Умственная отсталость 4

Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ И. И. МЕЧНИКОВА

Кафедра психиатрии и наркологии

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Литература:

1)основная:

1.Коркина М.В., Лакосина Н.Д.,Личко А.Е.Психиатрия. Учебник .М., 1995.

2.Сметанников П.Г.Психиатрия Руководство для врачей .СПб., 1997.

2)дополнительная:

1.Блейхер В М. Экспериментально-психологическоеисследование психически больных.Ташкент,1971.

2.Морозов Г.В. , Шумский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию.МНГА 1998.

3.Виленский О.Г. Психиатрия. Учебник. М.,2000.

4.Гельдер М.,Гет Д.,Мейо Р.Оксфордское руководство по психиатрии.Пер. с англ..В2-х

т.,Киев, 1999, т 1.

5.Меграбян А.А. Общая психопатология .М.,1972.

6.Ушаков Г.К.Детская психиатрия. М.,1973.

8.Теоретический материал.

ПАТОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Интеллект – способность усваивать новые знания и применять их в практической деятельности.

Уровень интеллектуального развития пациента врач может оценить в беседе с ним по высказываниям больного, уровню абстрактного мышления, эрудированности, способности к обобщениям. Пациенту можно предложить совершить простые арифметические действия, объяснить значение пословиц и поговорок. Кроме того существуют специальные тесты для более точного определения интеллектуального развития (тест Айзенка, тест Векслера).

Результаты оценки интеллекта по данным тестов выражаются в определенном количестве баллов, которые определяются как коэффициент интеллекта (IQ).

5 стр., 2472 слов

проблемы и перспективы развития взаимоотношений руководства и коллективов при использовании различных стилей руководства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Факультет «Право и финансы» Кафедра «Оценка бизнеса и конкурентоспособности» Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление» “УТВЕРЖДАЮ” Заведующий ...

Коффициент интеллекта ниже 70 свидетельствует об интеллектуальной недостаточности.

Патология интеллекта проявляется различными формами и степенями умственной отсталости.

Умственная отсталость – состояние задержки или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальный способностей. Ранее (до МКБ-10)употреблялся термин «олигофрения», впервые введенный Э.Крепелином. Умственная отсталость – не заболевание, а аномалия развития, дизонтогения (Т.Е.Сухарева).

Характерно отсутствие прогредиентности, в отличие от деменции.

Этиология – известно более 100 вредных факторов:

1)наследственно обусловленные нарушения обмена веществ (недостаточность того или иного фермента), хромосомные болезни;

2)инфекционные агенты, воздействующие в период внутриутробного развития или в первые годы жизни (нейротропные вирусы, бледная спирохета, токсоплазма, менингококк и т.д.);

3)многочисленные интоксикации (появление в организме матери токсичных продуктов вследствие нарушения функции печени или почек, алкоголизм матери, применение

Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова

различных химических веществ с целью прерывания беременности, гормональные дискорреляции в организме матери и т.д.);

11 стр., 5103 слов

Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Оглавление Введение. ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы использования театрализованной игры в образовательном процессе с детьми с умеренной умственной отсталостью. 1.1 Театрализованная игра в образовательном процессе……………………...5 1.2 Театрализованная игра как средство социализации детей……………...12 1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей с умеренной ...

4)действие лучевой энергии в период беременности;

5)иммунологическая несовместимость тканей матери и плода (резус-конфликт);

6)различные нарушения питания развивающегося организма (общее голодание матери, недостаток в ее рационе тех или иных жизненно важных веществ: витаминов, солей и т.д.); особо важное значение имеет кислородное голодание развивающегося мозга;

7)недоношенная беременность (преждевременные роды), механические травмы во время родов, в частности, наложение щипцов;

8)травмы и заболевания центральной нервной системы в первые 3 годы жизни.

Патогенез умственной отсталости весьма разнообразен и зависит не только от вредного фактора, его интенсивности и продолжительности действия, но и от того, в какой период развития организма он подействовал. Например, вирус краснухи после 4 месяца беременности не вызывает умственную отсталость. Та или иная вредность может подействовать на оплодотворенную клетку – гамету, приведя к гаметопатиям, либо вызвать поражение зародыша на любом дальнейшем этапе внутриутробного развития: начальном (1ая неделя развития), зародышевом (2 – 8 неделя развития), плодном (с 9й недели развития до рождения ребенка).

Таким образом, причиной умственной отсталости могут быть гаметопатии, эмбриопатии и фетопатии различной этиологии. Важнейшим фактором, вызывающим поражение мозга, является аноксия. Различные формы олигофрений зависят от разных патофизиологических механизмов, лежащих в основе клинических расстройств. Так, при астенической олигофрении (умственной отсталости) имеет место недоразвитие функциональных систем, объединяющих некоторые глубинные структуры (таламус) с корковыми образованиями. Дисфорическая форма связана с ранними грубыми органическими поражениями головного мозга.

F 70. Легкая умственная отсталость

Соответствует олигофрении в степени дебильности. Речевые навыки приобретаются с некоторой задержкой, но большинство лиц могут использовать речь в повседневых целях, поддерживать беседу, способны к самообслуживанию. Могут обучаться во вспомогательной школе. Многие оканчивают 8 классов. В большинстве случаев возможно трудоустройство, требующее способности к практической деятельности, включая полуквалифицированный ручной труд. При наличии эмоциональной и социальной незрелости наблюдаются проблемы в брачной жизни, в воспитании детей и т.д. Повышенная внушаемость способствует асоциальному поведению, когда лица с дебильностью попадают под влияние уголовных элементов. Интеллектуальный коэффициент (IQ) составляет 50 – 69 (при определении тестом Векслера).

18 стр., 8868 слов

Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью

Ведение Важность овладения учащимися с интеллектуальным недоразвитием русским (родным) языком объясняется тем, что он представляет собой средство общения, интеллектуального развития и способ изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной специальной педагогике сложился такой подход к обучению детей с интеллектуальным недоразвитием, который ориентирует учителя на ...

F 71. Умеренная умственная отсталость

Соответствует олигофрении в степени имбецильности. Интеллектуальный коэффициент 35 – 49. Характерно медленное понимание и использование речи. Запас слов ограничен. Речь косноязычна. Отстает развитие навыков самообслуживания, моторика, некоторые нуждаются в надзоре в течение всей жизни. Лица с умеренной умственной отсталостью могут учиться во вспомогательной школе только до 3 класса. Могут писать отдельные слова, знают порядковый счет и сложение в пределах 10. Способны к физическому труду (уборка, мытье посуды).

Абстрактное мышление отсутствует. Не могут понять смысл пословиц. Нарушены пространственно-временныепредставления (знание правой, левой стороны, понятие «верх – низ»).

Нуждаются в контроле. Независимое проживание невозможно. Инфантильны, внушаемы, эмоции примитивны, но способны к привязанности к отдельным лицам.

F 72. Тяжелая умственная отсталость

Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова

Интеллектуальный коэффициент 20 – 34 (соответствует олигофрении в степени глубокой имбецильности).

Не способны к обучению во вспомогательной школе. Речь косноязычна, состоит из малого набора слов (от нескольких слов до нескольких десятков).

Не способны к письму и счету. Нуждаются в уходе и надзоре, так как часть не могут приобрести навыки самообслуживания. Иногда имеет место элементарное самообслуживание. Граничит с идиотией. Эмоции примитивны. Внимание крайне отвлекаемо. Часты физические уродства. Эмоциональная сфера может характеризоваться или повышенной возбудимостью со склонностью к агрессии и аутоагресии, или заторможенностью, апатией. Для многих характерна яктация – стереотипное качание всем телом.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность& ...

F 73. Глубокая умственная отсталость (идиотия)

IQ 0 – 20. Не способны к пониманию речи, не приобретают навыки самообслуживания. Речь отсутствует. Эмоции низшие. Выражаются криком удовольствия и неудовольствия. Характерна пика – поедание несъедобного. Не дифференцируют своих и чужих. Чаще находятся в психоневрологических интернатах в связи со сложностью надзора в домашних условниях. Нередко тяжелые неврологические и соматические нарушения (эпилепсия, расстройства зрения, слуха и т.д.).

Физические нарушения и неврологические расстройства При олигофрениях встречаются самые разнообразные пороки развития, особенно вы-

раженные при тяжелой и глубокой умственной отсталости. Характерны различные пороки развития черепа – дискрании, обычно сопровождающиеся теми или иными дефектами в строении мозга. Нередко наблюдается микроцефалия, пиргоцефалия – башенный череп, долихоцефалия – удлинение черепа в передне-заднемразмере и т.д. Могут быть разнообразные неправильности в строении лица, волчья пасть, заячья губа, «готическое небо», уродливые зубы, различные поражения глаз, деформированные уши, очень высокий или крайне маленький рост, диспластичность, ожирение, гипоили гипергенитализм, шестипалость, синдактилия, различные пороки развития внутренних органов и т.д.

Многообразны и неврологические расстройства. Могут быть симптомы нарушения ликворообращения, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражения слуха и зрения, асимметрия лица и т.д.), разнообразные двигательные расстройства, судорожные проявления, нарушения чувствительности, изменения рефлексов, патологические рефлексы, трофические нарушения и т.д.

Все олигофрении подразделяются на следующие большие группы:

1)олигофрения (умственная отсталость) вследствие наследственных (генных и хромосомных заболеваний);

12 стр., 5972 слов

1. Классификация нарушений развития. Проблема терминологии

... комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение и двигательные нарушения, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения и слуха и т. д. До ... развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие ...

2)олигофрении вследствие воздействия различных вредностей (инфекции, интоксикации и т.д.) в период внутриутробного развития;

3)олигофрении, вызванные воздействием различных вредностей в перинатальном периоде

ив первые годы жизни (до 3 лет).

Олигофрении в связи с генными заболеваниями:

1. Фенилкетонурия (болезнь Фёллинга).

Следствие врожденной аномалии обмена: нарушения окисления фенилаланина. Вследствие ферментативной недостаточности (полное или частичное отсутствие фенилаланингидроксилазы) фенилаланин не превращается, как в норме, в тирозин. Вместо тирозина в организме образуется фенилпировиноградная кислота, которую легко обнаружить в моче. Время появления первых симптомов расстройств психического развития у данной категории больных неодинаково. У ряда больных уже в первые месяцы жизни появляется повышенное беспокойство, у некоторых – через 4 – 9 месяцев после рождения. Но в целом характерны вя-

Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова

лость и безразличие со вспышками раздражительности. Часто наблюдаются гиперкинезы, нарушения походки. Как правило, светлые волосы и голубые глаза, тонкая белая кожа. Ранняя диагностика основана на определении фенилаланина в сыворотке крови или фенилпировиноградной кислоты в моче (проба Фёллинга): при добавлении к моче хлористого железа появляется сине-зеленоеокрашивание, если проба положительная (при наличии заболевания).

При раннем выявлении фенилкетонурии нужно переводить ребенка на диету с резким ограничением белка и заменой его гидролизатом казеина (берлофеном).

В этом случае возможна профилактика умственной отсталости. Такое лечение осуществляется до 6 – 8 лет жизни.

2. Галактоземия.

Связана с нарушением обмена галактозы (увеличение ее количества).

Характерны увеличение печени и катаракта. Применяется диетотерапия с резким ограничением галактозы.

6 стр., 2948 слов

Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения. Параноидная шизофрения. Галлюцинаторно-параноидный синдром

Кафедра психиатрии и наркологии Саратовского государственного медицинского университета. Зав.кафедрой – к.м.н. Барыльник Ю. Б. Преподаватель – доц. Абросимова Ю. С. История болезни Основной диагноз: Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения. Параноидная шизофрения. Галлюцинаторно-параноидный синдром. Курировала студентка 5 курса 6 группы лечебного факультета Ивашурина ...

3. Гаргоилизм (болезнь Пфаундлера).

Поражаются глаза, внутренние органы и опорно-двигательныйаппарат (хондроостеодистрофия).

Характерна внешность этих больных: «шаржированное» строение лица, явления акромегалии, неправильная форма ушей, зубов, носа, рта, большой язык, огромная голова при карликовом росте. Туловище обычно деформировано, живот увеличен. Поражены печень, селезенка, почки, сердце, недостаточность функции щитовидной железы, помутнение роговиц, катаракта, повышение внутриглазного давления. Лечение симптоматическое: назначение АКТГ, тиреоидина, витамина А.

4. Мукополисахароз (синдром Санфилиппо)

Умственная отсталость сопровождается расстройствами опорно-двигательногоаппарата, увеличением размеров внутренних органов, незначительным помутнением роговицы. Больные двигательно активны, агрессивны.

5. Окулодиэнцефалический синдром Барде-Бидля.

Сочетание психического недоразвития с ожирением, гипогенитализмом, пигментарным ретинитом с резким снижением зрения (вплоть до слепоты) с полидактилией.

6. Синдром Лоуренса-Муне.

Характерны пигментная ретинопатия, гипогенитализм, спастическая параплегия.

7. Черепно-лицевой синдром Крузоне.

Снижение интеллекта сочетается с характерным видом черепа и лица: конической, башенной и шарообразной формой головы, шишковидным лбом, экзофтальмом и расходящимся косоглазием, гипоплазией вержней челюсти, крючковидным носом. Имеется снижение слуха, зрения, обоняния.

Хромосомные болезни: болезни Дауна, Клайнефельтера,Шерешевского-Тернера.

Олигофрения (умственная отсталость)вследствие биологической несовместимости крови матери и ребенка(резус-конфликт).Возникает при отсутствииRh-факторау матери и наличиирезус-факторау отца. Ребенок становитсярезус-положительными в организме матери вырабатываетсяантирезус-агглютинины,что ведет к гемолизу эритроцитов плода. При данном заболевании могут быть тяжелые степени психического недоразвития, судорожные припадки, поражение слуха, косоглазие, нистагм, атаксия, атетоз, гемиплегия.

Текст взят с сайта кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И. Мечникова

К умственной отсталости вследствие воздействия различных вредностей в период внутриутробного развития относятся: умственная отсталость вследствие токсоплазмоза, на почве врожденного сифилиса, на основе эндокринных нарушений.

Психозы у лиц, страдающих умственной отсталостью.

Могут быть различные психические расстройства: психогенные, инфекционнотоксические, соматогенные и фропфшизофрения.

Динамика умственной отсталости выражается в явлениях компенсации и декомпенсации (усиление эмоциональной неустойчивости, психогенные реакции).

Лечение умственной отсталости:

1)специфическое при энзимопатиях;

2)стимулирующие препараты, ноотропы для повышения психической активности;

3)седативное при возбуждении;

4)общеукрепляющие;

5)дегидратационная терапия.

Профилактика умственной отсталости:

1)устранение факторов, действующих на эмбрион и плод во время беременности и приводящих в дальнейшем к умственной отсталости;

2)раннее выявление диферментозов и правильная диета;

3)правильное ведение родов;

4)разумный подход к реанимационным мероприятиям по отношению к новорожденному.