Содержание
Введение …………………………………………………………………………… | 3 |
1 Теоретическое обоснование экологического воспитания детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………….. | 5 |
2 Методика развития у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе игровой деятельности …………………………………………. | 18 |
3 Методика развития у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе игровой деятельности ………… | 49 |
4 Методика приобщения детей дошкольного возраста к экологически ориентированной деятельности в процессе игровой деятельности ……………………… | 66 |
5. Критерии и показатели экологической воспитанности детей дошкольного возраста | 78 |
Список использованных источников …………………………………………….. | 79 |
Введение
Предотвращение современного экологического кризиса не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания. В науке все большую актуальность приобретает положение о том, что человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем только радикально перестроив нравственные основы своей жизни, только распространив этические нормы на природу. А.Швейцер, обосновавший основополагающий принцип универсальной этики – принцип благоговения перед жизнью, писал: «…я – жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая также хочет жить. Непостижимым в моей воле к жизни является то, что я чувствую себя вынужденным участливо относиться ко всякой воле к жизни, которая присутствует в бытии рядом с моей. Сущность добра – сохранение жизни, содействие жизни, ее становлению как высшей ценности. Сущность зла – уничтожение жизни … в ее развитии» (35, с. 506).
Совершенно очевидно, что необходимо формирование у людей нового видения мира, нового типа экологического сознания – экоцентрического, который, в отличии от антропоцентрического, характеризуется отсутствием противопоставленности человека и природы, восприятием природных объектов как полноправных субъектов.
В связи с потребностью общества в изменении экологического мышления, миропонимания людей возникает необходимость в переориентации прежде всего системы образования на новую стратегию усвоения ценностей и формирования на этой основе экологической культуры личности, направленной на гармонизацию отношений человека с природой.
На протяжении последних десяти лет прогрессирует процесс разрушения сложившихся в системе образования стереотипов, традиций, взглядов и представлений. Одновременно идет интенсивный поиск новых способов функционирования и развития образовательных учреждений, путей изменения отношений между педагогами и воспитанниками. Это выражается прежде всего в процессах гуманизации, гуманитаризации, демократизации образовательного процесса, в смене содержания обучения и воспитания, созерцательной установки на деятельностную.
Наложение «полей» новой экоцентрической парадигмы мировоззрения и новой образовательной стратегии образует «поле» экологического воспитания, целью которого является развитие экологической направленности личности. В социокультурном пространстве, образовательных системах, деятельности педагогов появилась и актуализируется функция воспроизводства в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в системе «природа – общество – человек».
Однако, изложенный подход, востребованный жизнью, пока еще не реализован в должной мере в практической деятельности коллективов учреждений образования, в том числе учреждений дошкольного образования.
В настоящем пособии автором предпринята попытка восполнения этого пробела в дошкольной педагогике, а именно попытка теоретического и методического осмысления экологического воспитания детей дошкольного возраста с позиции философии экоцентризма. Учитывая положение Кодекса Республики Беларусь об образовании о том, что основными формами организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования являются игра и занятие, в пособии в качестве методической составляющей экологического воспитания детей дошкольного возраста приводятся экологические игры. Пособие подготовлено в соответствии с учебной программой дошкольного образования (образовательная область «Природа») и предназначено для работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование экологического воспитания детей
дошкольного возраста
В науке проблема экологического воспитания выступает как одна из особо актуальных, что связано с глубоким экологическим кризисом, переживаемым человечеством. Обострение экологической ситуации в мире все отчетливее приводит нас к пониманию того, что экологический кризис – это во многом кризис мировоззрения, сознания. В последние годы усиливается представление о том, что истинная безопасность человечества может основываться только на сочетании гуманистической и экологической безопасности, что выход из нарастающей глобальной экологической катастрофы можно найти только в спасительном чувстве культурной общности и укреплении чувства благоразумия, что все живое имеет право на жизнь и нуждается в заботе, охране. Учеными утверждается идея о равноценности всех живых существ для биосферы и планеты Земля в целом, что является стимулом для перехода от философии антропоцентризма к философии экоцентризма.
В содержании современного экологического воспитания господствует философия антропоцентризма, согласно которой человек находится вне природы или над ней. От сознания и доброй воли человека зависят рациональное использование разнообразных природных ресурсов, нынешнее и будущее состояние окружающей природной среды, сама возможность существования жизни на планете Земля. Эта философская парадигма не всегда признает универсальную ценность (самоценность) природы, рассматривая ее как некую реальность, изначально предназначенную быть источником разнообразных природных ресурсов и средств удовлетворения потребностей и желаний человека.
Как отмечает Г.Н. Каропа, антропоцентрическая парадигма ограничивает творческое, альтернативное мышление современного общества, существенно сужает сферу применения идей экологической этики, затрудняет достижение истинной междисциплинарности экологического воспитания. В целом она препятствует осуществлению личностных и социальных перемен с целью достижения долговременного устойчивого развития всего мирового сообщества. Антропоцентрическая парадигма в содержании экологического воспитания проявляется также в форме фрагментарности знаний, в господстве философии академического (когнитивного) обучения («знания – ради знаний»), в определенном навязывании воспитанникам содержания, способов и методов учебной и внеучебной деятельности.
Напротив, экоцентрическая парадигма утверждает целостный, этически ориентированный подход к раскрытию универсальной ценности природы, подчеркивает ее уникальность и объективную самоценность. В этой парадигме человек выступает не как хозяин природы, а как один из равноправных обитателей Земли – общего дома для всех живых существ. Эта этически ориентированная парадигма провозглашает принцип самоуправления, саморегулирования и самоконтроля в природных и социальных системах Земли, поощряет ценность культурно-исторического и биологического разнообразия, подчеркивает необходимость отзывчивого, бережного и ответственного отношения человека и общества к феномену жизни во всех формах его проявления. В итоге экоцентрическая парадигма открывает богатые возможности для совершенствования теории и практики экологического образования, создает благоприятные условия для создания новой экологической этики, для привнесения моральных аспектов в цели, задачи, содержание и методы исследуемой проблемы. Эта парадигма, базирующаяся на целостном, системном подходе, позволяет обозревать, анализировать и совершенствовать экологическое воспитание как единую систему, что является непременным условием его эффективной реализации.
Одновременно многими исследователями, в частности, А.Н. Захлебным, Г.Н. Каропой констатируется тот факт, что экологическое воспитание остается малоэффективным в плане формирования у подрастающего поколения нового экоцентрического миропонимания. Одна из причин низкой эффективности современного экологического воспитания состоит именно в том, что принципиально новая образовательная парадигма часто механически «вписывается» в сложившуюся консервативную практику традиционного воспитания и обучения. Для качественного совершенствования экологического воспитания должны быть прежде всего, изменены философия, цели, содержание образовательного процесса, основанные на принципах экологизации и гуманизации.
Отметим, что в настоящее время меняется понятие гуманизма, который начинает осознаваться не только как форма отношений между людьми, но и как форма отношения общества к природе. В соответствии с экологической этикой жизнь и все, что ей помогает и чем она воспроизводится, является абсолютной ценностью. Другими словами, человек выступает как ценность, если он участвует в воспроизводстве жизни. Такая трансформация понятий способствует рождению новой экогуманной системы ценностей, учитывающей не только единство всех людей, но и их неразрывную связь с природой.
Суть требований принципа гуманизации в сочетании с принципом экологизации в образовательном процессе заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений и процессов, и прежде всего человека, его потребностей, интересов к анализу явлений как системы, включенной в более крупную систему – в триаду «природа – общество – человек», к изучению педагогических явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновении. Экогуманизация воспитания изменяет характер образовательного процесса путем гармонизации, совершенствования связей между его элементами (образовательными областями), этапами (ступенями), главными действующими лицами (воспитанниками, педагогами).
Таким образом, уже сегодня и в ближайшем будущем экоцентрическая парадигма экологического воспитания, отражая как естественнонаучный, так и гуманистический аспекты взаимоотношений человека и биосферы, постепенно будет занимать ведущее место в системе непрерывного образования. Реализовываться экоцентрическая парадигма будет прежде всего через акцентирование ценностных и этических аспектов взаимоотношений в триаде «человек – общество – природа».
Дошкольное детство – период, когда ребенок только начинает осознавать свое место в мире людей и в мире природы. Необходимо, чтобы с детства он начал воспринимать эти два мира как взаимосвязанные, а не противоположные. К сожалению, многие исследования сделаны в рамках одного направления, когда сам ребенок рассматривается не как часть природы (что соответствует действительности), а в отрыве от нее (другими словами, в рамках антропоцентрической парадигмы).
Ребенка предполагается только знакомить с окружающей природой (о его личной природе речь не идет) вместо того, чтобы дать ему возможность углубить свое естественное единство с природой, глубже почувствовать близость к ней, научить жить в гармонии как с внешней природой, так и с собственным физическим «я» (что соответствует новой экоцентрической парадигме).
Добиться последнего можно только тогда, когда отношение ребенка к природе не будет испорчено грубым прагматизмом, представлением о природе как о «кладовой» для человека.
Для этого необходимо правильное понимание сущности экологического воспитания детей дошкольного возраста. Так, под экологическим воспитанием детей дошкольного возраста Н.Ф. Балонникова понимает «формирование нравственно-экологического сознания, которое проявляется в соответствующей деятельности по отношению к природе» (1, с. 5).
С.Н. Николаева экологическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривает как «процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют» (28, с. 145); Г.В. Кирикэ – как «процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, которое проявляется в поведении детей» (15, с. 15).
Анализ отмеченных выше определений экологического воспитания детей дошкольного возраста позволил нам несколько уточнить его и рассматривать как образовательный процесс, направленный на расширение экологических представлений детей, развитие у них эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование мотивов, а также умений экологически целесообразной деятельности. Результатом должно стать приобретение детьми дошкольного возраста высоконравственных личностных качеств, важнейшим из которых является экологическая воспитанность (13, с. 77).
Определение понятия «экологическое воспитание детей дошкольного возраста» позволило построить базовую модель экологического воспитания детей дошкольного возраста, включающую целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.
Целевой компонент определяет цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Данная цель согласуется с Программой дошкольного образования «Пралеска», которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и самом себе – это те ценности, на которые ориентируется современная дошкольная педагогика.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Задачи экологического воспитания вытекают из определения понятия «экологическое воспитание детей дошкольного возраста» и названы нами основными или стратегическими (см. таблицу).
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей дошкольного возраста, система работы в учреждении дошкольного образования должна
Таблица – Задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Стратегические задачи | Тактические задачи |
1. Расширение и углубление экологических представлений детей дошкольного возраста. 2. Развитие у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к природе. 3. Формирование у детей дошкольного возраста мотивов и умений экологически целесообразной деятельности. | 1. Создание в педагогическом коллективе учреждения дошкольного образования атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания. 2. Создание в учреждении дошкольного образования условий, обеспечивающих процесс экологического воспитания. 3. Систематическое повышение квалификации педагогов учреждений дошкольного образования. 4. Совершенствование экологического просвещения среди родителей воспитанников учреждений дошкольного образования. |
сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей в русле педагогики развития необходимо создание детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
Вопросы создания детско-взрослого сообщества необходимо рассматривать в тесной связи повышения экологической грамотности родителей с повышением квалификации самих педагогов, занимающихся этой проблемой, так как уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к развитию экологической культуры детей, а в конечном итоге, к учреждению дошкольного образования, педагогам и их требованиям. Это в свою очередь требует создания в коллективе атмосферы значимости экологического воспитания и организации необходимых условий для его реализации. Выделенные положения позволили нам сформулировать вторую группу задач экологического воспитания детей дошкольного возраста (см. таблицу).
Они названы обеспечивающими или тактическими, так как их решение обеспечивает реализацию основных задач.
Содержательный компонент разработанной модели определяет соответственно содержание экологического образования дошкольников.
В содержании экологического образования дошкольников выделяется три аспекта: познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Расширение представлений детей о природе, о взаимодействии человека с ней позволяет ребенку в дальнейшем осознать себя частью природы. В процессе освоения экологических знаний ребенок начинает воспринимать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
Вместе с тем, при всей важности познавательного развития ребенка гармонизация его с миром природы невозможна без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами. Поэтому развитию эмоционально-ценностного отношения мы придаем большое значение. Важная роль эмоций в воспитании дошкольника объясняется особенностями его психического развития, так как нравственность воспитывается у ребенка, по словам Гегеля, прежде всего как чувство. Кроме того, развитие именно в дошкольном возрасте ценностного отношения к живому имеет большое значение для становления экологически ориентированного, гуманистического мировоззрения подрастающего поколения. Опыт эмоциональных переживаний, как отмечает Н.С. Дежникова, позволяет детям более ответственно и бережно относиться к объектам природы и дает возможность судить о подлинной нравственности в отношении к окружающему их миру.
Исходя из этого, нам важно было проследить механизм развития ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Как отмечает В.А. Ясвин, в качестве основного компонента такого отношения выступает эмпатия.
Изучая развитие эмпатии в период дошкольного детства, Л.П. Стрелкова рассматривает ее как своеобразный эмоциональный процесс, представляющий собой в генетическом плане триединую цепочку: сочувствие – сопереживание – импульс к содействию (содействие), где каждое звено занимает определенное место.
На первом этапе взрослые помогают ребенку установить непрерывное эмоционально окрашенное отношение к живой природе. Это вызывает у ребенка чувство радости, удивления, удовольствия, а также жалости к «обиженным».
Однако сочувствие носит временный характер. Оно быстро исчезает. Это объясняется спецификой чувств ребенка-дошкольника, которые отличаются ситуативностью, неустойчивостью и не могут служить более или менее постоянным источником поступков даже детей старшего дошкольного возраста. Придать сочувствию устойчивость поможет осознание ребенком своего единства с природой.
Поэтому на втором этапе значительную роль играют знания о биологическом родстве человека и других представителей живой природы. В результате у ребенка воспитывается сопереживание живому. Сочувствие и сопереживание постепенно переходят в желание заботиться о живых существах, дети включаются в совместную экологически ориентированную деятельность со взрослыми.
Таким образом, процесс воспитания у детей ценностного отношения к живому может рассматриваться как последовательный переход от переживания ребенком своего единства с природой (в младшем дошкольном возрасте) к осознанию этого единства и его выражения в доступной экологической деятельности, мотивированной сопереживанием и сочувствием (соответственно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Исходя из вышесказанного, мы можем констатировать, что процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста должен включать в себя познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты, развитие которых обеспечит им высокий уровень экологической воспитанности. Такой подход к определению структуры содержания экологического воспитания соответствует подходу к определению основной структуры индивидуальной человеческой личности, включающей познавательную, эмоциональную и мотивационно-поведенческую сферы, что в результате позволяет нам утверждать о целостном развитии личности ребенка-дошкольника в процессе экологического воспитания.
Личность рассматривается психологами Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др. в виде динамической системы, не сводимой к сумме отдельных качеств, свойств, функций. «Личность, – отмечал Л.С. Выготский, – развивается как единое целое, имеющее особые законы, а не как сумма или пучок отдельных функций, из которых каждая развивается в силу особых тенденций» (3, с. 15).
И далее: «…мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т. д., без единого жизненного плана этой личности, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный единый биографический процесс» (3, с. 157).
Личность всегда выступает как целостность, которая задана определенной системой общественных отношений. Социальные качества личности складываются и проявляются в ее действиях, в переживаниях, в ее отношении к другим людям, к своей собственной личности, к окружающей природной среде.
С точки зрения Л.С. Выготского, любое личностное (в том числе нравственное, а экологическая воспитанность есть нравственное качество) качество есть определенная высшая психическая функция, регулирующая тот или иной аспект взаимоотношения личности со средой (в том числе с природой).
Принципиально важное значение для понимания сущности психологических механизмов развития личности в целом и ее нравственных качеств и отношений в частности, имеет следующее положение Л.С. Выготского: «… всякая высшая психическая функция была раньше своеобразной формой психологического сотрудничества и лишь позже превратилась в индивидуальный способ поведения, перенося внутрь психологической системы ребенка ту структуру, которая и при переносе сохраняет основные черты символического строения, изменяя лишь в основном свою ситуацию» (4, с. 56).
Следовательно, между структурой высшей психической функции и структурой совокупности социальных отношений, в которую был вовлечен ребенок, всегда сохраняются «черты символического строения». Это позволяет сделать вывод о том, что в процессе формирования того или иного личностного качества необходимо обеспечить такие «внешние» условия для развития личности, вовлечь личность в такую систему социально-педагогических отношений и деятельности, которая адекватно соответствует «внутренней», «символической» структуре формируемого качества.
Рассмотрим это положение на примере такого личностного качества, как экологическая воспитанность. Экологическая воспитанность – интегративное нравственное качество, проявляющееся прежде всего в адекватном отношении личности к природе и «вбирающее» в себя все основные признаки таких категорий, как гуманность, ответственность, бережливость и др., но в то же время существенно отличающееся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности. В целостной структуре личности данное качество выполняет ту важнейшую функцию, которая связана с регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его социо-природной средой.
Основываясь на положении о том, что формирование всякого личностного качества или свойства предполагает обеспечение взаимодействия с личностью (взаимодействия взрослого с ребенком), адекватного структуре данного качества, следует признать, что формирование у дошкольников экологической воспитанности включает в себя следующие основные звенья:
– раскрытие универсальной ценности природы;
– усвоение воспитанниками экологических представлений;
– пробуждение у детей интереса к природе;
– развитие эмоций и чувств в процессе познания природы;
– формирование социально ценных мотивов отношения к природе;
– овладение навыками культуры поведения в природной среде;
– формирование соответствующих возрасту умений и навыков экологической деятельности и включение дошкольников в непосредственную работу по охране природы родного края;
– побуждение детей к оцениванию факторов взаимодействия сверстников и взрослых с природой, привлечение к контролю и оценке результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Все это подтверждает мысль о том, что в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста необходимо обеспечивать такие «внешние» условия, которые способствовали бы формированию экологической образованности в соответствии с «внутренней» структурой данного качества, характеризующегося, как ранее было показано, определенным уровнем развития познавательного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов.
Важность познавательного компонента (экологических знаний и представлений, в том числе о взаимодействии человека и природы) в экологическом воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается во многих педагогических и психологических исследованиях: В.П. Арсентьева, Л.Д. Бобылева, Е.В. Гончарова, Н.А. Гуняга, Н.Н. Кондратьева, Р. Левина, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Л.И. Пономарева, Р.Ю. Посылкина, Н.А. Рыжова, В. Рыньков, Т.В. Христовская, С.Е. Шукшина и др.
Анализ этих исследований показал, что авторы, формируя у детей представления, так или иначе затрагивали вопросы воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе и организации природоохранной деятельности.
Действительно, как подчеркивают психологи Л.А. Абрамян, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова, Г. Филиппова, С.Г. Якобсон и др., знания только в том случае станут регулятором поведения, если они найдут эмоциональный отклик в душе ребенка и практическое применение.
Идея триединства знаний, чувств и деятельности в воспитании у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе прослеживается во многих педагогических исследованиях: В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, Г.В. Кирикэ, Г.И. Островская, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий.
На основании вышеизложенного можно заключить, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на развитие у них качественно нового взаимодействия с миром природы. В основе такого взаимодействия лежат экологические знания и представления, в частности, представления о живом организме, о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы. Осваивая экологические знания, ребенок начинает понимать необходимость экологически правильного отношения к природе. Через познание природы происходит обогащение духовного мира дошкольников, развитие их эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств. Эмоциональные переживания, связанные с познанием природы, обеспечивают становление мотивов экологически целесообразной деятельности детей, развитие способности соблюдать правила и нормы поведения в окружающем; расширяют созидательные возможности дошкольников в труде экологического содержания. В свою очередь труд в природе способствует как углублению у детей экологических представлений, так и развитию эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет дошкольникам увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Поэтому экологическое воспитание детей дошкольного возраста непременно предполагает в единстве обогащение их экологических представлений, развитие эмоций и чувств детей в процессе познания природы и включение их в деятельность экологического содержания.
Анализ философских, психолого-педагогических исследований по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает расширение у детей экологических представлений, развитие у них эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование мотивов, а также умений экологически целесообразной деятельности. Основными содержательными аспектами экологического воспитания детей дошкольного возраста, таким образом, выступают познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный, что обеспечивает в результате не только формирование экологической воспитанности, но и целостное развитие личности ребенка-дошкольника. Действительно, только гармонично развитая личность сможет жить в гармонии с собой, обществом, природой.
В связи с этим возникает необходимость разработки такой методики, которая бы содействовала как эффективности экологического воспитания, так и целостному развитию личности. Разработка методики экологического воспитания дошкольников составляет процессуальный компонент представленной модели.
Большие возможности для решения задач экологического воспитания детей дошкольного возраста заложены в игре – ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. И учитывая также положение Кодекса Республики Беларусь об образовании о том, что основными формами организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования являются игра и занятие, в пособии в качестве методической составляющей экологического воспитания детей дошкольного возраста приводятся экологические игры.
Для определения эффективности методики разработаны критерии и показатели экологической воспитанности детей дошкольного возраста в рамках результативного компонента предлагаемой модели.