44. Устойчивость и изменчивость личности

Личность как социальная сущность человека представляет собой устойчивое образование всех ее качеств и свойств.

Устойчивость личности- это сохранение последовательности действий личности и предсказуемость ее поведения.

Ощущение целостности и устойчивости собственной личности — важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Благодаря устойчивости здоровой личности люди понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом. Однако не все проявления личности устойчивы.

В результате психологических исследований установлено, что весьма стойкими по времени являются личностные качества (характер) и самооценка. Существенные изменения личности происходят в течение подросткового, юношеского и раннего зрелого возраста, когда завершается становление личности, это не исключает возможности дальнейших изменений, но в целом особенности личности остаются теми же.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия / интроверсия.

Наибольшую устойчивость в периоды детства и взрослости в подростковом и юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (высокий), интеллектуальные интересы. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладаютспособности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.

Устойчивость личности в виде сохранения некоторых ее свойств относительна, так как в конкретных ситуациях эти проявления могут быть изменчивы или обладают разной степенью интенсивности, поэтому не менее важной проблемой является изменчивость, адаптивность личности.

Изменчивость (адаптивность личности)- это умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость.

Изменение личностных качеств и поведения свидетельствует о развитии личности.

45. Факторный подход к структуре личности.

Теоретики, придерживающиеся факторного подхода, полагали, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех (т.е. основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны).

Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Представители подхода: Рэймонд Кеттели Ганс Айзенк.

6 стр., 2752 слов

Подходы к командообразованию

... функции влияние оказывает психологический субъективный фактор. В изучении принятия решений оформилось два подхода: Организационный – по существу он нормативный, в его рамках изучается как должно ... Психологический – описательный, в его рамках изучается как в действительности принимается решение. Первый подход реализуется в теориях управления. Второй: существует расхождение между тем как должно и ...

Подход Кеттелаоснован на использовании точных эмпирических методов исследования. Приверженность Кеттела конструированию научной модели поведения определялась одной ведущей целью: раскрыть основные черты личности. Он полагал, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Кеттел различает общие и уникальные черты. По Кеттелу черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и могут быть обнаружены при точном измерении наблюдаемого поведения.

Попытка Кеттела разработать теорию черт личности на основе сложного статистического анализа объективных поведенческих характеристик достойна восхищения. Результатом его усилий является наиболее комплексная система воззрений в современной персонологии.

Айзенксоглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он разделяет приверженность Кеттела факторному подходу как способу охватить целостную картину личности. По Айзенку стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. Айзенк был убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами).

Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.

46. Факторы развития речи

Для нормального развития речи необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на три основные группы, а именно — сохранные физиологическая и психологическая базы, благоприятное социальное окружение.

Одним из важнейших факторов речи человека является целостная физиологическая основа. В ее состав входят система приема информации, центральные механизмы речи, звукопроизводящая система и др.

Система приема информацииобеспечивает первичную рецепцию и слуховое восприятие речи. Слуху принадлежит ведущая роль в становлении речи. При его помощи ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Центральные механизмы речизависят от физиологической целостности соответствующих отделов ЦНС и обеспечивают понимание, интерпретацию, формулирование и программирование различных языковых аспектов.

Звукопроизводящая системасостоит из гортанных, глоточных, носовых и ротовых структур, а также нейромышечных механизмов, обеспечивающих изменения дыхания с целью произнесения звуков, генерацию гортанного звука, формирование артикулируемых звуков путем изменения форм и параметров воздушного потока в глотке, гортани и ротовой полости.

Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Психические процессы оказывают огромное влияние на формирование речи.

Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития детей является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой языковую модель для подражания.

47. Формирование позитивной и негативной самооценки.

Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... и интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека. Формирование и развитие морали   Ранняя юность — время реального перехода к настоящей взрослости, ... в школе, и дома. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало ...

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.

Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

48. Формы языка.

В психологии в основном различают две формы речи (языка):

Внешняя речь- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешняя речь включает следующие виды:

— устную (диалогическую и монологическую)

Устная речь- это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.

Диалог- попеременный обмене знаковой информацией двух и более субъектов.Монолог- вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.

— письменную — графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Внутренняя речь(речь «про себя») — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Виды речи (по Выготскому):

1) Внешняя (вербальная и невербальная)

2) Эгоцентрическая (письменная и устная)

3) Внутренняя (монологическая и диалогическая)

Виды речи (по Пиаже):

1) Аутическая (аналог внутренней речи)

2) Эгоцентрическая

3) Внешняя.

49. Этапы развития речи в онтогенезе

По А.А. Леонтьеву:

1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г.

2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет.

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд ... решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно ... разных уровнях – осознаваемом и неосознаваемом. Выделяется четыре основных этапа процесса решения задачи. На первом изучаются условия, препятствующие ...

3. Дошкольный – от 3 лет до 7.

4. Школьный – от 7-ми лет до 17.

Подготовительный этапродготавливает все речевые системы к освоению речи.

Преддошкольный этап– звукопроизношение несовершенно, ошибки в слоговом строе речи, накоплен небольшой словарь, освоение простых предложений, появление простых грамматических форм (число, род).

Дошкольный этап– на интуитивном уровне, не зная правил родного языка, дети владеют нормированной речью – правильное произношение, нормативная слоговая структура, богатый словарь, отсутствие ошибок в грамматическом строе речи, развернутая связная речь, готовы к освоению грамоты.

Школьный период – совершенствуются все стороны речи, осваивается чтение и письмо, происходит осознанное усвоение речи, то есть на основе изучения правил родного языка.

По А.Н. Гвоздеву:

I период— период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес).

Этот период включает2 этапа:1 этап однословного предложения,2 этаппредложений из нескольких слов-корней.

1-й этап I периода(3 мес. — 1 г. 8 мес).

На этим кратковременном этапе ребенок использует лить отдельные слова в роли предложения (однословные предложения).

В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. Для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию.

2-й этап I периода. (1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес.).

На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, в речи ребенка появляется фраза. Ребенок объединяет слова в высказывании, связывая их только интонацией. Дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе.

II период— период усвоения грамматической структуры предложения (1 г.10 мес. — 3 года).

Этот период состоит изтрех этапом:1 этапформирования первых форм слои (I г. 10 мес. —2 г. 1 мес), 2 этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слон (2 г 1 мес. 2 г. 6 мес), 3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 г. 6 мес. — 3 г.).

1-й этап II периода. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами.

2-й этап II периода— этап использования системы флексий для выражения связей слов (от 2 лет1 мес. до 2 лет 6 мес).

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5—8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.

3-й этап II периода— этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет).

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...

... ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД1.1 Основные задачи добукварного периодаВ добукварный период обучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные ... на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Объект исследования - процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Предмет исследования - методы, ...

На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

III период- период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

50. Язык и речь

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия.

Основное предназначение языка заключается в том, что он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

Речь- это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Речь каждого человека индивидуальна.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция), т.е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования.Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков.

Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную(знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т.е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

3 стр., 1261 слов

Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными ...

... списка использованной литературы. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА 1.1. Репрезентативные системы человека Эффективность коммуникации издавна является предметом внимания психологов, психотерапевтов ...

Язык и речь – специфические формы отражения действительности: отражая, речь обозначает предметы и явления. Того, что отсутствует в опыте людей, не может быть в их языке и речи.