ПРОГРАМА З КУРСУ
«СИСТЕМНАЯ ТЕРАПИЯ»
Метод системной терапии Б. Хеллингера: краткая история, задачи, принципы
История становления системной терапии по Б. Хеллингеру. Теория метода системных расстановок по Б. Хеллингеру. Типы системных расстановок. Правила организации работы системного терапевта. Психотерапевтический запрос. Указания на необходимость проведения семейной системной расстановки
Базовые понятия системной терапии Б. Хеллингера.
Понятие фигуры в расстановках, понятие об иерархии, принадлежности к системе, структуре отношений, «движении души». Соотношение между «давать» и «брать», фразы-освобождения, фразы-решения. Большие и малые фигуры.
Семейная системная терапия
Техники семейной системной терапии Б. Хеллингера, применяемые при работе в группе. Поиск «ресурса» в роду. Проектирование будущего. «Психодраматические часы». Техники снятия ролей. Техники поиска решения в ситуации выбора. Тетраллемные расстановки. Техника левитации руки.
Геносоциограмма
Понятие генограмма. Понятие «геносоциограмма». Правила составления геносоциограмм. Практическая работа с Синдром предков. Синдром годовщины. Психодраматическая парадигма работы с геносоциограммой. Расстановочная парадигма работы с геносоциограммой.
Тема 7.Организационная системная терапия
Место и роль клиента в той системе, где он работает или которой он руководит. Понимание того, как в системе воспринимаются руководящие функции. Поиск смешения контекстов (например, личных, семейных или деловых отношений).
Поиск причин высокой текучести кадров. Получение информации об уровне ориентированности организации на задачу, клиентов или цель. Базовые понятия: приоритет того, кто здесь дольше; приоритет руководства; достижения должны признаваться; уйти и остаться; организации — системы, ориентированные на задачи; усиление или ослабление?; старое и новое.
Література з курсу
1. Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера / Вебер Г. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 332 с.
2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Вебер Г. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с.
3. Кучера И. Что со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка / И.Кучера, К.Шэффлер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2007. — 157 с.
4. Свагито Р. Либермайстер Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство / перевод: Т.В. Лебедевой / Свагито Р. Либермайстер.— СПб: Издательская группа «Весь», 2008. — 362 с.
Системный подход в исследованиях личности
... от «некогнитивных» механизмов психики – эмоциональных, мотивационных, психомоторных. Представление о системной природе психики исходит из здравого смысла. Эффективная жизнь и деятельность человека ... 3]. Экспериментальные работы, выполненные под руководством Б.Г. Ананьева, позволили вскрыть системные механизмы становления некоторых свойств личности, которые заключаются в многократном опосредовании ...
5. Симон Фритц Б. Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: [учебник] / Симон Фритц Б., Рех-Симон Кристель. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 288 с.
6. Системная семейная терапия: Классика и современность / Составитель и науч. ред. А.В. Черников. — М: Независимая фирма «Класс», 2005. — 400 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)
7. Франке-Грикш М. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей / Перев. с нем. И. Д. Беляковой / Франке-Грикш М. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 202 с.
8. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути / Хеллингер Б. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 308 с.
9. Хеллингер Б. Порядки помощи / Хеллингер Б. — М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2006. — 242 с.
10. Хеллингер Б. Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки / Хеллингер Б. — М: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 151 с.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
ПРОФОРІЄНТАЦІЯ І ПРОФВІДБІР
Тема Профориентационная работа: сущность, задачи, функции.
Понятие о профориентации. Значение правильного выбора профессии для человека и общества. Цели и задачи профориентации. Структура профориентационной работы, характеристика основных ее направлений (профинформация, профконсультирование, профотбор, профадаптация).
Становление профориентационной работы как системы. Составляющие профориентационной работы. Сущность, цель, задачи и ее основные функции. Принципы организации профориентационной работы.
Объекты профориентационной работы. Формы профориентационной работы. Особенности профориентационной работы с разными категориями населения.
Социально-экономическое значение профориентационной работы и ее финансовое обеспечение. Управление профориентационной работой. Законодательная база профориентационной работы в Украине.
Тема Профессиональная ориентация: ее структура и принципы организации
Основные принципы профориентации: принципы сознательности, самостоятельности, свободы выбора профессии, личностного подхода, конфиденциальности, осведомленного согласия, культивирования полной психологической структуры труда, воспитания уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным, формирующего, воспитательного подхода в руководстве выбором профессии, руководства процессом выбора профессии как активизации жизненной позиции личности.
Формирование и развитие профессиональной ориентации как системы. Этапы и принципы профориентации. Основные направления профориентации: учебно-образовательная; профессиональное информирование; выбор профессии и психологическая поддержка: профессиональная переориентация, профессионализация и профадаптация.
Государственная и общественная системы профессиональной ориентации. Отечественная и зарубежная практика профессиональной ориентации. Профориентация в системе службы занятости. Методы и формы профориентации. Социально-экономическая эффективность профориентации.
Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками
... Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное ...
Тема Профессиограмма: становление и принципы ее развития как науки
Понятие о профессиографии, ее задачи. Сущность профессиографии. Становление профессиографии как науки. Основные задачи и принципы профессиографии. Изучение профессий в целях профориентации, профконсультации и профотбора.
Профессиограмма, психограмма.
Понятие профессиограммы в трудовой деятельности. Профессиограмма как конечный продукт профессиографического изучения профессии. Место психограммы в структуре профессиограммы.
Составляющие профессиограммы. Степени профессиональной пригодности. Проведение процедуры профессионально-психологического отбора.
Профессиограммы и проффессиокарты основных профессий. Банк профессиокарт: составление, развитие, управление. Особенности профессиограмм в зависимости от целей профориентационной работы.
Тема Профессионально-значимые качества человека. Их особенности и роль при выборе профессии
Понятие о профессионально значимых качествах человека. Основы их психодиагностики.
Понятие о личности, ее структура. Современные теории личности и профессиональная пригодность. Основные методы определения профессиональной пригодности. Абсолютная и относительная профпригодность. Профнепригодность. Трудовая ретроспективная и прогностическая экспертиза. Ее роль в определении профессиональной пригодности человека.
Тема Основы профессиональной и профориентационной диагностики
Классификация психологических методик, применяемых для профконсультаций и профотбора. Методики психофизиологического профессионального отбора. Сопоставление результатов психологической и психофизиологической профессиональной диагностики.
Психологические и психофизиологические критерии профессиональной пригодности человека к различным профессиям.
Способности и профессиональная пригодность. Способности работников и их диагностика. Личностные качества работников и их диагностика. Влияние основных черт характера и биографических характеристик на поведение человека. Гендерные различия в поведении людей.
Методы отбора персонала: за и против. Самоопределение специалиста и его предпосылки.
Формы и методы профориентации: основные, активизирующие деятельность, методы изучения личности.
Література з курсу
Артемьева Е.Ю. Психосемантические методы описания профессии / Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. //Вопросы психологии. – 1986. — № 3. – С. 127 – 133.
Зеер Э.Ф. Психология профессий / Зеер Э.Ф. — Екатеринбург, 1997.
Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / Гуревич К.М. – М.: Наука, 1970. – 272 с.
Роль профессии в жизни человека
... и физических качеств человека под действием профессии. Роль выбора профессии Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь ...
Карпіловська С.Я., Мітельман Р.Й. Основи професіографії / Карпіловська С.Я., Мітельман Р.Й. – К.: МАУП, 1997.
Климов Е.А. Введение в психологию труда / Климов Е.А. — М.: МГУ, 1988.
Климов Е.А. Профессиональная ориентация как комплексная проблема: памятка профконсультанту / Климов Е.А. – Л.: ВНИИ профтехобр., 1969. – С. 72 – 83.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / отв. ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск: Петроком, 1992.
Мир профессий. Человек – знаковая система. — М.: Молодая гвардия, 1988. – 351с.
Мир профессий. Человек – природа. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 383 с.
Мир профессий. Человек – техника. — М.: Молодая гвардия, 1988. – 335 с.
Мир профессий. Человек – художественный образ. — М.: Молодая гвардия, 1987. – 383 с.
Мир профессий. Человек – человек. — М.: Молодая гвардия, 1986. – 300 с.
Положення про організацію професійної орієнтації населення. – К., 1995.
Положення про професійну орієнтацію молоді, яка навчається. – К., 1995.
Професіограми і професіокарти професій. – К., 2001.
Профессиональная ориентация учащихся: Уч. пособие /А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов ; под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – С. 11 – 21.
Романова Е.С. 99 популярных профессий: Психол. анализ и профессиограммы / Романова Е.С. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
Романова Е.С. Психологические основы профессиографии: практикум / Романова Е.С., Суворова Г.А. – М.: МГПИ, 1990. – 142 с.
Собчик Л. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе / Собчик Л. – СПб.: Речь, 2003. – 72 с.
Чистякова С.Н. Классификация профессий / Чистякова С.Н. //Школа и производство. – 1985. — № 5. – С. 35 – 36.
ПРОГРАМА З КУРСУ «ОСНОВИ ГРУППОВОЇ ПСИХОКОРЕКЦІЇ»
Сформулюйте основні принципи, цілі і завдання психологічної корекції.
Розкрийте специфіку індивідуальної і групової психокорекції.
Основні підходи до психокорекційної практики (психоаналітичний, гуманістичний, екзистенційний, когнітивний, поведінковий).
Характерні особливості психокорекційного процесу в групі та групова динаміка як фактор психокорекції.
КРАСНЫМ отмечены вопросы которые уже есть в программе
ПРОГРАМА З КУРСУ «ПСИХОЛОГІЯ ВПЛИВУ»
Пропаганда як масове переконання.
Ефективний вплив і захист від нього.
Типи і стратегії соціального впливу.
Принципи, правила, способи маніпулятивної дії на людей.
Ознаки, аспекти, характеристики і етапи маніпуляції.
«СИСТЕМНАЯ ТЕРАПИЯ»
Типы системных расстановок.
Понятие фигуры и виды фигур в системных расстановках,
Базовые принципы системной терапии (понятие об иерархии, принадлежности к системе, структуре отношений, «движении души», «давать-брать»).
Проблема выбора профессии у молодых людей
... стороны необходимо расширять знания о многообразии мира профессий (так как в большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни ... свои усилия), то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Мотивация и типы личности Все ...
Правила составления геносоциограмм.
Место и роль клиента в той системе, где он работает или которой он руководит.
Техники семейной системной терапии Б. Хеллингера, применяемые при работе в группе.
Базовые понятия организационной системной терапии: (приоритет того, кто здесь дольше; приоритет руководства; достижения должны признаваться; уйти и остаться; организации — системы, ориентированные на задачи; усиление или ослабление; старое и новое).