Возрастная психология.
Вопрос №1. Предмет возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь с другими науками.
Развитие психологии можно рассматривать в двух направлениях: филогенетическое (развитие психики от первобытного строя до современности); онтогенетическое (развитие психики одного человека).
Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от рождения до среднего возраста).
Она рассматривает динамику развития психики, изменение межфункциональных связей. Психология личности рассматривает мотивацию и самооценку.
Возрастная психология занимает центральное место среди естественных, общечеловеческих и технических наук.
Вопрос №2. Актуальные проблемы и задачи возрастной психологии.
1) научное обоснование возрастных норм
2) определение эталонов зрелости индивида (личности)
3) выявление потенциальных и актуальных возможностей человека в разные периоды жизни
4) научное прогнозирование развития и понимания роли ранних периодов жизни для психического развития человека.
Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп.
Метод – это способ в психологии получения психологических фактов.
Психологические факты: 1) определенные факты поведения, в которых проявляются особенности личности
2) акты совместной деятельности людей = акты взаимодействия.
Классификация методов возрастной психологии по Ананьеву:
1) Организационные: (сравнительный: + быстрое получение статистических данных; лонгетюдный – длительное наблюдение, очень долгий; комплексный – совокупность наук, изучается одно явление с разных точек зрения).
2) Имперические (наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностика (тесты); контент-анализ (анализ продуктов деятельности); биографические методы.
(не по Ананьеву) 3) Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.
4) интерпретационные методы (генетический и структурный методы).
Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.
Закономерности индивидуального развития. Особенности онтогенеза человека
... образуется морула - шаровидное скопление бластомеров. Иногда морулу рассматривают как отдельную стадию эмбрионального развития, а иногда как разновидность следующей стадии - бластулы. Поздние фазы дробления (бластуляция) завершаются ... женской половых клеток и образование зиготы. Зигота у всех живородящих существ, включая человека -- это уже организм, но еще не особь, поскольку она не может ...
Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов:
1) Подготовительный этап. Собрание предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.
2) Собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.
3) Обработка данных. Производятся количественный и качественный анализы данных исследования. В обработке данных выделяются следующие моменты:
— первичный синтез, т.е. анализ каждого отдельно зафиксированного факта.
— сравнительный (вторичный) анализ, т.е. выделение тех фактов, которые повторяются.
— вторичный синтез, т.е. объединение этих фактов, сопоставление их с гипотезой и нахождение их закономерностей.
4) Использование интерпретационных методов, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить ошибочность гипотезы исследования.
Метод наблюдения. Чтобы успешно наблюдать психическую жизнь детей, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, мимику, речь), а главное правильно истолковывать психологическое значение этих внешних проявлений. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности ребенка; слова и поступки ребенка тщательно записываются, а затем подвергаются анализу. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, например, при изучении индивидуальных особенностей данного ребенка, его поведения на протяжении дня (как он встает, одевается, играет).
Выборочная запись используется там, где нужны не все проявления психической деятельности, где задача ограничена исследованием какого-либо частного вопроса, например изучение отношения людей определенного возраста к окружающим.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдение – это один из вспомогательных методов психологии.
Экспериментальный метод – изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель.
Достоинства эксперимента:
— в эксперименте исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых.
— исследователь может целенаправленно изменить некоторые из условий, в которых протекает психический процесс, и наблюдать, к каким это приведет последствиям.
— обязателен строжайший учет строжайший учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны и какие были реакции)
— Один и тот же эксперимент можно провести с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент
... грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых ... на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения. При изучении психических процессов считается невозможным ... результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по ...
В зависимости от того, насколько естественны условия проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент – исследование психических явлений происходит в искусственный условиях, с применением специальных приборов.
Естественный эксперимент (1910) – испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия (например, вместо лабораторного исследования памяти можно провести эксперимент в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо особого материала будет естественно входить в обычную работу школьника).
В зависимости от степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий).
Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств.
В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод».
Также эксперимент делится на исследовательский и испытательный (тесты).
Социометрический метод (анкета).
Анкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых.
Беседа и изучение продуктов деятельности. Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности (наличие четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика) и от искренности даваемых ответов.
Вопрос №5. Зарубежные теории психического развития
Биологизаторский подход к развитию психики ребенка. Представители этого подхода утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т.е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.
Американский психолог С. Холл, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. Психическое развитие рассматривался как процесс созревания, его решающим показателем признавался темп, быстрота развертывания заложенных способностей. При нормальном темпе ребенок на каждой возрастной ступени должен достигнуть определенного умственного уровня, который определялся статистическими подсчетами и выводился как норма для каждого возраста.
Немецкий психолог К. Бюлер. В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать единую теорию развития психики ребенка, Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень надстраивается над другой чисто механически. Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз и недооценке других. Ученый считает, что детская психология – это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается. Т.о., попытка Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...
... следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной ... нетерпимости, ребёнок вырастет серьезным, пунктуальным, увлеченным любимым делом человеком. Такой ребенок периодически нуждается в одиночестве. Если у него такой возможности нет, ...
Э. Клапаред придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.
Социологический подход к развитию психики ребенка. В конце 19 – начале 20 века сильно обострились социальные противоречия в мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения).
Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий социологического направления в психологии. В этих теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды.
Э. Дюркгейм (основоположник французского течения).
По его мнению, психическое развитие – это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности людей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое имеет в обществе такое же значение, как наследственность в биологии, со способностью к подражанию ребенок рождается.
П. Жане интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями он понимал действия, которые есть как не что иное, как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимодействия между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека. Основываясь на этих положениях, П. Жане выделяет 4 уровня психического развития ребенка:
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... детей - маугли сознание отсутствует) и к тому же оно изменяется на протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества. Сознание является таким уровнем развития психики, ... Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому сознанию. Как ...
1) Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность.
2) Второй уровень – развитие перцептивных действий, здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. На основе такого восприятия возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти, функция которой состоит в сообщении запоминаемого другому человеку.
3) Третий уровень – социально-личностный, т.е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал большое значение: если на более ранних этапах поведение ограничивается простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным.
4) Четвертый уровень – интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь, с помощью которой он проговаривает совершаемые действия, так как окружающие требуют от него отчета. Овладение речью создает условия для развития мышления детей.
В целом ни биологизаторское, ни социологическое направления в психологии не смогли обеспечить правильного решения проблем психического развития.
Попытку снять их односторонность сделал немецкий психолог В. Штерн. Согласно его теории конвергенции, процесс развития психики определяется взаимодействием двух факторов – наследственности и среды. При этом наследственности отводится определяющая роль, а среде лишь роль условий, реализующих наследственно предопределенные особенности психики, что в принципе не выходило за рамки традиционного противопоставления двух факторов и не решало проблему.
Теория Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя. Развитие мышления детей в теории Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими особенностями детской природы. Социализируется детское мышление с шести — семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества. Пиаже не отрицает влияния обучения на психическое развитие, но считает, что оно не может изменить содержания или последовательности его стадий, а способно лишь несколько замедлить их или ускорить. Пиаже выделяет и детально исследует четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную (от рождения ребенка до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7-8 лет), конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) и формальных операций (от 11-12 до 15 лет).
В исследованиях Ж. Пиаже не раскрывает сложный процесс развития человеческой практической деятельности, изменения ее способов, задач, мотивов, что имеет решающее значение для понимания развития психики ребенка. Ученый не учитывает того обстоятельства, что деятельность ребенка уже в раннем детстве приобретает социальный характер, осуществляется в общении с другими людьми, которые ставят перед ним все новые и новые задачи и от которых он усваивает выработанные обществом способы их решения.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...
Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А. Валлона и Дж. Брунера. Прогрессивный французский психолог Валлон диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:
1) Стадия внутриутробной жизни. На этой стадии имеет место зависимость зародыша от организма матери.
2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 месяцев).
Потребности ребенка в питании и двигательной активности проявляются в спазматических подергиваниях, криках, жестах.
3) Эмоциональная стадия (от 6 месяцев до года).
В это время ребенок, используя мимику и жесты, устанавливает отношения с окружающими людьми. Начало этой стадии имеет наиболее важное значение для развития психики.
4) Сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет).
Она характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.
5) Стадия персонализма (от 3 до 5 лет).
Она начинается с кризиса трех лет, во время которого у ребенка возникает чувство «я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Он стремится подчеркнуть свое «я». Затем появляется желание быть в центре внимания окружающих, а также желание подражать другим людям.
6) Стадия различения (от 6 до 11 лет) На этой стадии расширяется круг взаимоотношений ребенка. В коллективе он чувствует себя и свободным, и подчиненным. В этом возрасте для него характерно стремление добиться признания.
7) Стадия полового созревания и юношества. Она характеризуется неуравновешенным развитием личности. Формирование психики характеризуется ярко выраженными противоречиями.
Таким образом, развитие сопровождается конфликтами между старыми и новыми видами деятельности.
Дж. Брунер стремится выяснить роль школьного обучения в формировании интеллекта детей. Развитие каждого ребенка он обуславливает изменением его места в системе социальных отношений – поступлением в школу.
Итак, Пиаже считал, что развитие происходит спонтанно (само собой в соответствии с внутренней логикой), воспитание и обучение должны следовать за развитием.
Уотсон и Торндайк считали, что обучение и развитие совершаются параллельно.
Брунер – обучение не зависит от развития, все зависит от методики обучения.
Выгодский – подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности (обучение должно идти впереди развития).
Вопрос №3. Методы определения психологической готовности к школьному обучению
А) Ориентировочный тест Керна-Йерасека на определение школьной зрелости.
Диагностика музыкальных способностей детей
Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...
Цель методики: 1) выявить уровни школьной зрелости детей (зрелый, средне-зрелый, незрелый, т.е. неготовый к обучению)
2) выявить у ребенка отставание в развитии функций моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга и речи.
Содержание: 1) нарисовать фигуру человека мужского пола
2) скопировать рукописную фразу из 3 коротких слов
3) срисовать 10 точек, расположенных в определенном пространственном положении (в форме пятиугольника.
Выполнение заданий предполагает: 1) понимание ребенком того, что от него требуется (произвольность и осознанность психических функций)
2) сделать вывод о наличии у него предпосылок для успешного формирования навыков письма
3) глазомер и способность к подражанию
Дети, готовые к обучению (зрелые): 1) рисует фигуру человека с туловищем, головой и конечностями, изображает детали (глаза, уши, нос) и отражает свойственные человеку пропорции тела
2) копирует фразу, точно воспроизводит незнакомую комбинацию штрихов, их наклон и детали.
3) аккуратно и правильно воспроизводит пятиугольник из 10 точек — способность к подражанию.
Дети незрелые этими способностями не обладают
Оборудованием является альбомный лист и карандаш. При подготовке эксперимента лист расчерчивается на 3 части. На обороте листа в верхнем левом углу записывается ФИО в родительном падеже, возраст, школа (д\с), класс, посещал и д\с, дата обследования, общее число баллов (за 3 задания).
Необходимо подготовить образцы для заданий №2 и 3. Задание №2 предполагает рукописную фразу на карточке: «Ева есть тут» на чешском языке, размер карточки 8*14, h букв – заглавные 1,5 см, прописные 1 см, в конце фразы – точка, наклон букв 300, фраза дается и на русском языке («он ел суп»).
Задание №3. Размер 8*14, расстояние между точками по вертикали и горизонтали 1 см, диаметр точек 2 мм. Расположение точек должно быть такое, чтобы острый угол пятиугольника, образованный точками, был направлен вниз.
Образцы для заданий №2 и 3 размножить и приготовить для каждого ученика. Образцы выполняются одним и тем же почерком и цветом, т.е. должны быть идентичны.
Задание №1. Дается лист, карандаш кладется прямо перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять правой или левой рукой.
Методические указания: за детьми нужно все время наблюдать, подбадривать. Нужно обратить внимание на то, какой рукой пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую, не начал ли обводить образец и прочее. Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Критерии оценки. Задание №1: 1 балл – есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше туловища); на лице – рот, нос, глаза; на голове – волосы (м.б. шапка), уши; руки должны заканчиваться 5 пальцами; д.б. признаки мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Может отсутствовать шея, волосы, 1 палец, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла – д.б. голова, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы 2 линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках.
4 балла – примитивный рисунок с конечностями.
5 баллов – каракули, отсутствует ясное изображение туловища и конечностей.
Задание №2: 1 балл – фразу можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше).
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...
Буквы ясно образуют 3 слова, наклон от прямой линии не более, чем 300.
2 балла – можно прочитать, буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.
3 балла – буквы д.б. разделены не менее, чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы.
5 баллов – нечитаемые каракули.
1 уровень (высокий) – школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за 3 задания 3-5 баллов (но не более 5).
2 уровень – средне-зрелые дети, 6-9 баллов.
3 уровень (низкий) – незрелые дети, 10 и более баллов (детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать для дальнейшего медико-психиатрического обследования).
Диагностическая программа Гуткина. Методика «Домик». Она представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого представлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, ансомоторной координации и тонкой моторики руки. Она рассчитана на детей 5,5 – 10 лет и не предполагает нормативных показателей.
Инструкция испытуемому: «перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (рисунок Домик).
Не торопись, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же как образец. Если ты что-то не нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует
2) как он работает с образцом, т.е. часто ли смотрит на его, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки
3) быстро или медленно проводит линии
4) отвлекаемость во время работы
5) сверяет ли рисунок после окончания работы
Обработка материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются: 1) отсутствие какой-либо детали рисунка
2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка
3) неправильно изображен элемент рисунка
4) неправильно изображены в пространстве детали рисунка
5) отклонение прямых линий более чем на 300 от заданного направления
6) разрывы м\д линиями в тех местах, где они д.б. соединены
7) залезание линий одна на другую
Хорошее выполнение рисунка оценивается «0» Т.о., чем хуже выполнено задание, тем выше полученный результат, т.е. суммарная оценка. Но при интерпретации данных необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсорную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагоприятном развитии одной или нескольких психических функций. Очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка.
Вопрос №4. Проблема обучения детей 6 лет
На шестом году жизни продолжается созревание организма ребенка. Вес увеличивается примерно на 200 гр в месяц, рост – на 0,5 см, происходит изменение пропорций тела. Двигательная сфера ребенка хорошо сформирована. Он умеет ходить равномерным широким шагом, легко и ритмично бегать. Эти и другие движения способствуют развитию нервной системы, совершенствуют координацию, а также развивают скорость и смелость. Дети этого возраста успешно овладевают такими движениями, как прыжки с разбега. С 6 лет можно обучать детей бегу на коньках и фигурному катанию. В этом возрасте также возрастает скорость образования условных рефлексов. При организации процесса обучения и воспитания шестилеток необходимо учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена.
Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...
... дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. Рассмотреть задачи и средства выполнения познавательных ...
Психическое развитие шестилеток. В шесть лет у детей при общении со взрослыми преобладает личностное общение. Анализ мотивов общения у шестилеток показал, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем в возрасте 7-ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своих действий.
В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но еще далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.
Важным компонентом учебной деятельности шестилеток является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться. Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной, но и в других видах деятельности (лепке, аппликации).Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи.
В этом возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.
В этом возрасте происходит формирование таких личностных механизмов, как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.
Организация режима дня и учебной деятельности шестилеток. При организации режима дня детей следует создать щадящие условия, а именно: обеспечить помещения с хорошей аэрацией для сна и отдыха (в этом возрасте значение дневного сна на свежем воздухе увеличивается, так как время прогулки сокращается за счет длительности занятий); для прогулок необходимы детские площадки с разнообразным оборудованием; при организации учебных занятий необходимо учитывать, что «длительное сохранение ребенком статистического положения создает неблагоприятные условия для кровообращения, которое именно во время умственной работы должно усиливаться для полного обеспечения высших отделов ЦНС кислородом и продуктами питания».
Основная задача подготовки детей к школе заключается в их общем развитии. Решая эту задачу, необходимо широко использовать дидактические игры, наглядное моделирование звукового состава слова и различных количественных отношений, побуждать ребенка к различного рода практическим действиям.
Успех обучения шестилеток зависит от правильной организации их жизни и учебной деятельности. Для этого они должны усвоить нормы поведения ученика и определенным образом себя вести, но в то же время необходимо создать условия для проявления их активности.
Практика №6.
Вопрос №4. Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов.
Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.
Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия, но это происходит если ребенку дают внешнее средство, соответствующее даннй группе предметов и их свойств (для измерения длины дают мерную полоску бумаги).
Развитие мышления ребенка тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не могут рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений).
Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.
Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание.
Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.
Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество (дети сочиняют, сказки и тд).
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка, т.е. ребенок с произношением слов ассоциирует страшное или нет.
Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Практика №5.
Вопрос №3. Психологические особенности развития ребенка в раннем детстве
Раннее детство – 1-3 года (по Эльконину).
Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства.
К концу 2-го года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений.
Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности. Ребенок 2-го года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка и др. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудие как продолжение руки, и потому это действие было названо ручным (например, ребенок использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф).
На следующем этапе он учиться соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песок).
Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам орудий. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами относительно др. др.
Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному; создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. Появляется такой мыслительный процесс, как обобщение, однако обобщение у ребенка из-за недостатка опыта бывает неправильным (например словом шар ребенок обозначает все круглые предметы).
Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность ребенка осуществляется совместно со взрослыми, то речь его ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога. У ребенка увеличивается словарь. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов.
К концу 2-го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения ребенком речи объясняют тем, что маленькие дети любят многократно произносить одно и то же слово, они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это – период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих, поэтому он называется сензитивным (благоприятным) для развития речи. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития.
В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности, но дети предпочитают игрушке реальный предмет (миска, ложка).
В раннем детстве начинают формироваться зачатки нравственных чувств, это происходит в том случае, когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми («не шуми, папа устал»).
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу.
Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки воли (увидя привлекательную вещь, ребенок стремиться получить ее).
Кризис трех лет: от двух до трех лет с каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей самостоятельности, осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности.