Тема 19. Социальная и профилактическая педагогика в работе врача (тема для самостоятельного изучения).

1. Санитарно-просветительная деятельность врача в условиях школы.

2. Санитарно-просветительная деятельность врача в семье и других социальных институтов.

3. Педагогические подходы к разработке наглядных материалов по профилактике заболеваний (буклеты, агитационные листы, стендовые материалы и др.).

 

Основная литература

1. Педагогика. Подласый И.П., М.; Юрайт-Издат, 2012

2. Педагогика. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н..Издательство: Академия. Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат; 2011 г.

3. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И.. М.: Юрайт, 2011.

4. Педагогика в медицине : учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, Н.Б. Смирнова, Е.А. Волошина, К.В. Зорин; под ред.Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

 

Дополнительная литература

1.Здоровый образ жизни и его составляющие: Учеб. пособ. /Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. — М.: Академия, 2007. — 256 С

2. Фесенко В. В. – Профилактическая медицина и здоровый образ жизни в Вооруженных Силах (сообщение первое).

— Воен.-мед. ж-л. — 2004. — № 1.

3. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учеб. пособ. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 68 с

4. Меркушева Е. В., Похис К. А. Обучение пациентов в практике семейного врача: Пособие для врачей. — СПб.: СПбМАПО, 1998. — 25 с

5. Педагогика. Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2007.

Задания для самоконтроля

Подумайте над ответами на следующие вопросы:

1. Раскройте особенности санитарно-просветительной работы.

2. В чем особенности социального маркетинга в целях санитарно-просветительной работы?

3. Раскройте содержание понятия «здоровый образ жизни».

 

Тема 20. Управление образовательными системами.

1. Понятие управления и педагогического менеджмента.

2. Функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание и моделирование, планирование, организационная функция, регулирование и контроль.

12 стр., 5566 слов

Педагогика 21

... внутри с-мы спец образования), эктермальная(взаимод-е спец и массового образ-я)Модели:а) совместное обучение в обычном классе общеобраз школы. В соврем России ... условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, гомеопата, логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя. 1. Лечебно-оздоровительные мероприятия: ...

3. Методическая работа. Научно-исследовательская работа.

4. Управление воспитательной работой.

5. Повышение квалификации педагогических кадров.

6. Управленческая культура.

Основная литература

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика:учебник для академического бакалавриата.-4 изд., перераб. и доп..- М.:Юрайт – издат., 2015

2. Педагогика. Подласый И.П., М.; Юрайт-Издат, 2012

3. Педагогика. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н..Издательство: Академия. Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат; 2011 г.

4. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И.. М.: Юрайт, 2011.

5. Педагогика в медицине : учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, Н.Б. Смирнова, Е.А. Волошина, К.В. Зорин; под ред.Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

 

Дополнительная литература

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебн. Пособие. – М.: Гардарики, 2003.

Здоровый образ жизни и его составляющие: Учеб. пособ. /Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. — М.: Академия, 2007.

2. Фесенко В. В. – Профилактическая медицина и здоровый образ жизни в Вооруженных Силах (сообщение первое).

— Воен.-мед. ж-л. — 2004. — № 1. — С. 24—36.

3. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учеб. пособ. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 68 с

4. Меркушева Е. В., Похис К. А. Обучение пациентов в практике семейного врача: Пособие для врачей. — СПб.: СПбМАПО, 1998. — 25 с

5. Педагогика: учебное пособие. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009.

6. Педагогика. Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2007.

6. И.Ф.Харламов.Педагогика: Учебн. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004.

 

Образовательные технологии

В учебном процессе предусмотрено применение активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги).

 

Глоссарий по дисциплине.

1. Воспитание – целенаправленный, планомерный, систематический, организованный процесс формирования личности (в широком смысле), а в узком смысле – это формирование отдельных сторон личности (нравственной, умственное, эстетическое воспитание и т.д.).

2. Дидактогения (от греч. didaktikus — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может явиться причиной невротических расстройств.

3. Задатки – это природная основа для развития способностей.

4. Закономерность (педагогическая) – это повторяющаяся, существенная, необходимая, общая связь между (педагогическим) явлениями.

8 стр., 3631 слов

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003

... воспитания: - формирование и развитие личности - мобилизация личности на выполнение конкретных задач - побуждение личности к самовоспитанию - профилактика - перевоспитание. Воспитание – процесс двухсторонний, предполагающий ... – 895 с. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ...

5. Конфликт (от лат. konflictus — столкновение) — противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадения интересов, желаний, влечений и т. п.

6. Обучение — целенаправленный, планомерный, систематический, организованный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на передачу и усвоение знаний, умений, навыков, развитие способностей, познавательных психических процессов, формирование мировоззрения.

7. Образование – это 1) процесс получения знаний, обучения; 2) результат обучения.

8. Образовательная среда — совокупность методов, средств обучения и воспитания личности; отражает технологии взаимодействия субъектов педагогического процесса, их совместной деятельности.

9. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

10. Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая закономерности формирования личности в процессе образования.

11. Формирование – это процесс социального становления личности под воздействием всех без исключения факторов.

12. Самовоспитание – процесс совершенствования собственной личности.

13.  Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности.

14.  Среда – это те условия, в которых происходит развитие, формирование личности. Выделяют ближнюю среду (близких родственников и друзей) и дальнюю (все остальное окружение).

15.  Наследственность – передача от родителей к детям определенной информации, носителем которой является ген.

16.  Знания – это факты, понятия, законы, закономерности, а также связанные со всем этим термины.

17.  Умения – это способность применять полученные знания на практике.

18.  Навыки – умения, доведенные до автоматизма.

19.  Способности – индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность выполнения той или иной деятельности.

20.  Формирование личности – процесс и результат становления личности под воздействием наследственности, среды и воспитания.