Содержание
Введение 3
1. Способы активизации познавательной деятельности младших школьников 6
1.1. Учебная и познавательная деятельность 6
1.2. Методы и приемы активизации познавательной деятельности 10
1.3. Дидактическая игра. Классификация дидактических игр 19
1.4. Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности 21
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе отработки вычислительных навыков 24
2.1. Теоретические основы введения арифметических действий в альтернативных системах обучения 24
2.2. Понятие вычислительного приема. Классификация вычислительных приемов 29
2.3. Признаки и этапы формирования вычислительных навыков 30
2.4. Игровые задания при отработке вычислительных навыков 32
Заключение 42
Список литературы 45
Введение
Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.
В век компьютерной технологии значимость навыков письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Использование ЭВМ во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо каждому. Научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А.Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А.Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.
Глава Способы активизации познавательной деятельности младших школьников 5
... геометрическая фигура, функция, величина. Целью данной работы является изучение способов активизации познавательной деятельности младших школьников при отработке вычислительных навыков. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования: 1. Рассмотреть понятие ...
Глубоко и всесторонне вопросы совершенствования устных и письменных вычислений учащихся исследовались лишь в 60-70 гг. ХХ века. Исследования последующих лет посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова и др.), применению средств ТСО (В.И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков (Т.И. Фаддейчева).
Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, А.М.Пышкало, С.В.Степанова, Ю.М.Колягин).
Действующие на сегодняшний день программы по математике обеспечивают достаточный уровень формирования вычислительных навыков школьников. Изучение вычислительного приема происходит после того, как школьники усвоят его теоретическую основу (определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них).
Причем в каждом конкретном случае учащиеся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительного приема, конструируют различные приемы для одного случая вычислений, используя различные теоретические положения. В начальном курсе математики предусмотрен такой порядок введения вычислительных приемов, при котором постепенно вводятся приемы, включающие большее число операций, а приемы, усвоенные ранее, включаются в новые в качестве основных операций .
Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности учащихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к проблеме отработке вычислительных навыков у учащихся.
Цель данной работы – рассмотреть роль дидактической игры в активизации познавательной деятельности учащихся при отработке вычислительных навыков.
Гипотеза: использование дидактических игр способствует развитию познавательной деятельности и отработке вычислительных навыков.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по развитию учебной и познавательной деятельности;
выявить методы и приемы активизации познавательной деятельности;
рассмотреть возможность использования дидактической игры как средства развития познавательной деятельности;
изучить методико-математическую литературу по формированию вычислительных навыков;
изучить сущность и этапы формирования вычислительных приемов;
разработать игровые занятия при отработке вычислительных навыков.
Объект исследования – процесс формирования вычислительных навыков.
Предмет исследования – использование дидактической игры при отработке вычислительных навыков.
1. Способы активизации познавательной деятельности младших школьников
1.1. Учебная и познавательная деятельность
Алгоритмический стиль мышления и его роль в процессе формирования ...
... обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое ... своей педагогической деятельности – технологию обучения. Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу ...
Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.
Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала.
Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.
Для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. При их решении они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются как бы с ходу и сразу правильно.
Учебная задача решается посредством системы действий. Первое из них — принятие учебной задачи, второе — преобразование ситуации, входящей в нее. Задача нацелена на поиск генетически исходного отношения предметных …….
Список литературы
1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. — 1995. — № 11. — С. 38-43
2. Баряева Л.В. Математическое развитие. – СПб, 2003. – С.284.
3. Березин В.Н. Умения и навыки творческой работы при решении задач по математике. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 218 с.
4. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Просвещение, 1999.
5. Болтинский В.Г., Груденов Я.И. Как учить поиску решения задач. / Математика в школе. – 1998. — №1.
6. Бурдин А.О. Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе. М.: Педагогика, 2002. – 178 с.
7. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. — М.: Знания, 1994. – С.81
8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 2003.
9. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика». // Начальная школа – 1997. — №9 – 68 с.
10. Воспитание учащихся при обучении математике. / Сост. Л.Ф.Пичурин. – М.: Просвещение, 1998.
11. Выготский Л.С. Психология. – М., 2001. – С.391.
12. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1999.
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000
15. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию. Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается ...
16. Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. — Н. Новго-род: Алеко, 1993.
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
18. Изучение трудных тем по математике в I-III классах / Сост. Н.Г. Уткина. М.: Просвещение, 2002. – 243 с.
19. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.
20. Клецкина А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 2001. — 20с.
21. Колеченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические тех-нологии. — СПб.: Питер, 1992.
22. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики. // Начальная школа. – 1995. — №12.
23. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
24. Кудрявцев Т. В. Психология творческого мышления. — М., 2005. — С. 200-201
25. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. / Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 2005.
26. Методика преподавания математики в школе: Частная методика. / Сост. Мишин В.И. – М.: Просвещение, 1997.
27. Моро М. И. «Математика в 1 – 3 классах» — М.: Просвещение, 1971. – 354с.
28. Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999.
29. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Просвещение, 1975. – 196с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 498с.
31. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)». – М.: Просвещение, 2001. – 325с.
32. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002.
33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.
34. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Знание, 1990. – 184с.
35. Формирование элементарных математических представлений. – М., 1988. – С.7.
36. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993
37. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998. – 196с.
38. Эвристический метод. / Под ред. Коновалова А.И. – М.: ВЛАДОС, 2004.
39. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М., 1989, – 287 с.
40. Якиманская И.С. Психологические особенности овладения учебными умениями в курсе математики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 288 с.