Социальную работу в сфере образования кроме самих социальных работников ведут специалисты разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы и подходы в этом случае несколько отличаются, но цели остаются общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся, студентов, т. е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Социальная работа в сфере образования имеет исключительное значение; в том или ином виде она охватывает абсолютное большинство населения нашей страны, включая не только обучающихся во всех сферах образования (имея в виду и дошкольные учреждения), но и учителей школ и преподавателей профессионального образования, руководителей образования и сотрудников, обеспечивающих деятельность всей системы образования, а также родителей учеников и студентов, которые самым непосредственным образом втянуты в сферу образования.
Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. На макроуровне объектом социальной работы становится вся сфера образования как сфера жизнедеятельности, имеющая важнейшее значение для формирования и становления личности современного человека.
Предметом социальной работы в сфере образования является посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т. е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования, содействовать более адекватному и эффективному; выполнению функций образования как социального института общества. В этом – отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении, деятельность которых ориентирована в большей мере на отдельные личности и конкретные группы, на решение индивидуальных проблем. Отсюда большое внимание уделяется не только взаимодействию учебных коллективов, но и внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели.
Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...
... взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной деятельности в юношеском возрасте. Цель: определить особенности взаимосвязи между смысловой сферой личности и мотивацией учебно-профессиональной деятельности. Задачи: 1. Охарактеризовать особенности смысловой сферы личности в юношеском ...
Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику. Во-первых, это связано с тем, что технологии реализуются в различных образовательных учреждениях. К ним относятся в первую очередь средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социокультурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, действующие совместно или на базе образовательных учреждений. Во-вторых, специфика технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Для того чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования. Проблемы эти можно разделить на несколько уровней:
Первый уровень – это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются функции образования в современном обществе. Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы средних и высших учебных заведений расширяются, усложняются, обрастают новыми разделами и предметами. Возрастают требования к учащимся как в количественном, так и в качественном отношении. Несмотря на рост требований, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов. Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, не говоря об ослабленных детях, которых становится все больше во всех возрастных группах.
Второй уровень – это социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи. Хотя при чины неблагополучия здесь весьма различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность или наоборот – виктимность, зависимое поведение аутизм, неспособность учиться в школе или профессиональном учебном заведении, осложнения во взаимодействии с коллективом и т.д. Все эти проявления характеризуются общим термином «школьная дезадаптация».
Третий уровень – это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, внутри коллективов учеников и студентов, коллектива учителей и др.).
В основном все эти проблемы связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей, например, гиперактивность при дефиците внимания (в ряде стран, таких как США и Япония, она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др. Теоретически эти проблемы разрабатывались И.О. Коном, Б.Д. Парыгиным и А.Я. Гуревичем. Однако в последние годы данные теории ушли на второй план и о них забыли, что затрудняет понимание ситуации, особенно в школе.
Особенности воспитания детей в разных типах семей
... ённых проблеме воспитания в семье наибольшее внимание уделяется основным аспектам воспитания, функциям семьи, обязанностям родителей. В то время как особенностям воспитания детей в разных типах семей внимание ... семейного воспитания, проанализированы отношения между учениками и их родителями. Даны рекомендации родителям и учителям по воспитанию детей в разных типах семей. В заключении, в соответствии ...
С другой стороны, это связано со спецификой такой социальной группы, как учителя средних школ и преподаватели – можно говорить о социально-профессиональных проблемах данной группы, а также о состоянии ее здоровья, эмоционального равновесия, о проблеме «эмоционального выгорания», что для современной России стало особенно тяжелой социальной проблемой. В научных терминах есть специальный, который характеризует эту группу проблем – «педагогический травматизм».
Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
– недостаточная готовность учеников к обучению;
– трудности в освоении общеобразовательных программ;
– категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия);
– высокая степень педагогической запущенности современных детей.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
– общая соматическая ослабленность;
– хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;
– посттравматический синдром;
– логоневроз;
– психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
– отклонения интеллектуального и личностного развития;
– низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
– патохарактерологическое развитие личности;
– нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
– коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
– последствия перенесенного физического или психического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
– семейные отношения, сложные жизненные условия;
– нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком;
– проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность;
– социальное сиротство;
– социальная дезориентация и дезадаптация;
– склонность к противоправным поступкам.
Решение социальных и социально-психологических проблем, проявляющихся в сфере образования – важная задача по той причине, что, начиная с первых шагов в образовании, маленький человек получает не только абстрактные знания о мире, но и готовит себя к взрослой жизни, осваивает различные социальные роли. Дети более ранимы, чем взрослые, они легко воспринимают как хорошее, так и плохое. Случайные события, нечаянное зло, причиненное взрослым, тем более – учителем, могут иметь необратимые последствия. Уверенность в своем будущем, успешность, степень самореализации и удовлетворения во взрослой жизни, ценностные ориентации, так же как состояние здоровья, во многом зависят от того, как пройден учебный процесс в школе. Не случайно социальная работа в школе считается одной из самых сложных.
Медико-социальные проблемы лиц, страдающих эпилепсией
... заболеваемости в обществе; – выявить социальные проблемы лиц, больных эпилепсией и их семей; – определить методы решения медико-социальных проблем. Гипотеза работы состоит в предположении о том, ... десятилетия ознаменованы значительными достижениями в научных исследованиях в различных сферах эпилептологии: нейрофизиологии, нейровизуализации, генетике, успехами в развитии концепции эпилептического ...
Не менее сложна и важна работа в профессиональных учебных заведениях разных уровней. Будущие профессионалы – это те, кто будет учить детей, лечить всех нас, руководить страной, экономикой, строить всю нашу жизнь. От их социального здоровья, их ценностей, жизненной позиции, от способности взаимодействовать друг с другом зависит вся наша жизнь. Социальная работа в вузах и средних учебных заведениях заметно изменилась в последнее время и здесь еще очень много нерешенных проблем. Основными задачами социальной работы в сфере образования являются:
1. Диагностическая.
2. Психокоррекционная.
3. Оздоровительная (медико-социальная).
4. Учебно-воспитательная.
5. Научно-методическая.
6. Социально-правовая.
7. Консультационная.
8. Социально-аналитическая.
9. Просветительская.
Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает необходимость применения всей гаммы социальных технологий, учета специфики данной сферы и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобщение опыта работы.
Классификация социальных технологий в последнее время привлекает большое внимание исследователей. Это объясняется не только теоретическим интересом. Классификация помогает найти наиболее подходящие конкретные технологии для социальной работы в той или иной сфере жизнедеятельности. Общая классификация технологий зависит от масштаба объекта, сферы применения, поставленных целей и характера решаемых задач. Велика зависимость и от теоретической основы, методологии, в русле которой разрабатываются технологии. Кроме того, возможно разделение технологий на глобальные и региональные, инновационные и рутинные, информационные, интеллектуальные (направленные на стимулирование мыслительной деятельности и творческих способностей), исторические (осмысление имеющегося в данной стране опыта и использование его с учетом новых условий), демографические (направленные на изменение демографического поведения людей), на социальные технологии согласия и социального партнерства, включая технологии разрешения конфликтов, политические технологии, финансовые и экономические, административно-управленческие, психологические и педагогические. Все эти технологии могут быть использованы в сфере образования.
Другая классификация социальных технологий включает различные методики практической социальной работы: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, терапия, консультирование, обеспечение, страхование, посредничество, опека и попечительство. Для долговременных и сложных программ необходимы такие технологии, как социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза. Все эти технологии очень важны для социальной работы в школе и в вузе.
И все же требуется специальная классификация технологий социальной работы в сфере образования. Это работа с социальными группами, которые сильно отличаются по возрасту, психологии, положению в обществе, социальным ролям, которые они исполняют в жизни, и по тем задачам, которые они решают. Все названные технологии преломляются через эти особенности, поэтому можно выделить такие направления социальной работы, с дошкольниками и младшими школьниками; с подростками и старшими школьниками; с семьями школьников; со школьными учителями; с учащимися и со студентами; с преподавателями училищ и вузов; профилактика девиантного поведения в сфере образования в специализированных учебных заведениях и детских домах.
Технологии медико-социальной работы с лицами страдающими алкоголизмом
... алкоголизма. 2. Раскрыть сущность и понятие медико - социальной работы; 3. Рассмотреть технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и выявить основные направления первичной ... всей личности и поэтому если при реабилитации не воздействовать на все сферы человека, то шансы на выздоровление не велики. Алкоголизм - ...
Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает технологии общей классификации, но преломляет их в зависимости от особенностей той группы, с которой работает социальный работник. Особенности технологий социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками связаны с необходимостью предотвратить школьную дезадаптацию и способствовать наиболее успешной учебной деятельности в младших классах. Здесь возможно использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей, формы «обучения — воспитания» в интегрированных школах-детсадах. В последние годы быстро восстанавливается оздоровительная и коррекционная функция дошкольных образовательных учреждений. Следует учитывать, что проблемы школьной дезадаптации могут быть связаны и с одаренностью детей. Они часто ведут себя не совсем так, как это принято, непонимание со стороны взрослых и сверстников могут стать причиной формирования негативной девиации там, где ее могло и не быть. Одаренные дети часто проявляют негативное отношение к школе из-за формализованности познавательной деятельности. Порою их нонконформизм и индивидуализм ведет к напряженным отношениям с учителями и одноклассниками. Однако, пользуясь определенными методиками, можно диагностировать причины этих отклонений и выработать свою технологию адаптации этих детей к школьной жизни без потери их способностей.
Активно востребованы в сфере образования такие технологии социальной работы, как компенсирование, стимулирование, исправление. Компенсирование направлено на усиление некоторых качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить те качества, которые отсутствуют и по какой-либо причине не могут быть восстановлены или восстанавливаются очень медленно. Вспомогательную роль в данном случае будут играть технологии стимулирования, которые помогут закрепить положительный эмоциональный фон отношений в классе, изменившуюся к лучшему самооценку ученика, успехи в учебной деятельности. Метод исправления в социальной технологии коррекции и терапии, пожалуй, наиболее сложный. Он предполагает профессионально-точную диагностику тех черт характера, которые требуется изменить, причин формирования отклоняющегося поведения, точный выбор методов, которые в этом случае граничат с психотерапией. Здесь может быть успешно использован метод «совместная разделенная дозированная деятельность», он предполагает не только четко поставленную цель, но и разделение (операционализацию) задачи на небольшие промежуточные этапы, которые социальный работник или учитель «проходит» вместе с учеником, постоянно контролируя полученный результат. Сотрудничество со взрослым и освоение новой модели поведения, шаг за шагом, становятся залогом успеха.
Выбор социальной технологии как проблема существования общества
... ли перестроиться социализация до того, как условия изменятся кардинально. Проблема выбора социальных технологий – это современная проблема ответственности за будущее. Она все более настойчиво обсуждается теперь ... передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему содержанию коммуникация представляет собой обмен ...
В технологиях социальной работы со школьниками должны сочетаться методы индивидуальные и групповые. Надо отметить одну из особенностей технологий социальной работы в школе – здесь прямые назидательные методы еще менее эффективны, чем в других сферах. Адаптация ребенка к коллективу нередко наталкивается на такое препятствие, как негативно социализированный коллектив.
Следует учитывать специфику технологий с такой группой, как подростки – это ученики 5-11-х классов (10-16 лет).
Социальные проблемы, с которыми сталкивается современный подросток, можно разделить на следующие группы:
1) возрастные психологические проблемы и адаптация к ним;
2) проблемы возрастающей учебной нагрузки и стрессовые ситуации;
3) проблемы социализации.
Самыми трудными для подростков представляются именно проблемы социализации (третья группа).
К ним относится необходимость социальной идентификации, выбор системы ценностей, жизненного сценария для своей судьбы, значимых взрослых, профессиональное самоопределение и освоение навыков коммуникаций в новом статусе – в статусе взрослого (взрослеющего) человека. Решение этих задач крайне осложнено социальной ситуацией в стране, в конкретных регионах, в семье, в школе (в тех социальных общностях, с которыми подросток непосредственно взаимодействует).
В работе с подростками возрастает роль групповых и средовых технологий. В этом возрасте особенно велико влияние средств массовой информации, телевидения, аудио- видеопродукции, массовой культуры – всех тех факторов окружающей социальной реальности, в которых еще не сформировалось новой системы ценностей и устойчивых нормативов нравственного поведения. По этой причине наибольший эффект дают технологии детско-юношеской клубной и кружковой работы – стремление подростков к объединению, взаимопониманию, к общей поддержке.
В этом смысле социальные технологии можно подразделить на две группы, социализационная (отработка моделей поведения подростков, построенная на нормах, принятых в конкретном социуме) и личностная (ориентированная на личностное самоопределение детей и молодежи, на самоактуализацию и достижение максимальной самореализации в изменяющемся мире).
Социальные технологии в сфере образования охватывают и такую группу, как учащиеся начальных и средних профессиональных учебных заведений, а также студенты. Социальные проблемы этих групп подразделяются на материальные, социально-медицинские, социально-психологические, собственно социальные, социокультурные и социально-правовые. Это проблемы адаптации к новой среде обучения (проблемы первокурсников), профессионального и личностного самоопределения, трудоустройства. Порой возникают и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, с преподавателями, у работающих студентов и даже проблемы студенческой семьи.
Состояние сферы образования как в современной России, так и в мире во многом зависит от интенсивности девиационных процессов в обществе. Подбор эффективных технологий и методик социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения в сфере образования невозможен без анализа причин возникновения различных форм девиантности. Надо отметить, что проблема эта стремительно «молодеет», и не только в тех группах, которые связаны с различными формами психических заболеваний, но и в группах, демонстрирующих такие антиобщественные формы поведения, как пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция и различные виды агрессии.
Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...
... к которым применено условное осуждение; проанализировать понятие "технология"; установить общую схему социальной технологизации; Объектом курсовой работы являются условно осуждённые, которые состоят на уч ... способствует достижению целей уголовной ответственности. Широкое применение судами условного осуждения, проблемы и трудности в средствах его обеспечения диктуют необходимость обращения к ...
Технологии социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения можно подразделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Оба направления реализуются либо в пространстве школы (это особенно профилактическое направление), либо в учреждениях, входящих в инфраструктуру образования. Диагностика девиантного поведения требует специальных знаний и навыков, поэтому социальному работнику, действующему в сфере образования, лучше опереться не только на свои возможности, но и на опыт специальных социальных учреждений.
Сфера образования включает и специальные учебные заведения, в которых требуются особые технологии социальной работы. Их можно подразделить на две группы: интернатные учебные заведения для беспризорных детей и подростков, а также учебные заведения для детей с различными недостатками в умственном и физическом развитии. Здесь технологии социального плана применяются в единстве со специализированными медико-социальными, психологическими (или психиатрическими).
Эффективность этих технологий зависит от согласованности действий разных специалистов.
Особый объект социальной работы в сфере образования – работа с семьями школьников. Семья играет большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается школьник или ученик среднего и начального профессионального образования, следовательно, социальный работник, стремясь к достижению своих целей, неизбежно должен охватить своей работой и семью. Специалисты считают, что не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызывал отклонения в воспитании ребенка. Однако семьи, в которых формируются дети с девиантным поведением, имеют некоторые особенности: родители в таких семьях плохо знают своих детей, не обращают внимания на их чувства и психологическое состояние, не уделяют времени и сил на общение и воспитание ребенка, не умеют управлять их поведением, не знают их друзей, не знают, чем заняты дети в свободное время. Причины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские.
В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей социальный работник должен выработать систему методов воздействия на семью. Прежде всего, это методы собеседования, консультирования (психологического – об основах отношений в семье и отношений с детьми), правового (о правах и обязанностях семьи, родителей, о возможностях правовой помощи), консультирования о социальных службах и организациях, которые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы эффективны в работе с теми родителями, которые, совершая ошибки, тем не менее, стремятся найти выход из своих трудностей. Главная особенность деятельности социального работника в том, чтобы четко разделить ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей, и те ситуации, где требуются более жесткие методы в защите ребенка (лишение родительских прав).
Такие методы не относятся к арсеналу социального работника в системе образования, но принимать их следует с его участием. Задача же зачастую состоит в том, чтобы побудить к сотрудничеству те семьи, которые не всегда понимают, что причина проблем и конфликтов, отклонений в социализации ребенка или подростка коренится в самой семье и что ответ на возникшие вопросы тоже надо искать в семье.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ...
... педагогических условий развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом. Выявленное пр?отивор?ечие и ... творческих способностей младших школьников / Л.П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5 (30). – С. 6 – ... время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и ...
До недавнего времени социальная работа в сфере образования рассматривалась только в отношении школьников, учеников средних учебных заведений или студентов. Между тем давно известно, что такая социальная группа как учителя средних школ, преподаватели системы начального и среднего специального образования, а также профессорско-преподавательский состав вузов не меньше нуждается в поддержке и реабилитации. Такая работа только разворачивается, социальные технологии в целом еще не сформировались, но в свете последних задач средней и высшей школы это становится насущной необходимостью. Социальные технологии в работе с этой группой включают консультирование, психологическую коррекцию и реабилитацию, тренинги, адаптацию к новым условиям учительского и преподавательского труда, а также использование социально-педагогических технологий, в частности повышение квалификации.
Социальная работа в сфере образования становится важнейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, определяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии этого социального института с его структурой и инфраструктурой пронизывает все сферы жизни общества. От состояния образования зависит и общественный прогресс, и социальное благополучие, и социальная безопасность.
Технологии социальной работы с различными группами сферы образования очень многообразны, но эффективность их проявляется по-разному в различных ситуациях. Главное, что объединяет все технологии, – необходимость выработки новой модели образования на всех уровнях, изменения способов обучения и образования, изменения способов взаимодействия ученика и учителя, учащегося, студента и преподавателя, в конечном счете – необходимость изменения смысла и целей образования. Необходимость эта связана с общественной потребностью в гуманизации и гуманитаризации образования в той социальной среде, где неспециалист обслуживает общество, но общество создает благоприятные условия для максимального творческого развития человека.
Социальная работа в сфере образования становится важнейшей частью социальной работы вообще. Сфера, в которой выявляются и проверяются многочисленные технологии, определяет лицо современного общества. Образование во всем многообразии социального института с его структурой и инфраструктурой пронизывает все сферы жизни общества.