Тема: Мотивация как основа результативности функционирования и развития организации.

 

1.Сущность мотивации труда.

Реформы, осуществляемые сегодня в России, не могут быть эффективными без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной работников. Существовавшие ранее производственные отношения привели к деформации поведения людей в сфере производства. Позитивное поведение – повышение своего благосостояния и социального статуса посредством повышения уровня знаний и профессионализма в работе – часто оказывалось неэффективным, не давало желаемых результатов. В расчет редко принимались социальные последствия принимаемых решений. Между тем в любом обществе мотивация работников предопределяет состояние экономики и уровень благосостояния населения.

Трудовое поведение человека обуславливается взаимодействием внешних и внутренних побудительных сил. ВНЕШНИЕ побудительные силы, являясь элементами трудовой ситуации, воздействуют на поведение работника в процесс6е труда. ВНУТРЕННИМИ побудительными силами являются потребности человека, его интересы, желания, стремления, ценностные ориентации, мотивы. Формирование внутренних побудительных сил, влияющих на трудовое поведение, составляет суть процесса мотивации трудовой деятельности.

 

2. Потребности и интересы.

Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями, которые являются глубинным источником мотивации трудового поведения. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности или социальной группы, внутренний побудитель активности.

Источником побудительной силы мотива выступают потребности.

Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату.

Потребность – это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях.

В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности или неудовлетворенности и оказывает влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Мотивом для действий служат потребности.

В жизни непосредственно «потрогать», измерить потребность невозможно, т.к. это категория объективно-субъективная, категория общественного воспроизводства и сознания.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... поведение. Еще К.Маркс отмечал, что свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека ... к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. ...

Источником возникновения потребностей в определенных изделиях является производство:

-социальных потребностей – общественный характер жизнедеятельности человека,

духовных потребностей – сознание индивида.

Для каждого работника потребности представляют собой определенную систему последовательно восходящих состояний, которые находятся в постоянном движении. Движение осуществляется от низшего удовлетворяемого уровня через действительный, к абсолютному, определяемому оптимальными условиями жизнедеятельности.

Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а следовательно, осуществлять обратную связь с производством. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает товар, работу, способы своей жизнедеятельности, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Таким образом рождается взаимосвязь «потребность, мотив, цель, деятельность, способность». Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.

Т.о. стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.)

 

Различают несколько подходов к классификации потребностей.

Например, структура общественных потребностей по К.Марксу.

Общественные потребности:

1.Производственные.

2.Жизненные:

а) личные потребности людей:

— физиологические, биологические;

— духовные;

— социальные.

На формирование общественных потребностей влияет множество разнообразных факторов – исторических, этнических, климатических, географических, экономических, социально-демографических.

Основное же значение имеет уровень развития производительных сил, от которого зависит появление новых способов производства и труда и который воздействует на развитие человека, предъявляя ему определенные требования. Чем больше человек развивается, тем богаче и разнообразнее становятся его личные потребности.

Личные потребности людей подразделяются на физиологические и биологические (потребности в пище, жилье, тепле), духовные ( потребности в знаниях, приобщении к науке, культуре, искусству), социальные, связанные со взаимоотношениями человека с другими членами общества и с его отношением к самому себе (потребности в общении, самоуважении, надежности, самовыражении, свободе, творчестве, уверенности в завтрашнем дне).

Относительно мотивации трудового поведения особенность потребностей состоит в том, что они только тогда становятся внутренним побудителем и регулятором этого процесса, когда осознаются работниками. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса.

4 стр., 1950 слов

Потребности и интересы человека

... и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и ... общение. Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение – это процесс ...

«Интересы – реальные причины действий, свершений, формирующиеся у индивидов и социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни, В интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности тех или иных индивидов».

В отличие от потребности, представляющей собой как бы ответ на вопрос, что нужно, интерес отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы удовлетворить потребность. Содержанием интереса выступают предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворить те или иные потребности.

Различают личные, коллективные и общественные интересы.

Но в жизни происходит постоянное пересечение этих видов интересов. Объективные интересы личности неотделимы от объективных интересов общества, ибо только в обществе человек может реализовать себя. Сочетание общественных и личных интересов не исключает существования особых коллективных интересов, но придает им гуманистическое содержание. В противном случае невозможны ни солидарность, ни взаимная ответственность людей. Структура и направленность интересов различных социальных групп обусловливаются социально-экономическим положением этих групп. Взаимодействие и столкновение интересов определяют ход событий социально-экономической жизни и социально-экономическое развитие общества.

 

Методы выработки воздействия могут быть единоличные, коллегиальные и коллективные. Единоличные решения принимаются быстро, но могут вызывать многочисленные возражения. Процедура принятия коллективных решений длительна, нередко сложна, часто требует сбора подписей, но в результате их исполнение осуществляется быстро и гладко. Нередко, правда, такие решения носят компромиссный характер.

Необходимо помнить, что потребности обладают способностью к Экстенсивному и к интенсивному росту, Для них характерен как количественный, так и качественный рост, и развитие до определенного рубежа насыщения.

 

По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные сдвиги, выражающиеся в значительном увеличении высших потребностей.

Таким образом, очередность и насущность потребности для работника определяются уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии и степенью социальной зрелости работника как потребителя. Например, при удовлетворении потребности в еде она отходит на второй план по сравнению с высшими потребностями, но у каждого индивида количественно она определяется разной величиной. У некоторых людей в силу инерции она может длительное время оставаться на первом плане, формируя «культ еды», когда человек поглощает пищу, по объему в несколько раз превышающую разумную рациональную норму.

Такой же культ может существовать и в области потребления одежды, обуви, покупки товаров домашнего обихода, создавая «культ вещей» и ведя к бессмысленному накоплению.

Другая важнейшая особенность системы потребностей заключается в возможности замены одной потребности высшего порядка другой: так, ограниченные возможности повышения содержательности труда могут быть в определенной степени компенсированы улучшением условий труда для творческой научной работы служащих и т.п.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Диалектика развития потребностей определяет и такое важное свойство, как относительность. Суть его заключается в том, что развитие системы наших потребностей идет в постоянном сравнении с уровнем их удовлетворения у соседей, знакомых, и своеобразном подтягивании к общепринятым стандартам. Например, маленький домик в ряду таких же лачуг вполне удовлетворяет его хозяев до того момента, пока рядом не вырос коттедж. Теперь его малые размеры говорят о бедности хозяев. С увеличением количества коттеджей хозяева домика чувствуют себя все более приниженно и неудовлетворенно.

Что дает это свойство потребностей для мотивации? Прежде всего, уверенность в том, что «мотивационное поле деятельности» менеджера безгранично. С развитием цивилизации, науки и техники происходит рождение все новых и новых потребностей и существенная модификация прежних.

Следующий вывод заключается в том, что менеджер не должен следовать за желаниями своих работников, а должен активно влиять на формирование у них новых потребностей и, следовательно, активно расширять свои мотивационные возможности в интересах развития своего предприятия.

Выделяя те или иные закономерности развития потребностей, всегда следует помнить об элементе случайности. Вся мотивационная работа может показаться безуспешной в результате, например, плохого самочувствия, ссоры с близкими, состояния депрессии. Необходимо набраться терпения и помнить, что мотивация – долговременный процесс, приносящий плоды в результате кропотливой и постоянной работы с персоналом.

Потребность вызывает напряжение в сознании человека, внутреннее побуждение к ее удовлетворению – мотив. Человека «мучают» его потребности, и он постоянно ищет объект для их удовлетворения, Чем привлекательней и очевидней реализация потребности с помощью данного объекта, тем интенсивнее производственная деятельность человека с целью его присвоения. Таким образом, объект, так же, как и потребности, оказывает стимулирующее воздействие, внешнее побуждение к реализации работником мотивационных установок, и лишь в этом случае он становится стимулом. Стимул – способность избранного объекта удовлетворить потребность субъекта.

Этот цикл присутствует и повторяется в жизни каждого человека по поводу удовлетворения любой из его потребностей. С одной стороны, позитивный результат выбранной формы деятельности (удовлетворение потребности) откладывается в памяти человека и заставляет его действовать таким же образом в аналогичной ситуации. С другой стороны, негативный результат ведет к тому, что в будущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведет к недостаточному удовлетворению потребности. Этот факт получил название закона результата. Мудрость и опыт, приобретаемые с годами, ведут к тому, что в большинстве случаев человек еще на стадии осознания способен выбрать наиболее правильный в данных обстоятельствах тип поведения, приводящий к полному удовлетворению потребностей.

 

Источником побудительной силы мотива выступают потребности.

Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату.

8 стр., 3772 слов

Мотивы учебной деятельности

... новыми умениями, навыками и знаниями - это внутренние мотивы; другие - связаны с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ... быть направлена на развитие прежде всего познавательного интереса учащихся. Мотивы учебной деятельности школьников Как известно, мотивы могут быть познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Если мотивация внешняя, это ...

Потребность – это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях.

В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности или неудовлетворенности и оказывает влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Мотивом для действий служат потребности.

В жизни непосредственно «потрогать», измерить потребность невозможно, т.к. это категория объективно-субъективная, категория общественного воспроизводства и сознания.

Источником возникновения потребностей в определенных изделиях является производство, социальных потребностей – общественный характер жизнедеятельности человека, духовных потребностей – сознание индивида.

Для каждого работника потребности представляют собой определенную систему последовательно восходящих состояний, которые находятся в постоянном движении. Движение осуществляется от низшего удовлетворяемого уровня через действительный, к абсолютному, определяемому оптимальными условиями жизнедеятельности.

Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а следовательно, осуществлять обратную связь с производством. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает товар, работу, способы своей жизнедеятельности, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Таким образом, рождается взаимосвязь «потребность, мотив, цель, деятельность, способность». Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.

Т.о. стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.)

 

 

3.Ценности и ценностные ориентации.

Ценность в принципе можно определить как важность, значение чего-либо. Индивид занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей его среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то он будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, т.е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Другими словами, ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества, определяемая не свойствами этих объектов самими по себе, а вовлеченностью объектов в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Среди человеческих ценностей можно выделить ценности материальные, духовные, социально-политические и др.

Ценностями для человека являются, прежде всего, благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность, власть, уважение (статус, престиж, слава, репутация), моральные качества (доброта, великодушие, справедливость) и т.д.

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... и соверш-вании психики, процессов и свойств личн-и при овладении человеком разли-ми видами д-ости. В процессе освоения любой деятельности .он осваивает опыт челове-а и под его влиянием ... раскрытие основных законно-тей форм-ания и развития системы професс-ных мотивов ли-ти, устан-ие влияния мотив-ной системы лич-ти на эффе-ость труд. дея-ости, разработка на этой базе психо-ски обоснованной системы ...

Ценностная ориентация – это избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Для одних людей главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее всего содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих – слава и т.д. Направленность личности на те или иные ценности характеризует ее ценностные ориентации, определяющие поведение. На основе ценностных ориентаций решается вопрос о выборе профессии, смене места работы, места жительства и т.д.

 

4. Понятие мотива.

Мотивация – состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации.

Мотив (франц) – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Среди внутренних побудителей к действию мотив непосредственно предшествует деятельности. С помощью мотива человек объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы подвижны, так как зачастую складываются под воздействием эмоций человека, его темперамента.

 

5. Функции мотивов.

В экономических науках чаще всего функция понимается как проявление сущности какого-либо явления. Функция – это не застывшая, а изменяющаяся категория. Вместе с изменением сущности мотивов меняется и взаимодействие функций.

Функции мотивов:

1. Ориентирующая. Мотив направляет поведение человека в ситуации выбора вариантов поведения.

2. Смыслообразующая. Мотив определяет значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл.

3. Опосредствующая. Мотив рождается на стыке внешних и внутренних побуждений, опосредствуя их влияние на поведение.

4. Мобилизующая. Мотив мобилизует силы организма человека, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности.

5. Оправдательная. В мотиве заложено отношение индивида к должному образцу, эталону поведения, норме.

 

Виды мотивов.

Существует большое разнообразие мотивов, среди которых выделяются:

мотив стадности (потребность быть в коллективе);

мотив самоутверждения (характерный в основном для работников высокой квалификации);

мотив самостоятельности (стремление быть хозяином, стремление к новым видам деятельности, к активному поиску решений, к риску);

мотив стабильности (предпочтение отдается надежности бытия и деятельности);

мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.);

мотив справедливости (несоблюдение справедливости ведет к демотивации);

мотив состязательности (генетически присущ каждому человеку) и др.

Различают также мотивы-побуждения, являющиеся внутренними, истинными мотивами, и мотивы-суждения, с помощью которых человек объясняет себе и другим, обосновывает свое поведение.

7 стр., 3346 слов

Мотивы и мотивационные состояния личности. Формирование патологических ...

... для общения, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. Потребность (мотив, жажда, нужда, желание) — необходимость ...

Сила мотива определяется степенью актуальности для человека той или иной его потребности.

Чем насущнее нужда в некотором благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует человек. Если получение искомого блага не требует особых усилий либо если это благо очень трудно получить, т.е. требуются сверхусилия, то мотив труда чаще всего не формируется. И в том и в другом случае человек пассивен. При частом повторении таких ситуаций возникает феномен так называемой выученной беспомощности, исключающий трудовую активность. Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является не6 единственным, но основным условием удовлетворения потребности и получения того или иного блага.

Особенностью мотивов является их направленность. В связи с этим различают мотивы «для себя» и «для других». Необходимо стремиться к их гармонизации. Если человек отдает обществу больше, чем получает за свой труд, то прослеживается рассогласование этих мотивов. И чем глубже разрыв между тем, что работник отдает обществу, и тем, что получает взамен, тем менее для него значимы такие мотивы, как долг перед людьми, обществом в целом, стремление приносить пользу людям. Одновременно в сознании этого человека гипертрофируются мотивы материального вознаграждения за труд. Следствием падения значимости мотивов «для других» становится депрофессионализация работника. Забота о повышении профессиональной квалификации перестает быть актуальной, т.к. потребительские свойства производимой продукции не имеют личностного смысла, не связаны с удовлетворением собственных потребностей.

Мотивация труда начинает формироваться у человека до начала его профессиональной трудовой деятельности путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду, развиваются трудовые качества, т.е. приобретаются первоначальные трудовые навыки. Характер усвоенных индивидом норм и ценностей придает смысл всей его дальнейшей трудовой деятельности, определяет его образ жизни.

Всякая человеческая работа требует трех условий:

— работа должна доставлять удовольствие; она должна быть не каторгой, а игрой;

— всякая работа должна иметь в виду определенный конец, она не должна быть неопределенной, бесконечной лямкой, а требовать таких-то результатов в такой-то срок;

— «Класс» — это и есть последнее, что необходимо для легкой, изящной и приятной работы.

Для тех служащих, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, смыслом жизни, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются полностью лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. На этом уровне для работников имеет ценность не столь материальное поощрение, но и моральное. Задача менеджера заключается в обеспечении работников возможностью удовлетворения всего спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и трудовую отдачу.

 

Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование – сердцевина управления человеком. Эффективность осуществления во многом обуславливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование.

11 стр., 5281 слов

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

... и предпринимает для этого определенные усилия. Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие (вторичные ... сервисного обслуживания, инфраструктуру сервиса 5. Рассмотреть основные методы удовлетворения потребностей человека сферой деятельности. Для исследования данной темы я использовала разные источники. ...

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде следующих стадий.

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает « требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Человек начинает искать возможности ее устранить: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и как он должен делать, чтобы добиться желаемого.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия для устранения потребности. На этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществленные действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. На данной стадии человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

 

7. Сущность стимулирования труда

Между мотивацией и стимулированием не проведена четкая граница. Стимул – это остроконечная палка, кот. погоняли животных.

Стимул – физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор)./ Психологический словарь (Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1996) /

Стимулирование – это использование внешних побудительных сил для воздействия на человека извне в процессе труда.

Т.о. стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.)

Стимулирование труда осуществляется через создание условий трудовой деятельности, побуждающих личность действовать определенным образом.

Стимул – это нечто внешнее по отношению к человеку. Стимулу свойственна способность «раздражать» органы чувств человека, т.е. воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Следовательно, в широком смысле, стимул – это такое воздействие одним человеком на другого, кот. побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Т.о. стимул задается человеку кем-то извне.

Мотив и стимул – это две параллельные ступени одного и того же процесса мотивации деятельности работника. В этом процессе стимул играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, поощряя его инициативу по поиску путей повышения производительности труда, освоение новых специальностей, росту квалификации и профессионализма, а это не только обеспечивает реализацию мотива и действие, но и обогащает, развивает мотивационные установки: развивается любознательность работника, его заинтересованность в совмещении специальностей, большем разнообразии труда, усиливаются творческие процессы, появляется личная заинтересованность в труде. Таким образом, один стимул может формировать множество разнообразных мотивов.

12 стр., 5510 слов

Связь эмоций с потребностями человека

... у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, ... моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, ...

 

Классификация стимулов:

В зависимости от потребностей стимулы делятся на материальные и нематериальные.

К материальным относятся денежные и неденежные стимулы. Денежными стимулами являются зарплата, премии, доплаты, надбавки и т.д. Неденежные стимулы, в свою очередь, подразделяются на 2 группы:

— стимулы, связанные с воспроизводством рабочей силы (путевки на лечение, отдых, предоставление служебного транспорта, оплата проезда к месту работы, предоставление льготных кредитов, на покупку жилья, ссуды под строительство жилья, страхование имущества, автомобили, фирменные подарки к праздникам, дню рождения, компенсация расходов на питание или бесплатные обеды на работе);

— стимулы, связанные с функционированием работников в производственном процессе (создание комфортных условий труда, организация первоклассных рабочих мест).

К нематериальным стимулам относятся:

социальные (престижность труда, возможность профессионального роста, самоутверждение);

моральные(уважение со стороны друзей, родственников, коллектива предприятия, выражаемое в формах устной похвалы, вынесение благодарности, награждение грамотами, медалями, орденами, занесение на доску почета);

творческие (возможности самосовершенствования, самореализации, самовыражения);

социально-психологические (возможность общения, причастность к делам трудового коллектива).

Необходимо обращать внимание на разумное сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе эти стимулы одинаково эффективны. Однако сила их действия зависит от места, времени и субъекта воздействия. Имеются в виду и уровень развития экономики, и материальное положение, и пол, и возраст работника.

Социологи считают, что для молодого работника приоритетны материальные стимулы, а к пятидесяти годам значимость материальных и моральных стимулов у многих почти уравнивается.

Однако история знает немало достижений, в основе которых были только материальные стимулы.

В зависимости от направленности стимулы подразделяются на ту или иную форму трудового поведения (все виды поощрений) и блокирующие ее (лишение премии, замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу и т.д.).

Необходимо рациональное сочетание данных видов стимулов. Сочетание стимулов и антистимулов существенно зависит от уровня развития общества, его истории, нравов, традиций, рода деятельности предприятия, состава его работников и т.д.

В зависимости от интересов различают:

индивидуальные стимулы (совпадающие со структурой потребностей);

коллективные (размер доходов трудового коллектива, уровень заработной платы, премий, нематериальные стимулы, способствующие сплоченности коллектива, и т.д.);

общественныестимулы (это те цели, которые выдвигают и формулируют перед народом высшие органы управления государством и которые обусловлены конкретной стратегией и тактикой экономического и социального развития страны).

Стимулы должны обладать следующими качествами:

— доступностью,

— ощутимостью,

— постепенностью,

— своевременностью.

Каждый стимул должен быть доступен для всех работников, быть демократичным и понятным. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула, причем для разных работников он может быть совершенно различным (для одних ощутимым может быть стимул и в 100 рублей, для других мало и 1000 руб.).

Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике, но при этом надо соблюдать постепенность. Сейчас доказано, что между желаемым и реальным уровнем материального вознаграждения обычно существует линейная зависимость. Сразу же вслед за повышением вознаграждения формируется новый, более высокий уровень притязаний, а, следовательно, и другое представление о размере вознаграждения за тот же труд. Резкое повышение вознаграждения, неподтвержденное впоследствии, отрицательно сказывается на мотивации, т.к. у работника сформируется новый нижний порог стимула и появится ожидание повышенного вознаграждения. Между результатом труда и его оплатой должен быть минимальный разрыв. Одномоментность действия стимула замечена давно. Большинство людей предпочитают получить меньше, но сразу. Своевременное вознаграждение в связи с результатом – сильный мотиватор.

Между отдельными видами стимулов существует взаимосвязь. В реальной жизни они переплетаются, взаимнообогащают и дополняют друг друга.

Функции стимулирования

1. Экономическая. Стимулирование способствует росту производительности труда, повышению качества продукции и решению др. задач, стоящих в каждый конкретный период перед экономикой, и в целом способствует повышению эффективности.

2. Нравственная. Стимулирование формирует у работника активную жизненную позицию, способствует формированию у него определенных нравственных качеств, трудовой морали.

3. Социальная. Стимулирование влияет на формирование социальной структуры общества через различный уровень доходов, что в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей, а также через удовлетворение потребностей.

 

4. Социально-психологическая. Стимулирование влияет на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей, ценностных ориентаций, отношения к труду.

 

Поставив задачу и предоставив работнику возможность самому найти наиболее эффективные пути ее решения, можно добиться гораздо более высоких результатов, стимулируя его инициативу, нежели прямым распоряжением или инструктированием. В характеристике воздействия очень важен временной аспект определения периода воздействия, его долговременности. Воздействие может носить характер долгосрочный и краткосрочный, периодически повторяющийся и разовый, единичный стратегический (перспективный) и тактический (текущий).

К долгосрочным типам воздействия, носящим стратегический характер, можно отнести:

— планирование трудовой карьеры;

— учет выслуги лет;

— обеспечение системы пожизненного найма;
— проведение политики личного участия работников в принятии решений;

— постоянно действующие надбавки к заработной плате, в том числе за качество и т.п.

Краткосрочные воздействия обычно менее сложны, но они оказывают большое влияние на развитие способностей личности, мотивацию трудовой деятельности. К ним можно отнести:

— предоставление работнику кредита;

— материальнойпомощи;
— продажу автомобиля со скидкой;

— оплату счетов по медицинскому обслуживанию;

— оплату транспортных расходов;

— специальные разовые премии и т.п.

Потребности условно можно разбить на три группы:

— физиологические;

— психологические;

— социальные.

По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные сдвиги, выражающиеся в значительном увеличении высших потребностей.

Таким образом, очередность и насущность потребности для работника определяются уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии и степенью социальной зрелости работника как потребителя. Например, при удовлетворении потребности в еде она отходит на второй план по сравнению с высшими потребностями, но у каждого индивида количественно она определяется разной величиной. У некоторых людей в силу инерции она может длительное время оставаться на первом плане, формируя «культ еды», когда человек поглощает пищу, по объему в несколько раз превышающую разумную рациональную норму.

Такой же культ может существовать и в области потребления одежды, обуви, покупки товаров домашнего обихода, создавая «культ вещей» и ведя к бессмысленному накоплению.

Другая важнейшая особенность системы потребностей заключается в возможности замены одной потребности высшего порядка другой: так, ограниченные возможности повышения содержательности труда могут быть в определенной степени компенсированы улучшением условий труда для творческой научной работы служащих и т.п.

Диалектика развития потребностей определяет и такое важное свойство, как относительность. Суть его заключается в том, что развитие системы наших потребностей идет в постоянном сравнении с уровнем их удовлетворения у соседей, знакомых, и своеобразном подтягивании к общепринятым стандартам. Например, маленький домик в ряду таких же лачуг вполне удовлетворяет его хозяев до того момента, пока рядом не вырос коттедж. Теперь его малые размеры говорят о бедности хозяев. С увеличением количества коттеджей хозяева домика чувствуют себя все более приниженно и неудовлетворенно.

Что дает это свойство потребностей для мотивации? Прежде всего, уверенность в том, что «мотивационное поле деятельности» менеджера безгранично. С развитием цивилизации, науки и техники происходит рождение все новых и новых потребностей и существенная модификация прежних.

Следующий вывод заключается в том, что менеджер не должен следовать за желаниями своих работников, а должен активно влиять на формирование у них новых потребностей и, следовательно, активно расширять свои мотивационные возможности в интересах развития своего предприятия.

Выделяя те или иные закономерности развития потребностей, всегда следует помнить об элементе случайности. Вся мотивационная работа может показаться безуспешной в результате, например, плохого самочувствия, ссоры с близкими, состояния депрессии. Необходимо набраться терпения и помнить, что мотивация – долговременный процесс, приносящий плоды в результате кропотливой и постоянной работы с персоналом.

Потребность вызывает напряжение в сознании человека, внутреннее побуждение к ее удовлетворению – мотив. Человека «мучают» его потребности, и он постоянно ищет объект для их удовлетворения, Чем привлекательней и очевидней реализация потребности с помощью данного объекта, тем интенсивнее производственная деятельность человека с целью его присвоения. Таким образом, объект, так же, как и потребности, оказывает стимулирующее воздействие, внешнее побуждение к реализации работником мотивационных установок, и лишь в этом случае он становится стимулом. Стимул – способность избранного объекта удовлетворить потребность субъекта.

Этот цикл присутствует и повторяется в жизни каждого человека по поводу удовлетворения любой из его потребностей. С одной стороны, позитивный результат выбранной формы деятельности (удовлетворение потребности) откладывается в памяти человека и заставляет его действовать таким же образом в аналогичной ситуации. С другой стороны, негативный результат ведет к тому, что в будущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведет к недостаточному удовлетворению потребности. Этот факт получил название закона результата. Мудрость и опыт, приобретаемые с годами, ведут к тому, что в большинстве случаев человек еще на стадии осознания способен выбрать наиболее правильный в данных обстоятельствах тип поведения, приводящий к полному удовлетворению потребностей.

 

Источником побудительной силы мотива выступают потребности.

Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату.

Потребность – это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях.

В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности или неудовлетворенности и оказывает влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Мотивом для действий служат потребности.

В жизни непосредственно «потрогать», измерить потребность невозможно, т.к. это категория объективно-субъективная, категория общественного воспроизводства и сознания.

Источником возникновения потребностей в определенных изделиях является производство, социальных потребностей – общественный характер жизнедеятельности человека, духовных потребностей – сознание индивида.

Для каждого работника потребности представляют собой определенную систему последовательно восходящих состояний, которые находятся в постоянном движении. Движение осуществляется от низшего удовлетворяемого уровня через действительный, к абсолютному, определяемому оптимальными условиями жизнедеятельности.

Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а, следовательно, осуществлять обратную связь с производством. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает товар, работу, способы своей жизнедеятельности, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Таким образом, рождается взаимосвязь «потребность, мотив, цель, деятельность, способность». Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.

Т.о. стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.)

Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета.

Мотивация (как механизм) – это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности).