Глава I. Специфика драмы

Введение………………………………………………………………………………

Глава I. Специфика драмы………………………………………………………………………….

Глава II. Анализ школьных программ по литературе в аспекте изучения пьесы а.П. Чехова «Вишневый сад»

Глава III. Разработка урока литературы по пьесе а.П. Чехова «Вишневый сад» ……………………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………….

Введение

Литературное наследие Чехова состоит из нескольких драм и множества мелких, «коротких» произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям все, что он думал о России своего времени.

Значение Чехова для нашей современности бесспорно. Чехов ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем русскую жизнь конца XIX века. Прекрасно о значении творчества Чехова сказал М.Горький : «Когда умрет Чехов, умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг любящий, сострадающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освященным грустной улыбкой любящего сердца, по сто рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимал».[28]

12 стр., 5655 слов

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы «Вишневый сад»)

... драматургии» · А.П. Чудаков «Поэтика Чехова» Структура работы: · Оглавление · Введение · Теоретическая глава · Практическая глава · Заключение · Библиография Практическая ценность ... вещи, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу: драмы Чехова на театре ставить нельзя, потому что ... пьесе Список литературы Введение Русская драма возникла очень давно, и долгое время существовала лишь ...

Творчество прозаика остается актуальным, так как и сегодня волнуют человека проблемы любви и счастья, нравственные искания, обретение смысла жизни. Актуальны для современного читателя и вопросы чинопочитания, пошлости и многие другие. Необходимо довести эти проблемы до сознания школьников, заставить детей размышлять над ними.

Произведения Чехова включены в различные школьные программы, каждая из которых имеет свои особенности.

Цель данной курсовой работы – проанализировать школьные программы по литературе и определить в них роль творчества А.П. Чехова, разработать урок по изучению пьесы «Вишневый сад».

Для достижения этой цели нами поставлены задачи:

— изучить учебную и научную литературу по теме;

— провести сравнительный анализ школьных программ по литературе (школьная программа по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, программа под редакцией В.Я. Коровиной и программа под редакцией Г.С.Меркина) с точки зрения изучения творчества А.П. Чехова;

— разработать конспект урока по теме «Анализ пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».

— сделать выводы.

Объект исследования – школьные программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, под редакцией В.Я. Коровиной, под редакцией Г.С. Меркина.

Предмет исследования – пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» в школьном изучении.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при подготовке и проведении уроков литературы в школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Специфика драмы

Драма в литературе занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Отсюда следует, что «сама структура драмы должна обладать такими качествами, которые позволили бы ей как роду искусства словесного сохранить свою независимость и не превращаться из самостоятельного субъекта в объект для театральных опытов, которые позволили бы ей без нарушения основ своей собственной структуры — путем лишь соответственной модификации и приспособления словесного материала — дать крепкий словесный остов для спектакля»[20]. В отличие от эпоса, в драме мы видим «подражание действию… посредством действия, а не рассказа» По точному и образному определению В. Г. Белинского, «драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя»[5].

Специфическими чертами драмы как рода являются отсут­ствие повествователя и резкое ослабление описательного элемен­та. Основа драмы — зримое действие, и это сказывается на осо­бом соотношении в ней событийного движения и речей персона­жей. Высказывания героев и расположение, соотношение частей — важнейшие способы раскрытия мысли автора. По отно­шению к ним другие способы выражения авторской позиции (пе­речень действующих лиц, ремарки, указания для постановщи­ков и актеров) играют второстепенную роль.

9 стр., 4453 слов

Поэтика и семантика пауз в драматургии Чехова

... ]. Вопрос о паузах Чехова неотделим как от жанрового и художественного мышления писателя, так и от его жизненной философии. Специфика драмы как рода литературы в том, что она ... ремаркой (пауза), расширенной ремаркой (все молчат), косвенной ремаркой (указывающей на побочное действие героев, прерывающее их разговор), примечанием в скобках к словам персонажа («Подумав», «Помолчав»), и ...

Важнейшей содержательной категорией в драме является конфликт. Безусловно, конфликты существуют и в эпосе, они могут присутствовать и в лирическом произведении, но их роль и значение в эпическом и лирическом сюжете иные, чем в дра­ме. Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столк­новения — существеннейший способ выявления жизненных прог­рамм персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе.

Содержательное наполнение конфликтов, равно как и спосо­бы их воплощения в драматическом произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их со­держанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразде­ляют на трагические, комические и собственно драматические. Эти типы выделены в соответствии с двумя основными жанровыми формами драмы, они исконно сопутствуют траге­дии и комедии, отражая наиболее существенные стороны жиз­ненных конфликтов.

Разумеется, конфликт при всей содержательной многозначнос­ти и разнообразии функций не единственный компонент, оп­ределяющий специфику драмы как рода. Не менее важны спо­собы сюжетной организации и драматического повествования, соотношение речевых характеристик героев и построения дей­ствия и др. Однако мы сознательно сосредоточиваем внимание на категории конфликта. С одной стороны, анализ этого аспек­та позволяет, исходя из родовой специфики драмы, выявить глубину художественного содержания произведения, учесть особенности авторского мироотношения. С другой — именно рассмотрение конфликта может стать ведущим направлением в школьном анализе драматического произведения, так как для старшеклассников характерен интерес к действенным столкновениям убеждений и характеров, через которые откры­ваются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование кон­фликта можно подвести школьников к постижению мотивов, стоящих за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. Выявить роль данной категории в создании событийной и идеологической напряженности драмы, в выражении социальных и этических программ героев, в воссоздании их психологии — задача этого раздела.

Драма изображает человека только в действии, в процессе которого он обнаруживает все стороны своей личности. «Дра­матизм,—подчеркивал В. Г. Белинский, отмечая особенности драмы,—состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого»[5].

В произведениях драматургического жанра, в отличие от эпических и лирических, отсутствуют авторские описания, по­вествование, отступления. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Драматург, следовательно, не рассказывает о жизни своих героев, а показывает их в дей­ствии.

15 стр., 7251 слов

Театр подтекста в драматургии Ибсена и Чехова

... драматургии. Предмет исследования - специфика использования подтекста в драматических произведениях Чехова и Ибсена. Цель исследования - рассмотреть понятие театра подтекста ... глав - теоретической и практической и списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические аспекты подтекста в творчестве ... мать?" (С XII, c. 20). Считается, что драме не очень доступен "поток сознания". "Сложные и ...

Вследствие того что герои драматургических произведений проявляют себя только в действии, речь их имеет целый ряд особенностей: она непосредственно связана с их поступками, более динамична и экспрессивна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматургических произведениях имеют также интонации, пауза, тон, т. е. все те осо­бенности речи, которые приобретают конкретность на сцене.

Драматург, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характеров персонажей и, следовательно, для обоснования развивающейся борьбы между действующими лицами. Все остальные жизненные фак­ты, не имеющие прямого отношения к изображаемому, замед­ляющие развитие действия, исключаются.

Все, показанное в пьесе, трагедии, комедии или драме, за­вязывается драматургом, по меткому выражению Гоголя, «в один большой общий узел». Отсюда — концентрация изо­бражаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особен­ность сюжета драматургических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты строятся на общих элементах: завязке, кульминации и раз­вязке.

Отличие драмы от эпоса и лирики выражается также и в том, что произведения драматургического жанра пишутся для театра и получают свое окончательное завершение только на сцене. В свою очередь театр оказывает на них влияние, под­чиняя их в какой-то степени своим законам. Драматургиче­ские произведения делятся, например, на действия, явления или сцены, смена которых предполагает перемену декораций и костюмов. Примерно в трех, четырех действиях пьесы, т. е. в течение трех, четырех часов, занимаемых спектаклем, драма­тург должен показать возникновение конфликта, его развитие и завершение. Эти требования, относящиеся к драматургам, обязывают их выбирать такие явления и события жизни, в которых особенно ярко проявляются характеры изображае­мых людей.

Работая над пьесой, драматург видит не только своего ге­роя, но и его исполнителя. Об этом свидетельствуют многочис­ленные высказывания писателей.

Существует и иная зависимость драматургического произ­ведения от театра. Она проявляется в том, что пьесу со сце­ной соединяет в своем воображении читатель. При чтении пьес возникают образы тех или иных предполагаемых или дей­ствительных исполнителей ролей.

Театр создает гораздо большую иллюзию жизни, чем ка­кое-либо другое искусство. Все, что происходит на сцене, вос­принимается зрителями особенно остро и непосредственно. В этом—огромная воспитательная сила драматургии, отли­чающая ее от других родов поэзии.

Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос­нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно­шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

Глава II. Анализ школьных программ по литературе в аспекте изучения пьесы а.П. Чехова «Вишневый сад»

Содержание школьных программ и учебников определяется Государственным образовательным стандартом общего образования [30]. Программы по литературе отражают базовый компонент литературного образования и содержание стандартов среднего образования. В настоящее время в школе используются различные программы и учебники по литературе. Среди них можно назвать таких авторов-составителей, как В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, коллективы под руководством Г.С Меркина, В.Г. Маранцмана, А.Г. Кутузова, Р.Н. Бунеева и другие [26]. Программы по литературе ориентируют учителя на творческий подход к деятельности, на выбор разнообразных вариантов изучения литературного произведения, что соответствует требованиям к учителю в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта [30]. Принцип вариативности образования предполагает также право выбора учителем автора, произведения, методики его изучения, типа чтения.

7 стр., 3224 слов

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших ...

... выбрали методы изучения музыкальных произведений крупнойформы в старших классах средней образовательной школы. Таким образом, объектом нашего исследованиястановится изучение школьниками старших классов музыкальных произведенийкрупной ... находки учителя музыки СШ № 18 ДежиковойЛюдмилы Геннадьевны. Метод изучения музыкального произведения – такой способ работы с музыкальнымпроизведением, в процессе ...

Для анализа изучения комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» мы взяли школьные программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова [6], под редакцией В.Я. Коровиной [22] и под редакцией Г.С. Меркина [23].

Государственным образовательным стандартом и школьными программами предусмотрено изучение различных аспектов творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, седьмых, восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классах. Каждая из анализируемых программ имеет свои особенности.

В школьной программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина под литературой подразумевается базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

В школьной программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина А.П. Чехов изучается с 5 класса. Программа предусматривает на изучение литературы 68 часов, из которых творчеству писателя выделяется 2 часа. Ученики знакомятся с детскими и юношескими годами классика, им предлагается чтение и анализ рассказов «Пересолил», «Злоумышленник», даются такие понятия как юмор и комическое.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям. На этом этапе происходит включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю. На изучение творчества Чехова выделено 3 часа. Дети знакомятся с сатирическими и юмористическими рассказами «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим «.Усваивают основные понятия: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

В 7 классе так же общее количество уроков литературы 68, из них 2 выделено на изучение Чехова. Для изучения предлагаются рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», в которых разоблачаются беспринципность, корыстолюбие, чинопочитание, самоуничижение. Рассматривается своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Даются такие понятия: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

13 стр., 6076 слов

«Подводные течения» в пьесах Чехова

... человеке. Что ж, как мы выяснили, "подводные течения" значительно усложнили образы героев пьес Чехова, делая их практически живыми людьми. Но "течения" на этом не заканчиваются. Далее ... навстречу новой, неизвестной, но такой заманчивой жизни. Чехова всегда интересовала человеческая глухота друг к другу. Персонажи его в пьесах лишены взаимопонимания. Это выражается в диалогах: герои ...

В 8 классе общее число уроков литературы 68, 2 часа в неделю. Изучение творчества Чехова не предусмотрено.

В 9 классе основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.  Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

          При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается  потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Рассказам Чехова выделен 1 час, предлагаются для изучения такие произведения: «Тоска», «Смерть чиновника».

В 10 классе литературу изучают 3 часа в неделю, 105 часов, из них 7 часов отведено творчеству А.П. Чехова: рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с со­бачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Виш­невый сад».

Вводятся понятия «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова, образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Акцент сделан на выразительность художественной детали, глубину психологического анализа как отличительной черты чехов­ской прозы. Представлено новаторство Чехова-драматурга, соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад», лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Анализируются фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии, роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе, функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде», сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Именно изучению пьесы «Вишневый сад» посвящено 4 урока, из которых последний – сочинение по творчеству писателя.

В 11 классе школьная рабочая программа под редакцией Г.С. Меркина изучение творчества Чехова не предусматривает.

В школьной программе по литературе под редакцией А.Г. Кутузова литература понимается как искусство слова, литературное произведение рассматривается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображе­ние реальности.

8 стр., 3652 слов

Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы

... -согласие, когда один будет дополнять, обогащать впечатления, высказанные собеседником. В хорошо подготовленном классе такие диалоги иногда проходят спонтанно, без предварительной подготовки. Приведем небольшой фрагмент диалога ...

В связи с этим целью литературного образования становится «формирование читателя, способного к полно­ценному восприятию литературных произведений в кон­тексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова» [6].

В 5 классе ведущей проблемой является связь литературы и фольклора. На раздел «Литература» отводится 52 часа из 70 часов всего курса. При изучении жанровых особенностей рассказа и его отличий от сказки предлагается чтение рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» (3 часа).

В 6 классе поднимается проблема «Роды и жанры», на изучение литературы отводится также 70 часов, но творчество А.П. Чехова не изучается. В 7 классе на изучение литературы отводится 70 часов, ведущая проблема — «Характер – герой – образ». Для анализа в классе предлагаются рассказы «Хамелеон» и «Смерть чиновника», для внеклассного чтения — « Толстый и тонкий». Попутно даются понятия «Речевая характеристика персонажа», «юмор», «сатира», «комическая ситуация». В рамках творческого практикума предполагается инсценировка одного из рассказов. В 8 классе на изучение литературы отводится такое же количество часов, как и в 7 классе, проблема — «Литература и традиция», творчество А.П. Чехова не изучается. В 9 классе на изучение литературы отведено 105 часов, ведущей признается проблема «Автор – образ — читатель». Здесь рассматривается своеобразие те­матики и проблематики рассказа «Скрипка Ротшильда», дается понятие детали и ее художественных функций.

Для 10 – 11 классов программа А.Г.Кутузова предлагает два уровня: базовый (105 часов) и профильный (175 часов).

В 10 классе базового уровня творчество А.П. Чехова не изучается. В 11 классе рекомендуются для обязательного чтения рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», а так же рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Крыжовник», «О любви», «Дом с мезонином», «Невеста» — на выбор учителя. Всего теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова» уделяется 9 часов.

Так, школьная рабочая программа под редакцией А. Г. Кутузова в 11 классе предусматривает 7 часов на изучение творчества Чехова в общем, из которых 3 часа отводится на непосредственное изучение самой пьесы «Вишневый сад»: 1-2 часа «Прошлое, настоящее и будущее России в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». Проблема времени, памяти и забвения».

 3 час «Образы – символы в пьесе «Вишневый сад».

На уроках рассматриваются следующие вопросы: своеобразие жанра, драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст, интерпретация темы раз­рушения «дворянских гнезд», утверждение высокого назна­чения человека и его творческой преобразующей деятельнос­ти, символические образы.

В рамках профильного уровня рассматривается трансформация традиционных тем и образов русской литературы в прозе Чехова. Затрагиваются проблема человеческого счастья («Ионыч», «Душечка»), вопрос о назначении человека («ма­ленькая трилогия») и общественных иллюзий («Дом с мезо­нином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»).

Изучаются особенности поэтики чеховских произведений.

На изучение пьесы «Вишневый сад» отведено 4 часа. К базовым вопросам добавляется более подробное рассмотрение истории создания и сценической жизни произведения.

Таким образом, в данной программе изучению творчества А.П. Чехова уделяется достаточное количество часов, темы рассматриваются подробно и в полном соответствии с требованиями Государственного стандарта.

В программе под редакцией Веры Яновны Коровиной, в основе которой лежит чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания произведений, творчество А.П. Чехова изучается систематически, в каждом классе [22]. В 5 классе школьники изучают рассказ «Хирургия», получают краткие сведения по биографии А.П. Чехова, истории создания произведения. На уроках рассматриваются сюжет и содержание рассказа, понятия юмора и сатиры. В 6 классе учащиеся на уроке в классе рассматривают рассказ «Толстый и тонкий», а на уроке внеклассного чтения – рассказы «Лошадиная фамилия» и «Пересолил». Учащиеся получают сведения о литературной деятельности А.П. Чехова, рассматривают сюжеты рассказов и знакомятся с особенностями стиля чеховских рассказов (краткость, емкость, яркие заглавия, говорящие имена и фамилии, выразительные детали, динамичность действия, сценичность диалогов, простая, ясная речь автора).

В 7 классе на творчество А.П. Чехова отводится 3 часа. На протяжении двух уроков изучается рассказ «Хамелеон». А на третьем уроке (урок внеклассного чтения) обсуждаются рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня», которые были даны учащимся для самостоятельного чтения. В ходе занятий рассматриваются такие понятия, как юмор, сатира, ирония, «хамелеонство», псевдоним. В 8 классе в течение двух уроков школьники изучают рассказ Чехова «О любви». Программой предусмотрено рассмотрение сведений о жизни и творчестве писателя; обсуждение сюжета и содержания рассказа; теоретико-литературные понятия: композиция, деталь, психологизм, пейзаж. В 9 классе творчество А.П. Чехова представлено рассказом «Смерть чиновника», который предлагается изучать на протяжении двух уроков. Также предполагается на отдельном уроке развития речи написание обобщающего сочинения по творчеству писателя. В 10 – 11 классах данная программа предусматривает изучение литературы на базовом уровне. В 10 классе изучению творчества А.П. Чехова отводится 6 часов. Из них 2 часа – на рассказы «Человек в футляре» и «Ионыч». Здесь рассматриваются такие проблемы, как спор автора с традицией изображения «маленького человека», конфликт между сложной и пестрой жизнью и узки­ми представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов, многообразие философско-психологической проб­лематики в рассказах зрелого Чехова, конфликт обы­денного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование. В течение четырех уроков, выделенных на пьесу «Вишневый сад», изучаются образ вишневого сада; роль фарсовых эпизодов и комических персонажей; психо­логизация ремарки; понятия «символическая образность», «бес­событийность», «подводное течение», «лирическая комедия»; композиция и стилистика пьесы. В одиннадцатом классе творчество А.П. Чехова не изучается.

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание курса по творчеству А.П. Чехова в данной программе хорошо разработано и систематизировано, что позволяет учителю логично и последовательно планировать уроки и находить новые, нестандартные, современные подходы к изучению творчества писателя. Программный материал от класса к классу постепенно усложняется. В 5-6 классах ученики обращаются, в основном, к сюжету конкретных произведений, их основной мысли, учатся правильно читать и истолковывать художественные произведения. В 9 классе внимание уделяется нравственному содержанию произведений, углубляется работа по осмысле­нию прочитанного, привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 10—11 классах предусмотрено изучение произведений А.П. Чехова на историко-литературной основе, рассмотрение их в культурном контексте.

Проанализировав три разных программы по литературе можно сделать вывод о том, что все они соответствуют Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по литературе, но структура и наполненность программ различаются. Мы выяснили, что программа по литературе А.Г. Кутузова отличается жанрово-родовым структурным принципом, считает важной проблемой формирование эстетического отношения школьников к искусству слова. Планирование уроков предполагает определенную свободу выбора учителем произведений и вопросов для изучения и обсуждения, что подтверждается насыщенностью учебного материала.

Что касается программы под редакцией В.Я. Коровиной, то здесь полно представлен учебный материал, содержание курса по творчеству А.П. Чехова хорошо разработано и систематизировано. Это в значительной мере упрощает работу учителя по подготовке к уроку и позволяет выбирать различные подходы к изучению творчества писателя. Во многих школах данная программа является традиционной.

Изучение литературы по программе под редакцией Г.С. Меркина представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Изучение учебного материала проходит эффективнее и намного оптимальнее, создаются возможности для реализации литературного образования. Осуществляется интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, соблюдена логика и доступность учебного материала, учитываются возрастные особенности. Учащимся предлагается выполнение разнообразных заданий: творческих, развивающих речь, мыслительных. По нашему мнению, учебный комплекс под редакцией Г.С Меркина наиболее современен и эффективен для изучения литературы.

Глава III. Разработка урока литературы по пьесе а.П. Чехова «Вишневый сад» Конспект урока по литературе в 10 классе на тему « Анализ пьесы а.П.Чехова «Вишневый сад»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие:  — расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы и критических высказываний о ней;

— определить место вишневого сада в системе образов пьесы;

— совершенствовать умения анализа и составления текста, оперирования литературоведческими терминами

Развивающие:

— развивать монологическую речь учащихся;

— развивать творческие способности учащихся;

Воспитательные:

— прививать бережное отношение к слову;

—воспитывать через творческую активность учащихся чувство прекрасного, эстетический вкус.

Оборудование: текст пьесы «Вишневый сад», тестовые задания, таблицы для заполнения.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка знания текста пьесы «Вишневый сад».
  3. Анализ пьесы «Вишневый сад».

1).

Вступительное слово учителя.

2).

Беседа по вопросам.

3).

 Работа в группах.

4).Образ вишневого сада в пьесе.

5).

Авторское отношение к саду.

6).

Комментарий к эпиграфу урока.

IV. Подведение итогов.

V.Задание на дом.

VI. Выставление оценок.

Ход урока:

«Вся Россия — наш сад»А.П.Чехов.

(Эпиграф урока).

I.Орг. момент.

II.Проверка знания текста пьесы «Вишневый сад».

Ученикам раздаются тестовые задания с целью проверить знание текста пьесы:

Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:

а) “Чайка”; б) “Вишневый сад”; в) “Дядя Ваня”; г) “Три сестры”. 

Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:

а) в одном из провинциальных городов России; б) в Москве; в) в имении Любови Андреевны Раневской; г) в имении Лопахина? 

Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:

а) Гаев – муж Раневской; б) Гаев – ее брат; в) Гаев – ее сосед, они друзья юности; г) Гаев – ее сын? 

Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:

а) Петя Трофимов; б) Епиходов; в) Гаев; г) Варя? 

Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:

а) Раневской; б) Фирса; в) Гаева; г) Пети Трофимова? 

Вопрос 6. В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:

а) Раневская;  б) Варя; в) Аня; г) Дуняша? 

III. 1)Вступительное слово учителя.

Учитель: — После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».

«Ему чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни c того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги».

В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно от какой причины».

14 октября готовую пьесу отправили в Москву.

Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

1.Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические.

2.Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».

3.Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

2) Беседа по вопросам.1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?     ( а) Чехов назвал «Вишневый сад» — комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой).

«Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер. В пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделал ей предложение. Гаев беспокоится о судьбе вишневого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа. Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои галоши  и падает с лестницы.)       

б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни. «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К. С. Станиславский).

в) Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений». Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комичностью владельцев сада и почти всех второстепенных персонажей.)  2. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? Драматичен ли Лопахин?

3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни?

4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).

5.Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.

6. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.)

7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша? отказываются от предложения Лопахина?

9. Как трактуется образ 8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская Лопахина? Почему его не любит Гаев? 10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?

11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?

12. А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.) 3).

 Работа в группах. ( класс делится на 4 группы, каждая из которых выполняет свое задание).

       Группа 1. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада.

  Вопросы и задания для наблюдений:

— Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства. (Доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке и поверхностность переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочная доброта, эгоистичность. Это неплохие люди, но автор разоблачает их.)

 — Расскажите о Раневской. Сравните, как о ней говорят Лопахин и Трофимов. Как ее характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской?       — Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

      — Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?       — Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?

 — Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?

 — Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?

 Выводы. Поместное дворянство — это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.

  Группа 2. «Параллели» к хозяевам: Яша и Фирс.

  Вопросы и задания для наблюдений:

  — Что олицетворяет Фирс? (Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах… И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».)  — Найдите смысловой подтекст в последнем монологе Фирса. (Последний монолог Фирса имеет две смысловые линии: «жизнь прошла» и «недотепа». Эти мысли и о хозяевах.)

 — Чем отличается от Фирса Яша? Как он относится к окружающим? (Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к Родине).)  Группа 3. Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству.

Вопросы и задания для наблюдений:

 — Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». Какие черты Лопахина привлекательны?  — Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и к Гаеву?

— Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? В чем его противоречия? Какое качество в нем победит? — Почему Лопахин не делает предложения Варе? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?

— О каком будущем России он говорит?

— В чем своеобразие речи Лопахина?

Выводы. Смысл характера Лопахина — смена «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.

Группа 4. «Молодое поколение»: Петя и Аня.

Вопросы и задания для наблюдений:

— Какова роль этих персонажей в пьесе? Одинаково ли их рисует автор? — Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?

— Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?

 —В чем образ Пети сходен с образом Гаева?

 — Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?

 Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора говорят о его неуверенности, что такие, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным. Воплощение веры писателя в будущее — это Аня. Автор изображает чистоту, непосредственность, цельность ее характера.

4).Образ вишневого сада в пьесе

Учитель: —  Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ — символ. Запишем в рабочую тетрадь: Символ — (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

– Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду.- Что роднит героев в их отношении к саду? 

Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.

Раневская, Гаев: сад — прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

 Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

Гаев: «И в „Энциклопедическом словаре“ упоминается про этот сад» и др.

Фирс: сад — барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»       Лопахин: сад — воспоминание о прошлом, дед и отец были крепостными; надежды на будущее — вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад — источник богатства, предмет гордости. 

Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.         Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…». «Вся Россия наш сад» — это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.       Аня: сад — символ детства, сад — дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад — надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». – Что различно? Составим и заполним цитатами таблицу

Отношение к саду героев пьесы

Раневская

Гаев

Аня

Лопахин

5).

Авторское отношение к саду.

Учитель: Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад — символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора.

 

6).

Комментарий к эпиграфу урока.

Учащиеся письменно комментируют эпиграф к уроку:

«Вся Россия — наш сад». А.П.Чехов.

IV. Подведение итогов.

Пьеса «Вишневый сад» — это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье — в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса — это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

V. Задание на дом.

Ответить на вопрос: «Какое будущее ждет Россию?»

VI. Выставление оценок.

Заключение

Нами в данной курсовой работе была поставлена цель — рассмотреть содержание школьного курса творчества А.П. Чехова в различных программах по литературе и разработать урок по изучению пьесы «Вишневый сад».

Проанализировав три разных программы по литературе можно сделать вывод о том, что все они соответствуют Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по литературе, но структура и наполненность программ различаются. Мы выяснили, что программа по литературе А.Г. Кутузова отличается жанрово-родовым структурным принципом, считает важной проблемой формирование эстетического отношения школьников к искусству слова. Планирование уроков предполагает определенную свободу выбора учителем произведений и вопросов для изучения и обсуждения, что подтверждается насыщенностью учебного материала. Что касается программы под редакцией В.Я. Коровиной, то здесь полно представлен учебный материал, содержание курса по творчеству А.П. Чехова хорошо разработано и систематизировано. Это в значительной мере упрощает работу учителя по подготовке к уроку и позволяет выбирать различные подходы к изучению творчества писателя. Во многих школах данная программа является традиционной.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает программа по литературе под редакцией Г.С. Меркина, которая представляет собой наиболее содержательную методическую разработку литературного образования школьников с 5 по 11 класс. Рассматриваемая программа предлагает систематическое изучение творчества А.П. Чехова как в рамках отдельной темы, так и в связи с творчеством других авторов. Так же данная программа предлагает широкий спектр творческих заданий различной направленности. Таким образом, данная программа может стать прочной основой творческой деятельности учителя.

В данной курсовой работе представлена разработка урока в 10 классе к учебнику литературы под редакцией Г.С. Меркина. В разработке урока по пьесе «Вишневый сад» были учтены основные особенности в изучении творчества А.П. Чехова, а также возрастные особенности учащихся. В уроке совместились индивидуальная и групповая деятельность, актуализировались знания, полученные на предыдущих занятиях.   

Литература

  1. Чехов, А. П. Собрание сочинений в 12-ти тт., 1 – 2 тт./ А.П. Чехов. – М.: «Художественная литература», 1976.
  2. Афанасьев, Э.С. «Вишневый сад» А. П. Чехова: ироническая комедия // Литература в школе. –2001. – №2. – С. 13-19.
  3. Афанасьев, Э.С. «…является по преимуществу художником». О художественности произведений А.П. Чехова [Текст] / Э.С. Афанасьев. // Русская словесность. – 2002. — №8. – С. 23 – 27.
  4. Баранова, О.В. Чехов в моей педагогической судьбе [Текст] / О.В. Баранова. // Литература. – 2010. — №7. – С. 8 – 11.
  5. Белинский.В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. II

   Статьи и рецензии. 1841-1845[Электронный ресурс] – Электрон. дан. — Режим доступа:http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0790.shtml

  1. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы [Текст] / О. Ю. Богда­нова, С. А. Леонов, В. Ф.Чертов /Под ред. О.Ю. Богдановой. — М.: Академия,1999. – 397 с.
  2. В мире литературы. 5-11 классы.: программа для общеобразовательных учреждений. /под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2010 г.
  3. Головачева А. Г. «Звук лопнувшей струны»: непрочитанные страницы «Вишневого сада» // Литература в школе. — 1997. — № 2. — С. 34—45.
  4. Головачева, А. Г. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…» : Образ-символ в пьесе А. П. Чехова «Вишневого сада» : [анализ произведения] // Уроки литературы. – 2007. – окт. (N 10).

    – С. 1-5.

  5. Граблина, Н.В. В творческой мастерской А.П. Чехова [Текст] / Н.В. Граблина. // Литература в школе. – 2009. — №7. – С. 28 – 31.
  6. Грачева И. В. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» и русская живопись // Литература в школе. — 2000. — № 2. — С. 26—33.
  7. Грачева, И. Символика имен в рассказе А. П. Чехова «Невеста» и в пьесе «Вишневый сад» // Литература в школе. – 2004. – июль (N 7).

    – С. 18-20.

  1. Гутов, А.Г. Можно ли сегодня полюбить Чехова? [Текст] / А.Г. Гутов. // Литература в школе. – 2010. — №3. – С. 41 – 42.
  2. Ищук-Фадеева, Н. Вишнёвый сад: стиль-жанр-метод // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1997. — № 47.
  3. Капитанова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве: учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. — М.: Русское слово, 2000.
  4. Катаев, В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. Б. Катаев. – 2-е изд. – М. : МГУ, 1999. – 110 с.
  5. Кошелев, В. Мифология сада в последней комедии Чехова // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2003. — № 28.
  6. Кураев, М.А. Актуальный Чехов: заметки о классике [Текст] / М.А. Кураев. // Дружба народов. – 1998. — №12. – С. 168 – 179.
  7. Лебедев Ю. В. «Вишневый сад» А. П. Чехова // Литература в школе. 1990. — № 1. — С. 29—38.
  8. Литература. 5-9 классы: Тематическое планирование (по программе А.Г.Кутузова)/Сост. Л.М.Серегина. – Волгоград, Учитель, 2004.
  9. Литературная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/Драма.
  10. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Под ред. З.Я. Рез. — М.: Просвещение, 1977 — С.230-243.
  11. Николаева В. Уроки по Чехову // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 13.
  12. Программа литературного образования. 5-11 классы [Текст] /Под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2002. – 85 с.
  13. Путинцева В. Когда болит душа: конспект урока по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 26.
  14. Рабочие программы по литературе: 5 – 9 классы [Текст] / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с.
  15. Роговер, Е. С. «Вишневый сад» А. П. Чехова: преемственность и новаторство: [анализ произведения] // Литература в школе. – 2008. – авг. (N 8).

    – С. 15-20.

  16. Скибина, О.А. Чехов в школьном изучении [Текст] / О.А. Скибина. // Литература. – 2007. — №10. – С. 16 – 18.
  17. Стандарт основного общего образования по литературе [Электронный ресурс] – Электрон. дан. — Режим доступа: gimn6.rumenu/teacher/41/41ou/Standart/09.doc.
  18.  М. Горький и А. Чехов. Переписка. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. — Режим доступа: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-192.htm
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт. Литература 5 – 9 классы [Электронный ресурс] – Электрон. дан. — Режим доступа: .