СОДЕРЖАНИЕ
1. Требования ГОС ВПО к содержанию и организации практики 2. Задания на период пассивной практики | |
3. Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя | |
4. Выписка из классного журнала | |
5. План воспитательной работы (на период практики) | |
6. Самоанализ внеклассного мероприятия | |
7. Лист наблюдения и анализа внеклассного мероприятия | |
8. Психолого-педагогический анализ посещённого урока | |
9. Психолого-педагогический самоанализ урока | |
10. Психолого-педагогическая характеристика учащегося | |
11. Текстовый отчёт о прохождении педагогической практики | |
12. Лист учёта работы методиста по педагогике | |
13. Список литературы |
Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики
Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:
— углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
— формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;
— самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;
— развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;
— овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;
— отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;
— освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;
— развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
— овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.
Задания на период наблюдательной практики
День первый.
- Распределение по классам.
- Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.
- Знакомство с классным коллективом.
- Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
- Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.
День второй.
- Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).
- Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения внеклассных мероприятий.
- Наблюдение за работой классного руководителя, знакомство с должностными инструкциями.
- Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
- Наблюдение за классом, выбор ученика для составления психолого-педагогической характеристики.
День третий.
- Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
- Разработка стратегии изучения личности ученика (разработка тем индивидуальных бесед, опросников, сбор педагогически направленной информации об ученике).
- Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по личности данного ученика.
- Согласование темы и формы проведения внеклассного мероприятия с классным руководителем.
- Начало работы в качестве классного руководителя.
День четвёртый.
- Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
- Проектирование индивидуальной работы с выбранным учеником.
- Анализ методов обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.
- Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.
День пятый.
- Разработка конспекта внеклассного мероприятия.
- Участие в семинаре по итогам пассивной практики (заполнение формы отчёта).
4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).
Психолого-педагогический самоанализ урока
(По Л. Т. Охитиной)
Организация урока: | |
Самоорганизация учителя: | |
а) творческое рабочее самочувствие, | |
б) психологический контакт с классом; | |
в) как учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познавательной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенностей учащихся; | |
Организация учителем познавательной деятельности учащихся: а) организация восприятия и наблюдения; | |
б) организация внимания; | |
в) тренировка памяти; | |
г) формирование понятий; | |
д) развитие мышления; | |
е) воспитание воображения; | |
ж) формирование умений и навыков; | |
з) каковы особенности овладения (ведущей) учебной деятельностью; каков характер развития входящих в нее действий, средств выражения мысли и способов формирования и формулирования мысли и совершенствования операциональных механизмов этой деятельности; | |
и) закономерности усвоения (материала) во всех его звеньях, совершенствование навыков, развитие коммуникативных способностей ‘учащихся и т. д. | |
Организованность самих учащихся: | |
1) уровень умственного развития учащихся; | |
2) отношение учащихся к изучению; | |
3) самоорганизация умственного труда; | |
4) обучаемость; | |
5) какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий; | |
6) психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их индивидуально-психологических особенностей: уровень сформированности предметных, контрольных, самооценочных действий учащихся; | |
7) отношение учащихся к учебному предмету и характер его проявления на уроке иностранного языка, включенность учащихся в учебную деятельность; | |
8) интеллектуальная активность (мыслительная, перцептивная, мнемическая) учащихся на уроке; | |
9) особенности психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке, учет учителем этих особенностей; | |
10) межличностные отношения: а) между учащимися подгруппы (при групповой работе), | |
б) между учащимися и учителем и их проявления на уроке. | |
Стиль урока: | |
В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения, а именно: | |
а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; | |
б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; | |
в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска; | |
г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формирует, кто решает); | |
д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки,самоконтроля и самоанализа учащихся; | |
е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положителъные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и пр.); | |
д) педагогическое общение и сотрудничество: какие коммуникативные задачи и как решаются учителем и учащимися; стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-попустительский); схема учебного взаимодействия в классе и особенности сотрудничества учащихся (диады, триады, лидерство и др.). | |
Каковы особенности самоорганизации учителя, т, е.: | |
а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению); | |
б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и др.); | |
в) педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности); | |
г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения. | |
Организация познавательной деятельности учащихся: | |
В какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения, а именно: | |
а) как он добивался нужной избирательности, осмысленности целостности, восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвариантные признаки от вариативных; | |
б) какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение); | |
в) как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся; | |
г) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.). | |
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: | |
а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.); | |
б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников; | |
в) с помощью каких приемов, инновационных методов или технологий и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.); | |
г) какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов; | |
д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы к цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы). |