить у собеседника совет, как тебе поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию.

17. Обещать поддержку, если это не противоречит твоим принципам, интересам дела.

18. Если есть возможность, решить вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.

1. Внимание к собеседнику. 2. Доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение. … 3. Естественность.

Г. Специальные оперативные приемы.

Перед тем как их применить, следует осознать уязвимые места в позиции собеседника, в его рассуждениях и понять для себя, где находятся «болевые точки» собеседника, как личности. Необходимо помнить, что собеседнику всегда должна быть оставлена возможность с достоинством отступить.

1. Повторим самые неразумные слова собеседника как бы с недоумением.

2. Тактично показать, что собеседник излишне резок (сухое, холодное, формальное обращение, увеличение дистанции, подчеркнутая вежливость).

3. Сделать комплимент агрессору.

4. Свети проблему к юмористической ил гротескно-сатирической стороне.

5. Проявить по отношению к партнеру более сильную агрессию, чем продемонстрировал он.

6. Сказать собеседнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации для него лично.

7. Показать, что удовлетворение его требованиям может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит, или отвратить их от него.

1. Повторим самые неразумные слова собеседника как бы с недоумением. 2. Тактично показать, что собеседник излишне резок (сухое, холодное,… 3. Сделать комплимент агрессору.