Задания на период наблюдательной практики

СОДЕРЖАНИЕ

   
1. Требования ГОС ВПО к содержанию и организации практики 2. Задания на период пассивной практики
3. Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя
4. Выписка из классного журнала
5. План воспитательной работы (на период практики)
6. Самоанализ внеклассного мероприятия
7. Лист наблюдения и анализа внеклассного мероприятия
8. Психолого-педагогический анализ посещённого урока
9. Психолого-педагогический самоанализ урока
10. Психолого-педагогическая характеристика учащегося
11. Текстовый отчёт о прохождении педагогической практики
12. Лист учёта работы методиста по педагогике
13. Список литературы

Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики

Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:

— углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

— формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;

— самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;

— развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;

— овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;

— отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;

— освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;

— развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

— овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.

 

Задания на период наблюдательной практики

День первый.

  1. Распределение по классам.
  2. Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.
  3. Знакомство с классным коллективом.
  4. Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
  5. Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.

 

День второй.

  1. Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).
  2. Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения внеклассных мероприятий.
  3. Наблюдение за работой классного руководителя, знакомство с должностными инструкциями.
  4. Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
  5. Наблюдение за классом, выбор ученика для составления психолого-педагогической характеристики.

 

День третий.

  1. Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
  2. Разработка стратегии изучения личности ученика (разработка тем индивидуальных бесед, опросников, сбор педагогически направленной информации об ученике).
  3. Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по личности данного ученика.
  4. Согласование темы и формы проведения внеклассного мероприятия с классным руководителем.
  5. Начало работы в качестве классного руководителя.

 

День четвёртый.

  1. Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
  2. Проектирование индивидуальной работы с выбранным учеником.
  3. Анализ методов обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.
  4. Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.

 

День пятый.

  1. Разработка конспекта внеклассного мероприятия.
  2. Участие в семинаре по итогам пассивной практики (заполнение формы отчёта).

4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).

Психолого-педагогический самоанализ урока

(По Л. Т. Охитиной)

Организация урока:
Самоорганиза­ция учителя:
а) творческое рабочее самочувствие,  
б) психологический контакт с классом;  
в) как учитываются возраст­ные и индивидуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познавательной деятель­ности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личност­ных, деятельностных, интеллектуальных особеннос­тей учащихся;  
Органи­зация учителем познавательной деятельности уча­щихся: а) организация восприятия и наблюдения;  
б) организация внимания;  
в) тренировка памяти;    
г) формирование понятий;      
д) развитие мышления;    
е) воспитание воображения;    
ж) формирование умений и навыков;      
з) каковы особенности овла­дения (ведущей) учебной деятельностью; каков характер развития входящих в нее действий, средств выражения мысли и способов формирования и формулирования мысли и совершенствования операциональных механизмов этой деятельности;  
и) закономер­ности усвоения (материала) во всех его звеньях, со­вершенствование навыков, развитие коммуникативных способностей ‘учащихся и т. д.  
Организованность самих учащихся:
1) уровень умственного развития учащихся;    
2) отношение учащихся к изучению;    
3) самоорганизация ум­ственного труда;    
4) обучаемость;    
5) какие группы учащихся по уровню обучаемости выде­ляет учитель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий;  
6) психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их индивидуально-психологических особенностей: уровень сформированности предметных, контрольных, самооценочных действий учащихся;    
7) отношение учащихся к учебному предмету и характер его проявления на уроке иностранного языка, включенность учащихся в учебную деятельность;      
8) интеллектуальная активность (мыслительная, перцептивная, мнемическая) учащихся на уроке;  
9) особенности психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке, учет учителем этих особенностей;  
10) межличностные отношения: а) между учащимися подгруппы (при групповой работе),  
б) между учащимися и учителем и их проявления на уроке.      
Стиль урока:
В какой мере содержание и структура урока от­вечают принципам развивающего обучения, а именно:
а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;    
б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;    
в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска;    
г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащи­мися (кто ставит проблему, кто формирует, кто решает);    
д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки,самоконтроля и самоанализа учащихся;    
е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положителъные чувства в связи с проделанной работой, ус­тановки, стимулирующие интерес, волевое уси­лие к преодолению трудностей и т. д.) и при­нуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и пр.);  
д) педагогическое общение и сотрудничество: какие коммуникативные задачи и как решаются учителем и учащимися; стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-попусти­тельский); схема учебного взаимодействия в классе и особенности сотрудничества учащихся (диады, триа­ды, лидерство и др.).  
Каковы особенности самоорганизации учи­теля, т, е.:
а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными ком­понентами урока, степень осознания психоло­гической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);  
б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистичес­кий подход ко всему происходящему, педагоги­ческая находчивость и др.);  
в) педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);    
г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения.    
Организация познавательной деятельности учащихся:
В какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения, а именно:
а) как он добивался нужной избирательности, ос­мысленности целостности, восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отли­чать инвариантные признаки от вариативных;      
б) какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение);    
в) как добивался устойчивости и сосредоточеннос­ти внимания учащихся;  
г) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).  
Организация деятельности мышления и воображе­ния учащихся в процессе формирования новых зна­ний и умений:
а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.);  
б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;  
в) с помощью каких приемов, инновационных методов или технологий и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);      
г) какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;    
д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы к цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обра­ботке результатов и оформлению работы).