Тема 1. Конфликтологическая мысль в Древнем мире (4 часа )

Структура и содержание дисциплины «История конфликтологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 210 часов.

Учебно-тематический план (очная форма)

№ п/п

Название темы

Всего часов

лекции

семинары

СРС

1. Введение в дисциплину. Конфликтологическая мысль в Древнем мире (Китай, Индия)

2.Античная цивилизация и зарождение конфликтологической мысли в Древней Греции

3.Религиозная парадигма: возникновение христианства и первые «отцы церкви»

4.Конфликтологическая мысль средневековья и эпохи Возрождения

5. Конфликтологическая мысль Нового и Новейшего времени: Гуго Гроций, Томас Гоббс и Джон Локк, И. Кант, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегель.

6.Карл Маркс и его учение о классовой борьбе

7.Проблема конфликта в русской философской мысли

8.Становление конфликтологической парадигмы социального знания (ХХв.– начало ХХI столетия).

Функциональная модель конфликта Зиммеля-Козера

9.Эволюционная модель конфликта Р.Парка

10.Конфликт в теории социальных систем Толкотта Парсонса. Конфликтологические индукции Р.Мертона

11.«Диалектический метод» в конфликтологии Р. Дарендорфа

12.Социология конфликта Джона Рекса и Рэндалла Коллинза

13.Конфликты «грамматики форм жизни» Юргена Хабермаса. Коммуникативная концепция конфликта Никласа Лумана

9. Лабораторный практикум (не предусмотрен).

10. Практические занятия, семинары

1. Конфликтологическая мысль в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, китайские стратагемы)

2. Конфликтологическая мысль в Древней Индии (индуизм, буддизм)

Литература

1. Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. — М.: Астрель, 2007.

2. Гриненко, Г. В. История философии [Текст] : учебник / Г. В. Гриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

3. История мировой философии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. — М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

4. История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Инфра-М — Кодекс, 1995.

5. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2004.

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... в Иисусе Христе двух природ – божественной и человеческой. В философии В.С. Соловьева общественная история с момента возникновения христианства приобретает богочеловеческий характер, исторические деяния людей ... греч.hermeneuo– разъясняю) – искусство и теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) ...

7. Светлов В.А.Философия. СПб., Питер, 2011.

8. Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН">пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст] : учебник для высшей школы / В. В. Соколов. — М.: Академический проект, 2004.

Дополнительная литература

1. Васильев, Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) [Текст] / Л. С. Васильев. — М.: «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1989.

2. Чаттерджи, С. Индийская философия [Текст] / С. Чаттерджи, Д. Датта. — М.: Селена, 1994.

3. Чанышев, А. Н. История философии Древнего мира [Текст] : учебник для вузов / А. Н. Чанышев. — М.: Академический проект, 2005.

4. Интернет-ресурс первоисточников по теме: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие особенности характерны для менталитета и мировозрения китайцев?

2. Какие силы в Китае назывались инь и ян? Каковы особенности конфликтного взаимодействия между ними?

3. Каким путём Конфуций стремился создать гуманное и гармоничное общество?

4. Объясните фразу: «даосскому учению присущ парадоксализм».

5. В чем различие между конфуцианством и легизмом?

6. Какими принципами руководствовались полководцы древнего Китая?

7. В чём состоит вклад религии и философии индуизма в современную конфликтологическую мысль?

8. Объясните понятия «дхарма» и «карма». Почему вера в дхарму и карму препятствовала возникновению в древней и средневековой Индии крупных социальных конфликтов?

9. Что такое ахимса?

10. В чем сходство и в чем различие между индуизмом и буддизмом в понимании цели человеческого существования?

11. Охарактеризуйте отношение буддизма к насилию.

12. Почему в наши дни буддизм приобретает всё большую популярность среди молодёжи и интеллектуалов на Западе?

Тема 2. Античная цивилизация и зарождение

конфликтологической мысли в Древней Греции (6 часов)

1. Зарождение конфликтологической мысли в Древней Греции в VII — VI вв. до н. э. ( Милетская школа. Пифагорейцы. Гераклит Эфесский)

2. Развитие конфликтологической мысли в Древней Греции в V в. до н.э. ( Элейская школа, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит.

3. Софисты и Сократ

4. Платон

5. Аристотель

Литература

1. Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. — М.: Астрель, 2007.

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

... Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии (они характерны, например, для средневековой мистики, которая, в отличие от рационалистических ... волюнтаризма, во взглядах С.Кьеркегора, положившего первые камни в основание экзистенциальной философии. В "философии жизни", основы которой заложил еще Ф.Ницше и которая получает дальнейшее ...

2. Гриненко, Г. В. История философии [Текст] : учебник / Г. В. Гриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

3. История мировой философии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. — М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

4. История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Инфра-М — Кодекс, 1995.

5. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2004.

7. Светлов В.А.Философия. СПб., Питер, 2011.

8. Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник для высшей школы / В. В. Соколов. — М.: Академический проект, 2004.

10. Интернет-ресурс первоисточников по теме: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие особенности античной цивилизации, определявшие её неповторимый облик, вы можете назвать?

2. В чем различие между современным пониманием предмета философии и пониманием его в античности?

3. Что такое агон? В каких сторонах жизни древнегреческой цивилизации он проявлялся?

4. Кто такие «семь мудрецов»? Какой принцип, важный для предотвращения конфликтов, выдвигали они?

5. В чем состоит значение учения Гераклита Эфесского для развития конфликтологической мысли?

6. Элейская школа учила об абсолютно неподвижном и неизменном бытии. Как Вы думаете, имеет ли какое-то значение эта теория для конфликтологии, и если да, то какое именно?

7. Что такое апория? Изложите одну из апорий Зенона Элейского и попытайтесь обнаружить логическую ошибку.

8. Какая роль отводилась конфликту в натурфилософии Эмпедокла?

9. Заполните таблицу «Древнегреческие натурфилософы».

Имя

Годы жизни

Школа (если принадлежал к школе)

Краткое содержание учения

10. Кто такие софисты? Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны такого явления, как софистика.

11. Как вы понимаете высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей»?

12. В чём заключается сократический метод? В каких случаях он пригоден, а в каких — нет?

13. В чем заключается сходство Сократа с софистами и в чем состоят различия между ними?

14. Чем вызвано преследование Сократа? Как вы думаете, почему он столь бескомпромиссно вёл себя на суде?

15. Кто из древнегреческих философов оказал влияние на Платона?

16. На какие части делил Платон окружающий нас мир?

17. Какие формы государства выделил Платон? Как они связаны между собой и чем они его не устраивали?

18. Какие сословия вводил Платон в своем идеальном государстве? По какому принципу они выделялись, каковы были их обязанности?

19. Каким образом Платон стремился не допускать конфликты в идеальном государстве, описанном в диалоге «Государство», и каким — в идеальном государстве, описанном в «Законах»?

10 стр., 4870 слов

Философия 16 с

... процессам. Натуроцентризм сформировался в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом. В философии ХХ в. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической природы ... качеств, наиболее характерных для определения человеческого сообщества и обусловленных особенностями истории и деятельности данного сообщества. Для каждого их этих подходов ...

20. Какие значения вкладывались в термины «метафизика» и «диалектика» в античности и сегодня?

21. Что не устраивало Аристотеля в теории идей Платона?

22. Какие четыре причины возникновения каждой вещи называл Аристотель?

23. Как взаимосвязаны актуальность и потенциальность у Аристотеля?

24. Какие формы государства выделял Аристотель?

25. Какие причины возникновения социальных и политических конфликтов Аристотель перечислил в «Политике»?

Тема 3. Религиозная парадигма: возникновение христианства и первые «отцы церкви» (6 часов)

1. Патристика. Августин Аврелий.

2. Ереси.

3. Гностицизм.

4. Манихейство.

5. Ареопагитики

6. Проблема конфликта и насилия в религиозных учениях.

Литература

1. Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. — М.: Астрель, 2007.

2. Гриненко, Г. В. История философии [Текст]: учебник / Г. В. Гриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

3. История мировой философии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. — М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

4. История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Инфра-М — Кодекс, 1995.

5. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2004.

7. Светлов В.А.Философия. СПб., Питер, 2011.

8. Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник для высшей школы / В. В. Соколов. — М.: Академический проект, 2004.

10. Интернет-ресурс первоисточников по теме: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каково отношение Библии к войне и насилию? Можно ли охарактеризовать его однозначно?

2. Что такое патристика? Как «отцы церкви» относились к античной философии?

3. Какие конфликты были в христианской церкви в III — V вв. по вопросу о понимании догмата Троицы? Только ли богословские разногласия были причиной этих конфликтов?

4. Как Августин объяснял существование зла в мире? Почему он не стал трактовать зло как самостоятельную сущность?

5. Как Августин пытался согласовать принципы свободы воли и божественного предопределения?

17 стр., 8371 слов

История психологии как отрасль психологического знания.

... Сарычев, И.Н. Логвинов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 486 с. 9. Фредерик Коплстон. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2 томах. Т.1. – М.: Центрполиграф, 2003. ... психики. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. На основе анализа различных учебников и учебных пособий проследите какие модификации в теорию атомизма Демокрита внес Эпикур. Зафиксируйте записи ...

6. Почему Августин склонялся к необходимости разделения государственной власти и церкви?

Тема 4. Конфликтологическая мысль средневековья и эпохи Возрождения ( 4 часа)

Конфликтологическая мысль в Западной Европе в средние века (VI-XII вв.) (Боэций, Иоанн Скотт Эриугена)

Номиналисты и реалисты (Пьер Абеляр)

Расцвет и начало упадка средневековой схоластики (конец XII — начало XIV вв.) (конфликт платонистов и аристотелианцев, Фома Аквинский, учёные-францисканцы, Уильям Оккам)

Конфликтность как основная черта социально-политической жизни эпохи Возрождения (Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, кальвинизм)

Эпоха Возрождения и конфликт мировоззрений (Джордано Бруно, Николай Коперник, Фрэнсис Бэкон)

Литература

1. Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. — М.: Астрель, 2007.

2. Гриненко, Г. В. История философии [Текст]: учебник / Г. В. Гриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

3. История мировой философии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. — М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

4. История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Инфра-М — Кодекс, 1995.

5. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2004.

7. Светлов В.А.Философия. СПб., Питер, 2011.

8. Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник для высшей школы / В. В. Соколов. — М.: Академический проект, 2004.

Дополнительная литература

1. Антология философии средних веков и эпохи Возрождения [Текст] / сост. С. В. Перевезенцев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 448 с.

2. Соколов, В. В. Средневековая философия [Текст] : учеб. пособие / В. В. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 352 с.

3. Интернет-ресурс первоисточников по теме: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие главные черты средневекового мировоззрения вы можете назвать?

2. На какие периоды делится эпоха Возрождения? В чём состоит её сущность?

3. В чём состоит «парадокс Макиавелли»? Как различные мыслители объясняли его?

4. В чём видел причины социальных конфликтов Эразм Роттердамский?

5. Какие изменения внес в обрядность и догматику христианства Мартин Лютер? А Жан Кальвин?

6. Благодаря чему после 1555 г. была отчасти снята острота противостояния между протестантизмом и католицизмом?

7. Почему кальвинизм способствовал ускоренному развитию капитализма?

8. Кто такой Аверроэс? Почему его учение было неприемлемо для церкви?

25 стр., 12227 слов

12. Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь ...

... в противоположных направлениях и с разной силой в разное время, в ходе истории они могут сменять друг друга, но в принципе развитие того или иного ... Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра покоятся все сколько-нибудь значимые теории языка в современной лингвистической науке.Что в языке принято считать знаковым? Под знаковым ...

9. Какие точки зрения на учение Аристотеля боролись друг с другом в середине XIII в. среди богословов Западной Европы? Почему католическая церковь стремилась адаптировать учение Аристотеля, а не отвергла его целиком?

10. Что утверждает теория двойственной истины?

11. Кто стал основным оппонентом томизма после разгрома парижских аверроистов? Чем их взгляды отличались от взглядов Фомы Аквинского?

12. В начале XIII в. в Парижском университете изучение ряда работ Аристотеля было запрещено. В конце XVI в. преподавателей университета штрафовали за высказывания, противоречащие тому или иному утверждению Аристотеля. О чём говорят эти факты?

13. Какие точки зрения на соотношение веры и разума высказывали средневековые схоласты? Заполните таблицу «Конфликт веры и разума в представлениях средневековых схоластов»:

NN

Имя, годы жизни

Точка зрения на соотношение веры и разума

14. Какие конфликты были характерны для средневековой Западной Европы?

15. Что такое схоластика?

16. Какие основные направления в схоластике вы можете назвать?

17. Что такое универсалии? В чём сущность спора об универсалиях?

18. Вера и разум: каким образом конфликт между ними разрешался средневековыми мыслителями XI — XII вв.?

19. Заполните таблицу «Основные направления в средневековой схоластике: номиналисты, концептуалисты и реалисты»:

NN

Название

направления

Главные

представители

Основные

положения

20. Как мыслились единство и борьба противоположностей Николаем Кузанским?

21. Почему инквизиция не тронула Николая Коперника, но преследовала Джордано Бруно и Галилео Галилея?

22. Есть ли различие между научным творчеством Дж. Бруно и Г. Галилея?

23. Какой метод научного познания носит название дедукции, а какой — индукции? Почему в начале XVII в. на первый план вышел индуктивный метод?

24. Какие причины социальных конфликтов выделял Ф. Бэкон? Какие методы предлагал для их предупреждения?

Тема 5. Конфликтологическая мысль Нового и Новейшего времени (4 часа)

Конфликтологическая мысль в начале Нового времени: Гуго Гроций, Томас Гоббс и Джон Локк.

Французское просвещение XVIII века и реакция на него (П. Бейль Жан Мелье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Эдмунд Бёрк , Жозеф де Местр).

Представления о конфликте в «критической философии» И. Канта.

Представления о конфликте в философской системе И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля.

Литература

1. Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. — М.: Астрель, 2007.

2. Гриненко, Г. В. История философии [Текст]: учебник / Г. В. Гриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

3. История мировой философии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. — М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

4. История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Инфра-М — Кодекс, 1995.

5. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6 стр., 2554 слов

История психологии. Античная философия

... диалогов) сохранились почти полностью, поэтому историки имеют достаточно целостное представление о философии этого ученого. Центральным понятием концепции Платона является понятие "мира идей", идеального, ... становится ясно, почему психология имеет "столь долгую предысторию и столь короткую историю", почему человечество так далеко продвинулось в познании обьективированного мира внешней реальности ...

6. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2004.

7. Светлов В.А.Философия. СПб., Питер, 2011.

8. Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник для высшей школы / В. В. Соколов. — М.: Академический проект, 2004.

Дополнительная литература

1. Алексеева, Т. А. Современные политические теории [Текст]: курс лекций / Т. А. Алексеева. — М.: МГИМО (У) МИД РФ, РОССПЭН, 2000.

2. Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия XVIII в. [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. — М.: Высш. шк., 1986.

3. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Кузнецов. — М.: Высш. шк., 1989.

4. Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст] / Дж. Ритцер. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002.

5. Хрестоматия по западной философии [Текст] : учеб. пособие / cост., авт. предисл. и вступит. ст. Н. И. Фокина. — М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2008.

6. Интернет-ресурс первоисточников по теме: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чём состоит сущность рационально-механистического взгляда на мир?

2. Какой вклад в конфликтологическую мысль внёс Гуго Гроций?

3. Что, согласно Т. Гоббсу, является главным конфликторазрешающим механизмом в обществе? Почему?

4. Сравните версии теории общественного договора, предложенные Т. Гоббсом и Дж. Локком. В чём их сходство и в чём различия?

5. Что нового внёс Дж. Локк в теорию разделения властей по сравнению со своими предшественниками? Чем теория разделения властей Дж. Локка отличается от общепринятой сегодня?

6. Как в предложенной Дж. Локком системе разделения властей должны разрешаться конфликты между ветвями власти, а также между властью и народом?

7. Как вы относитесь к идее Б. Мандевиля о том, что социальные пороки есть условие благосостояния общества? Ответ обоснуйте.

8. В чём состоит сущность эпохи Просвещения? Каковы основные её принципы?

9. Какие поколения просветителей вы можете назвать?

10. С какими политическими и идейными силами французские просветители находились в конфликте? Почему?

11. В чём, по мнению Руссо, заключается конфликт между цивилизацией и человеческой природой?

12. Чем версия теории общественного договора, предложенной Руссо, напоминает версии Гоббса и Локка? Чем она отличается от них?

13. Каким образом учение Руссо повлияло на якобинскую диктатуру?

14. Составьте сравнительную таблицу «Либерализм и консерватизм»:

Ценности либерализма

Ценности консерватизма

15. Кого называют эмпириками? А кого — рационалистами?

16. Что такое солипсизм?

17. Что такое агностицизм?

18. Согласны ли вы с Д. Дидро, утверждавшим, что систему Беркли труднее всего опровергнуть, хотя она абсурднее всего? Можете ли вы привести аргументы, опровергающие взгляды Беркли?

11 стр., 5287 слов

Теория драм1

... только развязка. Развязка– это эпизод драматического произведения, который окончательно устраняет конфликты. В развязке конфликт может быть разрешен за счет устранения одной из сторон спора или ... образом:–соперничестводвух персонажей по экономическим, любовным, нравственным, политическим и др. причинам;–конфликт двух мировоззрений, двух непримиримых моралей;–нравственная борьба между субъективным и ...

19. Почему систему И. Канта характеризуют как «коперниканский переворот в философии»?

20.Что такое «вещь-в-себе» и чем она отличается от «вещи-для-нас»?

21. Что такое антиномии чистого разума? Проанализируйте их с точки зрения учения Канта.

22. Какой план предложил И. Кант для разрешения международных конфликтов?

23. Что представляет собой антитетический метод И. Фихте?

24. Почему Г. Гегель может считаться одним из предшественников современной конфликтологии?

25. Какие законы диалектики сформулировал Г. Гегель? Проиллюстрируйте их собственными примерами.

26. Что такое отрицание отрицания?

27. Сравните взгляды И. Канта и Г. Гегеля на межгосударственные конфликты и войны.

28. Что вызвало конфликт между учениками и последователями Г. Гегеля?

29. Как вы думаете, почему учение Г. Гегеля привлекало людей революционных взглядов?

30.Чем для истории конфликтологии важны труды Карла фон Клаузевица?

Тема 6. Антропология к. Маркса и ее влияние на понимание сущности социального конфликта (4 часа)

Исторический материализм.

Понятие отчуждения как основа для понимания природы конфликта.

Учение о классовой борьбе как следствия социальных противоречий общества.

Исторический прогресс. Общественно-экономические формации.

Литература

1. Булгаков, С. Н. История экономических и социальных учений [Текст] / С. Н. Булгаков. — М.: Астрель, 2007.

2. Гриненко, Г. В. История философии [Текст]: учебник / Г. В. Гриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

3. История мировой философии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидоровой. — М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

4. История политических и правовых учений. учебник для вузов [Текст] / под ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Инфра-М — Кодекс, 1995.

5. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней [Текст] / Б. Рассел. — Изд. 4-е. — М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2004.

7. Светлов В.А.Философия. СПб., Питер, 2011.

8. Скирбекк, Г. История философии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник для высшей школы / В. В. Соколов. — М.: Академический проект, 2004.

Дополнительная литература

Козер Л.А. Мастера социологической мысли. М., Норма, 2006. С.3-65.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., Прогресс,1985/

Вишневская А.В. Курс лекций «Конфликтология».

Доступно: [ ].

4. Противоречия и конфликты// Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. М., Издательство «Экзамен», 2004.С.126-132.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

... антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как ... противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд ...

Какие теории оказали наибольшее влияние на формирование марксизма?

Что такое способ производства? Какие способы производства и соответствующие им общественно-экономические формации выделял К. Маркс?

Как в марксизме разрешается конфликт между двумя сторонами способа производства?

В чем разница между «классом-для-себя» и «классом-в-себе»?

Как формировалась концепция отчужденного труда К.Маркса?

Что такое труд как реализация родовой сущности человека?

Почему при капитализме труд носит отчужденный характер?

Как меняет отчуждение межличностные отношения между людьми?

Что такое класс и как происходит смена революционных классов в истории?

Что такое социальная революция по К.Марксу и каковы условия ее возникновения?

Какова роль классов в революции? Возможно ли общество без конфликтов и как можно оценить перспективы формирования общества такого типа?

Что такое отчуждение? В чём, согласно К. Марксу, проявляется отчуждение рабочего класса?

Какие логические противоречия можно обнаружить в теории К. Маркса?

Какие направления в марксизме обнаружились после смерти его основателей? Что утверждали их сторонники?

Тема 8. Становление конфликтологической парадигмы социального знания в хХв.. ( 8 часов)

Развитие конфликтологии за рубежом (концепции Г.Зиммеля, Л.Гумпловича, Г. Ратценгофера, У. Самнера, А. Смолла и др.).

Концепция позитивно-функционального конфликта Л. Козера.

Западные политологические теории конфликта: теории политических групп (В. Парето, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли); теории политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс); этнополитические теории (М. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).

Проблема конфликта в зарубежной психологии: психоаналитический подход (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен); социотропное направление (У. Мак-Дугалл); этнологический подход (К. Лоренц); теория групповой динамики (К. Левин); фрустрационно-агрессивная концепция Д. Долларда; поведенческое направление (А. Басс); теория социометрии (Я. Морено); интеракционистское направление (Д. Мид, Т. Шибутани); теория трансактного анализа (Э. Берн).

Литература

1. Семенов, В.А. Западная социология/И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов. – СПб.: ДНК, 2003. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С.33-60.

2. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология/ В.А.Семенов.- СПб.: СЗАГС, 2008. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С.32-46.

3. Светлов, В.А., Семенов, В.А. Конфликтология. СПб., Питер, 2011. С. 36-43.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., Питер, 2000. С. 43 – 77.

5. Вишневская А.В. Курс лекций «Конфликтология» [http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46612 ]

6. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10. С. 187—198. Доступно: [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/33.php]

7. Социальный психоанализ З.Фрейда// Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. М., Издательство «Экзамен», 2004.С.308-338.

Дополнительная литература

Американская социологическая мысль. М., Изд-во МГУ,1994. С. 8 — 62 (теории социального обмена); С. 168-293 (теории символического интеракционизма).

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. С.631-672 (Конфликт и примирение).

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.М.,1996. Доступно: [ http://nkozlov.ru/library/psychology/d1966/ ].

Лоренц К. Агрессия. М., Прогресс, 1994. Доступно [ http://www.klex.ru/2bh ], а также [

Вишневская А.В. курс лекций «Конфликтология». Лекция 3 Теория агрессии Конрада Лоренца.24.11.2003.

Доступно: [ ]

Козер Л. Функции социального конфликта. М., Директ-Медиа, 2007. Доступно: [ http://www.biblioclub.ru/book/26524/ ].

Курт Левин. Разрешение социальных конфликтов. Санкт-Петербург, «Речь», 2000.

Парето В. Компендиум по общей социологии. М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. С.316-466.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Изложите суть концепции Психология конфликта в представлении Т. Шибутани.

На каком теоретическом размышлении основывается теория трансактного анализа Э. Берна.

В чем заключается специфика психоаналитического подхода к внутриличностному конфликту (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм)?

Сформулируйте основные характеристики концепции К. Лоренца об агрессивном поведении.

Выявите различия в понимании сущности и причин конфликтов в философской, социальной и психологической традициях его изучения.

Охарактеризуйте основные предпосылки формирования конфликтологических идей в философии, социологии и психологии.

Проанализируйте, какие факторы повлияли на выделение конфликтологии как самостоятельной области научных исследований.

Изучите литературу:

1) Гант Н. Конфликты в XX веке. Иллюстрированная история. — М., 1995.

2) Гришина Н.В. Психология конфликта. — Санкт- Петербург: Питер, 2002.

3) Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Речь, 2000.

Проанализируйте различия в понимании причин и особенностей протекания конфликтов в мотивационной и когнитивной концепциях конфликтов. Определите причины этих различий.

Проанализируйте, какую роль играет бессознательное и подсознательное в конфликтных ситуациях. Усиливается или ослабевает влияние подсознания на поведение человека в конфликте по сравнению с обычными ситуациями? Аргументируйте свою точку зрения и приведите примеры.

Понятия конфликта, борьбы, противоборства и конкуренции в концепции Г.Зиммеля.

Функции конфликта в процессе формирования социальной группы ( Г.Зиммель).

Проблема институционализации конфликтов ( Г.Зиммель).

Какие основные понятия использует З. Фрейд для анализа человеческой души?

Что такое бессознательное и, как оно связано с другими сферами психики?

Как влияет воспитание на развитие человека? Как формируется система запретов «сверх-Я»?

Какова природа человеческой агрессии? Как влияет агрессивность на возникновение конфликтов?

Как влияет сублимация на проявление влечений?

Какие примеры можно привести, иллюстрируя механизм сублимации применительно к агрессивности?

Как оценивал З. Фрейд возможность снижения интенсивности конфликтов в обществе?

Какое философское направление оказало наибольшее влияние на формирование представлений Г.Зиммеля о природе конфликта?

Какие понятия, и в каком контексте он использовал для описания конфликта?

Назовите основные принципы, в соответствии с которыми происходит развитие истории культуры по Г.Зиммелю?

Сравните философию культуры Г. Зиммеля с философией культуры В. Дильтея. Что общего и в чем отличаются взгляды философов?

Что такое конфликт содержания и формы культуры и, как этот конфликт влияет на развитие культуры?

Какую роль конфликт играет в жизни человека? В чем универсальное значение борьбы для понимания природы человека?

Что такое потребность в борьбе? Как она реализуется в социальной реальности?

Как влияет конфликт на развитие индивидуальности?

Как происходит формирование институциональных форм реализации потребности в конфликте? Какова роль религии в этом процессе?

Какова роль конкуренции в развитии общества, в представлении Г.Зиммеля?

Какую роль борьба играет для формирования группы?

Какие факторы влияют на сплоченность группы, что может послужить причиной распада группы?

Чем отличается понимание конфликта, представленное в работе Л.Козера «Функции социального конфликта» и видение роли конфликта в обществе в представлении Г. Зиммеля?

Каковы теоретические основания понимания Л.Козером сущности конфликта?

Концепции, каких философов и социологов оказали наибольшее влияние Л.Козера?

Каковы функции конфликта в обществе в представлении Л.Козера?

Возможно ли общество без конфликтов?

Какие виды конфликтов выделяет Л.Козер и есть ли возможность для их разрешения?

В чем разница между понятиями урегулирование и завершение конфликта?

Что изменяется в обществе по мере институционализации конфликтов?

Почему Л.Козер принципиально отказывает социологии в исследовании индивидуально-психологических особенностей конфликта?

Тема 9. Эволюционная модель конфликта р.Парка (4 часа)

Конкуренция, конфликт, аккомодация и ассимиляция.

Основные элементы эволюционного процесса общественной системы.

Роль и значение соревнования в жизнедеятельности общества.

Теоретическое обоснование маргинального типа личности.

Литература

1. Семенов, В.А. Западная социология/И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов. – СПб.: ДНК, 2003. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С.309 — 340.

2. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология/ В.А.Семенов.- СПб.: СЗАГС, 2008. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С.32 — 46.

3. Светлов, В.А., Семенов, В.А. Конфликтология. СПб., Питер, 2011. С. 36 — 43.

Дополнительная литература

Козер Л.А. Мастера социологической мысли. М., Норма, 2006. С.275-315.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., Прогресс, 1985.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Назовите и раскройте содержание четырех основных типов взаимодействия, составляющих цикл развития коллективного поведения от биотического к социальному уровню.

В чем проявляется натурализм концепции Парка?

Может ли, по Парку, конфликт быть неосознанным? Почему?

Как Парк определяет конфликт?

Что, по его мнению, является центральной проблемой общества?

Можно ли применять термин конфликт к процессам неживой природы?

Можно ли включать зоологический конфликт в сферу интересов конфликтологов? Что ответил бы по этому поводу Р.Парк А.Анцупову и А. Шипилову?

От чего зависит успешность развития общества?

Какие измерения имеет свобода?

Почему в творчестве Р. Парка интерес к отношениям социальных классов практически отсутствует?

Тема 10. Конфликт в теории социальных систем Толкотта Парсонса (2 часа)

Структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса.

Понятие «социальная напряженность» в теории Т. Парсонса

Контракт как социальный регулятор трудовых отношений.

Модель институционального изменения.

Литература

1. Семенов, В.А. Западная социология/И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов. – СПб.: ДНК, 2003. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С.384-420.

2. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология/ В.А.Семенов.- СПб.: СЗАГС, 2008. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С.46-60.

3. Светлов, В.А., Семенов, В.А. Конфликтология. СПб., Питер, 2011.С. 43-52.

Дополнительная литература

Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль. М., Изд-во мГУ,1994. С.448-464.

Парсонс Т. функциональная теория изменения// Американская социологическая мысль. М., Изд-во мГУ,1994. С.464-481.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., Прогресс,1985.

Вишневская А.В. Курс лекций «Конфликтология». Доступно: [http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46612 ].

6. Ритцер, Дж. Современные социологические теории – 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002.С. 118-131.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Охарактеризуйте отношение Парсонса как ученого к конфликту.

Что составляет методологическую основу теории Парсонса?

Приведите определение конфликта, предлагаемое Парсонсом.

Что означает принцип «аналитического реализма»?

Что ответил Парсонс на вопрос «Как возможен социальный порядок»?

Из каких элементов состоит система AGIL?

Между какими членами социальной системы происходят самые «важные конфликты»?

Где, по мнению Парсонса, нужно искать фокус напряженности и конфликта в современных обществах?

Тема 11. Конфликтологические индукции р.Мертона ( 4 часа)

Р.Мертон о противоречиях и конфликтах в социальной структуре

Теория социологической амбивалентности

Парадигма непреднамеренных последствий социального действия

Литература

1. Семенов, В.А. Западная социология/И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов. – СПб.: ДНК, 2003. – 555 с. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

2. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология/ В.А.Семенов.- СПб.: СЗАГС, 2008. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С.60-71.

3. Светлов, В.А.,Семенов, В.А. Конфликтология. СПб., Питер, 2011. С. 52-61.

Дополнительная литература

Зарубин В.Г., Мартьянова Н.А. Концепция структурного функционализм Роберта К.Мертона. СПб., РГПУ им. А.И.Герцена,2010.С.7-107.

Мертон Р. Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль. М., Изд-во мГУ,1994. С.379-448.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., Прогресс,1985.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Изложите концепцию явных и латентных функций.

Какие социальные механизмы для артикуляции ролевого набора выделяет Р.Мертон?

Ознакомьтесь с классификацией признаков групп, предложенной Р.Мертоном. Какое значение имеет данная классификация для конфликтологического анализа?

Покажите инструментальные возможности типологии способов адаптации индивидов, предложенной Р.Мертоном, для конфликтологического анализа.

В чем Р.Мертон видел причины аномии и девиантного поведения?

Какое определение конфликту давал Р.Мертон?

Каково соотношение функций и дисфункций бюрократии в трактовке Р.Мертона?

Тема 12.Социология конфликта Джона Рекса и Рэндалла Коллинза ( 6 часов)

1. Концепция социального порядка Джона Рекса.

2. Парадигма анализа конфликта Джона Рекса.

3. Феномен конфликта как «драматическая эмблема подхода » для всех социальных наук в теоретической трактовке Р.Коллинза.

4. Причины скандалов и нечестного поведения в науке (Р.Коллинз).

Литература

1. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология/ В.А.Семенов.- СПб.: СЗАГС, 2008. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

С. 89-112.

2. Коллинз Рэндалл. Четыре социологических традиции. М., Издательство: Территория будущего, 2009 г.

3. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. (Пер. с англ. Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм).

Новосибирск. Сибирский хронограф. 2002. Доступна также: http://socioline.ru/book/rendall-kollinz-sotsiologiya-filosofij

4. Рэндалл Коллинз. Конфликт с применением насилия и социальная организация// Время мира: альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций: [пер. с англ.]/ науч. ред., сост., пер., авт. предисл., прил. Н. С. Розов. — Новосибирск: Сибирский хронограф. Вып. 3: Война и геополитика/ [ред. Ю. Б. Вертгейм]. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2003. -570 с.

5. Коллинз Рэндалл. Пираты и политики в математике// http://www.strana-oz.ru/?numid=8&article=414

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

В чем, по мнению Джона Рекса, заключается односторонность подхода Т. Парсонса?

Как Джон Рекс понимает стабильность в обществе?

Каким определением конфликта пользуется Джон Рекс?

Как Джон Рекс трактует соотношение социологического и психологического аспекта в конфликтологическом анализе?

Как Джон Рекс трактует соотношение понятий «противоречие» и «конфликт»?

Приведите оценку Р.Коллинзом конфликтологической перспективы объяснительной социологии.

Какие основные сюжеты, затрагиваемые теорией конфликта в историографической и социальной мысли, выделяет Р.Коллинз?

В чем заключается сходство и различие теории конфликта и марксизма в трактовке Р.Коллинза?

В чем Р.Коллинз видит особенность своего личного вклада в теорию конфликта?

Каково, по его мнению, главное различие между теорией конфликта и другими современными теориями?

Каково отношение Р.Коллинза к вопросу соотношения политики и науки?

В чем заключается «тенденция к самоограничению» у конфликта в интерпретации Р.Коллинза?

Каким определением конфликта пользуется Р.Коллинз?

В чем Р.Коллинз видит значение для общества криминальных элементов и моральных девиантов?

В чем Р.Коллинз видит главный недостаток, присущий концепции Зиммеля/Козера?

Тема 13. Итоговый коллоквиум по разделу «Современная конфликтология»

Чем обусловливаются различия в определении конфликта в представленных в рамках курса концепциях?

Раскройте содержательную сторону противопоставления «структурно-функциональной» и «конфликтной» парадигмы в понимании роли конфликта? Сформулируйте имеющиеся ограничения такого рода дихотомизации.

После ознакомления с представленными концепциями, укажите ту, которая показалась Вам наиболее интересной. Обоснуйте свой выбор.

Используя метод сравнительного анализа, проведите исследование концепций конфликта, содержащихся в разделе «Становление конфликтологической парадигмы социального знания (ХХв.– начало ХХI столетия)» данного курса. В своей работе можете использовать опыт Дж. Тернера (см.: Дж. Тернер. Структура социологической теории. М., Прогресс, 1985).

Таблицы Дж. Тернера содержатся также в Приложениях в книге: В.А.Семенов. Феномен конфликта. СПб., Недра, 2005.

В чем заключается сущность «структурного» и «субъектно — деятельностного» подходов к социологическому теоретизированию? Какое выражение данная дихотомия находит в теории конфликта?

Литература

1. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология/ В.А.Семенов. СПб.: СЗАГС, 2008. (Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению 050400 Социально- экономическое образование).

2. Светлов, В.А., Семенов, В.А. Конфликтология. СПб., Питер, 2011.

3. Дж. Тернер. Структура социологической теории. М., Прогресс, 1985.