Возрастная психология личности.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека,
закономерности развития психических процессов.
Теоретические задачи возрастной психологии — раскрытие общих закономерностей психического развитиям в онтогенезе, установление возрастных периодов этого
развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.
Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др.
Проблемы современной возрастной психологии: проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; проблема соотношения и выявления задатков и способностей; проблема соотношения интеллектуальных и
личностных изменений в психическом развитии ребенка;
проблема разработки разделов возрастной психологии; адаптирования для
разных возрастов.
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);
2) детская психология (от рождения до 17 лет);
3) психология взрослых, зрелых возрастов;
4) геронтология, или психология пожилого возраста.
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека
Патопсихология личности. Психопатии и акцентуации.
Психопатия («расстройство личности») стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние.
Для психопатии характерны:
* Выраженность патологических особенностей характера
* Тотальность психопатических особенностей человека
* Стабильность психических особенностей человека
Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации.
Классификация психопатий
* Возбудимые психопаты
* Тормозимые психопаты (психопаты астенического круга)
* Психастеники
* Истеричные психопаты
* Эпилептоидные психопаты
* Паранойяльные психопаты
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, ... в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так ...
* Неустойчивые личности
* Шизоидные личности (патологически замкнутые)
Степени выраженности психопатий
Умеренная –( могут быть продолжительными, срывы …)
Выраженая – ( может быть вызвана психологическими травмами)
Тяжелая- ( психозы)
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА— чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией.
*Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.
основные виды акцентуаций характера:
1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения
2) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность
3) лабильный — резкая смена настроения
4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность
5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость.
6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность.
7) шизоидный — отгороженность, замкнутость
8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией.
9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость.
10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости и тд.
11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии,
12) неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих,
13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других.
Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:
-Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм.
—Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.
Отличия акцентуации от психопатии:
1. Акцентуации проявляются не всегда и не везде.
2. Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.
3. В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.
Основные понятия социальной психологии. Группа. Сплоченность. Психологический климат.
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме.
Понятие «социальная группа» является ключевым в социальной психологии. Вся жизнедеятельность индивида осуществляется через социальную группу. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятием общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности (социальной, экономической, производственной, возрастной, эмоциональной).
Раздел 2. Чс социального характера (8 ч.)
Рост числа ЧС социального характера зависит от следующих факторов: нестабильности общественно-политической обстановки; углубления деструктивных процессов в ... отношению к самому лидеру, Толпа быстро выдыхается, добившись чего-то. Разделенные на группы люди быстро приходят в себя и меняют поведение. В поведении уличной толпы ...
Например, очередь в магазине – это социальная группа, т.к. имеет общую цель – покупку, что делает их действия согласованными в определённом аспекте поведения.
Группа изучается как особая социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов.
Основным критерием классификации группы является количество человек в группе, общественный статус, уровень развития.
Группы могут быть:
* по общественному статусу – формальные и неформальные;
* по непосредственности взаимосвязей – реальные и номинальные;
* по количеству человек – большие, малые и микро;
* по уровню развития – неорганизованные и высокой организации. Большие группы – толпа, масса, аудитория, публика.
Соц. Психология сплоченность – один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Соц. Социальная сплоченность -включает
— уровень единства ценностных ориентаций;
— уровень прочности межличностных взаимоотношений; и
— уровень согласованности поведения членов группы, общности или общества.
Соц.психология. КЛИМАТ- качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу.
Социально-психологический климат зависит от стиля руководства и организационной культуры.
Основные понятия социальной психологии. Особенности руководства и управления.
Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.
Объектом социальной психологии являются сообщества людей.
Социально-психологические факторы – это наблюдаемые.
Социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.
Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
Существует два направления в теории соц.психологии: 1) Руководитель не должен быть лидером; 2) Руководитель и лидер – одно и то же лицо.
Объединяет эти два понятия следующее:
Неформальные группы и лидеры коллектива.
... Лидер - человек, обладающий авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей. Формальным лидером называют руководителя, занимающего соответствующую штатную ... лидер. Руководитель должен знать о наличии в коллективе неформальных групп и лидеров и учитывать это при формировании формальных групп и кадровых назначениях. Неформальные отношения членов ...
1. Статус: Руководитель – социальный статус, лидер – эмоциональный статус.
2. Руководитель и лидер координируют членов группы.
3. Формулируют цели и задачи.
Различия:
1. Лидер выстраивает в группе эмоциональные отношения, а руководитель – официальные.
2. Лидер – это микросреда, а руководитель – элемент макросреды.
3. Лидер имеет недостаток информации, ограниченность способностей и возможностей, а руководитель – более постоянная фигура.
4. Руководитель имеет властные полномочия и санкции, а лидер – личностные инструменты влияния.
5. Решение задачи у руководителя – процесс принятия решения, который сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, необязательно коренящихся в этой группе.