1. Понятие конфликта. Структура конфликта.
2. Причины возникновения конфликтов.
3. Классификация конфликтов.
4. Динамика конфликта: стадии и этапы.
Литература:
· Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — Разд. IV. – С.208 – 224.
· Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000. – С. 12 – 18.
· Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 12 – 17.
· Кондыбо В.И., Басков В.П. Введение в конфликтологию. – Ярославль, 1993. – С. 13 – 19.
· Конфликтология : учебник / под ред. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 543 с. : табл., граф., ил, схемы — (Золотой фонд российских учебников).
— Библиогр.: с. 527-531. — ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115393
· Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова, – М., 2001. – С. 118 – 135.
· Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей.– М.: Персей. Вече. АСТ., 1995. – С. 12 – 56.
· Психология конфликта. Хрестоматия.– СПб.: Питер, 2001. – С. 63 – 120.
Методические рекомендации:
По 1 вопросу:
Объективные компоненты конфликта: основные участники конфликта, группы поддержки, другие участники (подстрекатель, организатор, медиатор), предмет и объект конфликта, микро- и макросреда.
Субъективные компоненты конфликта. Мотивы сторон в конфликте и их побудители – потребности, интересы, ценности, цели.
Особенности восприятия конфликтной ситуации. Образ конфликтной ситуации как субъективная картина, складывающаяся в психике каждого участника. Искажение конфликтной ситуации. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте (искажение собственной мотивации и мотивов оппонента).
Искажение восприятия действий, высказываний, поступков и личностных качеств оппонентов. Факторы, порождающие и усиливающие степень искажения восприятия конфликтной ситуации: стресс, негативные эмоции, информированность участников друг о друге, негативная установка.
По 2 вопросу:
Причины возникновения конфликта как движущие силы его развития. Общие и частные причины конфликтов. Характеристика внешних и внутренних причин конфликтных ситуаций. Причины и следствия внешних и внутренних конфликтов. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов: искажения информации в межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие людей, психологическая несовместимость, напряженные межличностные отношения. Личностные причины конфликтов: низкий уровень социально-психологической компетентности, уровень стрессоустойчивости, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный и заниженный уровень притязаний, темперамент, акцентуации характера.
МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Этапы и школы в истории менеджмента: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа (школа науки управления). Современные подходы к управлению: системный, процессный, ситуационный. Модели менеджмента: американская, японская, европейская, шведская, китайская и др. Их особенности и характерные черты. ...
По 3 вопросу:
Проблема классификации в конфликтологии. Различные основания классификации конфликтов: по характеру потребностей (А. Маслоу); по остроте противодействия участвующих в нем сторон (конфликты низкой, средней и высокой интенсивности); по сфере жизнедеятельности человека (семейные, бытовые, трудовые и др.); по характеру отношений подчиненности (конфликты по вертикали, горизонтали, по диагонали); по последствиям (конструктивные, деструктивные); по длительности и др.
Характеристика основных видов конфликтов: организационный, трудовой, межгрупповой, межличностный, ролевой, внутриличностный. Конфликты по результату: деструктивный и конструктивный.
По 4 вопросу:
Временные границы конфликта: начало (как фиксация первых актов противодействия сторон), три условия начала конфликта; окончание.
Основные периоды и этапы конфликта. Этапы латентного периода: возникновение объективной проблемной ситуации; ее осознание субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации. Открытый период: инцидент, эскалация конфликта, сбалансированное противодействие; завершение конфликта. Два этапа послеконфликтного периода: частичная нормализация отношений оппонентов и полная нормализация этих отношений. Разнообразие длительности этапов конфликта. Дифференциация и интеграция сторон.
Эскалация конфликта как прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущее. Признаки эскалации конфликта: сужение когнитивной сферы, вытеснение адекватного образа другого, негативные оценки; рост эмоционального напряжения; переход от аргументов к претензиям; рост иерархического ранга интересов и их поляризация; применение насилия; потеря первоначального предмета разногласий; расширение границ конфликта; увеличение числа участников. Теория «симметричного схизмогенеза» Г.Бейтсона как описание плана эскалации конфликта.
Динамика различных видов конфликтов. Особенности динамики конфликтов в экстремальных условиях и в повседневной жизнедеятельности. Влияние длительности, частоты конфликта на особенность его динамики и исход. Потери информации в процессе общения оппонентов.
!!! С учетом методических рекомендаций подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
Рекомендуется распределить вопросы. Работать мини-группой по 2-4 человека в зависимости от объемности вопроса. Содержание выбранного вопроса представить на слайде (ах) в виде схемы, таблицы или графика.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ(рассказать)
... проблемам, вызывающим конфликт. Объективные источники конфликта – это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Каждая сторона имеет свою ... их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:причины конфликта, острота конфликта, его длительность и последствия. а) Причины конфликтов Основные причины возникновения конфликтов могут быть трех ...
!!! Использовать теоретический материал, который будет понятен аудитории.
По выбранному вопросу подготовить задание(я) для проверки знаний (от 1 до 3-х).
Это могут быть тестовые задания, ситуации, проблемные вопросы, загадки, ребусы и т.п.
Содержание вопросов, активность на семинаре – баллы за семинар.
Слайды и задания для проверки знаний – баллы за самостоятельную работу.