Статья Соцковой И.Н.
Ваш ребенок растет, радует новыми достижениями, но вдруг в его поведении Вы стали замечать причуды. «Перестань грызть ногти! Вытащи пальцы изо рта!» — с каждым днем Вы все чаще и чаще одергиваете ребенка, делаете ему замечания. «Что за дурная привычка!» — возмущаетесь Вы.
Что такое дурные привычки, и что за этим кроется? Давайте попробуем разобраться вместе, но для этого нам необходимо окунуться во внутренний мир маленького человека, узнать его потребности и желания, которые свойственны этому возрасту.
В период от 3 до 5 лет у ребенка возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выражение в словах «Я сам». Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «Я хочу». Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, определяет противоречивость его поведения. Наличие этого противоречия в поведении и переживания детей проявляется в кризисе 3-х лет.
Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой своих собственных размышлений, испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к отношению взрослого.
Неудовлетворенность своим социальным положением проявляется в эмоциональной незрелости, в психологических переживаниях со своеобразным ритуалом действий, например, ребенок грызет ногти, тянет руки в рот, сосет пальцы или кончики волос, либо постоянно накручивает волосы на палец, что в итоге закрепляется и перерастает во вредную привычку. У большинства детей в основе этих вредных привычек лежит невроз, на первый взгляд незаметный для окружающих. Как же предупредить развитие невротического состояния и распознать причины его появления?
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей среднего ...
... работы: «Развитие самостоятельности на занятии аппликацией у детей среднего дошкольного возраста». Цель исследования: теоретическое изучение проблемы развития самостоятельности на занятиях аппликацией у детей среднего дошкольного ... мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных ...
Тревожность, неуверенность в своих силах, застенчивость, робость, боязнь ошибиться и быть осмеянным взрослыми и сверстниками приводит к развитию у ребенка скрытого невротического состояния. Отношение малыша к самому себе в этом возрасте зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата – значит хороший. Не достиг – значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи.
Отношение родителей к успеху и неуспеху ребенка в различных творческих или в других областях, способствует развитию у ребенка самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка, беспочвенное захваливание ребенка родителями, или неуверенность в своем малыше, влияет на особенности его личности.
Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу или выплескивать свою агрессию на сверстников – это и есть предпосылки невроза.
Если Вы заметили за малышом пристрастие к «вредным привычкам» постарайтесь понаблюдать за ребенком, определить трудности, с которыми он не справляется. Если малыш отказывается от помощи взрослых, попытайтесь оказывать ее незаметно, ненавязчиво. Постарайтесь организовывать игры, направленные на совместную деятельность. Например, игра-психологическая разгрузка «Минута шалости» (проводится всей семьей) — ведущий-родитель по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает и детям и взрослым шалить: каждый делает все что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
Попробуйте отвлечь малыша от обгрызания ногтей, накручивания волос на палец или посасывания пальцев, переключите его на другую деятельность, поиграйте пальчиками, существует много пособий, и упражнений для мелкой моторики, по крайней мере, эти упражнения плодотворно скажутся на развитии речи, звукопроизношении ребенка: разнообразные шнуровки, игры с мелкими предметами, или, например, игра-воображение «Песочек» направлена на напряжение и расслабление мышц рук. Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе).
Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).
Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцев (на выдохе).
Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру 2-3 раза.
Проведите с ребенком беседу, скажите, что это не красиво, не хорошо, что так делают только совсем маленькие детки, а ты ведь уже большой, если не помогут уговоры, то можно придумать вескую причину, почему нельзя грызть ногти, обсасывать волосы, например, пальцы кривыми будут, как у Бабы Яги, или волосы все выпадут, или еще что-нибудь – все методы хороши.