1. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение «поход»
По тропинке узкой горной,
Вместе с песенкой задорной,
Мы с тобой идём в поход,
За горой нас солнце ждёт.
Наш подъём всё выше, круче.
Вот шагаем мы по тучам.
За последним перевалом
Нам на встречу солнце встало.
Не забывайте об опоре. При работе над постановкой голоса — повышайте тон на каждой строке, говорите текст отрывисто, подбрасывая слоги, но не искажая тембра голоса:
Центр голоса: По-тро-пин-ке-уз-кой-гор-ной
Выше: вме-сте-спе-сен-кой-за-дор-ной
Выше: мы-сто-бой-и-дём-впо-ход… и т.д.
Пользуйтесь расчётливым повышением голоса, чтоб хватило на все строки. Для этого можно использовать музыкальный инструмент. Определив центр голоса, начинайте говорить на два-три тона ниже, а потом поднимайтесь по полутонам.
2. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение «маляр»
Представьте, что вы красите рамы окон. Сопровождайте движение руки по вертикали такими словами: «и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…»
Не закрепощайте кисть руки, она свободна, движения лёгкие, мягкие. Вначале мазки маленькие, только кистью руки. Далее идут такие же короткие слова:
и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…
Потом движения становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, голос поднимается выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх и вниз. Гласная шире, голос поднимается выше и опускается ниже.
Постепенное повышение и понижение голоса — важное достоинство речи. Это свидетельствует о выдержке диктора, владении собой, голосом и достигается большим трудом. Поэтому обращайте максимум внимания на упражнения по постановке голоса.
3. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение «этажи»
Представьте, что вы шагаете по этажам:
и первый этаж и второй этаж и третий этаж и т.д.
Звук при этом направляется не вперёд, а вверх — в голову. Слова «кладутся» выше и выше. Фиксируйте это рукой. От грудного регистра в средний, затем в головной.
Когда выдержка и постепенность повышения голоса станут доступны, упражняйтесь в понижении и повышении голоса большими интервалами:
и первый этаж и пятый этаж и десятый этаж (вниз) и подвал
Формирование связной письменной речи у младших школьников с задержкой ...
... другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях. ... показано движение от теоретического обоснования к практическому перевоплощению развития связной письменной речи. Практическая значимость заключается в разработке коррекционно-развивающей системы занятий, направленной на ...
Помогайте выполнять это упражнение рукой. Если сразу трудно опустить голос в подвал, помогите рукой. Опуская руку, расслабьте глотку. Когда повышаете голос ничего не меняйте в речевом аппарате.
4.Техника речи. Постановка голоса. Упражнение «аквалангист»
Центр голоса:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном
И непременно в головном.
Постепенное, расчётливое понижение голоса:
Всё ниже опускаюсь!
Ниже!
А дно морское ближе…
Ближе…
Грудной регистр:
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Диапазоном голоса пользуйтесь экономно. Погружайтесь по небольшим интервалам. Не снимайте голос с опоры на низких тонах, не сажайте его на горло. Опять на помощь приходят руки. Они медленно, свободно, легко плавают. Так же звучит голос, не застревая в напряжённых мышцах глотки, не задевая за связки.
5. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение «парашютист»
Представьте, что совершаете парашютный прыжок. Сопровождайте плавный спуск словами:
Опускаюсь я медленно ниже и ниже,
А земля подо мною всё ближе и ближе…
Продолжаю снижаться, совсем уже низко…
Опустился ещё, как земля моя близко!
С голубыми озёрами, с ширью полей…
Рядом. Вот она! Крепко стою я на ней.
Последние строчки произносите в грудном регистре. При этом проверяйте свободу звучания голоса на низких тонах. Не снимайте голос с опоры, не сажайте его на связки.
Не взбирайтесь сразу на самые высокие тона голоса. В постепенности спуска и подъёма голоса заключена уверенность диктора. Слушатель не должен замечать вашего предела диапазона голоса. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых оттяжек. Т.е. повышая слово или строку, делать понижение голоса в начале следующей строки, с тем чтобы повысить ударное слово в последующей мысли. Потом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его повысить. Шагайте по лесенке: два шага — вверх, шаг — вниз, два — вверх, шаг — вниз…
Подкрепляйте приобретаемый навык пользования диапазоном голоса — тренировкой силы голоса.
6. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение «народный шквал»
Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:
Всё ближе, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.
При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте — сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению.
Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе ...
Практическая работа по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста с помощью вокальных упражнений 2.1 Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшегошкольного возраста в ... младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии ...
Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове «поднялся». Слово «обрушился» опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.
Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания голоса. Когда от диктора требуют громкого голоса — не следует переходить на крик. Вспомните об опоре голоса, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал «громче» реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.
Для развития дикции произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп — кипел укроп, ушёл Прокоп — кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:
КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,
аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,
ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,
о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,
муДРСТВовать, поСТСКРиптум.
паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать,
дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо,
сверхВСТРевоженный, пуНКТВСТРечи;
конспеКТСХВатил; не моГВЗДРемнуть;
коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо,
коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,
цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,
коНТРНаступление, свеРХЗВуковой,
филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть.
Ещё одно упражнение на развитие дикции:
Вагоны вперед покатили, как мячики:
ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики…
Бочка — Кочка — Дочка — Мочка — Ночка — Почка — Точка.
Печь — Жечь — Сечь — Течь — Лечь — Меч — Речь…
Обратите внимание на чёткость дикции во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать приём «звукозаписи». К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия. Для примера, возьмём цикл коротких басен С. Смирнова:
«Чудеса протекции» («ш», «ж»).
Он вышел в роли протеже
И выше Крыши Прёт уже.
«Ханжа» («с», «з»).
Я — за! -в глаза сказал Ханжа.
А за глаза зарезал… без ножа.
Скороговорки для развития речи
Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово в скороговорке по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом — вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения скороговорки.
Процесс принятия решения о покупке
... списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия решения о покупке 1.1 Основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей Потребительский рынок - ... вынужден приобретать спецодежду и обувь. А положение президента компании обязывает к покупке дорогих костюмов. Маркетологи стремятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении ...
Существует закон «сценической» скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.
Как научиться красиво говорить? — Работайте над скороговорками для развития речи! Присылайте нам ваши скороговорки — большие и маленькие, сложные и простые.
1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
6. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.
7. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
8. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
9. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
10. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
11. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
12. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
13. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
14. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
15. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
16. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
17. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.
18. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
19. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
20. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
21. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
22. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.
23. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.
Потребление, оценка после покупки и освобождение
... потребителя делятся на следующие три категории: – четко запланированная покупка; – частично запланированная покупка; – незапланированная покупка. Однако не все намерения потребителя в приобретении осуществляются. На ... варианты называются набором альтернатив.При неудачном поиске информации потребитель может просто отложить покупку. 3. Предпокупочная оценка вариантов – это процесс оценки и выбора ...
24. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
25. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
26. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
27. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
28. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
29. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
30. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
31. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
32. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
33. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
34. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.
35. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
36. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
37. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
38. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
39. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.
40. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
41. (К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
42. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
43. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
44. (Л,к) — Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
45. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
46. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.
47. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
48. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
49. (М,л) — Милу мама мылом мыла.
50. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
51. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
52. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
53. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
54. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
55. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
56. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.
57. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
58. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!
59. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Глава II. Коммуникативные качества речи
... залогом морального и физического здоровья людей. Грубое, черствое слово, равнодушная, издевательская интонация обижают и оскорбляют человека, могут послужить причиной психологического конфликта, тяжелой душевной ... 208]. В ХХ веке Б.Н. Головин обосновал механизмы образования качеств речи путем соотношения речи и неречевых структур, таких как язык, мышление, сознание, действительность [2]. ...
60. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
61. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»
62. (П) — Пошла Поля полоть в поле.
63. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
64. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
65. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
66. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.
67. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
68. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
69. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
70. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
71. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
72. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
73. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
74. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
75. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
76. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
77. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.
78. (Р,т,в) — Интервьюер интервента интервьюировал.
79. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
80. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
81. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
82. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!
83. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
84. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
85. (С,н) — Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
86. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
Скороговорки для развития речи
87. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
88. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
89. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
90. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
Развитие речи в дошкольном возрасте
... произносить их все, а также научить модулировать интонацию всех синтаксических конструкций, которыми обогащают речь ребенка. Вторая закономерность: понимание смысла речи зависит от усвоения ребенком лексических и ... «ека»; трехлетний — «сьляпа», «лепка» или «репъа»; пятилетний — шляпа, репка. По мере того как ребенок растет, речь его развивается, ему уже не хватает правильно произносимых знакомых ...
91. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
92. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
93. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
94. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
95. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.
96. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
97. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
98. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.
99. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
100. (Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
101. (Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
102. (Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
103. (Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.
104. (Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
105. (Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.
106. (Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
107. (Ц) — Молодец против овец, а против молодца сам овца.
108. (Ц,к,п,д,р) — Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —
Шах-Шахмони-Лимпомпони.
109. (Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.
110. (Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
111. (Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
112. (Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
113. (Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
114. (Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
115. (Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.
116. (Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
117. (Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
118. (Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.
119. (Ш,ж) — В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
120. (Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
121. (Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
122. (Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
123. (Ш,м) — Яшма в замше замшела.
124. (Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего ...
... важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. В ... как необходимое условие результативности педагогической работы по развитию речи в ясельной группе детского сада Объект исследования: воспитанники ... С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ 1.1 Понятие личностно-ориентированного взаимодействия ...
125. (Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
126. (Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
127. (Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
128. (Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
129. (Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
130. (Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
131. (Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
132. (Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
133. (Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
134. (Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
135. (Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
136. (Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
137. (Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Скороговорки для развития речи
138. (Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.
139. (Щ,т) — Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
140. (Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.
141. (Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
142. (Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
143. (Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
144. (Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Интонация речи
Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонацию речи составляют: высота тона, сила звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации речи условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации речи диктора есть логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива. Рассмотрим их.
Слова пишутся отдельно, а произносятся вместе. Однако не сплошным потоком. С помощью пауз мы разъединяем речевой поток на отдельные фразы и мелкие внутренне фразовые интонационно-смысловые единства — синтагмы, или так называемые языковые звенья. Паузы, отделяющие фразу от фразы и синтагму от синтагмы, называются логическими паузами. Для хорошей, красивой интонации речи важно правильно определить место логических пауз в середине фразы. Неуместные паузы делают непонятной мысль, могут даже извратить её. Трудно воспринимается мысль при наличии лишних пауз в интонации речи. Слова, тесно связаны между собой грамматически и по содержанию, составляют одно языковое звено и произносятся без пауз, вместе, как одно слово. Продолжительность логических пауз в интонации речи диктора определяется степенью связи между языковыми звеньями и между фразами, степенью завершённости мысли. Чем меньше связь, тем пауза длительнее. Паузы между фразами длиннее пауз в середине фразы. Разными они могут быть в интонации и между языковыми звеньями. Правильное определение соотношения продолжительности логических пауз помогает точнее выразить мысль и добиться естественной интонации речи.
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...
... разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы». Гуманизация всех ... формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. I. Теоретические основы ...
Важным средством логической выразительности в интонации речи является логическое ударение. В каждой фразе, как и в каждом языковом звене, есть важнейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из других слов определёнными средствами: замедлением произнесения, усилением голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед словом (а иногда и после него).
В основном в интонации используем одновременно несколько способов. Такое выделение слов в интонации называется логическим ударением. В каждой языковом звене выделяется логическим ударением, как правило, одно слово. Итак, сколько во фразе языковых звеньев, столько и логических ударений, но одно из них всегда выступает основным. Называется оно фразовым.
Главное слово в предложении является смысловым центром, отражает отношение говорящего к предмету, к событию. Умение выделять ударные слова делает интонацию понятной. Такая речь легко воспринимается слушателями. Прежде всего, нужно научиться снимать ударения с остальных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в предложении.
Проделайте упражнение под названием «Спор».
Допустим, вы спорите с другом о только что прослушанной речи диктора.
— Его речь сильно захватила всех слушателей, — говорите вы.
Товарищ не согласен и пытается разубедить вас:
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — переспрашивает он, выражая крайнее недоумение.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — отвечаете вы, отстаивая своё мнение.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — опять переспрашивает товарищ, пытаясь отстоять свою точку зрения.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — стоите вы на своём.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — не унимается спорщик.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — утверждаете вы. И так далее.
Знаки препинания в интонации
Речь монологична, поэтому оратор должен особенно заботиться о выразительности интонации, зная, что монотонность приводит к сонливости. Начинающий диктор должен обратить серьёзное внимание на интонирование знаков препинания. Вот несколько упражнений:
Упражнение «добьюсь ответа»
Возьмите текст:
Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?
Полили ли лилию?
Полили иль нет?
Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетической линии в интонации. В последнем вопросе после самого высокого тона: «Полили?» — звук понижается на словах «иль нет?».
Вопросительные знаки постарайтесь «увидеть» и точно нарисуйте их голосом:
Почему чернушкой назван
Голубой, как лён, цветок,
А посёлок ясноглазый
Носит имя «Волчий лог»?
Почему назвали Белой
Реку, синюю до дна?
Почему назвали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Почему нелюбую
Звать ты должен Любою?
Прочувствуйте, как с нарастанием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фонетическая линия вопросительного знака идёт вверх. Так и должно быть, т.к. с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При высшем удивлении вопросительную фигуру голоса можно повторять на каждом слове. Это усилит действенность фразы.
Потренируйте это в следующем тексте:
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?
(А.С. Пушкин)
Н.А. Некрасов Несжатая полоса
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна ..
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял? ..»
Ветер несет им печальный ответ:
«Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою».
В.С. Высоцкий
«Здесь вам неравнина…»
Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнём сверкает днём
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
Как Вечным огнём сверкает днём
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
И пусть говорят, да, пусть говорят,
Но нет, никто не гибнет зря,
Так лучше, чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд,
Пройдут тобой не пройденный маршрут.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд,
Пройдут тобой не пройденный маршрут.
Отвесные стены, а ну, не зевай,
Ты здесь на везение не уповай,
В горах ненадежны
Ни камень, ни лёд, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Мы рубим ступени, ни шагу назад,
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина ещё впереди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина ещё впереди.
Упражнения на дыхание:
1. Посчитать вслух : Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка и т.д.
2. Раз король, два орел, три король, четыре орел и т.д.
3. Сказка про репку: (на скорость, четкость и ровное дыхание)
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, – вытянули репку!
Дом, который построил Джек
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.