Задачи управления трудовыми ресурсами

· Прием на работу персонала оптимальной численности и состава с точки зрения эффективности производственной и торговой деятельности предприятия

· Поиск необходимых трудовых ресурсов всеми имеющимися способами

· Создание такой структуры управления трудовыми ресурсами, при которой экономические интересы предприятия максимально совпадают с личными потребностями каждого сотрудника

· Обеспечение наиболее высоких темпов роста результативности труда всех сотрудников

· Постоянный поиск все более эффективных методов мотивации и повышения личной заинтересованности персонала предприятия

 

Всем известно, что трудовые ресурсы в рамках каждого конкретного предприятия носят название «персонал». Термин «персонал» объединяет всех сотрудников (работников) предприятия, организации, работающих по найму и обладающих определенными качественными характеристиками, а также рабо­тающих собственников и совладельцев. В теории управления существуют различные подходы к клас­сификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работника. Базовой яв­ляется классификация, предусматривающая выделение двух основ­ных частей персонала по участию в процессе производства продук­ции, услуги: рабочие (производственный персонал) и служащие (управленческий персонал).

 

Функции общего управления осуществляют руководители. Их условно разделяют на три уровня: высший (генеральный директор, директора по направлениям, управляющий и их заместители), сред­ний (руководители основных структурных подразделений — отде­лов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (ра­ботающие с рабочими — руководители бюро, секторов, мастера).

В следующей части моей работы хотелось бы поговорить как раз о руководящих кадрах и их роли в обеспечении эффективности менеджмента.

Управление персоналом — это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.

Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело управленческих кадров немыслимы глубокие качественные изменения в области менеджмента. Это связано с тем, что из чистого администратора, слепо выполнявшего команды «сверху», менеджер превращается в творческую личность, деятельность которой направлена на реализацию политики мотивации, приобретающей в переходный к рыночным отношениям период решающее значение.

22 стр., 10875 слов

Использование социально-психологических методов в управлении ...

... на совершенствовании финансового менеджмента. При этом персонал, как объект управления, остается на втором плане. Поэтому неудивительно, что службы управления персоналом большинства украинских предприятий имеют низкий организационный ... содержать кадровую службу. Взваливая на себя весь груз проблем по управлению персоналом, руководитель порой сам теряет мотивацию к работе, и бизнес перестает радовать. ...

Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу.

Требования творческого отношения менеджеров к производству и управлению обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах коллективного труда.

 

Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.

Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности: люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.

 

Разумеется, не менее важным аспектом являются элементы системы управления персоналом.

К ним относятся:

· Подбор

· Найм

· Ввод в должность

· Система вознаграждений

· Оценка и продвижение

· Профессиональное развитие

· Планирование карьеры

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Профессиональный подбор — процесс обеспечения предприятия работниками с желаемыми свойствами, соответствующими определенным требованиям, способными вовремя и качественно выполнять задачи (работы) и достигать поставленных целей. Профессиональный подбор является одной из основных функций управления персоналом, от качественного выполнения которой зависит эффективная деятельность предприятия.

Профессиональный подбор на предприятиях могут осуществлять любые должностные лица в зависимости от специфики и размеров предприятия, от наличия службы персонала или отдельных специалистов по управлению персоналом, категорий персонала, от специфики профессий или должностей, их места в организационной структуре, срочности заполнения вакансии, наличия кадрового резерва на заполнение вакантных должностей руководителей, готовности резервистов занять руководящие должности и т. д.

Найм. Одним из самых важных направлений работы отдела управления персоналом любого предприятия является поиск новых сотрудников. Найм персонала выступает в качестве заключительной фазы отбора кандидатов на вакантную должность. В процессе определяются и документально подтверждаются будущие деловые отношения между работодателем и работником. Они предполагают четкое соблюдение ныне действующих правовых актов ТК РФ. Основная задача найма – удовлетворение возникшего спроса на сотрудников не только в количественном, но еще и в качественном и отношении.

12 стр., 5716 слов

Человеческий фактор в управлении организацией

... привлечения кандидатов; ·рекламирование должности, маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места в организации, внешний PR организации); ·создание базы данных претендентов, управление потоком резюме; ·оценка ... стран Запада, выделяли два основных подхода в работе с персоналом: доктрина научной организации труда; доктрина человеческих отношений. Если первая доктрина акцентировала внимание ...

Набор персонала — действия организации по привлечению на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям ва­кантного рабочего места, а также формирование резерва кандидатов для отбора персонала.

Основное назначение набора заключается в создании опре­деленного резерва кандидатов, из которого в дальнейшем органи­зация смогла бы отобрать человека, максимально полно соответст­вующего требованиям должности или рабочего места.

Процесс набора зависит от факторов внешней и внутренней среды, они опре­деляют: интенсивность, скорость, на­правления набора.

Основные этапы найма персонала:
Чтобы вакантную должность занял по-настоящему хороший специалист, отделом по управлению персоналом должна быть проделана серьезная работа. Вот основные этапы, которые проходятся при найме персонала.

· Изучение рынка труда

· Выбор источников и методов поиска

· Формирование базы резюме

· Отбор перспективных соискателей

· Проведение собеседования

· Принятие окончательного решения

 

Ввод в должность.

Ввод в должность нового сотрудника – это система мер и мероприятий, включающих в себя помощь в адаптации нового сотрудника в компании, полный инструктаж работника и введение его в курс всех тех дел компании, которые так или иначе находятся в его ведении.

Стоит учитывать, что в том случае, если новый сотрудник с самого начала встретит радушный прием и почувствует себя частью вашего коллектива, он будет лучше работать. Так он гораздо быстрее станет активным членом вашего трудового коллектива. Все затраты, связанные с введением новых сотрудников в должность, являются инвестициями в развитие вашего бизнеса.

Введение в должность нового сотрудника занимает от одного дня до нескольких недель. Сразу после введения в должность новый сотрудник должен приступить к исполнению своих хотя бы основных служебных обязанностей. Не следует забывать о том, что сначала все ему будет в новинку. Следует оказывать новому сотруднику постоянную помощь и поддержку. Он гораздо лучше будет справляться со своими должностными обязанностями, если почувствует себя частью единой команды. Если новый сотрудник хорошо усвоил принципы вашей работы и понял, что от него требуется, он начинает испытывать чувство повышенной ответственности. Постепенно он станет очень полезным членом трудового коллектива.

Система вознаграждений.

Основными принципами политики вознаграждения могут быть:

· Обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы,

· Равная оплата за равный труд или внутренняя справедливость,

· Создание равных возможностей для роста заработной платы у всех категорий персонала,

· Дифференциация заработной платы в зависимости от напряженности и качества труда, повышение уровня знаний и компетентности, недопущение любых форм дискриминации в оплате труда.

Созданная в организации система вознаграждения персонала оказывает комплексное воздействие на трудовое поведение работников. Она является подсистемой управления персоналом как системы более высокого порядка.

компетенций и полномочий национальных отделов персонала.

Продвижение и оценка работников.

Продвижение.

Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовы­ражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельно­сти. Например, получение больших полномочий, более высо­кого статуса, престижа, власти, большего количества денег.

24 стр., 11558 слов

Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

... Управление лидерством в организации 4. Роль лидера в управлении организацией 4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой 4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией 4.3. Роль лидера в управлении персоналом ... проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из ...

Иначе говоря, карьера это индивидуально осознанные по­зиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятель­ностью на протяжении рабочей жизни человека.

Планирование карьеры работника представляет собой организацию его продвижения по ступеням должностного и квалификационного роста, помогающую ему развить и реализовать профессиональные знания и навыки в интересах фирмы.

В деятельности службы управления персоналом по планированию карьеры работников происходит наиболее гармоничное совмещение интересов и целей фирмы (гарантирование вложений в подготовку работников, обеспечение их лояльности интересам фирмы, уменьше­ние текучести, эффективное использование) с индивидуальными ин­тересами и целями самих работников (удовлетворение потребностей в самоуважении и признании, в достижении независимости).

Это позволяет сформировать продуктивные и устойчивые отношения между ними. Потому работа по планированию карьеры строится на индиви­дуальном подходе к возможностям профессионального продвижения и роста.

Управление карьерой работников в определенной степени является естественным продолжением и результатом всей деятельности служ­бы управления персоналом. Данный процесс начинается уже на этапе найма, в ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготов­ки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры: повышение в должности, перемеще­ние и т. п.

Организация работы по планированию и реализации карьеры работ­ников включает:

· ознакомление работников с имеющимися в фирме возможностя­ми продвижения в виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения квалификации;

· регулярное информирование и консультирование по открываю­щимся в фирме возможностям обучения и вакантным местам;

· разработку программ поддержки и психологического консульти­рования, противодействующих кризисам карьеры.

 

Оценка.

Оценка персонала- процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации организационных целей.
Основное условие эффективной работы системы оценки персонала является ее комплексный характер. Необходимо учитывать все задачи, решаемые каждой конкретной организацией в области управления кадрами.
Оценка работы персонала помогает решать задачи, связанные с другими направлениями работы с персоналом.
В процессе управления персоналом решается целый комплекс задач, и одной из наиболее важных функций является оценка персонала.

4 стр., 1975 слов

Психологические особенности деятельности работника торговли

... ценах, местах расположения товаров и т.д. В процессе деятельности продавец чаще пользуется произвольной памятью, когда он ставит цель запомнить какие-то данные. Но иногда подключается непроизвольная ... лучшие приемы координации, переклю­чать, когда необходимо, движения, включать в работу разные группы мышц. Доведенные путем упражнений до уровня навыка движения автоматизируются, увеличивается их ...

Эффективная система оценки позволяет разрабатывать, уточнять и подтверждать критерии отбора и таким образом совершенствовать используемые методы отбора персонала. Результаты периодической оценки работы персонала подтверждают (или не подтверждают) правильность прогноза профессиональной успешности кандидатов, сделанного на основе используемых методов и процедур отбора. Без такого рода обратной связи совершенствование системы отбора невозможно.

 

Требования к менеджеру.

 

Менеджерв современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

§ организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;

§ руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;

§ руководителю по отношению к подчиненным;

§ администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

§ обеспечение функционирования подсистемы снабжения;

§ обеспечение функционирования производственной системы;

§ обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;

§ ОФ финансовой подсистемы;

§ ОФ инновационной подсистемы;

§ ОФ социальной подсистемы;

Требования, предъявляемые к менеджеру:
В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

§ — знание технологии производственного процесса и его функционирования;

§ — знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

§ — знание общей экономической теории;

§ — знание теории маркетинга;

§ — а также общая эрудиция по специальности;

§ — знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

§ — умение быть в форме;

§ — выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

4 стр., 1659 слов

Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства и ...

... организации. В рез-те у участников развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений. Особенность попустительского стиля руководства ... руководителя. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы ... только общие цели деятельности и ...

§ — выдержка в любой конфликтной ситуации;

§ — коммуникативность;

§ — умение слушать;

§ — интуиция;

§ — приспособляемость к ситуации;

§ — восприимчивость критики, самокритичность;

§ — уверенность в себе;

§ — авторитетность;

§ — стремление к успеху и готовность работать для этого;

§ — возраст и внешние данные;

§ — сила воли;

3. Личные способности:

§ — умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

§ — умение распределять обязанности и давать четкие указания;

§ — умение стимулировать и мотивировать работников;

§ — легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

§ — ум и рассудительность;

§ — творческий потенциал;

§ — умение принять нужное решение;

§ — логическое, структурное, системное мышление;

§ — интуиция;

5. Рабочие приемы:

§ — рациональность и системность в работе;

§ — умение максимально концентрироваться;

§ — умение принятия решений и снятия проблем;

§ — самоменеджмент;

§ — умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

§ — активность и подвижность;

§ — энергичность;

§ — сила и здоровье.

«Власть. Влияние. Лидерство».

Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются необходимые для этого полно­мочия.

Управление- умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют воз­ложенные на них обязанности и решают определенные задачи.

В отличие от управления, лидерство– это способ­ность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лиде­ров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Лидер управляет людьми независимо от формальной должности в иерархии.

Наиболее ценен руководитель такой организации, который од­новременно является лидером и эффективно управляет своими под­чиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выпол­няли работу, порученную организации.

Влияниеопределяют как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны: это и просьба, и угроза увольнения, и пистолет, направленный в грудь. Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Примером может служить коммунистическая идея.

Руководители должны оказывать влияние таким способом, кото­рый легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — работе, необходимой для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эф­фективными, руководитель должен развивать и применять власть.

3 стр., 1228 слов

Проблема психологического климата коллектива в современной научной ...

... категории; • Рассмотреть классификации стилей управления руководителя; • Эмпирически изучить влияние стиля управления руководителя на межличностные отношения ... том, что взаимосвязь между стилем управления руководства и межличностными отношениями ... управления персоналом. – М., 2009 26.Козлов В.Д. Управление организацией - М., 2006 27.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. ...

Власть— это возможность влиять на поведение других. В допол­нение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не под­чинены, например, это работники других подразделений, других организаций, клиенты. Кроме того, большинство работников в со­временных организациях не будут полностью подчиняться всем приказам только потому, что они отданы начальником.

Авторитет менеджера.

Успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета менеджера. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям относится авторитет менеджера.

Авторитет менеджера — заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям

Авторитет руководителя (авторитет менеджера), связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:

  • официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
  • реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Групповая динамика.

Термин «групповая динамика» ввел К. Левин. Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление в исследовании малых групп. Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального Центра по изучению групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на ряд теоретических идей К. Левина: о природе групп, условиях их формирования, взаимосвязи их с индивидами и другими группами, об условиях их успешного функционирования. Большое внимание было уделено исследованию таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

 

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад.

Состав, композиция, структура – составляющие характеристики некоторой «статики» малой группы. Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы:

– как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются в малой группе;

– каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности всю систему общественных влияний, в частности содержание ценностей, норм, установок, сформированных в больших группах;

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

... эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. ...

– каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния группы и осуществляет определенную отдачу;

– как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении в социальной психологии выделяют уровни развития группы: ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.

1. Ассоциация. Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя, актив сс только начинает складываться. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом.

2. Кооперация. Более выражено единство действий членов группы, существуют общие взгляды на основные ее ценности, стремление к ним. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение имеют деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно как положительное ее движение – к коллективу, так и отрицательное – к корпорации.

3. Коллектив. Характерная черта коллектива – сплоченность. Она проявляется в том, что все мысли, чувства и усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слаженны, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Личностные отношения, с одной стороны, опосредованы делами, с другой – достаточно широки, гуманны, характеризуются чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.

4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальными (например, в религиозных сектах).

Руководство и лидерство.

Руководитель организации -это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу. Но это станет невозможным при отсутствии у руководителя лидерских качеств.

В менеджменте лидерство является ключевой переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерство — способность человека оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей организации,

Существуют различные классификации феномена лидерства. В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:

— традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;

18 стр., 8652 слов

Проблема выбора стиля управления руководителем

... которыми должен обладать руководитель. 5. Охарактеризовать   стиль руководства.    1.   Психология управления: ее объект и  предмет. Психология управления как наука продуцирует психологические знания, принимаемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. ...

— рационально-легальных — это лидеры, избранные демократическим путем;

харизматических — лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи.

Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории: преобразователи и дельцы.

Лидеры — преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений.

Лидеры — дельцы, напротив, действуют по принципу «здесь и сейчас», фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.

Стили руководства.

Стиль руководства -это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации.

Существует два подхода к определению стилей руководства:

1. Поведенческий подход выделяет автократичный, демократичный и либеральный стиль руководства.

Автократичный стиль характеризуется высокой степенью централизации власти руководителя. Автократичный (авторитарный) руководитель навязывает свою волю работникам.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений.

Либеральный стиль предполагает практически полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей своей работы и контроля за ее результатами. Он характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель-либерал «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива.

В зависимости от применяемых методов руководства, руководителей делят на сосредоточенных на работе, и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей.

Ситуационный подход.

Этот подход уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:

а)отношения между руководителем и коллективом;
б)структура задачи;
в) должностные полномочия руководителя.

Стиль руководства должен выбираться в зависимости от конкретной ситуации.

Выделяют четыре стиля руководства: стиль поддержки (ориентирован на человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий участие людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное достижение целей.

Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять различные стили, методы и типы влияния.

Управленческая решетка ГРИД.

В управленческой решетке ГРИД наглядно представлены различные способы реализации руководителем своих полномочий. Действия руководителя осуществляются в двух основных измерениях:

забота о производстве (ось X) — стремление к получению положительных производственных результатов;

забота о людях (ось Y) — стремление к достижению конечных результатов на основе уважения работников, симпатии друг к другу, взаимного понимания и поддержки.

Взаимосвязь двух измерений для определения типов управления схематически может быть представлена в виде таблицы с девятибалльной оценкой. В таблице ГРИД один балл — низкая, а девять баллов — высокая степень измерения. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или иного измерения.

Конкретный тип руководства базируется на конкретной системе допущений в отношении способов использования власти и полномочий в интересах объединения людей в пределах трудового коллектива. Из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять таких, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей:

9.1 — максимальная забота об эффективности производства (девять баллов) сочетается с минимальной заботой о подчиненных (один балл).

Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктуя подчиненным, что и как они должны делать;

1.9 — минимальная забота о производстве (один балл) сочетается с максимальной заботой о людях (девять баллов).

Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей;

1.1 — минимальная забота и о производстве, и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, требующиеся для того, чтобы сохранить свое место в организации;

5.5 — это теория руководителя с философией «золотой середины». В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных;

9.9 — высокий уровень заботы и о людях, и о производстве. В действиях руководителя типа 9.9 преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.

Согласно системе ГРИД, названные типы управления являются основными. Однако в управленческой практике выделяются еще три дополнительных типа управления. Их рассматривают как сочетания описанных выше пяти «чистых» типов:

патернализм (материализм) — сочетание высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, однако он носит не интеграционный, а дополняющий характер. Приоритет отдается исполнительности;

оппортунизм — сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества;

фасадизм (от слова «фасад») означает лицевую, фронтальную сторону здания. Управленческий фасад аналогичен (фронтальная сторона может быть фальшивой, так как загораживает то, что в действительности находится за ней).

Поведенческие элементы: инициативность, информированность, защита своего мнения, принятие решений, разрешение конфликтных ситуаций, критический анализ.

Характер управления во многом определяет успех или неудачу в деятельности организации. Несмотря на то, что управление представляет собой сложный процесс, его мож­но описать, выделив основные элементы.

К их числу отно­сятся инициативность, информированность, защита своего мне­ния, принятие решений, разрешение конфликтных ситуаций, критический анализ.

Все шесть элементов имеют большое значение с точки зре­ния обеспечения эффективного управления, так как ни один из элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.

Стили управления.

Стиль управления – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) исполнения этих методов с целью эффективного выполнения управленческих функций и поставленных задач.

Авторитарный стиль управления:

Основан на отдаче подчиненным распоряжений в приказной форме без всякого объяснения общих связей с целями и задачами организации. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

Демократический стиль управления:

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Попустительский стиль управления:

Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии», т.е. все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования мнений не стремятся достичь, а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, незначительный контроль за их реализацией, используется коллективный способ принятия решений для ухода от ответственности).

Мягкость в управлении людьми мешает руководителю в приобретении желаемого авторитета.

Индивидуализированный стиль:

Этот стиль не выделяется наукой, но он всегда будет существовать.

Можно сказать, что индивидуализированный стиль — это творческое смешение всех вышеназванных стилей руководства. Руководитель использует в определенные моменты авторитарность, берет удар на себя, и несет всю ответственность. Затем, для решения каких-то проблем, он созывает руководство компанией и ставит перед ними на рассмотрение целый ряд вопросов, т.е. использует пассивный, либеральный стиль. И, наконец, часть обязанностей лидер возлагает на руководителей подразделений, в том числе, предоставляет им право решения определенных вопросов и ответственность за принятие решений, а сам контролирует ход их работы.

Управление конфликтами, изменениями и стрессами. Природа конфликта в организации, типы конфликта, управление конфликтной ситуацией, природа организационных изменений, управление изменениями, организационное развитие, природа и причины стресса.

Конфликт — отсутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Существует 4 основных типа конфликта:

1) Внутриличностный конфликт.Этот тип конфликта может принимать различные формы: -ролевой конфликт, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Этот конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

2) Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта.

3) Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

4) Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Между группами могут возникнуть конфликты.

У всех конфликтов есть несколько причин:

· Распределение ресурсов.

· Взаимозависимость задач.

· Различия в целях.

· Различия в представлениях и ценностях.

· Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличивать возможность возникновения конфликта.

· Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта.

 

Методы разрешения конфликта:
Уклонение. Человек старается уйти от конфликта.

· Сглаживание. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности.

· Принуждение. Превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой.

· Компромисс. Характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

· Решение проблемы. Признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.

В ходе данной работы удалось максимально полно осветить тему организационного поведения и управления человеческими ресурсами. Были выявлены, разобраны и проанализированы такие важные подтемы, как структура и элементы управления персоналом, личностные качества управленца и требования, которые ему предъявляются, стили руководства и управления, управленческая решетка ГРИД, а также управление конфликтами, изменениями и стрессами.