План практического занятия № 4-5. Французский исторический роман: в. Гюго «собор парижской богоматери» французский исторический роман: в. Гюго «собор париж

План практического занятия № 4-5. Французский исторический роман: в. Гюго «собор парижской богоматери» французский исторический роман: в. Гюго «собор парижской богоматери»

1. Концепция истории В. Гюго, продолжение и трансформация традиции В. Скотта: соотношение исторических и вымышленных лиц, приемы создания исторической атмосферы, художественная правда и историческая правда в романе. Гренгуар и его роль в историческом романе.

2. Специфика обращения к средневековью. Народная масса в романе и способы реализации средневекового сознания: приемы создания, роль в истории.

3. Ананке как ключевое слово романа (Ананке/Фатум, причины и смысл обращения к греческому варианту – ανανκη).

 4. «Архитектурный» код романа: Собор, его функция в тексте и амбивалентность («каменная Библия»/«Вавилонская башня»), Собор и его площадь.

5. Контраст как основополагающий прием в создании композиции романа; системы персонажей и моделировании основных персонажей (внутренний/внешний мир): Квазимодо, Клод Фролло, Феб.

6. Эсмеральда как центральный персонаж романа: проявление характеров через фигуру Эсмеральды (рассмотреть в романе сюжетные линии Эсмеральда/Квазимодо; Эсмеральда/Клод; Эсмеральда/Феб).

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

  1. Реизов, Б.Г. «Собор Парижской Богоматери» / Б.Г. Реизов // Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ в. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 482-554.
  2. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. – Л.: Гослитиздат, 1958. – 567 с.

3.       Литвиненко, Н.А. К проблеме специфики жанра «Собора Парижской Богоматери» В.Гюго / Н.А. Литвиненко // Вопросы филологии. – 1999. – N 2. – С. 89-99.

 

Дополнительная

  1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.
  2. Добин, Е. С. История девяти сюжетов : рассказы литературоведа / Е. С. Добин. – СПб. : Детгиз, 2007. – 191 с.
  3. Евнина, Е.М. Виктор Гюго / Е.М. Евнина ; Академия наук СССР. – М.: Наука, 1976. – 215 с. – (Из истории мировой культуры).
  4. Кирнозе, З. И. Страницы французской классики : книга для учащихся / З. И. Кирнозе. – М. : Просвещение, 1992. – 223 с.
  5. Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / А. Моруа ; пер. с фр. Н.Немчинова, М.Трескунов. – М. : Радуга, 1983. – 639 с.
  6. Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества / М.С. Трескунов. – М.: Гослитиздат, 1961. – 475 с.
  7. Турнье, М. Полет вампира : заметки о прочитанном : сборник статей / М. Турнье. – М.: Стратегия, 2004. – 319 с. – (Programme A. Pouchkine).
  8. Фридлендер, Г. М.. Достоевский и мировая литература / Г. М. Фридлендер. – Л. : Советский писатель, 1985. – 456 с. – (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР).

2.       Горянская, Н.В. Темы и мотивы романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» в тетралогии М. Алданова «Мыслитель» / Н.В. Горянская // Культура и текст-2005 : сборник научных трудов международной конференции: в 3 т. – СПб. ; Самара ; Барнаул: Издательство БГПУ, 2005. – Т.3. – С. 42-48.

6 стр., 2657 слов

Эволюция исторического романа в творчестве В. Гюго от ‘Собора ...

... его знаменитых исторических романов. Так, проза Виктора Гюго эволюционизировала от истории нравов до истории событий, исторической конкретики, что ясно можно увидеть при сравнении двух романов («Собор Парижской богоматери» и «Девяносто ...

5.       Кафанова, О.Б. Русский мифообраз Гюго: (К 200-летию со дня рождения писателя) / О.Б. Кафанова // Русская литература в современном культурном пространстве : материалы конференции : в 2 ч. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. — Ч. 1. — С. 139-146.

8.       Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Биографические повествования / сост. Н.Ф. Болдырева – Челябинск: Урал, 1998. – 515 с. – (Жизнь замечательных людей ; Т. 29).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Определите в кн. 1, гл. 1 «Большой зал» приемы создания исторической атмосферы. Найдите способы точной датировки событий в начале текста и выявите элементы полемики автора с «вальтероскоттовской» теорией исторического романа.

2. Выделите приемы создания образа народной массы и ее основные черты в первой сцене романа и эпизоде осады Собора; на основе этого определите роль народной массы в концепции истории автора.

3. Выявите с помощью работы М.М. Бахтина формы народной смеховой культуры, примеры их реализации в средневековом сознании и на основе этого в первой сцене романа и в кн.6, гл.3 «Рассказ о маисовой лепешке» выделите черты средневекового сознания и способы его реализации в тексте. Проанализируйте главы «Рассказ о маисовой лепешке» и «Слеза за каплю воды» по схеме: пространство, ритуал, события, основные участники, семантика названия.

4. Найдите в специальной литературе толкование понятий: «фатум» (римское) и ананке, рока (греческое).

В предисловии к роману определите варианты и способы осмысления идеи Рока/Судьбы; греческое и римское толкование в тексте.

5. В тексте романа выявите и объясните эпизоды реализации идеи Рока в романе и в судьбе Клода Фролло (название книги, которую изучает Клод, Собор и т.д.).

Найдите в тексте ситуации, события и детали, отсылающие к образам мухи и паука, и определите семантику и функцию данной метафоры.

6. Найдите эпизоды текста, где Собор становится персонажем романа, объясните их смысл и определите основные сюжетные функции Собора.

7. Соотнесите способы моделирования образов Собора и Квазимодо (внешность, характер, судьба, голос/его отсутствие, роль в судьбах других персонажей) и обоснуйте идею их двойничества.

8. В Книге третьей найдите амбивалентые, антропоморфные характеристики Парижа и Собора, объясните их смысл; сформулируйте средневековое осмысление архитектуры, Зодчества; на основе этого определите поэтику романа и его историчность (почему роман назван «Собором…»).

12 стр., 5897 слов

Особенности композиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

... в изучении особенности композиции. 2. Провести исследование системы рассказчиков в романе. 3. Выявить романтические мотивы романа. 4. Понять какое место в создании образа главного героя занимает каждая ... главного героя с людьми, которые его окружают. Таким образом, было найдено композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно приближается к герою. Лермонтов опубликовал сначала ...

9. В контексте теории контраста В.Гюго соотнесите эпизоды коронации Квазимодо и его наказания на площади; эпизоды суда над Гренгуаром и суда над Квазимодой; а также 3 и 4 гл. кн.одиннадцатой; выявите смысл со- и противопоставления этих сцен.

10. Сопоставьте персонажей (Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб) по принципу двойничества и реализации контраста в их моделировании (портрет, поведение, роль в сюжете и судьбе Эсмеральды).

 

Нажмите ссылку http://www.tverlib.ru/gugo/g04.htm, чтобы открыть ресурс.

План практического занятия № 6.Французская исповедальная проза: б. Констан «адольф» французская исповедальная проза: б. Констан «адольф»

 

1. Романтическое мироощущение во Франции, связь с немецким и английским романтизмом, специфика французского романтизма в художественных текстах.

2. Психологический, исповедальный роман как адекватная французскому романтизму форма: жанровая специфика, приемы психологизма в романтизме.

3. Поэтика исповедального романа Б. Констана «Адольф»:

  • новаторство французского романтизма в решении романтического характера, рефлектирующий романтический герой и способы создания характера – портрет, внешние детали, местный колорит, пейзаж, отношения с другими персонажами и миром;
  • романтическая концепция любви и ее реализация в романе: любовь/страсть романтического героя в объективном мире;
  • специфика романтического конфликта и новаторство в его решении у Констана, внутренний мир/внешний мир, мир чувств/судьба, обстоятельства;
  • композиция романа как выражение авторской позиции в решении романтического конфликта: пространственно-временная организация действия, приемы исповедального повествования и мистификация: семантика и функция в тексте.

 

Основные понятия темы: исповедальная проза, психологизм, местный колорит.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

  1. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Художественная литература, 1976. – 448 с.
  2. Эсалнек А.Я. Становление романа во французской литературе конца XVIII- нач. XIX в. (Ж.Руссо, Б.Констан, Стендаль) / Э.Я Эсалнек // Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретические и историко-литературные аспекты).

    – М.: Издательство Московского университета, 1991. – С. 37-52.

 

Дополнительная

  1. Забабурова, Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и романтизм) / Н.В. Забабурова. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1992. – 224 с.
  2. Зенкин, С. Н. Французский романтизм и идея культуры: Неприродность, множественность и относительность в литературе / С.Н. Зенкин. – М.: РГГУ, 2002. – 288 с.
  3. Кривушина, Е.С. Поэтика романтической прозы (на материале французской литературы) : учебное пособие / Е.С. Кривушина. – Иваново: Прогресс, 1988. – 80 с.
  4. Михайлова, И.Н. Искусство и литература Франции с древних времен до XX века / И.Н. Михайлова, Е.Г. Петраш,. – М.: КДУ, 2005. – 384 с.
  5. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. – Л.: Гослитиздат, 1958. – 567 с.

6.            Шевякова, Э.Н. Становление поэтики исповедального романа в раннем французском романтизме : (Шатобриан. Сенанкур) // Вопросы филологии. – 1999. – N 3. – С. 93-100.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. С помощью конспекта работы Л.Я. Гинзбург сформулируйте черты исповедального романа и выявите приемы психологизма в художественных текстах.

2. Найдите в произведении и проанализируйте приемы создания романтического рефлектирующего героя: местный колорит, пейзаж, отношения с миром и способы объяснения причин данных отношений, «субъективизация» событий.

3. С помощью тезиса Ж. де Сталь, теоретика французского романтизма сформулируйте специфику романтического понимания любви: «Рассудок вовсе не влияет на поведение; когда есть сердце, слушаешь лишь его веления…Если признать, что душа – это всего лишь побудительная сила, то эта сила очень велика, когда она направляется страстью < …>Не понимаю, как можно управлять чем-то, не имея власти; для человека возможны лишь два состояния: или он уверен в том, что сам себе хозяин, и тогда он бесстрастен, или он чувствует, что над ним властвует сила, которая выше него, и тогда он полностью зависит от нее. Все эти компромиссы со страстью – чистый вымысел; страсть, как настоящий тиран, или на троне, или в цепях» (Ж. де Сталь «О влиянии страстей на счастье людей и народов»).

4. Выявите примеры психологизации повествования, соотношения внутреннего и внешнего миров в тексте: соотнесите поэтапное развитие чувства Адольфа с событиями жизни и заполните таблицу:

 

глава

внешний мир

внутренний мир

1

События прошлого, настоящего. Конфликт Я и общество

 

2

Знакомство с Элеонорой. Влияние семьи

Страстное влечение: «кровь, струясь в моих жилах, сжигала меня…»

3

Свидание

Реализация страсти: «я жаловался, сердился, осыпал Э. упреками…»

4.

Развитие любовной связи

«Элеонора была живой радостью моей жизни, но она не была больше целью: она меня связывала»

5

 

 

6

 

 

7

 

 

Проследите развитие чувства Адольфа и трансформацию романтического понимания любви, выраженного Ж. де Сталь, в тексте романа – мотивация любви Адольфа; причины выбора объекта любви; поведение и т.д.

5. Допишите таблицу и определите смысл сложного многоуровневого строения, сформулируйте основную проблему произведения с помощью соотношения разных уровней повествования:

 

п/п

Раздел

Субъект повествования

Тема

Причина

одиночества

1.

Предисловие автора

 

Автор

 

 

2.

Примечание издателю

 

 

 

 

3.

Тетрадный текст, раскрывающий основное действие романа

Адольф

Одиночество Адольфа

Окружающий мир

4.

Письмо к издателю от знакомого Адольфа

 

 

 

 

5.

Ответ издателя

Издатель

 

 

План практического занятия № 7.. Американская романтическая новелла. Творчество э. По-новеллиста американская романтическая новелла. Творчество э. По-новеллиста

1. Американский романтизм: специфика, темы, проблемы. «Биографический» код творчества Э. По: влияние личного, биографии на художественное творчество писателя. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя.

2. Теория новеллы Э.По, требования к жанру, цели; новаторство писателя. Разработка новых жанровых разновидностей новеллы: психологическая, детективная и др.

3. Психологические состояния, «психологический слом» в психологических новеллах Э.По:

  • «Морелла» – система персонажей, хронотоп и соотношение внутреннего и внешнего действия;
  • поэтика ужаса и страха в новеллах «Маска красной смерти» и «Рукопись, найденная в бутылке».

4. Поэтика детективной новеллы «Золотой жук»:

  • эпиграф и его смысл;
  • композиция новеллы, казалось/оказалось как основной композиционный прием (события, их интерпретация, видимость и «кажимость»);
  • символичность и метафоричность образа жука, его семантика и функция;
  • поэтика хронотопа: остров как таинственное пространство действия и время пиратства как способ романтизации.

 

Основные понятия темы: детективная (логическая) новелла, психологическая новелла, тривиальное / нетривиальное сознание.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

  1. Вулис, А. «Жук весь золотой, чистое золото…»: литературоведческие заметки о рассказе Э.По «Золотой жук» / А. Вулис // Вопросы литературы. – 1984. – №2. – С. 86-104.
  2. Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с..
  3. Проценко, И.Б. Теория новеллы в системе эстетических воззрений Э.По / И.Б. Проценко // Вестник Ленинградского университета. Сер, История, язык, литература. – 1980. – Вып. 3. – С. 56-59.
  4. Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с.

 

Дополнительная

  1. Зверев, А.М. Э.А.По / А.М. Зверев // История литературы США: литература сер. XIX в. (поздний романтизм): в 3 т. / отв. ред. Е.А. Стеценко ; ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2000. – Т.3. – С. 172-221.
  2. Осипова, Э.Ф. Особенности художественного метода Э.По / Э.Ф. Осипова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер, Филология, востоковедение, журналистика. – 2004. – Вып. 1/2. – С. 3-9.
  3. Проблемы становления американской литературы / Я.Н Засурский – М.: Наука, 1981. – 384 с.
  4. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Наука, 1982. – 349с.
  5. Соловьева, Н.А. Национальная идентичность в эпоху романтического национализма (культура и природа в дискурсе о человеке) / Н.А. Соловьева // Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации : материалы школы-семинара. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-83.
  6. Тугушева, М. П. «Сие сотворивый» Эдгар По / М.П. Тугушева // Тугушева М. П. Под знаком четырех. О судьбе произведений Э.По, А. Конан Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона. – М.: Книга, 1991. – С. 13-75.
  7. Шогенцукова, Н.А. Путь к утопии в американском романтизме / /Н.А. Шогенцукова // Вопросы филологии. – 1999. – №3. – С. 101-109.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. С помощью работ в списке обязательной литературы сформулируйте основные требования Э. По, предъявляемые к жанру новеллы, и определите основные черты каждого вида новеллы.

2. «Морелла»: определите специфику хронотопа, уточнив основные локусы действия и их основные черты (внешний мир, дом, подвал и др.).

Найдите и выпишите из текста портретные черты, детали первой и второй Мореллы; соотнесите с помощью цитат из текста динамику внутреннего мира персонажа-рассказчика; определите семантику и функцию эпиграфа.

3. «Маска красной смерти»: определите специфику хронотопа, выписав характерные черты локусов вне замка и внутри него; уточните иерархическую структуру мира замка и характеристику балла-маскарада; выпишите основные детали-символы; соотнесите начало и финал новеллы по основным элементам (участники, время-пространство, детали).

4. «Рукопись, найденная в бутылке»: на основе выписанных из текста характеристик уточните семантику и функцию основных символов (корабль, гроза, рукопись, время, призраки); соотнесите отношения персонажа-рассказчика с окружающими на кораблях и сопоставьте внешние характеристики экипажа кораблей до и после происшествия.

5. «Золотой жук»: найдите и укажите в тексте эпизоды, реализующие сюжет эпиграфа, и ситуации, отсылающие к эпиграфу (многозначность и вариативность «болезни»); соотнести точку зрения рассказчика на происходящие события и их объяснение гениальным героем, на основе этого определите в тексте черты тривиального и нетривиального сознания; найдите в новелле характеристики хронотопа, его романтизирующие, выпишите выписать все внешние характеристики и номинации жука в тексте, данные тривиальным и нетривиальным сознанием; укажите по тексту все «роли», которые выполняет жук в истории кладоискательства с обозначением эпизодов.

http://fantlab.ru/autor18

http://www.licey.net/lit/american/po

План практического занятия № 8. Морской американский роман: г. Мелвилл «моби дик, или белый кит» морской американский роман: г. Мелвилл «моби дик, или белый кит»

 

 

1. Морской роман как основная форма американского романтизма: специфика, черты, проблемы. Море/океан и корабль как романтические символы, продолжение Мелвиллом «кольриджевской» темы.

2. Архитектоника романа, сюжетный и «надсюжетный» план:

  • поэтика эпиграфа, названия романа и отдельных глав;
  • мистификация, ее роль в тексте, первая и вторая «Этимология», «Извлечения», их семантика и функция в романе;
  • научно-исследовательские вставки романа и имитация научного труда, предмет и методы «исследования», «научная» классификация, представленная в «Цетологии».

3. Система персонажей:

  • Ахав и Моби Дик как романтические герои и двойники;
  • Измаил как рассказчик и реализация повествовательных стратегий.

4.Экзистенциальная проблематика и библейский текст романа: Ветхозаветные Книги Ионы и Иова как претекст историй Ахава и Измаила.

5. Белый Кит: символические смыслы и значения, семантика белого цвета, многоликость и многофункциональность Кита.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

  1. Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с..
  2. Петровская, Е. Кит как текст. Читая «Моби Дика» / Е. Петровская // Логос. – 1991. №2. – С. 240-261.
  3. Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с.
  4. Библейская энциклопедия : труд и издание архимандрита Никифора. – [Репринтное издание 1891]. – М.: ТЕРРА, (1990).

    – 905 с.

 

Дополнительная

  1. Гиленсон, Б. А. История литературы США : учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов и высших педагогических учебных заведений / Б.А. Гиленсон. – М.: Академия, 2003. – 703 с. – (Высшее образование).
  2. История литературы США: в 2 т / гл. ред. Я.Н. Засурский ; Российская академия наук, Институт мировой литературы им. М. Горького. – М.: Наследие, 1999. – Т 2. Литература эпохи романтизма / отв. ред. А.М. Зверев. – 463 с.
  3. Проблемы становления американской литературы / Я.Н Засурский – М.: Наука, 1981. – 384 с.
  4. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Наука, 1982. – 349с.
  5. Соловьева, Н.А. Национальная идентичность в эпоху романтического национализма (культура и природа в дискурсе о человеке) / Н.А. Соловьева // Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации : материалы школы-семинара. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-83.
  6. Торп, У. Герман Мелвилл / У. Торп // Литературная история США : в 3т / под ред. М.П. Тугушевой. – М.: Прогресс, 1977-1979. – Т.1. – М., 1977. – С. 515-548.
  7. Шогенцукова, Н.А. Путь к утопии в американском романтизме / /Н.А. Шогенцукова // Вопросы филологии. – 1999. – №3. – С. 101-109.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Найдите в романе Мелвилла схожие с поэмой С. Кольриджа «Сказание о Старом Мореходе» мотивы, детали, символы, ситуации, персонажи. Определите романтическую и христианскую семантику образов моря/океана, корабля/ладьи.

2. На основе статьи Е. Петровской определите историю, семантику и функцию эпиграфа романа.

3. Классифицируйте символичные названия глав:

  • отсылающие к библейскому тексту,
  • реализующие драматические элементы (ремарки, действие, акты и др.);
  • раскрывающие сюжет романа.

Определите основное содержание этих глав и сопоставьте его с названием.

4. Соотнесите Ахава и Моби Дика по портретной характеристике, внешним деталям, статусу и месту в окружающем мире.

5. Проследите динамику восприятия Измаилом Моби Дика и Белого Кита по тексту романа, выписав характеристики и номинации, данные Измаилом. Определите символические детали ситуации спасения Измаила.

6. Найти в библейской энциклопедии (см. Литературу) или Библии ветхозаветные истории Ионы, Иова, Ахава, Измаила. Проанализируйте проповедь отца Мейпла, определить ее место в романе, смысл и функцию в тексте и сюжете; стилистика и пафос подачи материала.

7. Укажите сюжетные параллели в ветхозаветных легендах и историях Ахава/Измаила. Сформулируйте ответ на вопрос: «Почему спасся только Измаил и гибнут все остальные члены команды»?

8. Выпишите из романа определения белого и определения Китов в «Цетологии», а также все сюжетные «статусы» Моби Дика; на основе этого определите семантику Белого Кита в тексте.

Литература Западной Европы 19 века

Нажмите ссылку http://19v-euro-lit.niv.ru/, чтобы открыть ресурс.