План
1.Основные принципы работы психолога.
2.Основные направления профессиональной деятельности практического психолога.
3.Правовой статус психолога.
1. Основные принципы работы психолога.
Восхождение к вершинам профессии пролегает через создание собственной системы труда. В рамках этой системы достаточно простора, чтобы проявиться на высшем исследовательско-инновационном уровне профессионализма. Именно здесь раскрывается профессиональное творчество через самобытное оригинальное мышление и оптимальный стиль самореализации в профессиональной деятельности, повседневных отношениях, личностном развитии и в совокупном результате труда.
(От чего зависит качественное и быстрое восхождение к вершинам профессии? Что вы понимаете под профессиональным творчеством?)
Характер системы труда практического психолога детерминирован многими требованиями. Ведущим является профессиональная деятельность. Сферу этой деятельности можно очертить в соответствии с перечисляемыми ниже принципами. Рассмотрим основные принципы.
1.Принцип профессиональной компетентности.
Чёткое понимание сущности данного социально-психологического явления или процесса, чёткое представление о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничениях, совершенное владение инструментарием, приёмами, технологиями реализации своих обязанностей. Проявление сотрудничества с заказчиком, профессиональное общение и взаимодействие с клиентом, научно обоснованная деятельность для достижения желаемого результата.
2.Принцип ненанесения ущерба испытуемому.
Ни процесс, ни результат деятельности не должны нанести вреда здоровью, интересам. Социальному положению человека. Но способствовали проявлению его потенциальных возможностей в труде и жизни. Необходимо проявление взаимоуважения психолога и клиента, соблюдение безопасности для него применения технологии, конкретных методик, приёмов.
3.Принцип беспристрастности.
Основные принципы психологического консультирования
... обусловливает особую важность принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Цель данной работы охарактеризовать основные принципы психологического консультирования. 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1. Компетентность ... более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством. Практический психолог несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, ...
Требует не допускать предвзятого отношения к человеку, исключать выводы, противоречащие научным данным, выбирать инструментарий и технологии, адекватные целям, особенностям человека и реальным возможностям психолога. Подготавливать обоснованные и взвешенные сведения, передаваемые заказчику.
(Как вы это понимаете?)
4.Принци конфиденциальности.
Любой материал нельзя сознательно или случайно распространять. Чтобы избежать компрометации клиента, руководителя или самого психолога. Строго учитывать полученную информацию, вплоть до применения системы её кодирования, ограниченный доступ другим людям, корректное использование любых сведений.
5.Принцип позитивно ориентованной активности.
Предполагает целенаправленное участие практического психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента. Не упускать блокаторы эффективной деятельности, творческого потенциала человека, отклонения от психических и социальных норм.
В сфере деятельности практического психолога между ним и другими субъектами (заказчик, клиент) и объектами (психологическая проблема, условия, факторы, средства и т.п.) складываются вполне определённые взаимосвязи и отношения.
Деятельность практического психолога может быть представлена в виде цикла:
1.Получение заказа, изучение субъекта труда, определение цели, принятие решения о выполнении профессиональной деятельности.
2.Все рассматриваемые условия и вопросы следует оформить договором, трудовым соглашением, планом или другим актом.
3.Выработать технологию своей практической деятельности для получения ожидаемых результатов.
4.Полученные результаты передать заказчику. Заключения должны содержать обоснованные рекомендации.
2.Основные направления профессиональной деятельности практического психолога.
К основным направлениям профессиональной деятельности практического психолога относятся:
1.Организационно-методическая работа.
Планирование своего труда, подготовительная и непосредственная деятельность, обучение должностных лиц использованию психологии, психологическое консультирование и просвещение клиентов.
2.Исследовательско-аналитическая работа.
Разработка подходов к изучению социально-психологических явлений, анализ полученной информации, поиск закономерностей в изучаемых социально-психологических явлениях. Центральное место занимает психодиагностическая работа по выявлению психологических характеристик клиентов.
3.Психотерапевтическое воздействие.
Целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта в интересах выполняемого заказа. Оно заключается в воздействиях на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента. Здесь выделяют:
Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...
... к клиенту в социальной работе. Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман применительно к методу социально-индивидуальной ... у них проблемы и трудности. Социальная работа - это особый вид деятельности, главная цель которого - помощь человеку, ... системные психологические концепции. Психодинамический подход базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и ...
а) психопрофилактику (деятельность по предотвращению нежелательных проявлений в психике клиента);
б) психокоррекцию (целенаправленное воздействие с целью изменения, укрепления, формирования необходимых психологических качеств и состояний);
в) психологическая реабилитация – это система мероприятий, направленная на восстановление, иногда на компенсацию нарушенных психических функций или состояний;
г) психогигиена – работа психолога по созданию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходимых психических функций и состояний клиента.
4.Психологическое консультирование.
Это работа психолога, носящая рекомендательный характер, базирующийся на совместном с клиентом выявлении причин и недостатков конкретных состояний.
5.Психологическое просвещение.
Реализуется в контексте повседневной жизнедеятельности, направлено на повышение психологической культуры клиента.
Данные направления взаимосвязаны и в совокупности составляют профессиональную компетентность психолога.
(От чего зависит профессиональная компетентность психолога?)
3.Правовой статус психолога.
Для реализации данных направлений психолог во всех структурах получает нормативно закреплённый статус.
Статус – это правовое положение (совокупность прав и обязанностей).
Правовой статус принимается соответствующими министерствами и ведомствами. Статус психолога утверждается в положении, уставе, кодексе и т.п. В них сформулированы задачи. Права и обязанности психологов.
Задачи: выявление психического ресурса клиентов; изучение психологических трудностей; всесторонняя помощь в преодолении их воздействия и устранении причин; оказание реальной помощи клиенту, ведение пропаганды психолого-педагогыческих знаний.
Права: самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих обязанностей; проводить с клиентами социально-психологические мероприятия; знакомиться с содержанием документации, необходимой для выполнения профессионального долга; поддерживать профессиональные связи, необходимые для решения социально-психологических проблем; вырабатывать и давать рекомендации психологического характера.
Обязанности: участвовать в разработке и выполнении мероприятий психологического характера; изучать и знать социально-психологические процессы, явления, психологические проблемы жизни; организовывать и лично проводить социально-психологическую работу, проявляя творчество и инициативу; участвовать в отборе кадров, их психологической адаптации и последующей профессионализации; вести постоянное наблюдение за клиентами, их психическими реакциями; проводить коррекцию поступков и деятельности, взаимодействуя с медиками; проводить консультирование, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.
25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...
... - социальное сознание, перенесенное внутрь. 1.1 Сущность и структура учебной деятельности Учебная деятельность (далее УД) - достаточно неоднозначное понятие. В широком смысле слова ... специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в ...
Ключевые понятия темы: профессиональное творчество, цикл деятельности, правовой статус.
Контрольные вопросы и задания:
1.Личностная система труда психолога.
2.Профессиональное творчество психолога.
3.Основные принципы работы психолога.
4.Цикл деятельности практического психолога.
5.Основные направления профессиональной деятельности практического психолога.
6.Правовой статус психолога: задание, права, обязанности.
Литература:
1. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, которые работают с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во ИП, 2002.
2. Психология труда: Учеб. Для студентов высш. Учеб. завед./ Под ред. профессора А.В. Коржова. – М., 2003.
3. Психология труда: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Завед. /Под ред. Профессора А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003.