В настоящее время нет единой классификации афазий. В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы данных расстройств. Наиболее распространенной среди них является классификация А.Р. Лурия, в которой в качестве основания определено разделение нарушений речи по принципу «сенсорные» и «моторные», в зависимости отлокализации поражения головного мозга. В соответствии с таким принципом были выделены 7 типов речевых расстройств, объединенных в 2 группы: сенсорные афазии: сенсорная; акустико-мнестическая; оптико-мнестическая; афферентно-моторная; семантическая и моторные афазии: эфферентно-моторная; динамическая.Выделение той или иной формы афазииопределено нарушением нейропсихологических факторов, которые являются основанием для систематизации симптомов в определенные нейропсихологические синдромы нарушения речи.(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
В зарубежной афазиологии используют преимущественно классификацию Лихтгейма-Вернике. При этом основание для современного перечня афазий было положено еще в XIX веке Дж. Джексоном, который пробовал группировать свои наблюдения нарушенного речевого выражения, ограничиваясь описательными формулировками типа «повторяющееся высказывание» («recurrent utterance») и «случайное высказывание» («occasional utterance»).
Разделение на моторные и сенсорные формы афазий появилось гораздо позже. Кроме того, также были выделены проводниковая афазия, при которой речь больного беглая, но с явлениями парафазии; словесная глухота, при которой отмечается полная потеря слухового восприятия с неспособностью к повторению или написанию слов под диктовку с относительным сохранением речи и спонтанного письма, и словесная слепота, при которой отсутствует способность читать и часто различать цвета при сохранении беглости речи, понимания речи, повторения, письма под диктовку.(SherrattpagesS., 2011;Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
Нарушения речи в современной зарубежной литературе, как и в отечественной, классифицированы на основании их клинических проявлений, анатомической локализации поражений, вызвавших афазию, этиологических факторов и сопутствующих клинических симптомов (Таблица №3).(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией
... коррекции. 3. Выявить особенности недоразвития речи у детей с моторной алалией. Глава I. Общее недоразвитие речи у детей с моторной алалией I.1 Психолого-педагогическая характеристика ... педагогических основ коррекции недоразвития речи у детей с моторной алалией. Объектом исследования являются дети с моторной алалией (II уровень общего недоразвития речи). Предмет исследования: процесс коррекции ...
Но достаточно часто в зарубежной литературе можно встретить еще более упрощенный подход к классификациям афатических нарушений, которые фактически объединяют всего две группы: fluent (свободное, беглое) и non-fluent (несвободное, замедленное).
При данном подходе нивелируются качественные особенности и механизм формирования (фактор) речевого дефекта, в основе ее лежат упрощенные представления об афазии и ее связи с мозгом. При таком подходе все многообразие сложной специфической картины речевого дефекта сводится к простому описанию его внешних проявлений. Таким образом, исследователь лишен возможности определить ипроанализировать все «нюансы» патологииречи, в пределах в том числе одной области(локализации) поражения. Например, при fluent афазии (поражении височной области) отмечаются нарушение способности понимания обращенной к человеку речи, неправильное составление собственных фраз, в том числе с указанием на трудности в подборе слов. Но при этом не учитываются специфичность двух, по сути, различных и по локализации, и по механизму формирования, и по клинической картине в целом форм сложной речевой деятельности.(SherrattpagesS., 2011;Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
Это не может не оказать своего влияния как на диагностические возможности исследования патологии речи, так и на возможности рационального восстановительного обучения для данной категории пациентов. Внимание исследователя преимущественно фокусируется на области расположения патологического очага, а не на качественно различных и специфичных проявлениях его поражения.(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
Второе название данной формы афазии — «Афазия Вернике» (сенсорная или беглая афазия): речь больного звучит грамматически правильно, мелодично и без усилия («бегло»), ее трудно понять из-за путаницы в использовании слов, нарушения структуры предложения и применения временных форм, наличия неологизмов и парафазии; особенно сильно нарушается понимание письменной и устной речи (чтение, письмо и повторение).
Создается впечатление, что больной не осознает своих речевых недостатков; сопутствующие клинические симптомы могут включать нарушения чувствительности, связанные с поражением теменной доли, и гомонимную гемианопсию; при этом двигательные расстройства встречаются редко.(SherrattpagesS., 2011;Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
Соответственно non-fluent афазия — афазия Брока (моторная или замедленная афазия).
При такой форме афазии речь редкая, медленная, с усилием, амелодичная, бедно артикулированная и протекает в телеграфном стиле. У большинства больных имеются серьезные нарушения письменной речи. Понимание письменной и устной речи относительно сохранено. Больнойосознает свой недостаток и явно фрустрирован. В случае обширных поражений могут развиваться спастический гемипарез и девиация глаз в сторону поражения. Чаще наблюдаются менее выраженные контралатеральные проявления слабости мышц лица и рук. Редко обнаруживается потеря чувствительности, зрительные поля остаются интактными. Обычным явлением бывает щечно-язычная апраксия, в связи с чем у больных возникают трудности в имитационных движениях языка и губ, а также в выполнении этих движений по команде. При этом может наблюдаться апраксия, затрагивающая ипсилатеральную кисть, может возникать из-за вовлечения в процесс волокон мозолистого тела.(SherrattpagesS., 2011; Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
Примеры понимания форм афазий в зарубежной нейропсихологии представлены в видеофрагментах (видео №14 – теоретическая лекция об афазии; видео №15, №16–клинические примеры афазии Вернике; видео №17 – клинический пример афазии Брока; видео №18 – клинический пример глобальной афазии; видео №19 – клинический пример кондуктивной (проводниковой) афазии).
Таким образом, на данный момент необходима разработка универсальной классификации нарушений речи при органических поражениях головного мозга с выделением четких критериев отнесения того или иного сочетания симптомов к определенным формам афазии в связи с задачами диагностики и реабилитации.(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)
Таблица №3. Сопоставления классификаций афазий в отечественной и зарубежной нейропсихологии (по Астаевой А. В., Епанешниковой Н. В.)
Отечественная классификация афазий | Зарубежная классификация афазий (классификация Лихтгейма–Вернике) |
Эфферентная моторная афазия | Корковая моторная афазия |
Динамическая афазия | Транскортикальная моторная афазия |
Передний аграмматизм | Нет аналога |
Афферентная моторная афазия | Субкортикальная моторная афазия |
Сенсорная афазия | Корковая сенсорная афазия |
Акустико-мнестическая афазия | Транскортикальная сенсорная афазия |
Нет аналога | Субкортикальная сенсорная афазия |
Оптико-мнестическая афазия | Амнестическая афазия |
Семантическая афазия | Нет аналога |
Нет аналога | Проводниковая афазия |
Смешанные виды афазий | Глобальная афазия |