ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКИ
План
1. Психология и социология в системе наук.
2. Отрасли психологии.
3. Методы исследования в психологии и социологии.
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.
Объект социологии:общество, общность (группа) людей
Предмет социологии: социальная жизнь общества, т.е. взаимодействия людей и общностей (групп), социальные связи, социальные отношения.
Задачей социологии как науки является изучение проблем в общественной жизни, воздействие на социальные процессы.
Связь психологии и социологии с другими науками
Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг и другом, как мост, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Психология изучает индивида (представителя человека) и дает социологии знания о психике человека; а социология изучает социум (группу индивидов) и предоставляет психологии факты об общественной деятельности людей. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.
Философия.Философия есть система взглядов на мир (общество) и человека. Поэтому до недавнего времени психологию и социологию изучали на философских факультетах университетов, и их некоторые разделы тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как общая психология. На стыке философии и социологии – социальная философия.
История.Современный человек — продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействие биологических, психических и социальных факторов. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Антропология изучает происхождение и эволюцию человеческих рас и физического строения человека.
20 стр., 9582 слов
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно ... детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) ...
Педагогикапредоставляет психологии и социологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология. Сравнение педагогических систем в различных обществах изучает сравнительная педагогика.
Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.
Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).
На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.
2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Рис. 1. Отрасли психологии
Таблица 1
Предметы отраслей психологии
№ | Отрасль психологии: | Изучает: |
1. | Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни |
2. | Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет |
3. | Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет |
4. | Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости |
5. | Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости |
6. | Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека |
7. | Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения |
8. | Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива |
9. | Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей |
10. | Психология познания | Психологические познавательные процессы |
11. | Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения |
12. | Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности |
13. | Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) |
14. | Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений |
15. | Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики |
16. | Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды |
17. | Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции |
18. | Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма |
19. | Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов |
20. | Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» |
21. | Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного |
22. | Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами |
23. | Психофармакология | Влияние лекарств на психику |
24. | Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных |
25. | Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей |
26. | Специальная психология | Отклонения в развитии психики |
27. | Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека |
28. | Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу |
29. | Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления |
30. | Зоопсихология | Психику и поведение животных |
31. | Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Таблица 2
Методы психологии
Методы | Определение | Виды |
Интроспекция | Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним | нет |
Наблюдение | Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе | Открытое, скрытое, включенное, не включенное |
Опрос | Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности | Устный (интервью, беседа), письменный (анкета — открытая, закрытая), стандартизированный, свободный |
Тест | Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом | Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты |
Эксперимент | Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт | Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный |
Анализ продуктов деятельности | Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений. | Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др. |
Интроспекция — самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.
Опроспредставляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тестыявляются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.
Эксперимент— целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.
Анализ продуктов деятельности — анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.).