ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Глава I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………………………………………….5
§ 1. Особенности межличностных конфликтов в учебной группе…………..5
§ 2. Акцентуированные черты личности и их характеристика………………23
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ
ЧЕРТ НА КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ГРУППЕ……………………33
§ 1. Программа изучения конфликтной личности……………………………33
§ 2. Процедура проведения исследования и интерпретация
полученных данных ……………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………55
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Проблема конфликтного поведения личности заслуживает особого внимания, так как такое поведение выражает глубинные противоречия в жизни студентов и самым негативным образом сказывается на качестве их учебной деятельности, на развитии личности. На конфликтное поведение на ряду с другими существенное влияние оказывают личностные особенности человека, в том числе акцентуации характера личности. Акцентуации характера это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Акцентуированные черты характера влияют на конфликтное поведение личности, на межличностные взаимоотношения в группе, сплоченность, а это главным образом влияет на качество учебы студентов и на всю их учебную деятельность. Нахождение в конфликтной обстановке может привести к тому, что человек в силу своих личностных особенностей не может больше взаимодействовать с членами своей группы и это сказывается на его учебной деятельности. В некоторых случаях это обстоятельство может привести к тому, что человек вынужден уйти из группы, перейти в другой институт.
На сегодняшний день данная проблема является актуальной, но мало изученной, это обстоятельство и обусловило выбор данной темы.
Объектом исследования являются студенты государственных вузов. Предметом исследования является межличностный конфликт в группе студентов.
Целью исследования явилось выявление влияния акцентуированных черт характера студентов на их конфликтное поведение в группе.
Данная цель рассматривалась через реализацию следующих задач:
1. Изучение теоретических подходов к анализу конфликтных отношений студентов в учебном процессе.
2. Проведение экспериментального исследования по выявлению связей между акцентуированными чертами характера личности студентов и их конфликтного поведения в группе.
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...
... которое должно удовлетворить интересы обеих сторон. Цель нашего исследования: Начинается летний сезон и перед нами стоит ... результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент ... компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение ...
3. Выработка рекомендаций по предупреждению конфликтного поведения в группе.
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что акцентуации характера возбудимого, застревающего и педантичного типа личности студента оказывают преимущественное влияние на его конфликтное поведение в группе.
Методология и методы исследования.
В качестве инструментов анализа применялись следующие методики: Акцентуации характера (тест К. Леонгарда), тест описания поведения К. Томаса.
Глава I. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
§1. Особенности межличностных конфликтов в учебной группе
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение
конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Исходя из темы работы мы будем рассматривать межличностные конфликты в учебной группе. Межличностные конфликты в высшей школе возникают между:
1. студент — студент,
2. студент — преподаватель,
3. преподаватель — преподаватель,
4. преподаватель — руководство.
В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я — концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.
Теории поведения личности в конфликте
... конструктивный конфликт в деструктивный. Таблица 1 Основные модели поведения личности в конфликте № п/п Модель поведения Поведенческие характеристики личности Конструктивная Стремится уладить конфликт; ... некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами. Выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, ...
Воспитание влияние на процесс формирования личности в последние годы заметно снизилось, что сопровождается падением уровня воспитанности учащихся. Около 1/3 студентов имеют низкий уровень воспитанности и большая часть из них характеризуется устойчивым конфликтным поведением (33).
Другими словами, в практике сегодня сложилась довольно тревожная ситуация, связанная с низким качеством воспитания с ростом конфликтного поведения молодых людей.
Причины такой ситуации многоаспектны, так как они связаны с социальной напряженностью в обществе и с теми конфликтами, которые проявились обостренно в последнее время, и с экономическими трудностями, и с распадом в учебных заведениях прежней системы воспитания и т.д. Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность молодых людей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
Особого внимания заслуживает проблема конфликтного поведения личности, так как такое поведение выражает глубинные противоречия в жизни студентов и самым негативным образом сказывается на качестве их учебной деятельности, на развитии личности. Если это поведение не преодолевается, то оно становится чертой личности, которая разрушает всю ее структуру и возможность дальнейшего развития.
Анализ психолого — педагогической литературы показал, что причины конфликтного поведения личности ученые связывают с уровнем ее развития, с условиями ее жизнедеятельности и теми реальными отношениями, которые складываются в данный момент, а также с предыдущим опытом этих отношений.
Основой и источником конфликта могут выступать не только социальные условия, создающие социальный контекст но и психологические особенности участников взаимодействия.
Конфликт на уровне личности точно характеризуют слова Н. Бердяева о том, что человек есть живое противоречие. Каждая личность — неповторимая индивидуальность, и в этом плане она стремится к свободе, отстаиванию своей «самости»; но она же — социальна, и отсюда — стремление к солидарности, коллективизму. Универсализм и индивидуализм, свобода и солидарность — все это в единстве здесь важен баланс, равновесие.
Тема 1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов
... 2. Выделить причины внутриличностных конфликтов, отмеченные автором. 3. Описать данные причины. 4. Сделать личный вывод. 3. Проанализировать письменно один из реально произошедших межличностных конфликтов, представленный в ... Конфликтология : учебное пособие / М. Ю.Горбунова. – Минск, 2000. 3. Донченко, Е. А. Личность : конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т. М. Титаренко. – Киев : Политиздат, 1989. ...
Результаты исследований показывают, что причины конфликтов в группе студентов имеют как правило объективный характер, а значит, конфликты между молодыми людьми в контексте образовательного процесса неизбежны.
Негативные последствия межличностных конфликтов хорошо изучены и широко представлены в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе (14; 21; 34), рассматривающей конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида или в межличностных взаимоотношениях, связанное с острыми отрицательными переживаниями. Появление межличностного конфликта рассматривается обычно как симптом неблагоприятных отношений. Обычная тактика разрешения конфликтов — их подавление. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к межличностному конфликту, как правило, не проводится.
Вместе с тем, очевидно, что наряду с деструктивными функциями, к которым можно отнести снижение эффективности совместной деятельности, негативное развитие межличностных отношений, ухудшение внутригрупповых отношений, межличностный конфликт обладает существенным конструктивным потенциалом.
К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде молодежи можно отнести следующие:
— межличностный конфликт указывает на наличие противоречия, которое требует своего решения;
— в межличностном конфликте полнее, ярче раскрывается личность оппонента;
— межличностный конфликт позволяет лучше понять самого себя, свои личностные характеристики.
Межличностные конфликты среди студентов, возникающие в контексте учебно-образовательного процесса имеют свою выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями молодых людей.
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь — нибудь эффективное регулирующее воздействие.
Разнообразие конкретных причин конфликтов вынуждает многих авторов прибегать к их группировкам по тем или иным основаниям. Наиболее разработаны такие классификации для производственных коллективов.
Так, например, Д.Е Кайдалов и Е. И.Суименко выделяют следующие группы причин конфликтов: материально-технические, хозяйственно-политические, хозяйственно-организаторские, социально-профессиональные, социально-демографические и социально-психологические (22, с. 205).
Л. В. Сохань предлагает свою классификацию и рассматривает конфликты, возникающие в результате: 1) недостатков в организации производства; 2) недостатков в управлении, 3) недостатков в сфере межличностных отношений (23, с. 167-168).
Совершенно иную группировку можно найти у В. Н. Шаленко,
по мнению которого конфликты вызываются: 1) резким расхождением индивидуальных и общественных интересов, 2) несоответствием способов осуществления действий принятым нормам, 3) резким расхождением взглядов, 4) расхождением в оценках между индивидами (38, с. 153).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен и справедлив 14. Располагает к себе манерой поведения и внешним ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Нетрудно заметить, что группировки причин осуществляются по различным основаниям, причем иногда, как, например, в первом и последнем из приведенных случаев, наблюдается даже смешение различных оснований в одной классификации. Наиболее удачной является, пожалуй, группировка Е В. Гришиной, которая на основе конкретных исследований выделила конфликты, возникающие вследствие: 1) препятствий достижению основных целей совместной трудовой деятельности, 2) препятствий достижению личных целей в совместной трудовой деятельности, 3) противоречий между действиями и принятыми нормами, 4) личной несовместимости (10, с. 20).
Однако, и эта классификация не лишена, на наш взгляд, некоторых недостатков, главный из которых — отсутствие опять-таки единого основания, в результате чего одна и та же причина может быть отнесена в разные группы. Например, действия, нарушающие нормы, могут одновременно препятствовать достижению основных или личных целей совместной деятельности.
В меньшей мере изучены условия и причины возникновения конфликтов в коллективах других типов. Применительно к условиям спортивных команд их изучал Ю. Я. Ханин (40), морских экипажей А.А.Мастаков (28), научно-исследовательских коллективов — Т. Е. Козлова и В. Е Шаленко (24), Е И. Антонюк и Г. А. Моченов (3).
Указанные авторы также предлагают классификации причин конфликтов, частично совпадающие, частично отличающиеся от приведенных выше.
Имеется определенный интерес к исследованию причин конфликтов в учебно-педагогических коллективах и в группах детей. Здесь следует отметить работы В. М. Афоньковой, В. М. Басовой, А. А. Ершова, Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского, Н. К. Шеляховской (4; 6; 17; 25; 39) и др. Особо нужно указать на монографическое исследование М. И. Рыбаковой, хотя трудно согласиться полностью с ее типологией конфликтов. Она выделяет конфликты деятельности, поведения и отношений (34, с. 46).
Однако, очень трудно сказать: где кончается поведение и начинается деятельность, и в чем проявляются отношения как не в поведении и деятельности.
Другое направление исследований — изучение различных факторов, оказывающих влияние на частоту конфликтов в коллективах и группах. Таких факторов в принципе может быть выделено множество, но в опубликованных к настоящему времени работах рассматриваются лишь некоторые из них. Так, например, имеются данные о влиянии на конфликтность в ученических группах стиля руководства и особенностей общения (7).
Н. В. Голубева, изучая научно-исследовательские коллективы, пришла к выводу о том, что конфликтность повышается по мере уменьшения участия непосредственного руководителя в работе группы (13, с. 40-41).
Поскольку последнее, по ее же данным, тесно связано с размером группы, постольку можно предположить, что конфликтность возрастает в коллективах с большим числом членов.
Н. В. Гришиной было показано влияние на конфликтность личностных особенностей работников. В частности, рассматривался такой фактор, как личностная значимость конкретной ситуации (11).
Ею же получены данные о влиянии на конфликтность личности некоторых ее социально-демографических характеристик, например, пола и возраста (36, с. 120-121).
Весьма интересным является, на наш взгляд, анализ взаимосвязей между степенью конфликтности и
Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя на ...
... района Новосибирской области. 1. Конфликтная ситуация: понятие, субъекты, объекты, источники, причины 1.1 Понятие конфликта Конфликт - это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена ... своей цели и двигаться в избранном направлении. 1.2 Источники и причины конфликтов Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие ...
уровнем развития коллектива. Попытку такого анализа предприняли А. И. Донцов и Т. А. Полозова (15, с. 30), несколько ранее к этому вопросу обращались Б. К. Жук и В. 0. Храмов (18).
Ими были сделаны выводы о снижении частоты конфликтов с повышением уровня развития коллектива. Думается, однако, что здесь нельзя говорить о наличии прямых зависимостей во всех случаях. Очень многое зависит от того, что понимается под уровнем развития и как он определяется.
Рассмотрим наиболее подробно классификацию причин возникновения межличностных конфликтов предложенную А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым (1).
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно — управленческих, социально — психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный.
1. Объективные факторы возникновения конфликтов.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.
При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее.
Во — первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов.
Во — вторых, пожалуй, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. Практически у любого конфликта существует комплекс объективно — субъективных причин.
Причины, вызывающие конфликты, очень разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие.
1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности.
ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
... зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на социально- экономические (по поводу ... стан/Узбекистан - Афганистан и др. Причины возникновения политических конфликтов и предполагаемые цели также весьма ... организаций политических партий, движений, союзов, которые могут и должны стать проводниками народной дипломатии и образовывать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах. ...
2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.
3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
4. Образ жизни многих россиян.
5. Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов.
Объективно такие стереотипы межличностных отношений способствуют более частому возникновению конфликтов. Кроме названных, существует еще бесконечный ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. К ним можно отнести заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязненная вода, воздух, пища), отклонения в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активностью или техническими устройствами, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек, и т.п.
2. Организационно — управленческие причины конфликтов.
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно — управленческий характер. Организационно — управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
Структурно — организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает.
Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникает по двум причинам:
1. Допускаются ошибки при проектировании структуры организации. Трудно точно прогнозировать все задачи, которые будет решать создаваемая организация. Трудно создать структуру, которая до деталей отражала бы требования будущей деятельности.
2. Задачи и деятельность организации непрерывно изменяются. Поскольку структура организации не может изменяться каждую неделю, возникает ее естественное несоответствие деятельности. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к изменивш……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006. — 591с.
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога).
3. Антонюк В.И., Моченов Г.А. Взаимоотношения в коллективе и конфликтные ситуации // Научная организация труда и управления в научно-исследовательских и проектных учреждениях. — М., 1973. — С. 58-63.
4. Афонькова В.М. Конфликты в процессе воспитания школьников // Вопросы коммунистического и социалистического воспитания. — М., 1973. — С. 7-9.
5. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 336 с.: ил. — (Психология для всех).
6. Басова В.М. Психолого-педагогический анализ конфликтов в юношеских коллективах // Социально-психологические аспекты первичного коллектива. — Ярославль, 1978. — С. 76-80.
Особенности организации социально-педагогической деятельности ...
... и беспризорности детей и подростков. ГЛАВА I. Теоретические основы организации социально-педагогической деятельности в микрорайоне с безнадзорными и беспризорными детьми 1.1 ... исследования - выявить особенности организации социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми в микрорайоне. Объект исследования - социально-педагогическая деятельность с беспризорными и безнадзорными ...
7. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликта (в школе) // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. — М., 1986. — С. 18-26.
8. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. 3-е изд. — Мн.: Университетское, 2002. — 318 с.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2002. — 464 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
10. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология — производству и воспитанию. — Л.: ЛГУ, 1977. — С. 19-24.
11. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Автореф. канд. дисс. — Л., 1978. — 18 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 2006. 336 с.
13. Голубева Н.В. Некоторые социально-психологические факторы работы руководителя // Руководство и лидерство. — Л., 1973. — С. 37-44.
14. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. М., 1979.
15. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1977. — N 4. — С. 23-32.
16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
17. Ершов А.А. Личность и коллектив (Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение).
— Л.: Знание, 1976. — 40 с.
18. Жук Б.К., Храмов В.О. Некоторые вопросы формирования производственного поведения // Проблемы формирования нового человека в производственном коллективе. — Днепропетровск, 1975. — С. 30-39.
19. Зейгарник В.В., Братусь В.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. — 169 с.
20. Карелина А.А. Психологические тесты: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 312 с.: ил.
21. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда.//Вопр. психол., №1, 1993. — с 13-23.
22. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности. — М.: Мысль, 1979. — 254 с.
23. Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975. — 263 с.
24. Козлова Т.З., Шаленко В.Н. Конфликтные ситуации в структуре социально-психологического климата научного коллектива // Планирование и управление в научных коллективах. — М.: Наука, 1981. — С. 93-109.
25. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. — 1990. — N 2. — С. 35-42.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности/Пер. с нем. — Киев, 1981.
27. Личко А.Е. Подростковая психиатрия-М., 1985.
28. Мастаков А.А. К вопросу о социально-психологических особенностях общения в морских экипажах // Психология — производству и воспитанию. — Л.: ЛГУ, 1977. — С. 37-46.
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. ... Исследовать их необходимо «историческим изучением» – не в лаборатории, а в реальной социально-культурной практике (Вундт заложил идеи этнопсихологии). Отношение к идеям Вундта современников было ...
29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
30. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся./Вопр. психол. №3, 1994, — с, 61-68.
31. Пеленев А.Ф. Предупреждение и преодоление межличностных конфликтов в педагогических коллективах: Автореф. канд. дисс. — Казань, 1990. -19 с.
32. Ратников В.П., Голубь В.Ф., Лукашова Г.С. и др.; Под ред. проф. В.П. Ратникова / Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 512 с.
33. Рожков Н.Т. Диссертация. Деятельность преподавателя СПУЗ по изучению причин конфликтного поведения студентов. Казань 1998.
34. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1991-128 с.
35. Райгородский Д.Я. — Ред.- сост. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров — Самара, 1997.
36. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М.: Наука, 1983. — 239 с.
37. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 768 с.
38. Шаленко В. Н. Некоторые аспекты управления конфликтом в первичном производственном коллективе// Социология и производство. — Казань, 1976. — С. 151-169.
39. Шеляховская Н.К. Анализ конфликтных ситуаций в классе // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. — М., 1986. — С. 77-83.
40. Ханин Ю.Л. Межличностные конфликты в спортивно-игровой деятельности //Теория и практика физической культуры. — 1976.-№ 7.-С. 11-14.