Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения

Оглавление

Введение

Глава 1. Факторы возникновения стрессовых ситуаций у военнослужащих

1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у военнослужащего

1.2 Современные взгляды на борьбу со стрессом

Глава 2. Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения

2.1 Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса

2.2 Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений

Заключение

Список использованной литературы

стресс военнослужащий реабилитация психологический

Введение

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Научной основой деятельности военных кадров в данной области является военная психология. Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для решения чрезвычайно актуальной и общественно значимой задачи — психологической помощи военнослужащим в условиях боевых действий, а также военнослужащим, участвовавшим в военных конфликтах. http://www.rae.ru/forum2012/290/2047

Актуальность исследования. Независимо от характера боевых действий, влияния факторов окружающей среды, устойчивость военнослужащих к психогенным травмам зависит, в первую очередь, от личностных качеств военнослужащего. Многочисленными исследованиями было установлено, что пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике. Но пребывание в травматических ситуациях — это только одна сторона, одна из основных причин, которые могут вызвать посттравматическое стрессовое состояние.

По статистике в первые дни боевых действий психическую травму получает 60-65% военнослужащих, из них 20-25% не могли выполнять свои должностные обязанности и нуждались в специализированной помощи. В период с 1992 г. на каждый год приходилось по 4-5 военных конфликтов, что обуславливает актуальность этой проблемы. Работа выполнялась в аспекте видения проблематики военных действий, так как в мирное время получение травмы или расстройства личности не является проблематикой теории управления.[1]

6 стр., 2678 слов

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий ...

... действий имел неуспешный характер. 6. Создание атмосферы заботы, психологической поддержки военнослужащих ... пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого ... возникновения чувства одиночества и вовлеченности человека в это чувство. Характерным явлением постстрессовых реакций человека после боевых действий ... военнослужащими войск в рамках деятельности органов военного ...

Объектом исследования является психологическая помощь военнослужащим, получившим психическую травму на уровне личности.

Предметом исследования выступают формы и методы психологической помощи и реабилитации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.

Целью исследования является выработка рекомендаций офицерам воспитательных структур по оказанию психологической помощи военнослужащим, получившим боевую психическую травму.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучить теоретические положения, терминологию и историю развития;

современные подходы к управлению стрессом;

стресс и военнослужащий. проблемы. пути повышения устойчивости.

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, так как ведение боевых действий может рассматриваться как крайнее проявление экстремальных условий деятельности. В боевой обстановке угроза для жизни максимальна, а психоэмоциональное напряжение достигает высшей точки.

Данное исследование представляет собой определенную практическую значимость, результаты данного исследования могут быть использованы командирами всех степеней, военными психологами и психологами, работающими с лицами, выполняющими профессиональную деятельность в условиях, связанных с риском для жизни.

Работа состоит из двух глав. В первой главе, состоящей из двух параграфов, были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с историей изучения стресса и основных причин возникновения стресса у военнослужащего, современные взгляды на борьбу со стрессом.

Вторая глава включает в себя два параграфа в которых мы рассмотрим применение психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений, а также психологическую поддержку и психологическую реабилитацию как основные компоненты преодоления стресса.

1. Факторы возникновения стрессовых ситуаций у человека

1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у человека

«…В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты после величайшего напряжения чувствуют желание бежать, эта паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их».

(Наполеон)

Практика боевых действий свидетельствует, что противоборствующие стороны, наряду с неизбежными физическими, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением воинами боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Так, исследования в частях, выведенных из зон боевых действий, показали: 62% военнослужащих испытывали предельные психические нагрузки, 58% из них в ходе боя были неспособны вести прицельный огонь; 80% солдат и сержантов, 60% офицеров перенесли стрессы, угрожавшие срывам их деятельности.[2]

11 стр., 5301 слов

Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших ...

... из ряда побуждений: потребностей; целей; интересов; мотивов. При исследовании мотивов учения старшеклассников Андреева А.Д. и Дубровина ... взгляд, характеристики старшего школьного возраста. В социальном развитии юноша занимает промежуточное положение между ... мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие ...

Для того чтобы определить весь комплекс влияний, оказываемых современным боем на психику воинов, необходимо построить психологическую модель боя, которая представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою, которая имеет следующую структуру:

объект конфликта;

противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конфликтных действий (образами конфликтной ситуации, установками, целями, мотивами, навыками эффективных действий в конкретных конфликтах, психофизиологическими возможностями);

групповые психологические феномены, влияющие на боевые действия (мнения, настроения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.д.);

конфликтные действия (стратегии, уровни, формы, виды, способы, приемы);

средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массового поражения, оружие несмертельного действия и др.);

условия конфликта (социальные, эколого-эргономические, боевые).

Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ, 1998. С. 97-99.

Для достижения цели проводимого исследования подробно рассмотрим индивидуальную психологию военнослужащего как участника коллективной боевой деятельности, а также групповую психологию воинских подразделении, участвующих в бою Ларцев М.А. Психологические особенности пострадавших в локальных вооруженных конфликтах на Северном Кавказе // Медицина катостроф. — 2012. — №3. — С. 66-69..

Объектом противоборства в бою и войне являются способность и воля противника к сопротивлению. Ошибки в оценке способности противника к сопротивлению влекут за собой просчеты в оперативно-тактических расчетах и обоснованиях.

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация боевых действий военнослужащих и её виды:

широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.д.);

коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);

индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).

Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х кн. М.: ВУ, 1998. Кн. 2. С. 212-219.

Опыт ведения боевых действий показывает, что наиболее легко вырабатываются и устойчиво функционируют мотивы боевого товарищества. Однако при приобретении боевыми действиями затяжного характера, в преимущественном положении оказывается та сторона, которой удается сохранить действие широких социальных мотивов. http://www.rae.ru/forum2012/290/2047

Представленная психологическая модель боевых действий позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы делятся на социальные, боевые и экологоэргономические. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный или самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, степени её значимости. Это, в свою очередь определяется пониманием и внутренним принятием целей войны, представленностью социальных, экономических, национальных, религиозных интересов в структуре вызвавших ее причин.

43 стр., 21183 слов

Стресс в условиях боевых действий

... в условиях боевых действий. Объект: военнослужащие люди. Субъект: стрессовая ситуация в условиях воинской деятельности. Гипотеза: для того, чтобы преодолеть стресс в условиях боевых действий, необходимо сплочение ... А это значит, что у противоборствующих сторон появляется реальная возможность активно влиять на психофизиологические состояния, настроения, боевую активность войск противника. Военными ...

Другим социальным фактором является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих.

В современный период боевые действия, как правило, сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием на психику военнослужащих. Боевой стресс — это совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни. (рис.1) .

Интенсивность переживания боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:

силы и длительности воздействия стрессоров на психику;

индивидуальных особенностей реагирования воина на их воздействие.

Дерево стресса

Рисунок 1 — Генезис стрессовой ситуации

Чтобы разобраться в данном вопросе, давайте представим себе «дерево стресс». Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону. Это вредное дерево. Его листья — симптомы стресса, плоды — болезни, к которым приводит стресс.

Ствол дерева стресса — это напряжение (психологическое и физиологическое).

Ствол дерева появляется из корней, на нём держится крона. Подобным образом напряжение формируется причинами стресса и служит основой для разнообразных симптомов стресса. Напряжение — главный механизм развития всех симптомов стресса.

Корни — причины стресса, или стрессоры. Стрессор — это любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры можно разделить на две группы: физиологические и психологические.

Стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Специфическими стрессорами являются :

ситуации, угрожающие здоровью и жизни;

ранения, контузии, увечья и дозы облучения;

гибель близких людей и сослуживцев;

ужасающие картины смерти и человеческих мучений;

те случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые воин приписывает себе;

Неспецифические стрессоры присущи как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций.

Например:

высокий уровень потенциальной угрозы для жизни и здоровья;

длительное выполнение напряженной деятельности;

длительное неудовлетворение тех или иных биологических и социологических потребностей;

резкие и внезапные изменения условий жизнедеятельности (службы);

длительное отсутствие контактов с близкими людьми;

интенсивные и длительные межличностные конфликты;

повышенная степень ответственности за свои действия.[3]

Реакция воина на воздействие стрессоров боевой обстановки зависит, с одной стороны, от силы и продолжительности их воздействия, а с другой- от индивидуально- психологических особенностей личности воина, его психологической и профессиональной готовности к ведению боевых действий, характера и уровня мотивации.

13 стр., 6250 слов

Особенности работы заместителя командира роты по воспитательной ...

... боевых действий. Установлено, что высокоинтенсивные боевые действия способствуют быстрому нарастанию переутомления военнослужащих и общему росту психотравматизации примерно в 1,2 раза по сравнению с низкоинтенсивными действиями. Объективные условия служебно-боевой деятельности военнослужащих в условиях ...

1.2 Современные взгляды на борьбу со стрессом

Боевые действия на ряду с негативными оказывают и позитивное влияния на его участников. А.М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые происходят у большинства участников боевых действий:

Повышение умелости, опытности, профессионализма.

Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущения собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой.

Укрепление физического здоровья и силы.

Повышение социального статуса человека, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг.

Основной реакцией воина на боевые события есть боевой стресс — многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения.

При выполнении задач в различных условиях обстановки командиру в первую очередь следует учитывать психические состояния двух основных групп:

? способствующих успешному выполнению боевых задач;

? оказывающих негативное влияние на поведение военнослужащих

Управлять поведением подчиненных в экстремальной ситуации — значит таким образом воздействовать на людей, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. Главная цель управления поведением военнослужащих состоит в том, чтобы мобилизовать духовные и физические силы, ослабить влияние психотравмирующих факторов, вызывающих у людей чувство опасности, а вместе с ним и страха.

Для активизации деятельности подчиненных у командира имеется достаточно дисциплинарных прав, умелое использование которых является мощным средством управления поведением военнослужащих.

Однако нужно учитывать, что далеко не всегда эти меры будут являться эффективными. Психические состояния, возникающие у военнослужащих в экстремальных условиях, с особой значимостью обуславливают необходимость моральной поддержки личного состава.

Об этом свидетельствуют яркие исторические примеры. Так, в 1799 году во время Итальянского похода в сражении у Треббии колонна французов прорвала русский фронт. А.В. Суворов помчался к отступавшим войскам с криками: «Заманивайте! Шибче заманивайте!.. Бегом!» Солдаты приободрились, беспорядочная толпа образовала линию. Теперь при отступлении русские вели меткий ответный огонь по французам. Такой организованный отход продолжался, по воспоминаниям очевидцев, шагов полтораста. Затем А.В. Суворов отдал приказ «Стой!». В этот миг замаскированная русская батарея открыла по неприятелю огонь ядрами и картечью. Главнокомандующий воспользовался удобным мгновением и приказал наступать. Усталые солдаты, входившие в состав авангарда Багратиона, нашли в себе силы и ударили так энергично, что французы приняли их за свежие подкрепления. Противник начал отходить. Левое крыло неприятеля было отброшено и более уже в наступление не переходило.

Негативные психические состояния, возникающие у военнослужащих под воздействием психотравмирующих факторов, ощутимо влияют на их боеспособность и поведение. Наличие или ожидание опасности вызывает у человека психическое состояние внутренней напряженности, которое сказывается на всей его деятельности. Оно может угнетать или, наоборот, активизировать протекание психических процессов, способствовать активному проявлению имеющихся у военнослужащего знаний, умений, навыков или сковывать их, оттачивать и обострять проявление лучших качеств воина, а также, наоборот, свертывать, приглушать их. http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2012/2012-05-2.htm

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

... и психологов, направленная на снятие тревожных состояний, дезадаптации и на формирование благоприятного психологического климата и отношений в формирующемся детском коллективе. Именно эту задачу должны выполнять ...

Основными симптомами боевых психических травм являются:

На поведенческом уровне: метания в поисках укрытия, буйство истерический смех или плач, крики, раздражительность и злоба, состояние ступора, апатия, заторможенность движений, обморочные состояния, бессвязное бормотание, сильная дрожь.

На психологическом уровне: неспособность концентрировать внимание, частичная или полная потеря памяти, повышенная чувствительность к шуму, свету и запаху, нарушения логики и быстроты мышления, галлюцинации.[2]

На телесном уровне: ослабление зрения и слуха, частое мочеиспускание, расстройство желудка, учащенное, прерывистое дыхание, нарушения циркуляции крови, что приводит к анемии ступней ног и кистей рук, сильное напряжение мышц, учащенное сердцебиение, давящие боли в области сердца и в грудной клетке, боли старых ран, неконтролируемое слюноотделение.

Отрицательное влияние условий боевой обстановки на психику воина не исчерпывается получением боевой психической травмы. Экстремальные условия боя прежде всего сказываются на эффективности воинской деятельности. Даже если солдат или офицер не получил в бою психотравму, это не означает, что он эффективно действует.

По опыту боевых действий, уровень боевых психических травм ниже в успешной обороне, чем в успешном наступлении ( в наступлении всегда выше из-за более высоких потерь), и резко повышается при неоднократно неуспешном наступлении и, особенно, в оборонительном бою в окружении или отрыве от основных сил . Серьезная продуманная психологическая подготовка перед боем, слаженность действий, истинное «суворовское» единение офицеров и солдат способны снизить долю психологических потерь.

Таким образом, воздействие современного боя на психику и поведение воинов приводит к тому, что опасная обстановка неизбежно вызывает у них психическое напряжение (стрессовое состояние).

Следствием этого являются боевые психические травмы, приводящие к частичной или полной утрате боеспособности. Полностью избежать боевых психических травм в боевой обстановке невозможно, однако с помощью психопрофилактических мероприятий, через своевременное оказание психологической помощи можно снизить процент психологических потерь среди военнослужащих.

2. Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения

2.1 Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса

Психологическая работа включает психологическую поддержку и психологическую реабилитацию, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий.

Психологическая поддержка направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

В профилактическом плане она (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психический журнал. — 2008. — № 2. — Т. 19. — С. 15-26..

3 стр., 1394 слов

Психологическая помощь наркоманам

... к иллюзорному миру, утратил навыки поведения в реальной действительности. Требуется квалифицированная психологическая помощь бывшим наркоманам.Врач понимает страхи и сомнения пациента, поэтому сможет найти ... трех недель, после чего человека отпускают из наркологической клиники, и постепенно действие препаратов прекращается. Болевые ощущения возвращаются вновь, и организм испытывает сильнейший ...

К специализированным способам и средствам психологической поддержки относятся: медикаментозные (фармакологические) и аутогенные.

Фармакологические способы и средства психологической поддержки военнослужащих состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект.

Опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в целях: повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (психостимуляторы); снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др.

Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, нервно-мышечная релаксация и др.).

Психологическая реабилитация — проводится в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленный на восстановление такого состояния психического здоровья воинов, которое снова позволит им успешно решать боевые и служебные задачи.

Основными задачами психологической реабилитации являются: выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья и др.

Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие способы: физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витаминотерапия и др.); организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, музыко-, библио-, арт-, натуротерапия) Мазур Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2012. — №1. — С. 31-40..

8 стр., 3908 слов

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

... чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения. сновными условиями успешного ...

Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.

2.2 Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений

Деятельность военнослужащих в боевой обстановке характеризуется постоянным воздействием на них стресс-факторов повышенной интенсивности. Рано или позже они способствуют возникновению в психике человека таких изменений, которые снижают эффективность его деятельности как в боевой обстановке, так и в последующем в мирных условиях.

Воздействие стресс-факторов в ходе боя не всегда отрицательно сказывается на качестве боевых действий. Военнослужащий встречается с воздействием многих, не всегда заранее предусмотренных стрессогенных факторов. Т.е. в боевых условиях внешней энергии «всегда» больше, чем внутренней, защитной энергии. При этом происходит прорыв психологического барьера и излишняя энергия, согласно З.Фрейду, проникает в психологическую систему человека. Фактически она оказывает влияние на бессознательную сферу человека. Подобных ситуаций может быть множество. Поступающая излишняя энергия переполняет психическую систему человека и вызывает механизмы ее нейтрализации, что не всегда осуществляется благополучно. Кроме того, отреагирование этой энергии может осуществляться на объекты, замещающие первоначальные объекты — стрессоры.

Наблюдения показывают, что нередко выход излишней энергии проявляется в форме немотивированной агрессии в отношении случайных людей, в том числе в отношении родных и близких. Она может оказывать влияние и на состояние самого военнослужащего: нарушение сна, снижение настроения, жизненного тонуса, уход в себя, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др. Если не оказывать своевременную помощь пострадавшему воину, то могут возникнуть и психические расстройства, устранить которые можно только с помощью психиатрической помощи (рис. 3).

Рисунок 3 — Восприятие стрессовой ситуации военнослужащими

Отсюда вытекает одна из задач командира — создать военнослужащему условия для отреагирования излишней энергии из психической системы человека наружу, при этом сделать этот процесс управляемым, контролируемым. Психологический механизм данного процесса состоит в следующем. Военнослужащий при поддержке командира, военного психолога начинает вспоминать то, что происходило с ним на поле боя. Военнослужащий, как правило, припоминает наиболее яркие, эмоционально окрашенные события, что естественно приводит к повторному переживанию страха, напоминающего тот, который он переживал в бою. Переживание возникающих эмоций приводит к отреагированию излишней, несвязанной, внутренней энергии человека. Если описанный процесс повторить достаточное количество раз, то постепенно психическая система воина приближается к равновесию. Данная концепция получила в литературе название катарсической Рыбников О.Н. Особенности социально — психологической адаптации военнослужащих, получивших ранения в боевых действиях // Воен.- мед. журн. — 2004. — №3. — С. 24-27.

5 стр., 2242 слов

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными ...

... есть в психике человека сформировались две идентичности одна под действием психотравмы (пребывания в зоне боевых действий, масштабные катастрофы) другая сформировалась в мирное время. Воспоминания, ... расстройства нервной системы у людей, перенесших железнодорожную катастрофу. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие повреждения спинного мозга, т.е. как органическую ...

Комплекс мероприятий, организуемый командирами в целях восстановления психических и физических ресурсов личного состава называют психологической реабилитацией. Однако, исходя из опыта современных боевых действий целесообразнее говорить о психологическом обеспечении восстановительного периода воинской деятельности, которое включает:

психологическое информирование личного состава о возможных негативных психологических последствиях боя и путях их преодоления;

диагностику психического состояния у военнослужащих, составляющих группу риска (выполнявших сложные и стрессогенные задания; переживавших психологические проблемы; имеющих сложное положение в семье; участвовавших в боевых действиях впервые; допустивших в ходе заданий серьезные ошибки; военнослужащих женщин и др.);

психологическое консультирование военнослужащих по вопросам психологических трудностей восстановительного периода;

психологическую и социально-психологическую поддержку военнослужащих, переживающих трудности восстановительного периода;

использование специализированных психологических методов, направленных на ускорение восстановительных процессов у военнослужащих (психофизический тренинг, гетеротренинг саморегуляции, группы интенсивного общения и т.д.) Вдовина И.В. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) военнослужащих и их реабилитация // Социальный конфликт. — 2011. — №1. — С. 3-26..

При возникновении у военнослужащего отклонений от нормального процесса восстановления с ним проводится психокоррекционная работа, а при появлении стойких психологических трудностей — оказывается психотерапевтическая помощь. Эти две формы психологической помощи так же, как и перечисленные выше, могут осуществляться в условиях воинской части психологом во взаимодействии с медицинским персоналом этой же воинской части. При этом субъектом восстановительного процесса остается сам военнослужащий.

В отличие от указанных выше форм психологической помощи психологическая реабилитация осуществляется в тех случаях, когда восстановительный процесс по каким-либо причинам блокируется или возможен только при участии специалистов. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленного на восстановление такого состояния психического здоровья военнослужащих, которое позволяет им достаточно эффективно решать служебные и боевые задачи.

Психологическая реабилитация является составной частью медико-психологической реабилитации и проводится с военнослужащими, проходящими лечение в связи с ранениями, контузиями, травмами, ожогами, облучением, психическими расстройствами.

Особое значение психологическая реабилитация играет после окончания боевых действий. В связи с этим необходимо учитывать следующие факторы:

степень активности участия воинской части, подразделения и конкретного военнослужащего в боевых действиях. Чем дольше и активней военнослужащие действовали в зоне боевых действий, тем оперативней, масштабней и полноценней должна быть психологическая помощь. Степень боевой активности при этом условно определяется по числу и характеру боевых операций, в которых участвовали военнослужащие, по уровню их боевой напряженности и значимости для решения более масштабных боевых задач Тарабрина, Н.В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. — 2006. — № 1. — С. 26-29..

количество боевых потерь в части, подразделении и их причины, а так же характер и причины ранений, контузий, травм, ожогов, доз облучения и других форм физического ущерба здоровью конкретного военнослужащего. В процессе оказания психологической помощи тому или иному военнослужащему в восстановительный период учитываются: а) ситуации, в которых был нанесен ущерб его здоровью; б) степень воздействия на него случаев гибели (особенно массовой) его сослуживцев (прежде всего близких друзей); в) характер его отношения к событиям, указанным в пунктах а) и б); г) особенности отношения к этим же событиям командования различных уровней; д) награды и отличия, связанные в той или иной степени с этими событиями; е) характер отражения этих событий в мнениях сослуживцев, в средствах массовой информации.

время выхода части, подразделения, военнослужащего из зоны боевых действий. Чем раньше и полнее будет оказана психологическая помощь участникам боевых действий, тем меньше вероятность возникновения психологических проблем, обусловленных боевым стрессом, впоследствии.

особенности социально-психологического климата и межличностных отношений в воинской части, подразделении, характер отношений конкретного военнослужащего с окружающими его людьми.

особенности и условия деятельности воинской части, подразделения, военнослужащего после выхода из боевой обстановки. Организованная и продуманная деятельность военнослужащих после их возвращения из боевой обстановки в нормальные для психического здоровья условия будет способствовать повышению результативности оказываемой им психологической помощи. Большое значение приобретает прогнозирование командирами психологического эффекта принимаемых ими решений по организации деятельности личного состава после вывода части, подразделения из зоны боевых действий Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. — 2003. — №3. — С. 3-14..

Наряду с перечисленными факторами на процесс оказания психологической помощи влияют переживания военнослужащего, связанные с такими событиями его боевого опыта, как:

физическое уничтожение (особенно в первый раз) солдат противника;

гибель сослуживцев и мирного населения, моральную ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;

ведение (особенно длительное) боевых действий в окружении противника, нахождение в плену;

совершение противоправных, по мнению военнослужащего, действий или пассивное соучастие в них.

При организации психологической помощи военнослужащим, участвовавшим в боевых действиях, целесообразно учитывать также определенные социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, оказывающие дополнительное воздействие на психическое состояние военнослужащих в восстановительный период.

Таким образом, рассмотренные формы, методы и средства психологической помощи составляют тот арсенал, который может эффективно использоваться специалистами и командирами воинских частей и подразделений в интересах быстрого восстановления боеспособности военнослужащих. При умелом и комплексном их применении становится возможным существенное снижение уровня психотравмирования войск.

Заключение

Состояние психического здоровья военнослужащих в современных Вооружённых Силах непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климато-географические условия, различные нарушения эргономических и санитарных норм, сопровождающие тот или иной вид военно-профессиональной деятельности (ограниченное пространство, шум, вибрация, значительные перепады температуры, электромагнитное излучение, аварийные ситуации и т.п.) — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.

Еще более весомые предпосылки формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, неопределенность и дефицит информации, нарушение режимов сна, отдыха и питания, болезни, травмы и ранения, отсутствие в прежнем опыте запаса возможных ответных реакций являются основными факторами воздействия на психику военнослужащих в современной войне..

Исходя из вышеизложенного, в целях дальнейшего совершенствования эффективности и своевременности оказания психологической помощи военнослужащим, перенёсшим боевые психические травмы, и их психологической реабилитации (а при необходимости и реадаптации) в боевой обстановке будет целесообразно учитывать следующие рекомендации:

формирование боевых групп, расчетов производить с максимальным учетом психологической устойчивости военнослужащих, характера предполагаемых психогенных травм, наличия посттравматического опыта предыдущей службы;

по возможности использовать средства восстановления и укрепления здоровья военнослужащих (опыт показывает, что их применение предотвращает до 70% немедленных реакций посттравматических стрессовых расстройств);

включать в деятельность подразделений элементы ускоренных передвижений, физических упражнений и в особенности коллективных спортивных игр с целью «сжигания» накопленных в организме под воздействием стрессовых факторов боя адреналина и норадреналина, при этом особое внимание уделять военнослужащим, находившимся в процессе боя в состоянии вынужденной ограниченной подвижности — в окопах, в засаде, в бронетехнике;

обучать старших боевых групп, сержантов, офицеров распознаванию реакций посттравматических стрессовых расстройств и правильному реагированию на них, оказанию простейшей первичной помощи и поддержки;

выделять военнослужащих с острыми реакциями посттравматических стрессовых расстройств и направлять их в тыл для стационарного восстановления или лечения;

применять специальные медикаментозные средства, повышающие и поддерживающие психологическую устойчивость военнослужащих;

создавать в местах отдыха военнослужащих или ротации подразделений пункты оказания первичной психологической помощи и поддержки, своевременно выявлять и учитывать военнослужащих, ранее получивших посттравматические стрессовые расстройства.

Таким образом, психологическая помощь военнослужащим наряду с психопрофилактическими мероприятиями должны активно и регулярно проводиться офицерами воспитательных структур в целях снижения психологических потерь среди личного состава, как в мирное, так и военное время. Используя предложения и рекомендации заместителям командиров частей и подразделений по воспитательной работе по предупреждению, выявлению боевых психических травм и оказанию первой психологической помощи пострадавшим, изложенные в данном исследовании, можно в значительной степени снизить уровень боевых и не боевых психогенных потерь.

На сегодняшний день проблема боевых стрессовых расстройств военнослужащих является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и апробирования новых средств, методов укрепления, поддержания и восстановления психического здоровья военнослужащих. Командиры всех степеней должны помнить, что человек может перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им личностно-значимый смысл, если он ощущает свою необходимость и защищенность, находит понимание, уважение и моральную поддержку со стороны окружающих.

Список использованной литературы

Высоцкий В.В. «Влияние современного боя на психику воина» // Ориентир. — 2001. С. 12-13.

Сельченок К.В. Проблемы военной психологии [Текст] / Сельченок К.В. //Боевая психическая травма-2003.- С. 193-199.

Урбанович А.А. Современная военная психология [Текст] / Урбанович А.А //Боевой стресс и его психологические последствия-2003.-С. 468-477.

Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ, 1998. С. 97-99.

Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х кн. М.: ВУ, 1998. Кн. 2. С. 212-219.

Опыт морально-психологического обеспечения действий группировки войск в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. — М.: ГУВР, 2001. С. 4-28.

Вдовина, И.В. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) военнослужащих и их реабилитация [Текст] / И.В. Вдовина // Социальный конфликт. — 2011. — №1. — С. 3-26.

Грининг, Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии [Текст] / Т. Грининг // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 92-96.

Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии [Текст] / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. 2009. — Т. 10. — № 2. — С. 122-132.

Калмыкова, Е.С. Реконструкция психической травмы: восстановление связи времен и событий [Текст] / Е.С. Калмыкова // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003. — № 3. — С. 40-46.

Ларцев, М.А. Психологические особенности пострадавших в локальных вооруженных конфликтах на Северном Кавказе [Текст] / М.А. Ларцев, C.К. Наврузова, М.Г. Багдасаров // Медицина катостроф. — 2012. — №3. — С. 66-69.

Магомед-Эминов, М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Серия психология. — 2006. — № 4. — С. 26-35.

Мазур, Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского [Текст] / Е.С. Мазур // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2012. — №1. — С. 31-40

Маклаков, А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов [Текст] / А.Г. Маклаков, C.B. Чере-мянин, Е.Б. Шустов // Психический журнал. — 2008. — № 2. — Т. 19. — С. 15-26.

Полетаева A.B. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы [Текст] / A.B. Полетаева, A.B. Серый // Социальная работа в Сибири». Сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — C. 137-141

Родионов, A.B. Особенности стрессовых состояний сотрудников специальных подразделений и основных средств управления стрессом [Текст] / А. В. Родионов, М. И. Берковская, К. Э. Комаров, Н. В. Сухоруков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2012. — №3. — С. 19-24.

Рыбников О.Н. Особенности социально — психологической адаптации военнослужащих, получивших ранения в боевых действиях [Текст] / О.Н. Рыбников, В.В. Маныхин // Воен.- мед. журн. — 2004. — №3. — С. 24-27

Тарабрина, Н.В. Психологические последствия войны [Текст] / Н.В. Тарабрина // Психологическое обозрение. — 2006. — № 1. — С. 26-29.

Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни [Текст] / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. — 2003. — №3. — С. 3-14.

Шмелев, А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике [Текст] / А.Г. Шмелев // Вопр. психологии. — 2003. — №4. — С. 16-28.

http://www.rae.ru/forum2012/290/2047

http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2012/2012-05-2.htm

Размещено на