СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………… 4
Л, М. Шипицына
Важность сравнительного изучения специального образова
ния в разных странах для России…………………………………………… 6
К. ван Рейсвейк
Специальное образование в пяти странах: анализ сходства
и различий…………………………………………………………………………. 11
К. ван Рейсвейк
Специальное образование в Нидерландах…………………………….. 16
Л. М. Шипицына
Специальное образование в России……………………………………… 28
Б. А. Окерман, К. Шриннхольм
Специальное образование в Швеции…………………………………….. 49
Н. Форман
Специальное образование в Великобритании……………………….. 70
М.Ф. Ондруско, К.В. Морсинк
Специальное образование в Соединенных Штатах Америки….. 85
Н. Форман
Сходства и различия: сравнительный анализ систем специ
ального образования…………………………………………………………… 96
Сведения об авторах…………………………………………………………. 110
3
Научные редакторы:
д-р Кейс ван Рейсвейк (Нидерланды),
д-р Найджел Форман (Великобритания),
д. б. н., проф. Л. М. Шипицына (Россия).
Перевод с английского языка: к. психол. н., доц. И. Л. Первова (Россия)
В книге представлены особенности исторического и современного развития специального образования в пяти странах мира: Нидерландах, России, Швеции, Великобритании и США.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
... 50-60-х годах было построено множество специальных школ в Великобритании и Нидерландах, в стране с наиболее дифференцированной системой специального образования, состоящего более чем из 20 ... Экономические и социальные условия раннего постреволюционного периода ограничивали развитие специального образования, а ученые-дефектологи были настроены оптимистично, считая, что улучшения в советской ...
Авторами глав сделана попытка структурировать свой материал по шести общим проблемам и провести сравнительный анализ разных систем обучения детей со специальными нуждами.
Книга представляет интерес для научных работников, руководителей органов образования, педагогов, психологов и студентов педагогических вузов.
15ВЫ 5-8290-0108-Х
© Международный университет семьи и ре бенка им. Р. Валленберга, 1996
Ленинградский областной институт усо вершенствования учителей, 1996
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга была задумана в рамках международного сотрудничества голландских и русских специалистов из Санкт-Петербурга в области специального образования. Это сотрудничество началось в 1993 году по проекту «Подготовка учителя для специальных школ». За три года русские и голландские специалисты ознакомились с опытом работы друг друга, обменялись научными и практическими материалами, изучили конкретные формы, методы и содержание деятельности различных видов школ для детей с отклонениями в развитии, а также особенности подготовки кадров в системе высшего специального образования. Важным направлением взаимодействия явилось участие специалистов двух стран в обучении студентов и проведении семинаров с учителями школ. Руководители проекта выступали с лекциями по проблемам специального образования: доктор Кейс ван Рейсвейк в Международном университете семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена, школе-центре диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербурга; профессор Л.М.Шипицына — в Университете и Педологическом институте г. Амстердама, Высшей школе по ортопе-дагогике г. Утрехта.
Большое значение в сотрудничестве придается внедрению новых программ обучения и воспитания, в частности, программы «Основы коммуникации», которая была разработана и апробирована в школах Санкт-Петербурга (авторы Л.М.Шипицына, А.П.Воронова, О.В.Защиринская, Т.А.Нилова).
Наши коллеги перевели эту программу на голландский язык, ортопе-дагог Анна Струмфлер ознакомилась с работой по этой программе в школах Санкт-Петербурга, в настоящее время осуществляется подготовка для эксперимента по ней в школах Голландии.
В процессе сотрудничества мы пришли к убеждению о необходимости более глубокого исследования наиболее актуальных для наших стран проблем в специальном образовании с учетом не только положительных сторон, но и возможности неповторения ошибок своих коллег. С этой целью мы предприняли попытку сравнительного анализа систем специального образования не только наших двух стран, но и таких как США, Великобритании и Швеция, где обучение детей с проблемами в развитии имеет много интересных инноваций, в частности, в аспекте разных моделей интеграции.
Данная книга, по нашему мнению, может лечь в основу обсуждения разных подходов и дискуссий на международной конференции «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы», которая состоится 1-3 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ...
... возникают трудности адаптации в группе. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения, особенно ... 2 класса, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся воспитанников с ОВЗ. Количество детей: 3 человека ... интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург, 2001 14. ...
Книга «Специальное образование в развитии» издается на русском и английском языках. Редакторами английской версии является доктор Кейс ван Рейсвейк (Нидерланды) и доктор Найджел Форман (Великобритания, а русской версии — профессор, доктор биологических наук Л.М.Ши. пицьша. Обе версии являются аналогичными, редакторы в ходе подготовку книги неоднократно обсуждали спорные вопросы, составлен небольшое глоссарий, позволяющий объяснить отдельные термины, имеющие разную трактовку в русском и английском вариантах.
4
Перевод всех глав книги с английского языка на русский и главы о специальном образовании в России на английский язык осуществлен кан’ психол. наук, доцентом И.Л. Первовой, перевод главы о специальном образовании в Швеции со шведского на английский и русский языки _ ром Е.Д. Кесаревым. Редакторы приносят им глубокую благодарности1
Мы надеемся, что данная книга будет полезна не только научным работникам, руководителям органов образования и педагогам, но и студентам институтов и университетов, педагогических колледжей, изучающим особенности обучения, воспитания и коррекции детей с проблемами в развитии.
ВАЖНОСТЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
ДЛЯ РОССИИ
Л.М. Шипицына
Международный университет семьи и ребенка
им. Рауля Валленберга
Санкт-Петербург , Россия
Закрытость бывшего Советского Союза в течение долгих лет от других стран, привела к тому, что наши педагоги-дефектологи имели весьма скромные представления о состоянии и развитии системы специального образования в других странах, особенно капиталистических. Считалось, что работа с детьми, имеющими аномалии в развитии, обусловлена политическим строем в каждой стране и задачами государства в вопросах образования (Х.С. Замский, 1980).
«Воспитание и обучение глубоко отсталых в социалистических странах носит государственный характер… В отличие от социалистических государств, в подавляющем большинстве капиталистических стран нет единой государственной системы помощи глубоко умственно отсталым детям. Специальные учреждения могут быть государственными, общественными и частными, каждое из которых работает по собственной программе. Такое разнообразие в формах обслуживания глубоко отсталых детей отрицательно сказывается на общем состоянии помощи этим детям», — этот вывод можно прочесть в работе А.Р. Маллера и Г.В. Цикото, (1988, с. 8).
Система специального образования, обозначаемая в бывшем СССР как советская дефектология и включающая в себя советскую логопедию, тифлопедагогику, сурдопедагогику и т. д. долгие годы основывалась на коммунистической идеологии. Учебники и учебные пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов были посвящены теории и практике коммунистического воспитания детей с нарушением слуха, речи и др. (см. учебные пособия Сурдопедагогика / под ред. М.И.Никитиной, 1989; Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, 1989; В АЛапшин и Б.П.Пузанов Основы дефектологии, 1990 и др.).
Темы ов для аспирантов по психологии высшей школы Требования ...
... юности. М.: Просвещение, 1989. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, - М.: Госкомвуз, 1995. Концепция дистанционного образования // Бюллетень АРВ. Июнь, 1995. Корнилов Т.Е., ... М., 1993. Одаренные дети. - М., 1991. Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № ...
Так, всего 6 лет тому назад М.И.Никитина (1989) утверждала, что «теоретической основой воспитания детей с недостатками слуха является марксистско-ленинская методология, определяющая социальный характер воспитания, зависимость его задач, содержания и методов от материальных условий жизни, характера общественных отношений» (с. 243).
Главными принципами дефектологов до недавнего времени были оптимизм и марксизм-ленинизм. Например, Л.С.Волкова (1989) считала, что «советская логопедия проникнута оптимизмом и глубоким гуманизмом, который заключается в создании наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности детей с нарушениями речи. В основе ее оптимизма лежат важнейшие положения марксистско-ленинской философии о диалектическом взаимодействии биологического и социального, о возможности преодоления или смягчения биологического дефекта путем целенаправленного специфического социального воздействия» (с. 5).
По мнению
6
Л.С.Волковой «успех работы логопеда зависит, в первую очередь, от овладения им марксистско-ленинской методологией, а уже затем от наличия у него глубоких профессиональных знаний и навыков» (с. 16).
Глубокая убежденность в правоте марксистско-ленинской методологии в обучении и воспитании аномальных детей до 90-х годов, пронизывающая труды советских дефектологов, перечеркивала прогрессивные педологические подходы к ребенку с нарушенным развитием, разработанные еще в 20-30 годы и успешно используемые в зарубежной практике.
Коренные социально-экономические перемены в России в последние годы привели к переориентации и отрицанию того, что составляло саму суть дефектологии. Глубокая убежденность в марксистско-ленинской методологии сменяется выводом о том, что «негативное отношение учащихся, их родителей к воспитанию, его методам обусловлено тем, что в течение нескольких десятилетий этот процесс трактовался неверно и организовывался неправильно» (М.И.Никитина, 1995, с. 61).
В настоящее время необходим, глубокий анализ современных проблем специального образования в нашей и других странах, для разработки подлинно научной теории обучения и воспитания, основанной на объективном подходе к изучению потенциальных возможностей и нужд ребенка «с нарушенным развитием. Приходится констатировать, что сегодня в России теория обучения детей с проблемами в развитии значительно отстает от практики, и отсутствие научно-обоснованной концепции и методологии является одной из основных причин кризиса системы специального образования.
В современную эпоху развития России открылись новые перспективы изменений в системе специального образования, связанные с новым отношением к детям с особыми нуждами, с решением вопросов их социализации и интеграции.
Воздействие образования на разностороннее развитие личности
... социально-экономического и духовного развития России. Система образования призвана обеспечить Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. ... Выготский рассмотрел проблему соотношения обучения и развития. Он доказал, что обучение детей определяет характер их психического развития. Именно это положение легло в ...
В настоящее время специальное образование в России представляет собой сложную и дифференцированную систему специальных (коррек-ционных) учреждений, реабилитационных и медико-психолого-педагогических центров и др. Развитие системы специального образования связано с дальнейшим усложнением и совершенствованием существующей сети коррекционных школ, появлением новых типов учреждений, где оказывается комплексная помощь и поддержка детям с особыми нуждами, а также с интегрированным обучением этих детей.
В связи с принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) у родителей и детей появилась возможность выбора разных форм обучения (в специальной коррекционной школе, школе-интернате, в реабилитационном центре, в форме интегрированного обучения в массовой школе, надомного обучения, обучения в форме экстерната).
Появление постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций позволило улучшить работу по профилактике, коррекции, а также более адекватному отбору детей с проблемами в развитии в соответствующие учреждения и разработки для них индивидуальных программ обучения и воспитания.
Между тем, в связи со значительным ростом числа детей с нарушениями в развитии, появлением детей со сложными, комплексными дефектами, с разными формами задержек психического развития, детским аутизмом, девиантным поведением, трудностями в обучении и общении; сложностями в обучении детей с проблемами в разных регионах страны
7
из-за отсутствия необходимого количества специальных (коррекционных) образовательных учреждений, квалифицированных кадров, социально-экономических и историко-культурных условий регионов и др., существующая в России система специального образования нуждается в качественных изменениях.
Начиная с 30-х годов, специальные школы для детей с проблемами в развитии в России стремились дать идентичное с массовой школой образование, видя в этом панацею от всех проблем, с которыми встречается выпускник, вступая во взрослую жизнь. Такой подход к решению проблемы образования и социально-трудовой реабилитации подростков опирался на вывод дефектологов о сверхкомпенсаторных возможностях развития человека с физической и интеллектуальной депривацией. Обосновывалась идея о том, что, например, сенсорная ограниченность стимулирует деятельность всех сохранных анализаторов, а особенно интеллектуальную деятельность. Это позволяет школьнику успешно овладеть программой общеобразовательной школы. Дело лишь в выборе педагогических технологий. Такая образовательная система не отвечала реальным возможностям детей с проблемами в развитии.
Поэтому целевая установка преобразования заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для развития и реализации потребностей таких детей; сформировать новые способы деятельности на основе суженных сенсорной, моторной и интеллектуальной функций, дис гармоничного развития и школьной дезадаптации.
Литературное образование как основа развития речи
... развитие входят следующие понятия: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Начитанность предполагает знание детьми ... литературное развитие младших школьников находится на низком уровне. Литературное образование невозможно без развития ... воспитании детей вообще и о детской книге». См.: Антология педагогической мысли России первой половины ...
Изменения в системе общего среднего образования в России, связанные с разработкой и внедрением государственного образовательного стандарта, формированием многовариантной образовательной системы, созданием региональных образовательных стандартов приводят к необходимости определения нового статуса специального образования.
Кроме того, изменения в самой системе специального образования, происходящие в настоящее время в России, требуют четких, научно обоснованных программ развития как специального образования в целом, так и отдельных его звеньев и уровней. В этом отношении большое значение приобретает изучение зарубежного опыта.
Итак, развитие специального образования в России на современном этапе определяется, прежде всего, социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, поиском путей адап тации специальной школы к новым условиям рыночной экономики. В этом отношении исследование особенностей развития специального образования за рубежом, в странах, где школа имеет богатый опыт преодоления кризисных ситуаций, представляет несомненный интерес для российских ученых и педагогов.
Сравнительный анализ состояния специального образования в разных странах мира стал возможен, благодаря укреплению и расширению политических и культурных связей, обменов специалистами с целью изучения опыта, форм и методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и поведении.
Каждая страна имеет свою историю развития специального образования, настоящее и будущее, свои проблемы и трудности в поиске наиболее адекватных путей адаптации и интеграции таких детей в общество, свои средства и методы для выполнения благородной цели — достижения максимально возможного счастья для этих детей. Каждая страна разрабатывает и
совершенствует стратегию и тактику специального обучения в зависимости от национальных традиций, реальных экономических и культурных возможностей.
Данная книга посвящена сравнительному анализу систем специального образования пяти разных по географическим и демографическим масштабам, по национальной культуре и экономическим возможностям стран мира: России, Нидерландов, Швеции, США и Великобритании.
Сложность проблемы заключается в том, что системы специального образования этих стран столь различны, что для их сравнительного анализа необходимо было найти наиболее общие направления, определить структуру изложения, которой могли бы придерживаться авторы статей по каждой стране. План изложения материала, состоящий из 6 главных тем для всех сравниваемых стран был предложен нашим голландским коллегой доктором Кейсом ван Рейсвейком. Сравнительные исследования подобного рода проведены впервые.
Трудности сравнительного изучения определяются не только структурными различиями в системах специального образования этих стран, но и используемым понятийным аппаратом, поскольку одни и те же термины понимаются по-разному.
Психиатрия в социалистических странах и развитие советской психиатрии
... статистика психической заболеваемости в стране способствует плановому развитию психиатрической лечебной сети и ... И на этом съезде организованы были специальные совещания по судебной психиатрии, детской психиатрии, ... психиатров. Первые психиатрические журналы в России возникли в 1883 г. одновременно в ... в Венгрии открылась первая в мире Государственная судебно-медицинская психиатрическая больница. ...
Не смотря на разное видение одних и тех же проблем авторами книги и трудности сравнительных исследований, анализ развития систем специального образования в 5 странах мира позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
— специальное образование стало наиболее динамичным, оно находится в состоянии постоянного поиска и реализации новых идей и концепций;
— специальное образование заняло одну из приоритетных позиций в образовательной политике этих стран;
— разработка основных направлений и программ развития специаль ного образования строится на базе или с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций стран;
— основной проблемой, которая в настоящее время является наиболее актуальной для ведущих стран мира, является повышение качества специ ального образования с ориентацией на индивидуальный подход в отношении учащихся, развитие их личности, профессиональное обучение. Финансирование специального образования осуществляется, в основном, из государственных источников;
— ведется постоянный поиск оптимального соотношения центрально го и местного управления специальным образованием;
— создаются новые подходы к взаимодействию между массовой и специальной школой, к интегрированному обучению, разработке его форм и методов.
Мы остановились лишь на некоторых аспектах, показывающих важность и необходимость сравнительного изучения систем специального образования разных стран мира для России. Можно надеяться, что при ознакомлении с главами книги о развитии специального образования в каждой из 5 стран и выявлении сходства и различий, читатели смогут найти для себя новые идеи, которые помогут по-новому осмыслить теоретические и практические вопросы помощи детям с ограниченными возможностями в развитии.