План:
1. Понятие девиантного поведения.
2. Типология девиации.
3. Теории, объясняющие девиацию.
4. Социальный контроль и его виды.
Вопрос 1. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным(от лат. deviatio — уклонение).
Этот термин, широко распространенный в европейской научной литературе, употребляется в социологии в двух значениях — широком и узком. В широком смысле термин «девиантность» — «отклоняющееся поведение» — подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных (нарушения пропускного режима в учреждении) и кончая самыми серьезными типа убийства. В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью уголовного кодекса. Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют другие термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение).
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное поведение. Термин в обоих значениях — широком и узком — одинаково употребляется в социологии.
Таким образом, отклоняющееся поведение — собирательный термин, охватывающий три формы — девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от обще принятого поведения весьма значительно.
Девиантное поведение в антипозитивизме и психологической социологии: ...
... использование термина "отклоняющееся поведение"? Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием "социальная норма" многократно ...
Девиантное поведение с трудом поддается определению, так как оно зависит от разнообразных социальных ожиданий, которые часто представляются спорными, неясными, меняющимися во времени.
Кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. В трайбалистких обществах не существует понятия частная собственность, поэтому представления членов племени о краже как преступлении и девиантном поведении отличается от представлений современного общества, где покушение на частную собственность личности считается девиацией. Курение, употребление спиртных напитков нельзя отождествлять с преступностью.
Ожидания людей весьма неопределенны, не совсем ясны. Можно ли считать переход через дорогу в неположенном месте девиацией? Вряд ли. Это запрещено правилами, но широко распространено и считается полулегальным до тех пор, пока не нарушается работа транспорта и никому не причиняется вред.
Даже если ожидания, правила и нормы поведения сформулированы ясно, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности.
В период с 1919 по 1933гг., когда в Америке была запрещена продажа алкогольных напитков, среди американцев не было единодушия относительно того, насколько это законно. Такие же разногласия существуют в настоящее время по поводу употребления марихуаны. В России так было в период борьбы с алкоголизмом во времена Горбачева и т.д. Вообще, в плюралистическом обществе девиантное поведение одного человека другим человеком может считаться нормальным. Важно определить, кто оценивает поведение человека, с точки зрения девиантности: те, кто постоянно общается с человеком или органы власти.
Т.е. можно сделать вывод, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах. Но некоторые виды поведения почти всегда считаются таковыми. Во всех обществах человек, который длительное время отказывается разговаривать с другими людьми (если это не религиозный ритуал), обычно считается девиантом. Кровосмешение, похищение или изнасилование замужней женщины считается девиантностью. Девиация естественна, кем, когда она является проявлением поведения человека. Если бы её не было, не было бы и закона запрещающего её.
Девиация — отклонение от групповой нормы, которая влечёт за собой изоляцию, тюремное заключение или др. наказания нарушителя.
Социологи выделяют три компонента девиации:
— человек, которому свойственно определенное поведение;
— ожидание или нормы, являющиеся критерием оценки девиантного поведения;
некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение.
Вопрос 2. Типология девиации
Отклоненияот общепринятых норм могут бытькультурными и психическими.
Социологов больше интересуют культурные отклонения, т.е. отклонения от норм культуры. Психологов интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонения от культурных норм совершаются личностью психически ненормальной.
Люди часто связывают культурные отклонения с психическими: радикальное политическое поведение – это выход эмоциональной враждебности; проституция — последствия эмоциональных лишений детства, когда ребёнок имел мало возможностей для интеграции своего «я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, пристрастие к азартным играм и др. отклонения в социальном поведении связываются с личностной дезорганизацией, т.е. с психическими отклонениями.
Поведение как психофизиологический феномен
... потребность. Существует еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит общепринятым ...
Отклонения могут быть индивидуальными и групповыми. Если ребенок из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, отвергает принятые в его среде нормы и проявляет признаки преступного поведения, то налицо индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. В каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Например, подростки из неблагоприятных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный кодекс», свои законы, культурные комплексы. В данном случае речь идет о групповом отклонении от норм.
В реальной жизни эти два типа отклонения взаимно пересекаются.
Существуют первичноеи вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонения впервые была сформулирована X. Беккером. Она помогает увидеть становление личности законченного девианта.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не .квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятых роли.
Вторичным отклонением называется отклонение от существующих в обществе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения одного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков) либо ошибочного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Это может коренным образом изменить жизнь человека, появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Создаются благоприятные условия для повторения акта девиантного поведения.
В обществе существуют культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.
В нашем обществе люди люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, — культурно одобряемые отклонения. Они связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое по значимости место выходят гениальные полководцы, в другое время политические деятели, деятели культуры, ученые.
Какие же качества и способы поведения приводят к социально одобряемым отклонениям.
Сверхинтеллектуальность. Этот способ поведения приводит к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Средний уровень интеллектуальности невозможен при исполнении ролей крупного ученого, деятеля культуры, но сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. Сверхинтеллектуальность может даже стать помехой при исполнении некоторых ролей, т.к. изолирует личность от остальных членов группы.
10 стр., 4902 слов
Бергер П. Общество в человеке
... уважать себя. Самоидентификация в рамках общества нуждается в постоянной социальной поддержке. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать идентичностью без общества. Офицер может быть офицером ... мы есть. Другими словами, социальное положение затрагивает и наше бытие, и наше поведение. Чтобы объяснить этот принципиальный момент, мы перейдем к рассмотрению трех областей ...
Т.е. возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности.
Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание топ — модели, артиста, балерины зависит от особых склонностей человека, чем от его интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от других людей.
Сверхмотивация. Её наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми. Но неясно, почему люди становятся сверхмотивироваными.
1. Групповое влияние (семья).
Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей.
2. Гумилев считал, что сверхмотивация может быть связана с природными явлениями, например, солнечной активностью.
3. Интенсивная мотивация компенсация за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности.
Личностные качества. Они связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага нужны солдату, но необязательны для художника. Общение, умение заводить знакомства нужны политику и предпринимателю, но не сказываются на карьере писателя, художника.
Счастливый случай не сделает из недоразвитого человека гения, но поможет проявлению способностей человека в определенных видах деятельности.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
При рассмотрении этого вопроса необходимо выделить ту часть культурно осуждаемых отклонений, которая не рассматривается в курсе социологии. Люди, имеющие физические или психические дефекты, могут быть совершенно не способны к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормальному поведению. Случается, что психический дефект может проявиться у индивида только в одной области жизнедеятельности, в то время как в остальных он придерживается общепринятых норм поведения.
К культурно осуждаемым типам поведения относят пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм.
Вопрос З. Теории, объясняющие девиацию
Причины социальных и культурных отклонений подразделяется на 3 вида: теории физических типов; психоаналитические теории; социологические теории.
1. Основная предпосылка всех теорий физических типовсостоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: «лицо убийцы», «порочные черты лица» и т. п. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, У. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.
В конце 19 века итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считает, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждает, что «криминальный тип» — результат деградации» и перехода раннему этапу человеческой эволюции. Характерные черты: выставленная нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли. Теория получила широкое распространение.
Из современных теорий самой разработанной считается теория У. Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, ат-летичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба).
Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность норий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху.
В 20 в. некоторые другие концепции вытеснили названые. Ученые высказывали мнение, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут так же влиять на психику. Если мальчика дразнят за маленький рост, его реакция может выразиться в девиантом поведении. Биологические факторы, в таком случае, лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными и или психологическими. Т.е, нужно учитывать способность многих факторов.
Биологическое объяснение может фокусироваться на аномалиях половых хромосом (ХУ) девианта. В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа Х, в то время как для мужчины характерно наличие одной хромосомы типа Х и одной типа У. Но иногда у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов Х или У (ХХУ, ХУУ, ХХХУУ).
На основе изучения пациентов мужского пола в специализированной психиатрической больнице в Шотландии Прайс установил, что мужчины с дополнительной хромосомой были выше среднего роста и оказались тяжелыми психопатами. Другие ученые установили, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдался более высокий уровень правонарушений, чем среди людей, входивших в контрольную группу и не обладавших дополнительной хромосомой, Но они были осуждены не за убийства, а за кражи. На основе этих данных исследователи выразили сомнение, что генетическая предрасположенность к агрессии способствует преступности мужчин с хромосомами типа ХУУ. Вместе с тем, они обладали значительно более низким интеллектуальным потенциалом. Можно сделать вывод, что мужчинам с хромосомными отклонениями более свойственна предрасположенность к криминальному поведению, чем имеющим обычный набор хромосом. Но это не означает, что они чаще других совершают преступления.
2. В основе психоаналитических теорийотклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное — это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Человеческое Я и сверх-Я постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида. Фрейд считает, что преступники испытывают чувство вины перед обществом и желают, чтобы их поймали и посадили в тюрьму. Половая девиация связана со страхом кастрации (эксгибиционизм, например).
Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого Я и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом
3.Социологические объяснения. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом-аномией (состояние отсутствия норм).
При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму,— это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.
Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, аномия — это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения» Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.
Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей по их отношению к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие формы
Способ адаптации | Одобряемые цели | Социально одобряемые средства |
Конформизм | + | + |
Инновация | + | — |
Ритуализм | — | + |
Ретреатизм (бегство от действительности.) | — | — |
-Бунт | -+ | -+ |
1) конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
3) ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
4) изолированный тип (ретреатизм) отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
5) мятежник (бунтарь) пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
Культурологическое объяснение
Ответ на этот вопрос пытаются дать культурные теориисоциальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии были выявлены пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную. Это сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание), слабая отцовская привязанность; недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность) и привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь).
Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье в конечном счете на воспитание личности с отклоняющимся поведением.
Однако также многочисленны случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.
Американский ученый Селлин (1938)видел источник девиантного в конфликте между нормами культуры. Уличные банды считают полицию продажной организацией, а не организацией по защите. Члены группы усваивает эти нормы, становится нонконформистном. Миллер (1958) развил идею. Субкультура низшего слоя (групповая преступность) имеет свои культурные ценности: выносливость, готовность к риску, стремление к острым ощущениям. У других людей другие ценности.
Теории стигматизация(наклеивание ярлыков).
В этих теориях рассматриваются не личностные особенности девианта, а люди, которые оценивают человека с точки зрения девиации, а также то, как обращаются с индивидом, которому наклеили ярлык « девианта». Говард Беккер, отрицая психологические и социологические объяснения девиации, высказал позицию, согласно которой влиятельные группы общества навязывают другим определенные стандарты поведения. «Социальные группы создают девиацию, — писал он, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают правила определенным людям, которым наклеивают ярлыки аутсайдеров. С этой позиции девиация — не качество поступка, а следствие применения санкций против «нарушителя». Беккер считает, что представление о девиации зависит от распределения экономической и политической власти. Его подход критиковали авторы, отрицающие пассивность низших слоев общества.
Вопрос 4. Социальный контроль
Регулирование поведения людей с точкой зрения соблюдения или норм и ценностей общества с помощью санкций, называется социальным контролем.
Социальный контроль осуществляется через социализацию.
Э. Фроммотмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда «его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должныдействовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества».
Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации так, что выполняют свои роли бессознательно, естественно в силу привычек, предпочтений. Женщина, выполняет тяжелую работу по дому. Человек со свободной волей, подчиняющийся законам и нравственным нормам.
Социальный контроль через групповое давление.
Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа).
Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.
Таким образом, возможность осуществления социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы — от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Например, в производственной бригаде неподчинения бригадиру может повлечь замечания со стороны рабочих, а прогулы и пьянство часто заканчиваются бойкотом и отторжением такого члена бригады из группы.
Эффективность и своевременность применения социального контроля не одинаковы в первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, прежде всего, от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового контроля. Личность с высоким статусом в первичной группе, лидер группы, который сам наделен функцией создания новых норм, изменения старых норм, может в той или иной степени отступать от групповых норм. Он не должен быть полностью идентичен членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он испытывает действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.
Степень и вид группового давления зависит также от характеристик первичной группы. В группах с высокой сплоченностью высока и лояльность по отношению к культурным образцам данной группы, поэтому повышается степень социального группового контроля.
Социальный контроль через принуждения
В примитивных обществах поведение индивидов успешно контролируется через нравственные нормы, то есть посредством неформального группового контроля первичной группы. Формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших сложных человеческих обществах, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае, если индивид может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.
Например, в племенном клане численность от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Нечто подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.
Таким образом, при наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как и все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения — нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова, существующим моральным нормам. Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются только в том случае, если есть образец нарушения, который признается и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания. Например, социальные психологи Дж. Рубек и Л. Спрей установили, что нормы богемной субкультуры (свобода, раскованность, возможность давать полную волю чувствам) оправдывают любовные связи между женатыми мужчинами и молодыми женщинами. Оправдание самогонщика становится нормой оправдания, если устанавливается стандарт группового одобрения способов обхода государственных ограничений на распространение спиртных напитков. То же можно сказать и об оправдании мелких спекулянтов в группах, имеющих возможность покупать у них какой-либо дефицит. Как только подобные действия становятся санкционированными группой, оправдание теряет свои моральные запреты. Следовательно, можно сказать, что нормы оправдания являются полуинституционализировапными формами отклоняющегося поведения.
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения — все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
Появление новых норм можно проиллюстрировать на примере упадка патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи работали по дому или в поле, под отцовским надзором, очень легко было поддерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели к перемещению места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постоянно надзирать за семейными делами. Дальнейшие изменения в обществе привели к тому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX в. впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результате длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальные статусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели значительные изменения. Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное — терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов — распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.