Тема 1.2 Проблема предмета психологии. Становление психологии как науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ Ректор (первый проректор) ___________________________ «___»__________ 2014 г. Регистрационый № УД-Пс ______/14р. ФПП

 

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебная программа учреждения высшего образования

По учебной дисциплине для специальности

Практическая психология

 

Факультет педагогики и психологии

 

Кафедра психологии

 

Дневная форма получения образования Курс – 1 Семестр – 1-2 Лекции 150 часов Практические (семинарские) занятия 92 часа УСР 30 часов Курсовая работа 4 семестр Экзамен 1,2семестр Всего аудиторных часов по дисциплине 272 часа Заочная форма получения образования   Курс – 1-2 Семестр – 1-4 Лекции 40 часов Практические (семинарские) занятия 30 часов   Курсовая работа 5 семестр Экзамен 4 семестр Всего аудиторных часов по дисциплине 70 часов

 

Всего часов по дисциплине 672 часа (18 зачетных единиц)      

Составила: Л.И. Станиславчик — ст. преподаватель кафедры психологии

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. Развитие и становление психологии как науки

Тема 1. 1 Донаучные представления о предмете психологии

Донаучные представления о предмете психологии. Анимистические представления о душе. Философский период развития психологии. Философские учения о душе как первая форма психологических знаний. Вопрос о природе души в материалистических и идеалистических учениях философов Античности. Душа как разновидность материи (Демокрит).

Душа как неизменное в изменчивом, придающее изменчивому определенность (Гераклит).

Сократовский диалог – способ познания сути вещей. Рациональные основания объяснения природы человека. Душа как идея тела (Платон).

Душа как способ организации живого тела (Аристотель).

Душа как особая сущность. Свойства души: познавательные способности и нравственные качества. Эмоционально-чувственная составляющая души (Эпикур).

Взаимоотношения души и тела.

Душа как сверхъестественная, божественная сущность в эпоху Средневековья. Раскрытие таинств души в религиозном опыте. Мышление, память, воля как функции души (Августин Блаженный).

Проблема соотношения веры и знания. Развитие герменевтического метода.

Накопление эмпирического знания о природе человека арабскими философами и врачами.

Антропоцентризм в эпоху Возрождения.

Опыт как источник познания. Механицизм Нового времени.

Метод универсального сомнения Р. Декарта. Душа как внутренний мир самонаблюдения, сознание.

Явления сознания как предмет психологии. Развитие эмпирической ассоциативной наукообразной психологии.

Тема 1.2 Проблема предмета психологии. Становление психологии как науки

Становление психологии как самостоятельной науки. Непосредственный опыт как предмет психологии (В. Вундт).

Метод интроспекции в изучении свойств и структуры сознания.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии (Ф. Брентано).

Структурализм и функционализм.

Идеалистический взгляд на природу психического в трудах русских писателей и философов-экзистенциалистов.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии (И.М. Сеченов).

Рефлексология.

Поведение как предмет психологии (Дж. Уотсон).

Бихевиоризм и необихевиоризм.

Бессознательное как предмет психологии. Фрейдизм и неофрейдизм.

Целостные структуры психики как предмет гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Познавательные процессы, интеллект как предмет когнитивной психологии (У. Найссер).

Уникальность личности, индивидуальность как предмет гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

Психика (в деятельности) как предмет советской психологии. Развитие взглядов на предмет психологии. Система знаков (Л.С. Выготский).

Практическая деятельность как опосредующая психические процессы (А.Н. Леонтьев).

Ориентировочная деятельность (П.Я. Гальперин).

Психические явления как предмет психологии (К.К. Платонов).

Предмет психологии как абсолютизация отдельных категорий – основа оформления течений и научных школ. Душа, сознание, функция, образ, мотивы, установки, поведение, деятельность, личность как предметы научной психологии. Полипредметность современной психологии.

Тема 3.4 Закономерности развития психики человека в современной психологии

Общий генетический закон культурного развития человека (Л. С. Выготский).

Культура и знак. Знак и орудие. Знак и значение. Высшие и низшие психические функции.

Развитие высших психических функций в онтогенезе. Закон перехода от натуральных к культурным, опосредствованным орудиями и знаками формам поведения. Обнаружение значения в интерпсихическом действии. Закон социогенеза: переход от социальных к индивидуальным формам поведения. Интериоризация. Осознание и овладение как свойство высшей ступени развития психической функции. Проблема системного и смыслового строения сознания и самосознания. Проблема мозговой локализации высших психических функций.

Принцип анализа по единицам (Л.С. Выготский).

Каузально-динамический анализ.

Развитие как качественные ступени, связанные с созреванием организма и обусловленные местом в системе человеческих отношений.

РАЗДЕЛ 4. Психология деятельности

Тема 4.1 Понятие и психологическая структура деятельности

Категория деятельности в психологии. Принципы деятельности в пси­хологии: единства сознания и деятельности; деятельного опосредования; деятельностного общения. Активность личности и деятельность. Внутренняя и внешняя активность. Социальная активность личности, ее связь с деятельно­стью. Отличие деятельности от поведения и активности.

Специфика деятельности. Формирование личности в деятельности. Психологическая структура деятельности. Понятие цели, мотивов, средств и продуктов деятельности. Понятия действия, операции и средства осуществ­ления деятельности. Компоненты действия и их функции. Иерархическая структура дея­тельности. Деятельность и психические процессы. Освоение деятельности. Навыки, умения – компоненты деятельности. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Гностические навыки и умения (перцептивные, имажинативные, мнемические, интеллектуальные), ориентировочные навыки и умения, их характери­стика и формирование. Теория поэтапного формирования умственных дейст­вий П.Я. Гальперина. Взаимодействие навыков. Феномен переноса навыка.

Понятие индивидуального стиля деятельности. Протекание познава­тельной и исполнительной составляющих деятельности. Анализ результатов деятельности. Причины выбора стиля (внутренние условия, внешние пред­метные и социальные условия).

Тема 4.2 Основные виды деятельности и закономерности их развития

Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. За­висимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность и различия внутренней (психической) и внешней (практиче­ской) деятельности. Интериоризация. Экстериоризация. Человек как субъект деятельности. Деятельность как специфический тип активности личности. Совместная (коллективная) и индивидуальная деятельность. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие о ведущей деятельности.

Игра как вид деятельности, виды игр. Особенности и функции игр у лю­дей разного возраста. Специфика детской игры. Игровые формы поведения взрослых людей. Учение и его особенности. Учебные и познавательные дейст­вия. Труд как деятельность. Трудовые операции, навыки и умения. Общение как деятельность. Общение как: перцепция, коммуникация (вербальная, невер­бальная), интеракция. Функции общения.

Общие и специальные закономерности формирования различных видов деятельности. Структурные преобразования деятельности в процессе её разви­тия. Формирование личности в деятельности.

РАЗДЕЛ 5. Психические процессы, состояния и свойства личности

Тема 5.1 Ощущения

Понятие об ощущениях. Физиологические механизмы ощущений. Психологическая специфика ощущений: их непосредственная проживаемость, отчетливый эмоциональный тон, разделенность на ощущения мира и самоощущения, отнесенность к временной точке «теперь», мимолетность и ускользание от сознательной фиксации. Основные признаки ощущений и их источники.

Классификация ощущений по расположению рецептора. Экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения. Классификация ощущений по их модальности.

Психофизика и измерение ощущений. Закон Вебера–Фехнера. Пороги ощущений: нижний и верхний абсолютный порог ощущений, дифференциальный порог ощущений. Сенсорная депривация.

Взаимодействие ощущений. Закомерности и свойства ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Основные жизненные назначения ощущений. Сенсорный тип личности.

Тема 5.2 Восприятие

Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Теории восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Перцептивные системы: речеслуховая, зрительная и кинестетически-осязательная. Полимодальность восприятия. Интенсивность перцептивного впечатления. Сенсорная активность.

Классификация восприятия. Виды восприятия.

Свойства восприятия: предметность, избирательность, целостность, константность, категориальность, структурность. Апперцепция. Образ (гештальт) и факторы, влияющие на его формирование: близости, сходства, общей судьбы, хорошего продолжения, группировки без остатка, замкнутости. Соотношение фигуры и фона. Иллюзии восприятия.

Восприятие пространства и времени.

Понятие о репрезентативных системах.

Тема 5.3 Память

Понятие о памяти. Теории памяти.

Виды памяти в современной когнитивной психологии: сенсорная память, кратковременная и долговременная память. Виды памяти по особенности переработки сенсорных воздействий (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память).

Виды памяти по модальности следов воздействия. Эйдетизм. Непроизвольное и произвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко).

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Кодирование, архивизация и извлечение информации.

Память и организация информации. Приемы рационального запоминания. Мнемотехника и борьба с забыванием.

Индивидуальные особенности памяти. Выдающиеся мнемонисты.

Тема 5.4 Представления

Понятие представления. Представления – вторичные образы памяти, их организация, особенности и виды. Функции представлений. Физиологическая основа представлений – «следы» в коре головного мозга. Роль сенсорных процессов в формировании представлений. Отличие представлений от восприятия. Память и представление. Ассоциации представлений: по сходству, контрасту, по смежности, по связи причины и следствия, части и целого. Прототипические представления. Общие и конкретные представления.

Классификация представлений: по модальности, по степени обобщенности, по участию волевого процесса, по продолжительности.

Идеомоторные акты. Идеомоторная тренировка. Двигательные иллюзии. Значение представлений в психической деятельности. Развитие представлений.

Тема 5.5 Мышление

Понятие мышления. Особенности мышления.

Теории мышления. Мышление и интеллект. Когнитивная концепция развития интеллекта Дж. Брунера. Операциональная теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Концепция ментального опыта М.А. Холодной.

Виды мышления: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (образное и понятийное) мышление. Творческое мышление и его особенности. Дивергентное и конвергентное мышление.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация и систематизация.

Формы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция.

Мышление как способ формирования понятий. Механизмы формирования понятий. Мышление как способ решения задач. Проблемная ситуация и проблемная задача. Этапы решения задач (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, проверка).

Стратегии мышления. Свойства ума.

Установки мышления: рефлексивная, творческая (креативная), установка на понимание, интерпретацию, коммуникацию. Внешняя и внутренняя мотивация мыслительной деятельности. Дифференциально-психологическая оценка субъекта мышления.

Тема 5.6 Речь

Понятие речи. Отличие речи от языка. Значение речи в жизни человека.

Виды речи и их назначение.

Речь как средство общения. Обмен информацией, воздействие на другого человека, познание – основные функции речи. Средства воздействия и выразительности речи. Речь как средство мышления. Внутренняя речь как инструмент мышления. Понятие значения и смысла, денотата и коннотата слова.

Речевая способность. Этапы и структура речевой деятельности. Метафорическая деятельность.

Теории речи. Теории научения. Преформизм. Релятивизм. Конструктивистская теория.

Тема 5.7 Воображение

Понятие о воображении. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Свойства образов воображения: фантастичность, эвристичность, интуитивность, прогностичность.

Функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и регуляция внутреннего плана действий, программирование поведения.

Способы и приемы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентуация, типизация, ассоциация, синестезия, аналогия.

Виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Сновидения, мечты и грезы как виды воображения.

Воображение и творчество. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их взаимосвязь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга.

Этапы творческого воображения.

Тема 5.8 Внимание

Понятие о внимании. Функции внимания: селективная, прогностическая, контролирующая, активизация и обеспечение избирательности познавательных процессов.

Физиологические основы внимания. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский о механизмах внимания. Теории внимания Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Современные теории и модели внимания: модель ранней селекции, модель Э. Трейсман, модель поздней селекции, внимание как умственное усилие.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Объективные и субъективные проявления внимания.

Свойства внимания: объем, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, колебание.

Тема 5.9 Эмоции и чувства

Общая характеристика эмоций и чувств. Основные функции эмоций и чувств.

Физиологическая основа эмо­ций. Роль эмоций в жизни человека. Психологические теории эмоций: эво­люционная теория Ч.Дарвина, трехмерная теория эмоций В.Вундта, теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда, информационная теория эмоций П.В. Симонова. Оценка эмоциональных процессов и состояний: интенсив­ность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.

Внеш­ние выражения (экспрессия) эмоций и чувств.

Классификация и виды эмоций (К. Изард).

Классификация и виды чувств.

Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Эмоции и эффективность деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы че­ловека. Приемы саморегуляции эмоций.

Тема 5.10 Воля

Понятие воли. Значение воли в жизни человека, в организации и регуля­ции его деятельности и общения. Теории воли. Связь волевой регуляции с мо­тивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляция поведения. Ин­теллектуальные и моральные основы воли. Волевой акт и его структура. При­рода и структура волевого действия. Принятие и исполнение волевого решения.

Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, вы­держка. Вторичные или производные волевые качества: решительность, сме­лость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответст­венность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, дело­витость, инициативность. Воспитание волевых качеств личности.

Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности. Воз­растные и половые особенности произвольной активности. Патология воли.

Тема 5.11 Психические состояния

Понятие психического состояния, как фона протекания психических процессов. Физиологические основы психических состояний. Свойства и особенности протекания психических состояний отдельного человека. Массовидные психические состояния. Классификация психических состояний: гностические, волевые, эмоциональные; личностные и ситуативные; глубо­кие и поверхностные; кратковременные и длительные; стенические и астени­ческие; осознанные и неосознаваемые. Функциональные и психические со­стояния: сон, бодрствование, готовность, напряженность, релаксация, аналь­гезия, врабатывание, утомление, монотония, психическое пресыщение, заин­тересованность, фрустрация, тревога, персеверация, ригидность, экстаз, вера, эйфория, дисфория, дидактогения, ятрогения. Стресс, как специфическая ре­акция организма; общий адаптационный синдром Г. Селье. Регуляция и само­регуляция психических состояний.

Эмоциональные состояния и познавательные процессы. Взаимосвязь протекания психических состояний и особенностей темперамента и характе­ра. Взаимосвязь волевых проявлений личности и протекания психических состояний. Роль психических состояний в выполнении деятельности.

 

РАЗДЕЛ 6. Психология индивидуальных различий

Тема 6.1 Темперамент

Понятие темперамента. Теории темперамента: гуморальная (Гиппо­крат, Гален), конституциональная (на основе соматотипа) Э. Кречмера, У. Шелдона. Физиологическая основа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы (И.П. Павлов).

Критерии определения свойств тем­перамента (общие признаки свойств): динамичность, устойчивость, онтогене­тическая «первичность», предельность или максимальность, соотношение темперамента и продуктивности, уровень наследуемости. Свойства темперамента: темп реакций, пла­стичность и ригидность, лабильность, экстравертированность и интроверти-рованность (Г. Айзенк).

Современные исследования темперамента (Я. Стреляу, В.М. Русалов).

Типы темпераментов, их характеристика. Проявление основных свойств темперамента: применительно к познавательным процессам, предмет­ной деятельности и общению человека.

Темперамент и личность. Понятие индивидуального стиля деятельно­сти. Темперамент и свойства личности: впечатлительность и эмоциональ­ность, импульсивность и тревожность. Отношения, поступки, культура пове­дения. Темперамент и воля. Темперамент и характер. Темперамент и способ­ности.

Тема 6.2 Характер

Понятие характера. Понимание характера Ф. Лабрюйером, И. Кантом, Т. Рибо, П.Ф. Лесгафтом, А.Ф. Лазурским. Значение характера. Физиологиче­ские основы характера. Выразительные признаки характера.

Структура ха­рактера. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Группы черт характера: моральные, волевые, эмоциональные. Основные свойства харак­тера: нравственная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.

Теория отношений В.Н. Мясищева. Общие основания для построения типологии: отношение к людям и обществу; к самому себе; к труду; к вещам; морально-волевые качества.

Система акцентуаций по К. Леонгарду, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру. Социальные типы характера Э. Фромма. Невротические типы характера К. Хорни. Гармоничный и дисгармоничный характер.

Место характера в общей структуре личности. Характер и воля. Взаимосвязь характера и темперамента. Характер и мотивация поведения. Инди­видуальное и типическое в характере.

Механизм формирования и коррекции характера. Подражание, уста­новка. Влияние среды и воспитания на особенности характера. Формирова­ние характера у детей. Возрастные особенности становления черт характера человека. Самовоспитание характера.

Тема 6.3 Способности

Понятие способностей, их природа. Качественная характеристика спо­собностей. Теории способностей.

Структура способностей. Понятие задатков. Задатки, способности и индивидуальные различия. Способности и наследственность.

Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практиче­ские, учебные и творческие. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Уровни развития способностей. Понятие одаренности. Талант, его происхождение. Талант и мастерство. Феномен гениальности.

Склонности и способности. Способности и интересы. Соотношение понятий: способности, знания, навыки, умения.

Условия и предпосылки для развития задатков и формирования способностей личность. Условия раннего проявления способностей. Факторы, благоприятствующие ускоренному раз­витию способностей.

Способности и успешность деятельности. Способности и индивидуальный стиль деятельности. Психологические требования к дея­тельности, формирующей способности.

 

Критерии оценивания результатов учебной деятельности

студентов по дисциплине «Общая психология»

Оценка по 10-балльной шкале Основные критерии оценки по предмету Активность учебной деятельности студентов в течение семестра Дополнительные критерии оценки учебной деятельности
1. Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы 2. Точное использование научной терминологии 3. Грамотное, логически правильное изложение ответа на экзаменационные вопросы 4. Умение свободно ориентироваться в теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку; использовать научные достижения других теоретических дисциплин специального цикла 5. Полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине 6. Отсутствуют существенные неточности и ошибки Активное творческое участие в групповых обсуждениях и творческая самостоятельная работа Подготовка творческих письменных работ (не менее двух).

Отличные результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины

1. Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы 2. Точное использование научной терминологии 3. Грамотное, логически правильное изложение ответа на экзаменационные вопросы 4. Достаточно хорошая ориентация по всему курсу (дополнительные вопросы) Активное участие в групповых обсуждениях и самостоятельная работа по предмету Подготовка творческих письменных работ (не менее двух).

Отличные и хорошие результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины

1. Высокий уровень владения материалом: хорошие знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы 2. Владение основными понятиями 3. Грамотное, логически правильное изложение ответа на экзаменационные вопросы. Умение ориентироваться в принципиально важных теориях и концепциях по изучаемой дисциплине 4. Усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине Участие в семинарских занятиях Подготовка одной творческой письменной работы. Отличные и хорошие результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины
1. Достаточно высокий уровень владения материалом: хорошие знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы 2. Владение основными понятиями 3. Логически правильное изложение ответа на экзаменационные вопросы. Умение ориентироваться в принципиально важных теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать обоснованные выводы 4. Усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине Участие в семинарских занятиях Хорошие результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины
1. Достаточный уровень владения материалом: хорошие знания по поставленным вопросам в объеме учебной программы 2. Владение основными понятиями, использование необходимой научной терминологии 3. Логически правильное изложение ответа на экзаменационные вопросы. Умение ориентироваться в принципиально важных теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать обоснованные выводы 4. Усвоение основной литературы по изучаемой дисциплине Участие в семинарских занятиях Достаточно хорошие результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины
1. Достаточные знания по поставленным вопросам в объеме учебной программы 2. Владение основными понятиями, использование необходимой научной терминологии 3. Логически правильное изложение ответа на экзаменационные вопросы. Умение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы 4. Усвоение основной литературы по изучаемой дисциплине   Удовлетворительные результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины
1. Достаточный объем знаний по поставленным вопросам в рамках образовательного стандарта специальности 2. Владение основными понятиями, использование научной терминологии 3. Изложение ответа на экзаменационные вопросы без существенных ошибок. Умение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы под руководством преподавателя 4. Усвоение основной литературы по изучаемой дисциплине Участие в семинарских занятиях (под руководством преподавателя) Удовлетворительные результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины
1.Фрагментарные знания по поставленным вопросам в рамках образовательного стандарта специальности 2. Слабое владение основными понятиями и использование научной терминологии 3. Изложение ответа на экзаменационные вопросы с существенными ошибками. Неумение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы 4. Знание части основной литературы по изучаемой дисциплине Пассивность на семинарских занятиях Неудовлетворительные результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины
1. Неудовлетворительные знания по поставленным вопросам в рамках образовательного стандарта специальности 2. Невладение основными понятиями, неумение использовать научную терминологию 3. Изложение ответа на экзаменационные вопросы с существенными ошибками. Неумение ориентироваться в базовых теориях и концепциях по изучаемой дисциплине и делать выводы 4. Знание отдельных литературных источников, рекомендованных программой по изучаемой дисциплине Пассивность на семинарских занятиях Неудовлетворительно низкие результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины
Отсутствие знаний или отказ от ответа Пассивность на семинарских занятиях Неудовлетворительно низкие результаты тестирования по отдельным разделам дисциплины

 

Приложение 2

Практическое занятие (1 ч.)

1. Типы темпераментов, их характеристика

2. Проявление основных свойств темперамента: применительно к познавательным процессам, предмет­ной деятельности и общению человека

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Ру­бинштейн. — СПб. : ПИТЕР, 1998 . — 712 с.

Дополнительная литература

1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.

2. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. — Минск: Амалфея, 2006. — Ч. 1. — 255 с.
— Ч.2. – 367 с. — Ч.З. – 298 с.

3. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 463 с.

4. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.

5. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с.

6. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ, 1999. — Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

Тема 6.2.3 Понятие акцентуации характера

Практическое занятие (2 ч.)

1. Понятие акцентуации характера

2. Система акцентуаций по К. Леонгарду, А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллеру

3. Социальные типы характера Э. Фромма

4. Невротические типы характера К. Хорни

5. Гармоничный и дисгармоничный характер

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Ру­бинштейн. — СПб. : ПИТЕР, 1998 . — 712 с.

Дополнительная литература

1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.

2. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. — Минск: Амалфея, 2006. — Ч. 1. — 255 с.
— Ч.2. – 367 с. — Ч.З. – 298 с.

3. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 1995. – 688 с.

4. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 463 с.

5. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ, 1999. — Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

Тема 6.3.2 Виды способностей

Практическое занятие (2 ч.)

1. Общие и специальные

2. Теоретические и практиче­ские

3. Учебные и творческие

4. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей

Основная литература

1. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Ру­бинштейн. — СПб. : ПИТЕР, 1998. — 712 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л. А. Общая психология / Л. А. Вайнштейн [и др.]. — Минск: Тесей, 2005. – 367 с.

2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.

3. Козубовский, В. М. Общая психология: Учеб. пособие в 3 ч. / В. М.
Козубовский. — Минск: Амалфея, 2006. — Ч. 1. — 255 с.
— Ч.2. – 367 с. — Ч.З. – 298 с.

4. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 463 с.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов: [хресто­матия] / [сост. Л. В. Куликов]. — СПб.: Питер, 2000 . — 476 с.

6. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ, 1999. — Т.1 – 447 с; Т.2. – 542 с.

 

Тема 7.3.2 Презентация личности

Практическое занятие (2 ч.)

1. Творческая самопрезентация личности

 

Семестр

Тема 5.3 Методы изучения памяти

Практическое занятие (2 ч.)

1. Индивидуальные особенности памяти

2. Методика заучивания 10 слов

3. Мнемотехника и борьба с забыванием

4. Выдающиеся мнемонисты

Основная литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Ру­бинштейн. — СПб. : ПИТЕР, 1998. — 712 с.

Дополнительная литература

1. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с.

Тема 5.5.2 Методы и методики изучения мышления

Практическое занятие (2 ч.)

1. Методы изучения мышления

2. Мышление и интеллект

Основная литература

1. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

Дополнительная литература

1. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.

 

Тема 5.7 Воображение

Практическое занятие (2 ч.)

1. Виды воображения

2. Мечта как особый вид вооб­ражения

3. Сновидения, галлюцинации и грезы

4. Приемы воображения

Основная литература

1. Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

Дополнительная литература

1. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.

 

Тема 5.8.3 Свойства внимания