Syllabus
по дисциплине: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Код дисциплины: _________
специальность (факультет) 051301 «Общая медицина»
Всего – 36 часов, из них:
— Практические занятия – 24 ч.
— СРС – 12 ч.
Курс — 2
Семестр – 3-4
Алматы, 20___ г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы, а так же типовой учебной программы и типового учебного плана, утвержденной приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2010 г. №731. (ГОСО РК 3.07.475 – 2006)
Подготовлен, завучем кафедры ст. преподавателем к.м.н., доц. Асимовой Т.А, асс. Мухамадиевой М. В.
Силлабус обсужден на заседании кафедры
протокол № ____«____»________20___ г.
Зав. кафедрой ___________ _______________________________
Силлабус обсужден на заседании ПМК
Протокол № _____ от «_____» ______________ 2011 г.
Председатель ___________ проф. Раисова А.Т.
Утверждено на заседании УМС КРМУ
Протокол №___ от «_____» _______________ 2011 г.
Председатель ___________ проф. Долматова И. А.
Общие сведения.
1.7 Сведения о преподавателях:
Асимова Тамара Аубакриевна – к.м.н., ст. преподаватель, завуч кафедры, научные интересы – мед. психология, психиатрия, наркология.
Мухамадиева Мария Викторовна – ассистент кафедры, научные интересы – медицинская психология, психиатрия, психотерапия.
1.8 Контактная информация:
Кафедра находится в здании университета, 4 этаж, каб. № 26,
сот. тел. 8-777-244-90-25 (завуч кафедры)
1.9 Политика дисциплины:
Студент должен выполнять требования кафедры:
- Присутствовать на занятиях в медицинских халатах
- Не пропускать и не опаздывать по неуважительной причине
- Пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем
- Отключать на занятиях мобильные телефоны
- Иметь при себе студенческий билет
- Пользоваться дополнительной литературой
- Активно участвовать в учебном процессе
- Все задания семинарских занятий должен оформлять и выполнять соответственно требованиям
- Выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки
Структура выпускной квалификационной работы. Кафедра социальной ...
... квалификационных (дипломных) работ и магистерских диссертаций для направления «Психология» всех форм обучения................................................................. 32 Приложение Б Порядок нормоконтроля курсовых ... работе. Пособие предназначено для студентов направления «Психология» Факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. 1 Общие требования к ...
Пропущенные занятия подлежат отработке в соответствии с внутренними правилами Университета
Студент, не сдавший все рубежные контроли к зачету не допускается.
2. Учебная программа дисциплины – SYLLABUS
Введение
Медицинская психология — это самостоятельный раздел медицинских знаний, включающих изучение психологических проблем, возникающих у людей в ситуации болезни на этапах лечебного взаимодействия медицинского работника и пациента.
Предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы эффективных мер психологического воздействия.
Медицинская психология способствует не только улучшению необходимых контактов с больными, быстрому и наиболее полному выздоровлению, но и предупреждению болезней, охране здоровья, воспитанию гармоничной личности.
Центральной проблемой медицинской психологии является проблема взаимоотношений «медицинский работник – пациент», изучение механизмов формирования этих взаимоотношений, вариантов взаимодействий, моделей построения взаимоотношений. Медицинская психология неразрывно связана как с общей психологией, вопросы которого были изучены студентами на первом курсе по дисциплине «Основы психологии», так и с клиническими дисциплинами являясь пропедевтическим курсом клинического образования, углубляя знания в области базовых клинических дисциплин с точки зрения психологических моделей понимания заболеваний, расстройств и их профилактики.
2.2 Цель дисциплины: формирование знаний об основных закономерностях психологии личности в ситуации болезни и привитие студентам навыков оценки психологических, психогигиенических (психопрофилактических) подходов в лечебно-профилактическом взаимодействии.
2.3 Задачи дисциплины:
· ознакомить с личностными проявлениями при различных заболеваниях (реакции на болезнь, сознание болезни и.т.д.);
· ознакомить с психосоматическими и соматопсихическими взаимовлияниями, психогенными, соматогенными, ятрогенными расстройствами;
· ознакомить с методами психологической диагностики;
· сформировать понятие о психогигиене и психопрофилактике;
· сформировать у студентов понятие о механизмах психологической защиты при соматических заболеваниях и основных методах психотерапии.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен
Знать:
· основные закономерности личностных проявлений при различных заболеваниях;
· общие понятия о психосоматических, соматопсихических, соматоформных, расстройствах, психогениях, ятрогениях;
· основные методы психологической диагностики;
· основные принципы, виды психогигиены и профилактики;
· основные механизмы психологической защиты при соматических заболеваниях;
· основные принципы и методы, психотерапии.
Уметь:
· применять психогигиенические (профилактические) подходы;
· анализировать внутреннюю картину болезни;
· предупреждать ятрогенные заболевания;
· вырабатывать у пациента правильное отношение к болезни;
Владеть навыками:
· использования психогигиенического (психопрофилактического) подхода к пациенту;
· формирования и поддержания психотерапевтической среды;
2.5 Пререквизиты: основы психологии, основы сестринского дела.
2.6 Постреквизиты: медицинская биоэтика, профилирующие дисциплины.
Тематический план занятий
(продолжительность академического часа – 50 минут)
№ | Форма проведения: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов |
1. | Предмет и задачи медицинской психологии. Связь медицинской психологии с другими областями психологии и медицины Соотношение психического и телесного в человеке | |
2. | Понятие о психосоматических, соматопсихических, соматоформных расстройствах | |
3. | Понятия о психогениях и ятрогениях | |
4. | Особенности работы с пациентами с ятрогенными заболеваниями и способы их предупреждения | |
5. | Внутренняя картина болезни при различных соматических заболеваниях, структура и уровни ВКБ и методы коррекции | |
6. | Типы реакции на болезнь. Факторы, влияющие на формирование реакции на болезнь. Рубежный контроль — коллоквиум | |
7. | Особенности личности больных при различных соматических заболеваниях | |
8. | Особенности деятельности медицинского работника с детьми, подростками и лицами пожилого возраста | |
9. | Особенности деятельности медицинского работника при хирургических, акушерско-гинекологических вмешательствах | |
10. | Психологическая защита. Механизмы психологической защиты при соматических заболеваниях | |
11. | Психологическая диагностика, основные психодиагностические методики. Основные методы и виды психотерапии и психокоррекции | |
12. | Психологически сложные ситуации в медицине и их предупреждение. РК — 2 | |
Всего часов: |
Темы самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Форма поведения: СРС | Сроки сдачи | Кол-во часов | |
Тематический план СРС по неврологии | Форма выполнения | |||
1. | История возникновения и развития медицинской психологии | Реферат и его защита Написание рецензии к реферату | 2 зан | |
2. | Понятие о преморбиде Факторы и условия, обуславливающие понятия «психическое здоровье», роль психики в укреплении здоровья и предупреждении болезней | Мультимедийная презентация | 3 зан | |
3. | Соррогении. Их профилактика. | Мультимедийная презентация с включением в нее ситуационных задач (в количестве четырех) или тестовых вопросов (в количестве двадцати) – по выбору | 4 зан | |
4. | Психологическая совместимость больных в специализированных отделениях | Обзорный реферат и его защита Написание рецензии к реферату | 6 зан | |
5. | Понятие госпитализма и его предупреждение | Обзор литературы с последующим написанием эссе (с указанием изученной литературы) и его защитой | 6 зан | |
6. | Симуляция, аггравация, диссимуляция | Мультимедийная презентация с составлением ситуационных задач в количестве девяти | 7 зан | |
7. | Современные взгляды на эвтаназию | Реферат и его защита Написание рецензии к реферату | 7 зан | |
8. | Проективные методики исследования личности, и их применение | Реферат и его защита Написание рецензии к реферату | 9 зан | |
9. | Трансактный анализ в медицине | Реферат и его защита Написание рецензии к реферату | 11 зан | |
10. | Применение элементов НЛП для достижения терапевтического альянса | Мультимедийная презентация | 11 зан | |
11. | Парапсихология и экстрасенсорное целительство Отличие экстрасенсорного целительства от психотерапии | Мультимедийная презентация с составлением ситуационных задач в количестве пяти | 11 зан | |
12. | Неудовлетворенность пациента результатами лечения | Составление ситуационных задач в количестве десяти | 12 зан | |
Всего часов: |
Список рекомендуемой литературы
На русском языке
Основная:
· Тюльпин Ю.Г.Медицинская психология. Учебник для медицинских вузов, 2004.
· Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Учебник для медицинских вузов, 1984.
Дополнительная:
· Сидоров П.И. Клиническая психология. М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.
· Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004, 2006.
· Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.
· Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология. Учебник для вузов, 2002.
· Бурлачук И. Психодиагностика. Учебник для вузов, 2007.
· Акимова С., Гуревич. К. Психологическая диагностика. Учебник для вузов, 2007.
· Лойшен М. Психологический тренинг умений, 2001.
· Вачков И.В.Основы технологии группового тренинга, М: Изд-во «Ось-89», 1999.
На казахском языке:
Основная:
· Илешева Р. «Медициналық психология» Алматы, 1994, Санат.
2.10 Методы обучения и преподавания:
· Практические занятия:тренинги (интерактивные формы обучения), работа в малых группах, устный опрос, решение тестовых заданий, обсуждение вопросов темы занятия; работа с пациентами с различными психологическими проблемами.
· Самостоятельная работа студента с учебной и дополнительной литературой, электронными носителями информации, самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, презентации, подготовка рецензии на рефераты, консультации с преподавателем по темам, выделенным для самостоятельного изучения.