28. Ушинский о народности

По мнению К.Д. Ушинского повседневная жизнь прямым образом сказывается на школьном образовании. Жизнь диктует правила и вносит свои коррективы в образование. В частности, она способствует формированиюубеждения учителейи их воспитанников. Общество ―это та среда, в которой формируется личность. Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей страны, воспитание должно носить общественный характер [3, c. 58]. У любого общества есть свой идеал, причем, в этом идеале обязательно должна присутствовать нравственность. Нравственный идеал общества также выступает и воспитательным идеалом.Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения… что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [2, c. 155].

К.Д. Ушинский считал, что идеал человека должен быть развит на основе развития всей жизни народа.Ведь именно народ является связующим звеном человека-гражданина со своей Родиной, и со всем миром. Говорить о народном воспитании можно лишь тогда, когда процессом обучения и воспитания будет руководить сам народ.Не зря в обществе бытует мнение: «Без народа нет страны, без народа нет истории». И это действительно так. Потому что историю пишет народ: своим языком, мастерством и патриотичностью. Идеальный человек по народному воспитанию ―это человек-патриот, который гордится своими корнями, своей Родиной. Он должен обладать такими качествами, как: смелость, отзывчивость, совесть, чувство гражданского долга, уважение к согражданам, признательность себя, как часть своего народа, часть страны, часть мира. Воспитание ―это то, посредством чего можно сформировать настоящих граждан своей Родины, защитников своей земли.

6 стр., 2697 слов

Тема 1. Воспитание как часть педагогики

... воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий. Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется ... с развитием чувств гражданственности и воспита­нием чувства со-причастности к стране, родине, со-гражданам; - общественно полезна деятельность, формирующая стремление к созидательности; ...

Воспитание должно давать детям духовное развитие, связь с обществом. К.Д. Ушинский был сторонником гуманного воспитания, а значит, воспитание должно быть построено во благо ребенка, то есть с учетом его физиологических, психических и индивидуальных особенностей. В наше время воспитывать учащихся согласно идее народности очень важно. Для этого сейчас существует большое количество вспомогательных средств: фильмы патриотического содержания, книги о героях нашей страны, журналы о достижениях наших соотечественников, интернет-ресурсы, с помощью которых можно в любое время посмотреть хороший фильм или прочитать хорошую статью.

Воспитание является процессом длительным и сложным. При исследовании мы столкнулись с тем, что не все школы и не все учителя правильно строят воспитательный процесс. Эта проблема приобрела в наше время большую актуальность. Однако не следует забывать о том, что на сегодняшний день ситуация в стране такова, что идет бурный поиск новых ориентиров развития культуры и образования, а значит, вскоре эта проблема будет решена, ибо проблема народного воспитания уже заняла значительное место в российском образовании. Это связано с тем, что Россия ― большая, многонациональная страна и, сегодня, многие забывают о том, что несмотря ни на что, все мы являемся частями одного целого. И если мы в самое ближайшее время не займемся всерьез народным воспитанием наших детей, то это грозит нам развалом нашей страны, а значит и краху нашей многолетней истории. Нас радует то, что сегодня есть люди, которые делают акцент на народном воспитание в образовательном процессе. И пусть сегодня их не очень много, но их ряды будут пополняться. Воспитание― является именно той силой, которая способна спасти или разрушить. И это понимают все. Поэтому увеличился интерес к отечественной истории, изучению народных традиций, фольклору. Также следует обратить внимание на то, что качество народного воспитания, как и воспитания в целом, во многом зависит от той среды, в которой находится ребенок, от мировоззрений родителей, друзей, товарищей [1, c. 7]. Семья ― это социальная ячейка, с которой человек неразрывно связан в течение всей своей жизни, и воспитание должно начинаться именно оттуда. Ведь родители, несомненно, являются воспитателями, педагогами, примером для своих детей. Заинтересованность родителей в правильности воспитания своих детей во многом отражает качество воспитания. У семьи, которая чтит и соблюдает традиции своих предков гораздо больше шансов вырастить нравственно чистого, духовно богатого, верующего человека инастоящего патриота своей страны.

Для того, чтобывоспитательный процесс носил действительно народный характер, К.Д. Ушинский советовал при воспитательной работе с детьми дошкольного возраста применять народные игры;он был ярым сторонником такого метода и воспитания и призывал педагогов к собиранию народных игр. «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики»,— писал он [7, c. 423]. Это наставление К.Д. Ушинского старались выполнить русские педагоги дошкольного образования, а сейчас стараются претворить их в жизнь педагоги нашего времени.

2 стр., 965 слов

Роль обучения в развитии аномальных детей

... к значительной компенсации их состояния. Отсюда возникает насущная необходимость обучения и воспитания аномальных детей ясельного и дошкольного возраста. Наличие сети специальных дошкольных учреждений значительно ... ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание может совсем снять проявления нарушений в развитии и тем самым предупредить затруднения детей при их обучении в массовой школе, ...

Говоря об К.Д. Ушинском нельзя не упомянуть о его принципах обучения. Перечислю лишь те, которые понравились больше всего:

1.  построение обучения с учетом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей учащихся;

2.  обращение внимания на посильность содержания обученияи его последовательность;

3.  единство теории и практики;

4.  использование игры как метода обучения [8, c. 510].

На наш взгляд, эти принципы являются ключевыми в построении обучения, хочется верить, что не только в наши планы входит руководствоваться ими, а также и многих других учителей, родителей.

Задаваясь вопросом: что же является главным в обучении?.. Нельзя ответить однозначно. Следует учитывать многие моменты, такие как:

1.  форма организации обучения;

2.  эффективность обучения;

3.  соблюдение принципов обучения;

4.  режим жизни детей;

5.  роль учителя в процессе обучения.

Считаю, что одна из главных ролей в обучении, несомненно, принадлежит учителю. Именно от него, в первую очередь, зависит эффективность обучения. Если говорить словами К.Д. Ушинского, то главная задача учителя: «не столько учить, сколько учить учиться» [7, c. 504].Проще говоря, учитель должен пробудить в своих учащихся жажду к новым знаниям, но при этом учитель также должен научить своих воспитанников самостоятельно добывать новые знания, потому что учитель ― «живое звено между прошедшим и будущем, могущий ратоборец истины и добра» [4, c. 173].

Для К.Д. Ушинского человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Воспитание ― основное содержание педагогического процесса, целями которого являются: открыть средства «к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [6, c. 127]. Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика должна была «черпать» из природы человека, т. е. исходить из объективных законов человеческого развития.В педагогической антропологии К.Д. Ушинский рассматривал педагогическую деятельность, как целостный процесс, который направлен на целостное развитие сознания, чувств и воли ребенка, а также направленный на совершенствование телесных, душевных и духовныхстремлений ребенка, которые неразрывно связаны между собой.К.Д. Ушинский огромное внимание уделял предоставлению детям возможности для самостоятельной, «вольной и излюбленной», деятельности ― физической, умственной и духовной.

Напоследок хотелось бы сказать, что для нас Константин Дмитриевич ― гениальный человек, который по праву носит прозвище «Учитель русских учителей». Это человек, которому мы обязаны такой наукой, как педагогика. Примеру этого человека нужно следовать не только педагогам, но и родителям.

37. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме готовности к обучению письму детей с речевыми нарушениями. 2. Выбрать методики для проведения экспериментального обследования: устной ... звуковой формы слова. Русское письмо - звко-буквенное, оно передает звуковой состав языка и требует определенного механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звко-буквенным ...

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная.Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражениемнародности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое из народного творчества.

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном об образовательном значении родного языка. В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа —лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,—народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,— это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

38. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «О пользе педагогической литературы»)

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы

воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Он требовал единства теории и практики. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине.

Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием

основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — заявлял он. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии.

16 стр., 7631 слов

Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка

... аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка .1 Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка Идея индивидуализации обучения, воспитания и развития личности имеет ... К.Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Обучение, как говорил Ушинский К.Д., ...

Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде.

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

39. Учебные книги К. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» Л. Н. Толстого

Великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ‘»Родное слово». Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: «Азбуки» и «Первой после Азбуки книги». В «Азбуке» Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное. Письменная азбука К. Д. Ушинского была похожа на современные прописи для обучения письму. Сейчас, в наше время, в прописях тоже есть разные интересные задания по раскраске, обводке рисунков по точкам. Эти задания предназначены для укрепления пальцев рук для письма. А впервые предложил такие задания К. Д. Ушинский. После письменной, дети учились читать по печатной азбуке. Большое внимание уделял К.Д. Ушинский отбору текстов для чтения. Многие статьи и рассказы были написаны им самим. Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения. Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2—3 строки на какую-либо нравственную тему, например: « Х р о м о й и с л е п о й . Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи — и оба перешли благополучно».

Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать.

Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений — таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении.

23 стр., 11326 слов

Психолого-педагогическое воспитание приемных детей

... представляет собой систему государственного содержания сирот. Проведенные психолого-педагогические исследования, а также опыт воспитания детей в учреждениях закрытого типа показывает, что данная система объективно приводит к ... связывают с указом царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора ...

«Детский мир» — для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений

по естествознанию и географии.

В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.

Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, заниматель ность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три четыре строки. Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей.

40. Вклад К. Д. Ушинского в развитие педагогической науки

• Ушинский — основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Идея народности неразрывно связана с высказываниями Ушинского о родном языке.

• К.Д. Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук.

• Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем.

• Ушинский принадлежит к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их.

• Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий.

• Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности, обучения родному языку. В работах «Родное слово», «Детский мир» и др. дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод.

• Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные.

• Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества

• В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания — отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности. Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... обеспечить нравственное воспитание детей в процессе обучения физическим упражнениям, педагог должен видеть и умело использовать как в учебном материале, так и в методах обучения значительные ... комплексное и более четкое представление о упражнение, изучается. К.Д. Ушинский утверждал, что наглядное обучение соответствует психологическим особенностям детей, мыслящих формами, звуками, красками, ...