Сущность и функции педагогической оценки .Педагогическая оценка: виды и правила

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Сущность и функции педагогической оценки ………………. 3

1. 1. Проблема оценивания успешности учебной деятельности в

психолого-педагогической литературе ……………………………. 3

1. 2. Педагогическая оценка как стимул учебной деятельности ………. 4

Глава 2. Педагогическая оценка: виды и правила …………………… 9

2. 1. Виды педагогической оценки ……………………………………… 9

2. 2. Правила оценивания

Заключение ……………………………………………………………… 16

Литература …………………………..…………………………………… 17

Введение

При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время в России основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания учащихся всех уровней и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной парадигмы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание.

Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе российского образования послужило причиной того, что оценивание преподавателем результатов учебной деятельности учащихся выделилось в последние годы в самостоятельное направление.

Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Дж. Брунер, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Э. А. Голубева, В. Джеймс, З. И. Калмыкова, Г. Клаус, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин и мн. других).

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности ученика является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой.

11 стр., 5049 слов

Мотивация трудовой деятельности как учебная дисциплина

1. Мотивы и мотивационный процесс. 2. Потребности: сущность и классификация. 3. Классификация стимулов и стимулирование труда.     Мотив – побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под влиянием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определенные трудовые ...

Глава 1. Сущность и функции педагогической оценки

1. 1. Проблема оценивания успешности учебной деятельности в психолого-педагогической литературе

Сущность оценки понимается различным авторами неоднозначно. Так, С. Л. Рубинштейн, отводя проблеме оценки в педагогическом процессе особое значение, отмечает, что взаимоотношения учителя и учеников «пропитаны оценочными моментами» и что «оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности».

Б. Г. Ананьев в фундаментальной работе «Психология педагогической оценки» пишет: «Умственное развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником» (2, с. 127).

Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что «всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих» (4, с. 429).

Ш. А. Амонашвили понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном» (1, с. 204).

Можно заключить, что проблема оценивания как компонента учебной деятельности является многоаспектной. Во многих психологических и педагогических исследованиях выделены различные ее стороны: сущность, роль, функции оценки, структура оценочной деятельности учителя и другие. Вместе с тем не нашли окончательного решения такие аспекты данной проблемы как: выработка единой системы оценочных критериев знаний и умений учащихся, субъективность отметок, влияние личностных особенностей учителей и учащихся на выставление и получение отметки. Без их решения, мы полагали, трудно успешно реализовать задачу развития личности учащихся в современной школе.

12 стр., 5814 слов

Задачи и проблемы педагогической психологии

... педагогической психологии Структуру педагогической психологиисоставляют три раздела: психологияобучения;психологиявоспитания;психология учителя. Предмет психологии обучения– развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного ... и игнорирование вниманием, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ...

1. 2. Педагогическая оценка как стимул учебной деятельности

Под оценкой знаний, умений и навыков педагогическая дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс, оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах (6, с. 336).

Одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками является стимулирование им их учебной деятельности. Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки, в конечном счете, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психики, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.

Усилия учеников в учебной деятельности оцениваются педагогом, прежде всего, с помощью выставляемых отметок. Отметка сочетает в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием. В условиях российской системы образования используется пятибалльная система отметок: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), 1 («очень плохо»).

На деле эта сист……..

1. Амонашвили М. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. — 296 с.

2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т., т. II / Под ред. А. А. Бодалева и др. — М., 1980. — 287 с.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001. — 288 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. — М., 2008. — 671 с.

5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. — М., 1985. — 45 с.

6. Педагогика: учеб. пособие для вузов /под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996. — 608 с.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

Педагогическая психология Предмет и задачи педагогической психологии Педагогическая психология – это наука, изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что происходит с личностью человека, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания.   Объект изучения педагогической психологии – образовательный процесс. Предмет ...

7. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск, 1994. — 361 с.